Главная

О школе

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Воркутинская детская музыкальная школа открыта приказом №53 от 23.07.1952 г. Управлением по делам искусств при Совете Министров Коми АССР. 

Переименована в Воркутинскую городскую детскую музыкальную школу приказом №172 от 18.09.1959г. по Отделу Культуры Воркутинского Горисполкома с 25.09.1959 года.

Переименована в Муниципальную организацию культуры Детская музыкальная школа города Воркуты Постановлением Главы администрации г.Воркуты № 935.7 от 28.09.1995 г.

На основании Постановления Главы администрации МО «Город Воркута»  №419 от 14.03.2001г. Муниципальная организация культуры Детская музыкальная школа города Воркуты переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МОУ ДОД «Городская ДМШ»).

Из муниципального образовательного  учреждения дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» путем изменения типа создано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МБОУ ДОД «Городская ДМШ»)  Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 08.12.2011 № 1406.

На основании постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.11.2016г. №1917 переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Городская детская музыкальная школа" (МБУ ДО "Городская ДМШ").

На  основании     Постановления    администрации МО ГО  «Воркута»  № 464  от  25  марта 2020 года  «О  реорганизации  муниципальных  бюджетных  учреждений  дополнительного  образования  в  сфере  культуры  в  форме  присоединения» муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования  «Детская  музыкальная  школа  Шахтерского  района»  было  реорганизовано  в  форме  присоединения   к    муниципальному  бюджетному  учреждению  дополнительного  образования  «Городская  детская  музыкальная  школа». 

Читать далее...

МР ФО Развитие техники пианиста

«Развитие техники пианиста»

Преподаватель по классу фортепиано Васильева Татьяна Олеговна

Взаимосвязь музыкального и технического развития

Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств.

В работе над пианистической техникой, кроме указанных свойств, требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники. Техническая тяжеловесность, слабая подвижность, статичность и метричность нередко происходят от отсутствия ощущения горизонтального движения музыки, ее развития. Исполнение в этом случае раздроблено на мелкие элементы. И, наконец, двигательная вялость, неточность попадания, несобранность и расплывчатость, как правило, объясняются медленной реакцией, недостаточной концентрацией внимания, заторможенными рефлексами. Нечего и говорить в этом случае о звуковой стороне, так как звуки, взятые как попало, в последний момент, неподготовленные (даже если они правильные) получают непроизвольную, случайную окраску, ничего общего не имеющую с замыслом.

Из этого ясно, какое огромное значение для успешной работы над пианистической техникой имеет развитие общей музыкальности ученика.

Основные принципы технического развития

Основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.

Назначение музыкальной воли – управлять исполнительским процессом, а технического аппарата – подчиняться музыкальной воле (в конечном итоге – автоматически).

Оба эти процесса (управлять и подчиняться) с первых шагов обучения должны находиться в полном единстве.

Принципы, на которых следует развивать пианистический аппарат, следующие:

  1. Гибкость и пластичность аппарата.
  2. Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцах.
  3. Целесообразность и экономия движений.
  4. Управляемость техническим процессом.
  5. Звуковой результат (как необходимый итог).

Два направления в развитии мелкой техники. Технические навыки в начальном обучении.

Вспомогательные упражнения

Сначала рассмотрим некоторые способы развития мелкой техники (в условиях длительного непрерывного движения).

Разберем первое (главное) направление в этой работе.

1.                      Сначала несколько слов о постановке.

Руки лежат на клавиатуре, но не давят на нее. При этом плечи должны быть опущены (когда они подняты, руки как бы подвешены над клавиатурой). Пальцы полусогнуты и своими «подушечками» активно сцеплены с клавишами. «Подушечка» первого пальца находится сбоку и не должна занимать больше половины фаланги. В результате между первым и вторым пальцами образуется «полукольцо».

Такая позиция пальцев организует естественную форму руки, которая образует «купол» и определяет положение кисти на уровне этого «купола». При этом рука должна быть не жесткой и не размягченной, а гибкой и упругой (степень упругости проверяется легким покачиванием).

Особая роль в сохранении формы «купола» принадлежит первому и пятому пальцам, как упругим «столбикам», на которых держится вся конструкция.

Сила тяжести разная, но в большинстве случаев средняя.

Хочется отметить роль сцепления «подушечек» с клавишами. Это обеспечивает наилучшие условия для извлечения звука, гарантирует от прогибания последних пальцевых фаланг, а также способствует сохранению наиболее естественной формы руки и должной высоты кисти.

2.                      Пальцы, чередуясь, «ходят», переступают по клавишам. Движения только необходимые. Пальцы не нащупывают очередную клавишу, не вталкиваются в нее, не ударяют по ней, а активно берут ее.

Кончик пальца соприкасается с клавишей только в момент извлечения звука. Одновременно очередной палец занимает позицию над следующей клавишей. Это действие производится без излишнего напряжения и без дополнительного взмаха, так как все пальцы (кроме извлекающего звук) находятся над клавиатурой. Такой позиции способствует довольно высокий уровень «крыши купола», поддерживаемой соответствующим положением первого пальца.

Пальцы всегда «смотрят» вниз.

3.                      Рука перемещается вслед за пальцами, начинается это перемещение в кисти. Главное здесь – полная синхронность работы пальцев с перемещением центра тяжести, или точки опоры, внутри руки. Тогда возникает совпадение двух сил в одной точке. Перемещение опоры должно достигаться без толчков.

При известных комбинациях с черными клавишами кисть может подаваться вперед и вверх. «Рука должна постоянно приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры и т. п.» (К. Игумнов).

В то же время активные ведущие пальцы (пока они активны) строго ограничивают движения кисти, не позволяя ей разбалтываться. Это и есть полезная свобода кисти, упругое и подвижное соединение ее с пальцами.

