Для чего нужно сольфеджио?

Для чего нужно сольфеджио?

(выступление на род.собрании Макейчук В.А.)

Среди семи чудес света есть восьмое — ребёнок играющий, ребёнок творящий. Задача нас взрослых — не только сохранить хрупкий мир ребёнка, но и помочь более естественно, безболезненно перейти от подсознательного моделирования мира в его многообразии к осознанным деяниям. Только тогда состоится личность, и возможен подъём на более высокий духовный уровень.

Ю.П. Юкечев.

Что мы знаем о сольфеджио? Множество детей и их родителей, не связанных с музыкой, считает его чем-то нудным и лишним, вроде жужжания надоевшего комара. Но это ведь далеко не так!

Всем понятно, что глухой не слышит музыки совсем. Человек с неразвитым слухом слышит в ней простейшие элементы выразительности: динамику, темп, родные интонации бытовой музыки, кочующие из мелодии в мелодию. Человек с развитым слухом слышит тонко и изыскано. Россыпи звуков он умеет удивительным образом превращать внутри себя в захватывающую полифонию чувств.

Необходимо совершенно отчетливо осознавать и не таить никаких иллюзий, что литературные соревнования по подбору эпитетов к услышанной музыке могут хоть как-то помочь УСЛЫШАТЬ музыку. Чтобы это произошло, надо иметь развитое слуховое восприятие, а не способность хорошо и красиво говорить. Как образно написал профессор В. Медушевский нужно сформировать у детей музыкальный слух «как орган поиска небывалой красоты...».

Дисциплина, которая способна постепенно развить музыкальность человека до высот, позволяющих наслаждаться музыкой — от фольклора до творений великих классиков, называется СОЛЬФЕДЖИО. Оно способно помочь ребенку постепенно превратить в своем сознании музыкальный шум в звуковое наслаждение. Поэтому сольфеджио должно быть основой любого сколько-нибудь серьезного обучения музыке. Говоря «серьезного», здесь имеется в виду не только профессиональное обучение, а любое обучение музыке, от которого предполагается, что будет толк.

Когда детишки начинают учиться музыке, то первое, что они узнают - это названия нот, их написание на нотном стане, их длительности. Без этого ничего невозможно сыграть. Вот это-то и есть начатки сольфеджио, и их преподаёт педагог по специальности - тот, кто учит играть на инструменте. Строго говоря, это

теоретическая часть, но без неё продвинуться в нашем деле нельзя. Это как учить буквы, которые потом сложатся в слова, это - музыкальная грамота. Ну и конечно, в школе есть и отдельный предмет – «сольфеджио», который ведут профессионалы, специалисты именно по этому вопросу.

Дальше - больше! Зная музыкальную грамоту и развивая свой слух, дети научаться читать ноты - вначале медленно, а затем всё более бегло. Затем, понимая логику строения музыкального предложения – фразы - юные таланты начнут быстрее и осмысленнее осваивать музыкальные произведения. Это ускорит их прогресс в игре, расширит репертуар, откроет новые возможности. Вы улавливаете, какие открываются горизонты, какие перспективы появляются у детей? Понимание основ строения музыки, её законов расширяет «слышание», придаёт игре смысл и неповторимость-ту «изюминку» индивидуальности, которая и отличает одарённых людей.

Что же надо сделать, чтобы не упустить эту возможность? Посещать регулярно уроки сольфеджио - раз. Делать домашние задания - два.

Если ребёнку самому вдруг что-то показалось сложным или непонятным -постарайтесь ему помочь. Не можете, не понимаете сами? Ещё раз попросите педагога объяснить. Пропущенные и непонятные материалы - настоящий бич. Это как в математике: что-то упустил - и всё последующее становится непонятным абсолютно. Нельзя доводить до такого положения вещей. Очень печально видеть, когда способный человечек, хорошо играющий на своём инструменте, не может поступить в училище или специальную музыкальную школу, потому что у него огромные пробелы в знаниях и умениях по сольфеджио. А ведь дальше предстоит изучение гармонии и полифонии. И что же - этот бедолага так и останется за бортом профессии, к которой у него есть несомненные способности только оттого, что на раннем этапе занятий он чего-то не усвоил? А родители вовремя не озаботились ему помочь? Есть такие ученики, которым как раз такая ситуация помешала развернуться в полную силу - они всё время в чём-то отставали, что-то не понимали. Некоторые части музыкальной ткани так и оставались для них тарабарщиной - так они у них и звучали. А всё потому, что они не уделяли этому предмету должного внимания.

Сольфеджио - это наша «пояснительная записка», наша «палочка-выручалочка», это волшебные слова, открывающие вход в пещеру, полную сокровищ. Как же нам с ним поладить? Что же это за наука?

Это наука о том, как строится «тело» музыки. Это предмет, на котором можно найти ответы на многие вопросы: как подобрать на инструменте любимую мелодию, где живут эти "загадочные" аккорды, можно ли записать услышанную мелодию по памяти? Сольфеджио - это занимательная музыкальная математика, формы развития музыкального слуха и чувства ритма, помощь в чтении с листа незнакомой пьесы и многое другое.

В этой статье затронуты вопросы пользы от изучения сольфеджио при игре на инструменте. Но не забывайте, что дети могут захотеть сочинять музыку, и тогда это будет уже просто их «хлеб». И при подборе «на слух» на инструменте умение услышать и узнать - просто незаменимо.

Итак, помните - уделяя должное внимание сольфеджио, Вы работаете на будущее своего ребёнка. Не допускайте сбоев! Желаю удачи!

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация