Формирование музыкальной культуры младшего школьника

Формирование музыкальной культуры младшего школьника.

   Музыка в жизнь ребёнка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», которая формируется благодаря особому свойству музыки – вызывать сопереживание слушателей. Не секрет, что музыкальное воспитание человека начинается ещё с внутриутробного развития: хорошая музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка, формирует его вкусы и предпочтения. Стало быть и проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления

   Одним из показателей развитости музыкальных способностей – интерес к слушанию музыки. «Только на фоне переживания музыки, - подчёркивает Н.А.Ветлугига, - у ребёнка зарождается любовь, интерес и потребность в ней».

   Музыка может и должна сопровождать режимные моменты жизни ребёнка не только в детском саду, но и в домашних условиях. Для утренней зарядки, к примеру, хорошо использовать маршевые мелодии  Чайковского, Шумана, Шуберта. Беседы о природе, изобразительная деятельность ребёнка может сопровождаться «Временами года» Чайковского и Вивальди, «Карнавалом животных» Сен-Санса, «Птичкой» Грига, «Жаворонком» Глинки, «Тройкой» Свиридова. Перед сном, особенно детям младшего возраста, хорошо послушать колыбельные Моцарта, Чайковского, из современных композиторов – Паулса.

  Пожалуйста, охраняйте слух вашего ребёнка от громких и резких звуков; подумайте о правильном подборе музыкальных игрушек для малышей: они должны быть с нежным, мелодичным звучанием. Слушайте с ребёнком качественную, эстетическую музыку. Она значительно обогатит внутренний мир маленького человека, разовьёт память, внимание, речь и сформирует хороший музыкальный вкус.

Формирование музыкальной культуры школьников.

   В настоящий момент в российском обществе анализируется потребность в воспитании самостоятельной личности, обладающей ответственностью, имеющей свою точку зрения на то или иное социальное явление.

   Кроме того, современное многообразие музыкальных стилей предопределяет широчайшие возможности в выборе личностью индивидуальных путей для самоактуализации и самоутверждения. В связи с этим необходимо изменение как целей, задач, содержания музыкального образования, так и методов формирования музыкальной культуры современной личности, которые закладываются в детском возрасте.

   В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентация школьников в области музыки формируется, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками.  Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу лёгкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня «ПЭП», «диско», и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской и подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, несущие определённую смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания школьников.

   Младший школьный возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке.  Именно в этом возрасте происходит становление определённых ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности – музыкальные вкусы и пристрастия.

   Если внимательно присмотреться к тому,  как входит музыка в жизнь наших учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьёзным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения.

   Казалось бы, что современная жизнь благодаря кино, радио- и телепередачам, широкому распространению современной аудио-видео техники настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путём «самостоятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного школьника (человека). Но всё же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя.

   Сейчас, когда для улучшения проблемы эстетического воспитания ребёнка создана реальная почва, особенно важно хорошо понимать, как, когда и чем «засевать» эту почву. Число «сеятелей» музыкальной культуры в школах сейчас не ограничивается учителями музыки, ими являются и классные руководители, и организаторы внеклассных мероприятий, и различные культурно-воспитательные учреждения.

   Вопросами музыкально-эстетического воспитания занимаются многие учреждения, значительное внимание этим вопросам стала уделять и общественность. Но столь многогранная деятельность подчас не имеет единой направленности, целостности, не все, что делается, делается на должном художественно-педагогическом уровне.

   Для верного построения музыкального воспитания важно правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что единства в понимании целей и задач музыкального воспитания нет. Нередко его сводят то к узко техническому обучению навыкам, то приобретению учениками знаний о музыке без достаточного приобщения к самой музыке.

Программа формирования музыкальной культуры младших школьников.

   Программа формирования музыкальной культуры младших школьников направлена на активизацию и развитие духовных сил ребёнка при постижении им богатейшего опыта музыкального искусства.

   Воспитательный эффект музыкальных программ во многом зависит от того, как отобран и организован музыкальный материал: произведения классики, народная музыка и музыка современных композиторов.

   Общение ребят с музыкой во время концертов оркестра русских народных инструментов создаёт атмосферу доверия, творческого контакта, взаимной заинтересованности всем тем, что составляет содержание концерта.

   Привлечение поэтических строк, художественной прозы, ярких по своей образности и отвечающих теме концерта, помогает детям обобщить свои жизненные наблюдения и глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они слушают.

   Программа по формированию музыкальной культуры младших школьников рассчитана на долгосрочный период с периодичностью выпуска одной новой концертной программы в квартал, либо в полугодие.

Заключение.

   Музыкальное воспитание призвано воздействовать и формировать духовный мир человека, его мировоззрения, нравственность, культуру. Народные музыкальные традиции формировались в течении веков, в них отражается весь накопленный поколениями опыт художественного восприятия мира.

   Исследуя процесс формирования музыкальной культуры личности детей 6-10 лет необходимо было выявить сущность музыкальной культуры личности. Музыкальная культура личности – это постоянная потребность общения с искусством в повседневной жизни, эстетические и нравственные чувства, рождённые художественным творением,  «слышание» и «видение» образов и понимание их жизненной основы.

   Проанализировать психологические, культурные, социальные, философские аспекты рассмотрения ребёнка как субъекта социально-культурной деятельности.

   Детство представляет собой этап развития человека, предшествующий зрелости, характеризуется формированием высших психологических функций. В истории социальной практики ребёнок выступает в объекте воспитания со стороны общества и по мере своего социального и психологического развития – в качестве его субъекта. Обязательной предпосылкой формирования личности является не только усвоение опыта предыдущих поколений, но и обретение им способности выйти из такого воздействия.

   Выявить специфическое особенности развития ребёнка второго периода детства. Данный возраст характеризуется появлением первых признаков самостоятельности, огромный заряд активности, удивительной любознательности.

   Приход ребёнка в школу и связанный с этим новый образ жизни коренным образом меняет социальную ситуацию его развития.

   С началом регулярного обучения значительные сдвиги происходят в развитии внимания, памяти. Становление более высоких форм функционирования психических процессов составляет основу развития у ребёнка произвольных форм поведения, связанных развитием такого уровня мотивации, при которых в актах поведения ребёнка увеличивается  вес целенаправленных побуждений. Изменение в мотивационной сфере кардинальным образом перестраивает личность ребёнка. Одним из центральных преобразований личности и деятельности ребёнка психологи считают рефлексию.

   Все эти новообразования взаимосвязаны и в конечном итоге сводятся к возникновению нового уровня самосознания ребёнка, обусловленного овладением разнообразными средствами произвольной саморегуляции. В младшем школьном возрасте идёт интенсивный процесс личностного развития ребёнка, становление его субъективных характеристик, произвольности, самосознания, самооценки, нравственной сферы.

Доклад Резниченко Л.В.

г.Воркута, 2011г

Наша школа

Родителям

Гостевая

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Независимая оценка качества работы организации