4.                      Отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения, стремясь сузить позицию руки (нельзя допускать, чтобы пальцы были растопырены).

Благодаря этому первый палец оказывается в наиболее удобном положении для подкладывания, а третий и четвертый пальцы – для перекладывания через первый (при обратном движении).

К моменту подкладывания рука отклоняется в сторону движения и тем самым дает возможность первому пальцу свободно приблизиться к очередной клавише, взять без толчков и дополнительного взмаха кисти.

Благодаря собиранию пальцев и наклону руки в сторону подкладывания второй палец также оказывается в удобной позиции для плавного перехода через первый палец по кратчайшему пути (без ненужного взмаха).

В чередовании коротких фигураций, не выходящих из пределов позиции (например, в коротких арпеджио), первый палец при движении вверх и пятый – при движении вниз (правая рука) подводятся к первой клавише очередной группы, но не прикасаются к ней.

Описанные принципы перемещения руки избавляют технику пианиста от угловатости, резких переходов, ненужных акцентов, лишних движений рук и пальцев. Тем самым создаются условия для плавной цельности движения и звуковой ровности.

5.                      Наконец, этот способ игры облегчает переход к быстрому темпу, где все мелкие движения сокращаются, как бы уходя «внутрь». На поверхности остается крупное движение всей руки. Подчеркнем, что движения сокращаются, но не исчезают:

А) остается активная цепкость пальцев, только размах их уменьшается; они почти не поднимаются над клавишами;

Б) остается перемещение кисти, следующей за всеми извилинами пассажа (очерчивая его контуры), хотя внешне это перемещение становится мало заметным;

В) остается и гибкое взаимодействие между всеми частями аппарата; взаимодействие, меняющееся в зависимости от музыкального-звуковой задачи и регулируемое музыкальной волей исполнителя.

Таким образом, в работе над мелкой техникой следует соблюдать правильные пропорции во взаимодействии трех факторов: активных ведущих пальцев, перемещающейся опоры (гибкая, подвижная кисть) и крупного движения всей руки.

Это был первый принцип развития мелкой техники. Работа в этом направлении особенно важна в первые годы обучения. Но это только одна сторона технического развития.

Параллельно с этой работой следует ставить задачи совершенствования отдельных участков пианистического аппарата. Для совершенствования мелкой техники рассмотрим второе направление, которое условно назовем механизацией пальцев.

Вкратце оно заключается в четырех действиях:

  1. Быстрое взятие клавиши кончиком пальца (подушкой).
  2. Моментальное освобождение от давления на клавишу.
  3. Отскок предыдущего пальца.
  4. Быстрая подготовка очередного пальца над следующей клавишей.

При этом конечная цель состоит в том, чтобы все четыре действия производились одновременно, в одном импульсе.

Благодаря первому направлению пассажи приобретают связность и цельность; в них появляются очертания контуров музыкальной фразировки. Второе же способствует развитию активности, силы и независимости пальцев, достижению ясного, ровного звука, легкости пассажей, а главное – сохранению всех этих качеств в быстром темпе.

Обычные недостатки и трудности заключаются в том, что, работая над четкими, активными пальцами (второй принцип), ученик изолирует их от кисти, которая становится неподвижной, а перемещая руку (первый принцип), он снижает активность пальцев.

Одним из критериев правильного соотношения этих двух видов работы является звуковой результат; это самый надежный «компас».

Другим показателем служит облегчение технического выполнения; приемы не должны вызывать скованность, а, наоборот, приводить к большей свободе, устойчивости и удобству.

Наконец, один из важнейших критериев – это опыт и интуиция педагога, которые подскажут ему различное соотношение этих видов работы в занятиях с разными учениками.

Для демонстрации сочетания обоих принципов в едином процессе разберем способ работы над техническим материалом в медленном темпе. 

Одно из главных условий работы в медленном темпе заключается в том, чтобы играть было удобно и легко.

Если медленный темп вызывает скованность и неудобство, пользы от него мало, а вред может быть.

Чтобы избежать скованности, пальцы должны взаимодействовать с рукой. Размах пальца перед взятием звука производится с легким отклонением руки в противоположную от требуемой клавиши сторону. Такая позиция обеспечивает свободное положение руки и позволяет достигать большой силы удара, не прибегая для этого ни к напряженно высокому подъему пальцев (первая фаланга не должна подниматься выше уровня кисти), ни к дополнительному взмахиванию кисти.

После быстрого и сильного взятия клавиши кончик пальца моментально прекращает давление, тем самым освобождая всю руку, которая пружинит наподобие свободной «отдачи» после толчка.

При этом особенно важно, чтобы «отдача» была направленной и приводила руку и пальцы в позицию для взятия очередной клавиши. После этого весь цикл повторяется.

Таким образом, закладывается прочный фундамент, крайне необходимый для работы над техникой в более быстрых темпах.

В случае необходимости можно пользоваться некоторыми вспомогательными способами работы, как, например:

  1. Играть медленно, как бы повисая на каждом кончике пальца (но не прогибать кисть). Это поможет достижению глубины и связности.
  2.  В среднем темпе играть легко и плавно, ведя руку как смычок. Пальцы «живые», но почти не поднимаются; при этом активизируются (развязываются) огибающие движения кисти. Этим способом достигаются пластичность, легкость и облегчается переход к быстрому темпу.
  3. Играть активным пальцевым стаккато, в то же время очерчивая контуры пассажей объединяющим движением руки. Этот прием способствует активизации кончиков пальцев, их четкости и раздельности, сохраняя при этом гибкость музыкальной фразировки.

Как известно, путь к быстрому темпу связан прежде всего с укрупнением дыхания, ощущением нового пульса, словом, с изменением музыкального представления. «Чтобы играть быстро, надо быстро думать» (И. Гофман).

Чем быстрее темп, тем большее количество звуков охватывается одним дыханием, одним импульсом (одной «мыслью»).

Однако для практического выполнения этой задачи необходима соответствующая подготовка двигательно-технического аппарата. Можно рекомендовать некоторые способы работы над техническим материалом в быстром темпе.

Например:

  1. Играть гаммы и арпеджио быстрыми, стремительными «перебежками» с остановками на первых нотах каждой октавы (или через две октавы). На остановках с легким акцентом рука должна мгновенно освобождаться, как бы взлетая вверх и чуть придерживая клавишу пальцем, спокойно опускаться в исходное положение:

Предварительно гаммы и арпеджио можно поучить следующим образом:

1. Играть гаммы и арпеджио (прямые и расходящиеся) в быстром темпе с возвращениями в каждой октаве или на каждой ступени. Рука и кисть должны огибать все повороты, слегка отталкиваясь от крайних верхних точек, но ни в коем случае не акцентируя нижние звуки построений.

 2. Играть вспомогательные упражнения рекомендуется в разных тональностях.

В этих упражнениях очень важно следить за переходами через первый палец: не «садиться» на него, не акцентировать, а только слегка опереться, сохраняя цельность движения по кругу. Очень полезно играть с нарастанием силы звука (crescendo) к пятому пальцу и затуханием в обратном направлении (diminuendo).

При crescendo включать крупные звенья аппарата вплоть до спины, а при diminuendo как бы скатываться по инерции.

В целях совершенствования механизма пальцев (второй принцип работы) и развития отдельных участков пальцевого аппарата (в том числе и наиболее слабых) можно вводить в работу упражнения.

Рассмотрим еще один из необходимых первоначальных навыков – стаккато. При игре стаккато ведущая роль активных кончиков пальцев не меньше, чем в легато и нон легато.

Заметим, что правильное нон легато значительно облегчает работу над стаккато.

Итак, извлекают звук активные кончики пальцев. Острое взятие клавиши вызывает быстрый и упругий отскок пальца вместе с рукой (как мячик) до определенной точки; высота верхней точки зависит от темпа движения, силы и характера звука. В верхней точке без остановки рука закругляется (как бы делая петлю) и начинает опускаться. Опускание – это не свободное падение, а управляемое, заторможенное, как с парашютом, движение.

В нижней точке, также без остановки, палец остро извлекает следующий звук и повторятся тот же процесс.

В более быстром движении остается тот же принцип упругого отскока на фоне непрерывного движения руки, только амплитуда вертикальных движений сокращается.

Чем быстрее темп, тем большую роль приобретает крупное объединяющее движение руки.

Другие виды фортепианной техники

Переходя к другим видам фортепианной техники, хочется еще раз подчеркнуть ведущую роль кончиков пальцев – не ударяющих, не толкающих, а берущих, извлекающих, хватающих, - всегда живых и активных.

Играя первоначальное упражнение на извлечение аккордов, ученик должен добиваться взятия их пальцами без предварительного ощупывания клавиш.

Каждый аккорд выдерживается (дослушивается) до конца, после чего пальцы, не торопясь, но и не останавливаясь, берут следующий, переходя к нему без лишних движений руки в воздухе.

Исполнение отрывистых аккордов ничем не отличается от приемов стаккато, описанных выше.

При более подвижном чередовании аккордов возрастает роль активных и цепких кончиков пальцев, хотя размах их над клавишами уменьшается. В этом случае ведущие пальцы гармонично взаимодействуют с мелкими вертикальными движениями кисти под общим «сводом» плавного движения всей руки.

Чем быстрее темп, тем большую роль приобретает крупное, объединяющее (горизонтальное) движение руки. Оно способствует легкости и подвижности чередования аккордов, избавляя их от тяжеловесной статичности.

Такие отрывки можно учить следующим способами:

  1. В медленном и среднем темпах брать аккорды живыми кончиками пальцев без давления и без излишнего погружения в клавиши, выдерживать их до предела и в последний момент быстро, по кратчайшей линии переходить к следующим. Рука при этом движется в горизонтальном направлении.
  2. Сначала в среднем, потом в быстром темпах играть аккорды piano пальцевым стаккато; при этом пальцы должны отскакивать сразу в позицию над следующим аккордом (не прикасаясь к клавишам). Эта позиция дает возможность быстро и точно «схватывать» каждый аккорд, не отяжеляя их грузом руки.

После достижения достаточной уверенности и устойчивости можно прибавить силу звука, не опасаясь разрушить полученную структуру.

  1. В отдельных случаях, во избежание поверхностного звучания, можно поучить аккорды в довольно медленном темпе, глубоко погружаясь в клавиши. Каждый аккорд следует выдерживать, после чего плавным движением, как на мягких рессорах, переходить в следующий. Очень важно, чтобы при смене аккордов пальцы вели руку, а не наоборот. При погружении в клавиши пальцы должны цепко держать позицию (не ослаблять кончики), не допуская проваливания кисти.

Работая над «скачками», не следует «швырять» руку, «падать» на клавишу или «попадать» в нее; нужно прежде всего научиться просто «брать» клавишу (независимо от расстояния) и при этом извлекать звук требуемой силы, глубины и окраски.

В каждом скачке, даже самом «головокружительном», должна быть пусть совсем малая (минимальная) доля подготовки перед взятием клавиши. Это достигается быстрым (стремительным) переносом руки в позицию над клавишей перед извлечением звука.

В быстром темпе остановка в позиции сводится к минимуму и становится почти незаметной, в результате чего движение рук выглядит непрерывным.

Работая над скачками, нужно стремиться к экономии движений.

Следует добавить, что в этой работе для достижения требуемого звучания, а также для точного, удобного и спокойного «взятия» клавиши можно допустить некоторые отклонения от ритма (замедления, задержки). В процессе дальнейшей работы отклонения будут уменьшаться и постепенно ликвидируются совсем, а звучание, пластичность, удобство и точность останутся.

Также одним из важных разделов пианистической техники является владение октавами. Приемы исполнения октав весьма разнообразны соответственно музыкальным задачам. Например, для достижения легкого, грациозного характера звучания октавы должны исполняться в основном острыми и цепкими кончиками пальцев во взаимодействии с легкими движениями кисти.

Драматический характер стремительных октав лучше достигается при помощи низко «сидящих» пальцев, играющих почти легато и увязанных через гибкую кисть с крупными звеньями аппарата.

Виртуозное исполнение октав облегчается, если рука очерчивает контуры мелодических фигур.

При всем различии музыкально-художественных задач и приемов технического выполнения, основным принципом для октавной техники (как и для остальных видов) можно считать способность пианистического аппарата к гибким контактам активно извлекающих звук пальцев с остальными его участками.

Несколько слов о значении крупных движений в пианистической технике.

Крупное движение является тем техническим средством, при помощи которого ощущение большого дыхания и представление целого реализуется на практике, то есть в процессе исполнения.

Крупные движения наиболее  ясно позволяют пианисту ощутить контакт живых кончиков пальцев со всей системой пианистического аппарата вплоть до самых дальних участков (например, кончик пальца – спина). Такая связь крайних точек имеет одинаково важное значение как для крупной, так и для мелкой техники; как для fortissimo, так и для pianissimo; как для быстрых пассажей, так и для кантилены. Она способствует полному слиянию исполнителя с инструментом в одно целое.

На уроках, уже с начального периода, наряду с обычной работой должно быть отведено время на исполнение (как небольшое выступление). Пусть сначала это время будет очень малым, пьески – короткими и легкими, а качество исполнения – недостаточно высоким. Однако нужно стремиться, чтобы с течением времени эта часть урока приобретала все большее значение с тем, чтобы в конце концов исполнение на достаточно высоком уровне (и наизусть) стало основным, привычным условием, требованием, предъявляемым к ученику.

Это явится свидетельством созревания исполнительской индивидуальности ученика, его умения самостоятельно работать; это будет также показателем главного успеха в работе педагога.

Использованная литература: Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста», мет. пособие, 1989;

Е. Я. Либерман «Работа над фортепианной техникой». – М.: Классика-XXI, 2003.

 

МР ТО Игровая деятельность на уроке сольфеджио в младших классах ДМШ

Игровая деятельность на уроке сольфеджио

в младших классах ДМШ

Преподаватель Жильцова Елена Владимировна

     «То, что изучают дети — должно быть им интересно!»

                                                                                     Сухомлинский В.А.

       Все педагоги знают, как важно для детей, только начинающих обучаться  музыке, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим удовольствием, как на праздник.

       Обычные формы учебной деятельности, применяемые на уроках сольфеджио, не всегда позволяют формировать активно-познавательную позицию ученика, поскольку он по умолчанию находится в состоянии учащегося. Поэтому очень актуально использование на уроках нетрадиционных форм и методов обучения, например, игровых. Задача педагога — создать условия для активной самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности, в которой учащиеся будут  чувствовать себя достаточно свободно и комфортно, а также поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. 

     При обучении детей младшего школьного возраста именно игра помогает активизировать их внимание, позволяет снизить утомляемость и стимулирует  интерес к предмету.

    Цель доклада:

- раскрыть природу игровой деятельности с психолого-педагогических позиций и охарактеризовать виды игровой деятельности, используемые на моих занятиях сольфеджио в младших классах ДМШ.

I. Теоретические основы игровой деятельности.

     Игра - это не просто любимое занятие детей, именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие ребенка к учебной деятельности.

     Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Детство без игры и вне игры аномально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его не только «детскости», это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения, осваиваемого опыта жизни, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п.

      Известный советский психолог Д.Б. Эльконин, создавший вместе с В.В. Давыдовым технологию развивающего обучения утверждает, что «игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования».

       Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

     Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов, психологов, но и философов, социологов, искусствоведов, этнографов и биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – это неотъемлемая часть человеческой культуры.

      Зарождение теории игры обычно связывают с именами таких мыслителей XIX века, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вунд. Излагая свои философские, психологические, и эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений, связывая ее происхождение с возникновением искусства.

     Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведения.

     Слово «игра» не является в строгом смысле научным понятием.

     Видный голландский биолог и психолог Ф. Бойтендайк, анализируя этимологию слова «игра», приходит к мнению, что оно означает движение «туда и сюда», спонтанность и свободу, радость и забаву. Понимание «игры» одного народа отличается от понимания ее у другого. Так, у древних греков слово «игра» означала действия, свойственные детям; оно, выражало главным образом то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У евреев слову «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян «игра» означала радость и веселье. У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение маятника, доставляющее большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий.

     Для ребенка игровая деятельность является ведущей. Это игра воображения, которая позволяет в реально совершаемых действиях ребенка выявить отражение каких-то более серьезных жизненных событий.

    Функции игры – это ее разнообразная полезность. В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие  функции:

  • развлекательную – она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.
  • коммуникативную:  в процессе игры ребенок, да и любой играющий осваивает навыки общения с коллективом и отдельными его членами.
  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.
  • диагностическую: игра наиболее объективно раскрывает интеллектуальные способности ребенка, двигательный потенциал, творческие задатки, характер, отношение к другим людям. Наблюдая ребенка в процессе игры, можно составить о нем объективное представление.
  • функцию коррекции: психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

     Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

2. Творческая деятельность,  в значительной мере импровизационная.

3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.

4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

     В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

     В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими
  • игровые действия как средство реализации этих ролей
  • игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными
  • реальные отношения между играющими
  • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

     Классификация педагогических игр:

-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные и другие.

     Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

II. Игровая деятельность на уроках сольфеджио

в младших классах.

    Сольфеджио - обязательная дисциплина в  детской музыкальной школе, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей детей.

     Предмет сольфеджио включает в себя следующие разделы:

  • воспитание вокально – интонационных навыков
  • сольфеджирование и пение с листа
  • воспитание чувства метроритма
  • воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
  • музыкальный диктант
  • воспитание творческих навыков
  • теоретические сведения

      Атмосферу непринужденности на уроках сольфеджио в младших классах помогают создать задания в игровой форме.  Игры желательно применять  на  каждом   занятии. Это могут быть как отдельные игры, например, ролевые, сюжетные игры, игры-конкурсы, игры-соревнования, так и их элементы, а также игровые уроки целиком на усмотрение педагога в зависимости от уровня подготовки группы. Они очень нравятся детям, вызывают большой интерес. Позволяют в живой и непринужденной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять кругозор. 

     Музыкальные и музыкально-дидактические игры (с использованием  карточек), применяемые на уроках сольфеджио, можно разделить на три основных группы:

  1.  Игры на развитие музыкально-слуховых представлений
  2.  Игры на развитие чувства ритма
  3.  Игры на развитие ладового чувства

    Хочется отметить, что учащиеся с лёгкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее – о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует использовать в первую очередь игры, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии. Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше – ниже, длиннее – короче), помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношение звуков по высоте и длительности.           

    Я сегодня хочу рассказать о некоторых музыкальных   и музыкально-дидактических ( с применением карточек) играх, которые я использую на своих уроках  сольфеджио в младших классах.

1. Музыкальные и музыкально - дидактические игры на развитие музыкально-слуховых представлений

  • «Музыкальная лесенка»

Цель. Различать восприятие и различение последовательностей из трёх, четырёх, пяти и восьми ступеней лада, идущих вверх и вниз:

1) до-ре-ми, ми-ре-до;

2) до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до;

3) до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до;

4) до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, до-си-ля-соль-фа-ми- ре-до.

Ступени лада поются со словами:

1) “вверх иду”, “вниз иду”;

2) “вверх я иду”, “вниз я иду”;

3) “вот иду я вверх”, “вот иду я вниз”;

4) “вверх по ступенькам поднимись”, “потом обратно вниз спустись”.

Учащиеся должны знать последовательность звуков и петь их.

Дидактический материал. “Лесенка” из картона.

Методика применения. После ознакомления с попевками-песенками, педагог играет их на фортепиано и предлагает детям определить движение мелодии (вверх, вниз или на одном звуке) и количество ступеней в сыгранной мелодии.

Кто-то из учащихся выходит, и показывает всем, как звучала мелодия: соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки. Одновременно все остальные дети демонстрируют это движением руки.

  • «Куда идёт мелодия»

Цель. Развивать у учащихся умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.

Дидактический материал. Карточки с изображением кружков-ступенек.

Методика применения. После ознакомления с попевками – песенками педагог предлагает узнать, куда идёт мелодия, а затем показать карточку или несколько карточек с соответствующим графическим изображением мелодии.

  • «Подумай и отгадай»

Цель. Развивать у учащихся способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Дидактический материал. Карточки по числу играющих, на которых изображены: на одной птичка (высокий регистр); на другой – зайчик (средний регистр); на третьей – медведь (низкий регистр).

Методика применения. Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах (высокий, средний, низкий). После повторного исполнения каждой из пьес, учащиеся определяют регистр, выбирают нужную карточку и показывают её педагогу.

  • «Угадай-ка «Кто я?»

Цель. Развивать у учащихся способность определять на слух интервалы.

Методика применения. Педагог песенку-загадку «Что за интервал сейчас споёт?». Затем играет песенку любого интервала (я использую собственные сочиненные песенки про интервалы), а учащиеся узнают звучание песенки, определяют название интервала и поют эту песенку.

  • «Живое пианино» (или можно заменить на «Живой ксилофон»)

Цель. Развивать у учащихся умение и навык определять на слух высоту звуков.

Методика применения. Каждый ребенок – это звук гаммы,  педагог играет мелодию, учащиеся определяют ноты, а затем при повторном проигрывании каждый поёт  свою ноту.

  • «Колокольчики»

Цель. Развивать у учащихся умение и навык определять на слух высоту звуков.

Методика применения. Каждому учащемуся раздается колокольчик из набора «Гамма» со звучанием одного звука. Педагог исполняет мелодию,  учащиеся определяют ноты, а затем при повторном проигрывании играют на свою ноту. Эта игра очень нравится детям, но у нее есть один недостаток – строй колокольчиков в До мажоре.

2. Музыкальные и музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма

  • «Ритмохлопы»

Цель. Упражнять детей в различении пяти ритмических рисунков.

Дидактический материал. Карточки-картинки.

Методика применения. В центре нарисован кружочек, а в нём ритмический рисунок тех слов, предметов, которые нарисованы вокруг него. Педагог предлагает учащимся прохлопать и проговорить все слова изображённые на рисунках. А после придумать свои слова к этим ритмам. Далее игра усложняется и дети по ритму, прохлопанному педагогом или любым учащимся, узнают уже сами один из пяти предложенных ритмических рисунков.

  • «Музыкальная мозаика»

Цель. Упражнять детей в воспроизведении ритмических рисунков, и определении направления движения заданных мелодий.

Дидактический материал. Из плотного картона вырезается прямоугольник (30x20). На нем рисуется фломастером или маркером пять линеек – нотный стан, слева - скрипичный ключ. По краям карточки делаются небольшие отверстия сверху и снизу параллельно друг другу. Через отверстия протягивается леска, на которую насаживаются по две небольшие пуговицы – чёрная и белая. Пуговицы могут легко передвигаться по леске вверх и вниз. Пуговицы обозначают длительности: белые - более продолжительные по длительности звуки, черные - более короткие.

Педагог или водящий играет на инструменте ритмический рисунок мелодии.

Методика применения. После ознакомления с попевками – песенками педагог предлагает выложить мелодию. Дети, имея перед собой карточки-пособия, изображают мелодию с помощью пуговиц разного цвета.

  • «Танцуй и пой вместе со мной»

Цель. Развить у учащихся способность определять и воспроизводить ритмический рисунок.

Методика применения.После выучивания песни-танца «Интервалы»(муз. Е Голубевой). Педагог вместе с детьми встает в круг, —  дети повторяют за ним слова и танцевальные движения: «Примой потопали», — все топают на месте в ритме музыки. «Секундой зашагали», — шагают по кругу друг за другом по кругу. «Терцией попрыгали», — перепрыгивают с одной ноги на другую, из стороны в сторону. «Квартой поскакали», — поскакали прямым галопом друг за другом по кругу. «Квинтой покачались» — раскачиваются с ноги на ногу. «Секстой поклонились» — делают русский поясной поклон. «Септимой потянулись» — потягиваются вверх. «Октаву достали» — вытянулись вверх как можно выше.

  • «Испорченный телефон»

Цель. Развить у учащихся умение определять и воспроизводить  заданный ритм.

Методика применения. Все дети выстраиваются друг за другом. Ребенок (или педагог), оказавшийся в этом ряду последним, тихонько выстукивает заданный ритмический рисунок пальцем по плечу впереди стоящего. Дети по очереди передают его до первого ребенка, а тот, в свою очередь, громко прохлопывает его всем участникам. Тот, кто путает ритм, выходит из игры (как вариант — переходит в конец ряда). Затем игра повторяется. Или еще другой вариант: последний участник записывает ритм на доске.

3. Музыкальные и музыкально-дидактические игры на развитие ладового чувства

  • «Солнышко и тучка»

Цель. Развивать у учащихся представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Дидактический материал. Три карточки из картона с изображением: на одной -  сияющего солнышка; на другой – солнышко, чуть прикрытое тучкой; на третьей – тучка с дождём.

Методика применения. Число участников определяется количеством комплектов пособия. Учащимся раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать музыкальные произведения. Учащиеся поочерёдно определяют характер каждого из них и поднимают нужную карточку.

  • «Цветочки»

Цель. Развивать у учащихся представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Методика применения. Педагог играет мелодию в мажоре, - учащиеся раскрывают кисти рук, как цветущие бутоны, если в миноре – руки прячутся в кулачки, как закрывшиеся бутоны цветов.

4. Музыкальные и музыкально-дидактические игры на закрепление пройденного материала

  • «Сколько нас поёт?»

Цель. Закреплять восприятие, развивать музыкальную память учащихся. Упражнять их в различении сочетания одного, двух, трёх звуков.

Дидактический материал. Карточки по числу играющих, с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое).

Методика применения. В игре участвуют любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Учащиеся определяют количество исполненных на фортепиано педагогом звуков и должны в своём наборе найти карточку, соответствующую данному звучанию.

  •  «Динамический поезд»

Цель: Закреплять умение в различении шести динамических оттенков музыки.

Дидактический материал. Плакат.

Методика применения. Учащимся раздаются карточки, и объясняется их назначение. Педагог исполняет музыкальную пьесу, где динамические оттенки изменяются последовательно. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают в нужной последовательности динамические оттенки.

     Кроме того, игровые приемы можно вводить при изучении любого  теоретического материала, и формировании различных музыкальных умений и навыков. Например, при пении гаммы каноном можно сказать учащимся: «Вам сейчас нужно спеть гамму, а я вас буду перебивать. Интересно, смогу я вам помешать   или нет?» И учащиеся начинают очень  старательно петь, только чтоб мне не проиграть. И только после такой игры дается определение канона.

    Или при определении на слух интервалов, учащимся предлагается узнать кто сейчас с нами разговаривает добрый волшебник Консонанс или злой волшебник Диссонанс. И только после этого определять название интервала.

   И таких приемов можно придумать великое множество

   Ситуацию игры каждый педагог сольфеджио может создавать на любом занятии. Все зависит от желания педагога проявлять свои творческие навыки с целью успешного обучения своих учащихся.

     В настоящее время существует огромное количество пособий с музыкальными и музыкально - дидактическими играми, которые педагог может применять на своих уроках.  И каждый педагог сам определяет игры, который он будет применять на том или ином уроке в зависимости от поставленной цели.

Заключение

    Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что игровая деятельность на уроках сольфеджио в младших классах  ДМШ имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей. И именно игра способствует:

  1. освоению изучаемого материала и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации;
  2. активизации внимания учащихся;
  3. развитию воображения и фантазии детей, способности к познанию, переживанию, активному действию;
  4. творческому вхождению в музыкальную реальность, созданию возможностей для самовыражения;
  5. даёт простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в работе, как традиционные методы обучения, так и более передовые.

На своих уроках я вижу, что в музыкальные игры дети играют с огромным удовольствием и постоянно сами предлагают поиграть в них. Очень часто в трудных учебных ситуациях, когда дети не могут ответить на вопрос или определить на слух, они сами вспоминают пример из игры, которая помогает им справится с затруднением.

Но, даже не смотря на то, что игра побуждает интерес младших школьников к обучению, конечно, игровая деятельность не должна являться доминирующей  на уроке сольфеджио  и не должна преобладать над традиционными видами  деятельности. 

Список литературы

1. Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова. Часть-1.-Мн.: Книжный дом, 1999.

2. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио // Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ. – Ленинград: Музыка, 1989.

3. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио // Методическое пособие для ДМШ. – М.: Советский композитор, 1987.

4. Москалькова И, Рейни М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1998.

5. Фролова Ю. Музыкальные диктанты. Учимся писать легко, быстро и правильно. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

Новости Северные наигрыши 2020

22 февраля в "Городской ДМШ" прошел школьный конкурс учащихся народного отдела "Северные наигрыши". Проведение этого конкурса проходит с целью воспитания у детей любви к народной музыке, развития творческих способностей учащихся, музыкальной культуры, сохранения традиций исполнительского искусства на народных инструментах, выявления новых талантливых учащихся – музыкантов. В таком общении происходит обмен педагогическим опытом, укрепляются творческие связи преподавателей по классу народных инструментов и, самое главное, ощущение детьми своей причастности и ответственности за сохранение лучших национальных традиций исполнительства на народных инструментах.
1 место: Петерс Кирилл (пр.Болдырева Е.В.), Яников Илья (пр.Ямолдина Т.Н.), Сидоров Артем (пр.Скопина Т.В.), Шахов Дмитрий (пр.Ямолдина Т.Н.), Шахов Максим (пр.Скопина Т.В.), Головлева Дарья (пр. Стрелец Т.В.);
2 место: Харин Даниил (пр.Скопина Т.В.), Боброва Полина (пр.Стрелец Т.В,), Зикунов Никита (пр.Молоденкова А.В.), Данилина Анастасия (пр.Стрелец Т.В.), Шерстникова Анна (пр.Стрелец Т.В.), Волынкин Ефрем (пр.Скопина Т.В.);
3 место: Быстров Ярослав (пр.Слепокурова О.Ю.), Волкова Дарья (пр.Резниченко Л.В,), Козуев Абдурахман (пр.Резниченко Л.В.), Серов Кирилл (пр.Резниченко Л.В.), Куковерова Вероника (пр.Жаврид Д.А.), Шулик Арсен (пр.Жаврид Д.А.), Канева Дина (пр.Жаврид Д.А.), Фахретдинова Алина (пр.Стрелец Т.В.), Денисенко Злата (пр.Жаврид Д.А.);
Дипломанты: Лёвкин Дмитрий (пр.Жаврид Д.А.), Кошелева Лолита (пр.Ямолдина Т.Н.)
Пожелаем всем участникам конкурса «Северные наигрыши» новых творческих достижений. Пусть всегда звучит народная музыка, завораживая слушателей искренностью, одухотворённостью, мелодизмом.

Источник "ГДМШ г.Воркуты"

Новости Овация 2020

Конкурс – это всегда событие для участника любого возраста, а детский конкурс событие вдвойне важное, ведь неталантливых детей не бывает. Каждый ребёнок талантлив!
21 февраля в Воркутинском филиале «Колледж искусств РК» прошел II Городской конкурс исполнителей на оркестровых инструментах «Овация». Участниками стали воспитанники воркутинских музыкальных школ, школы искусств г. Инта и студенты колледжа. Открылся конкурс выступлением эстрадно – духового оркестра под управлением Слепокурова Д.А.. Судило конкурс компетентное жюри, состоявшее из преподавателей колледжа, представителей управления культуры и управления образования. Все участники конкурса были отмечены дипломами и памятными подарками. Поздравляем с заслуженными победами учащихся «Городской ДМШ», а так же концертмейстеров, которые поучаствовали в номинации «Концертмейстерское искусство.
Итоги конкурса:
Младшая группа
2 место: «Виолинки (рук. Милованова Э.Ш., конц Васильева Т.О.) , Бурденко Мария (пр.Милованова Э.Ш., конц Васильева Т.О.)
3 место: Торбина Алёна (пр.Милованова Э.Ш., конц Васильева Т.О.), Торбина Юлия (пр.Милованова Э.Ш., конц Васильева Т.О.)
Дипломанты: Васильева Яна (пр.Милованова Э.Ш., конц Васильева Т.О.), Стежковая Мирослава (пр.Попова А.В., конц. Яворская А.В.)
Средняя группа
1 место: Полякова Таисия (пр.Попова А.В., конц. Яворская А.В.)
2 место: Бишанова Кристина (пр. Кадырбаева А.Р., конц. Яворская А.В.), Коваль Анна (пр.Зеленкина А.К.,конц. Царева Г.А.)
3 место: Семкив Стефан (пр.Милованова Э.Ш., конц Васильева Т.О.), Кручинкина Дарина (пр.Молоденкова А.В.,конц. Юзеева К.А.), Олейникова Анастасия (пр.Молоденкова А.В., конц.Юзеева К.А.)
Диплом: Курбатова Юлия (пр.Молоденкова А.В.,конц Листопад Ю.Е.)
Старшая группа
1 место: Ансамбль флейтистов «Рассвет» (рук.Зеленкина А.К.,конц. Царева Г.А.), Акжол кызы Мээрим (пр.Зеленкина А.К.,конц. Царева Г.А.)
3 место: Ансамбль скрипачей «Вдохновение» (рук.Кадырбаева А.Р.,конц Рогова Е.В.), Тележкина Полина (пр.Зеленкина А.К.,конц. Царева Г.А.), Якусевич Павел (пр.Коренев А.Е.,конц Листопад Ю.Е.), Ячменев Алексадр (пр.Коренев А.Е.,конц Листопад Ю.Е.)
Грамота: Сочка Эвелина (пр. Милованова Э.Ш., конц. Васильева Т.О.)
В номинации «Концертмейстерское искусство» отмечены концертмейстеры :
1 место Васильева Татьяна Олеговна, Листопад Юлия Евгеньевна;
2 место Царева Галина Александровна, Яворская Анастасия Владимировна;
3 место Юзеева Кристина Алексеевна.
Поздравляем победителей конкурса и желаем дальнейших успехов !

Источник "ГДМШ г.Воркуты"

Новости Череда школьных конкурсов 2020

В Городской детской музыкальной школе проходит череда школьных конкурсов. Первыми на школьной сцене выступили учащиеся фортепианного отделения в конкурсе "Из века в век". Тематика этого конкурса-исполнение полифонического произведения композиторов прошлых столетий и современности. Одним из важнейших условий воспитания пианиста является изучение полифонических произведений (многоголосия). Благодаря преподавателям школы, учащиеся успешно постигают азы полифонической музыки, о чем свидетельствуют яркие выступление учащихся на концертах и конкурсах.

Новости "Музыкальное ориентирование - 2020"

15 февраля в концертном зале Городской детской музыкальной школы состоялся IV Городской конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам "Музыкальное ориентирование". Участниками конкурса, который проходит раз в два года, стали команды учащихся ДМШ Шахтерского района, ДШИ г.Воркуты и Городской ДМШ. Каждый раз организаторы предлагают для проведения конкурса одну тему. В этом году исполняется 180 лет со дня рождения П.И.Чайковского, поэтому конкурсантам было предложено "поиграть" в его фортепианный цикл "Детский альбом". Среди конкурсных заданий были такие, которые готовились командами самостоятельно, в основном же, ребятам приходилось разгадывать хитрые задания, составленные специально для конкурса заведующим Воркутинским филиалом Колледжа искусств Республики Коми Ольгой Валерьевной Обоскаловой. Команды прекрасно справились с приветствием, с чувством декламировали стихи, которые могли стать эпиграфами к пьесам из "Детского альбома", качественно исполнили свой вариант оркестровки одной из пьес цикла; определяли по слуху отрывки из "Детского альбома" и следили за изменением средств музыкальной выразительности, разгадывали нотные ребусы, тренировали свою музыкальную память и отвечали на вопросы о жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского. Два с половиной часа пролетели незаметно. Ведущая и член жюри конкурса Наталья Васильевна Заричная отметила большой труд преподавателей, подготовивших к участию команды, затраченные ими время и силы, проявленную фантазию, высокий профессионализм и, как результат, - звания лауреатов конкурса. Победителями конкурса были объявлены команды "Крепкий орешек" (ДШИ г.Воркуты, преподаватель Андрух Е.В.) и "Мечтатели" (ДМШ Шахтерского района, преподаватель Скалова А.С.). Второе место заняли девочки из команды "Детки-конфетки" (Городская ДМШ,преподаватель Жильцова Е.В.), третье досталось команде "Солдатики" (ДМШ Шахтерского района, преподаватель Скалова А.С.). Дипломантами конкурса стала команда "Чайковинки" (ДМШ Шахтерского района, преподаватель Скалова А.С.), они же получили диплом в номинации "За оригинальность" - так жюри отметило их потрясающе подготовленное и представленное задание в конкурсе "Приветствие" и выразительное исполнение пьесы "Вальс" в конкурсе оркестровки. А девочки-"солдатики" стали обладателем диплома в номинации "За командный дух" - видимо, название команды отразилось на их уверенности, слаженности действий, четкости выполнения всех заданий. Отрадно, что конкурс, впервые проведенный в стенах Городской музыкальной школы в 2012 году, прочно держится в конкурсной программе городских мероприятий и каждый раз собирает лучших учащихся музыкальных школ и их преподавателей, а также зрителей - всех тех, кто неравнодушен к классическому музыкальному искусству, кто стремится к познанию, развитию и самосовершенствованию. Какой будет тема следующего конкурса? Пока неизвестно. Но мы будем с нетерпением ждать встречи через два года на V Городском конкурсе "Музыкальное ориентирование"!

Источник "Воркутинский Музыкальный Колледж"

 

Подкатегории

Отделение фортепиано

История отделения фортепиано начинается с первых дней организации Городской музыкальной школы. В настоящее время заведующей фортепианным отделением является Рогова Елена Владимировна. Отдел живет насыщенной концертной и конкурсной жизнью. 
Читать далее...

 

Отделение оркестровых инструментов

Оркестровый отдел школы представлен классами струнных инструментов (скрипка, виолончель, контрабас), деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов. 

Гордостью отдела и всей школы является единственный в республике детский струнный оркестр. Немало труда в руководство оркестром вложил Васильев А.А.
Читать далее...

.

Отделение народных инструментов

Отделение народных инструментов Городской детской музыкальной школы – это баян, аккордеон, балалайка, домра и гитара; это ансамбли и два оркестра; это творческий союз преподавателей и учеников, нацеленных на успешное овладение искусством музицирования на народных инструментах.

Руководит отделом Скопина Татьяна Валериевна
Читать далее...

 

Отделение хорового и сольного пения

В 1976 году в школе было открыто хоровое отделение. И вот уже почти 40 лет учащиеся школы прибегают два раза в неделю на занятия хора, чтобы вместе погрузиться в мир музыки и самостоятельного музицирования через самый массовый жанр музыкального исполнительства – хоровое пение. В школе – 5 хоровых коллективов! Дети школы любят хоровые занятия, а прививают им любовь к пению хормейстеры Сорокина Т.А. и Заричная Н.В.
Читать далее...

 

Информация