Главная

О школе

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Воркутинская детская музыкальная школа открыта приказом №53 от 23.07.1952 г. Управлением по делам искусств при Совете Министров Коми АССР. 

Переименована в Воркутинскую городскую детскую музыкальную школу приказом №172 от 18.09.1959г. по Отделу Культуры Воркутинского Горисполкома с 25.09.1959 года.

Переименована в Муниципальную организацию культуры Детская музыкальная школа города Воркуты Постановлением Главы администрации г.Воркуты № 935.7 от 28.09.1995 г.

На основании Постановления Главы администрации МО «Город Воркута»  №419 от 14.03.2001г. Муниципальная организация культуры Детская музыкальная школа города Воркуты переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МОУ ДОД «Городская ДМШ»).

Из муниципального образовательного  учреждения дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» путем изменения типа создано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МБОУ ДОД «Городская ДМШ»)  Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 08.12.2011 № 1406.

На основании постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.11.2016г. №1917 переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Городская детская музыкальная школа" (МБУ ДО "Городская ДМШ").

На  основании     Постановления    администрации МО ГО  «Воркута»  № 464  от  25  марта 2020 года  «О  реорганизации  муниципальных  бюджетных  учреждений  дополнительного  образования  в  сфере  культуры  в  форме  присоединения» муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования  «Детская  музыкальная  школа  Шахтерского  района»  было  реорганизовано  в  форме  присоединения   к    муниципальному  бюджетному  учреждению  дополнительного  образования  «Городская  детская  музыкальная  школа». 

Читать далее...

!!Структура и органы управления образовательной организацией

 

СКАЧАТЬ

 

Администрации муниципального образования городского округа «Воркута»
Врио Главы городского округа «Воркута» - руководителя администрации городского округа «Воркута» Шапошников Ярослав Анатольевич
Адрес: г. Воркута, пл. Центральная, 7

тел.: +7 (82151) 3-23-23,

факс: +7 (82151) 3-32-79

Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://воркута.рф/

Управление культуры администрации МО ГО "Воркута"

Начальник управления культуры: Павелко Ольга Александровна

Адрес: 169900, г. Воркута, ул. Ленина, 45

Телефон/факс:8(82151) 3-31-21

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.воркута-культурная.рф/

Структура
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Городская детская музыкальная школа»
городского округа Воркута

Управление в МБУ ДО «Городская ДМШ» осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиональности. Единоличным исполнительным органом является директор школы, который осуществляет текущее руководство школы. Формами самоуправления Учреждения являются Общее собрание работников организации, Педагогический совет. Порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов самоуправления Учреждением устанавливается Уставом учреждения.
Директор в соответствии с законодательством о труде принимает на работу и увольняет работников, осуществляет расстановку кадров, поощряет работников учреждения, налагает взыскания; несет ответственность за деятельность Учреждения перед Учредителем; издает приказы, распоряжения в рамках своей компетентности, регламентирующие деятельность Учреждения.
Заместитель директора осуществляет руководство учебно-воспитательной работой учреждения; определяет место каждого преподавателя в работе с детьми, мобилизует преподавателей на решение задач, поставленных перед Учреждением, привлекает к их решению родителей и общественность.
Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью учреждения осуществляет Учредитель – администрация муниципального образования городского округа Воркута.

Руководитель Учреждения отвечает за сохранность здания и имущества, организует материально-техническое снабжение учебного процесса; обеспечивает чистоту и порядок в помещениях и на участке, привлекая технических работников; противопожарную безопасность; охрану труда и организацию труда обслуживающего персонала.
Директор контролирует санитарное состояние помещений учреждения, соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима ответственным лицом (техслужащей); обеспечивает своевременное ежегодное медицинское обследование работников.
Организационная структура управления.
Организационная структура управления в учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.
На первом уровне управления находится директор, который осуществляет руководство и контроль за деятельностью всех структур. Указания и распоряжения директора обязательны для всех участников образовательного процесса.
Педагогический совет решает вопросы своей деятельности на заседаниях, в состав которого входят все преподаватели. Педагогический совет правомочен:
• обсуждать Устав и другие локальные акты Учреждения, касающиеся педагогической деятельности, решать вопрос о внесении в них необходимых изменений и дополнений;
• определять направления образовательной деятельности Учреждения;
• принимать решение об утверждении образовательных программ;
• принимать решение о проведении непосредственно образовательной деятельности с учащимися по дополнительным образовательным программам;
• обсуждать и рекомендовать к утверждению проект годового плана Учреждения;
• обсуждать вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования педагогической деятельности Учреждения;
• организовываать выявление, обобщение, распространение, внедрение передового педагогического опыта среди педагогических работников Учреждения;
• рассматривать вопросы повышения квалификации, переподготовки, аттестации педагогических кадров;
• осуществлять руководство учебно-воспитательной работой учреждения, определять место каждого преподавателя в учебной деятельности, мобилизовать преподавателей на решение задач, поставленных перед учреждением, привлекать к их решению родителей и общественность.

МБУ ДО "Городская детская музыкальная школа"

Директор:

Лепенина Елена Алексеевна

Телефон:8 (8211) 3-51-57

Сайт: http://gdmshkola.ru/

E-mail: gorod-muzika@yandex.ru

Режим работы:

Понедельник-пятница: с 8.00 до 20.00
Суббота: с 9.00 до 19.00

Положение о педагогическом совете (скачать)

Положение об общешкольном родительском комитете (скачать)

Положение об общем собрании трудового коллектива (скачать)

МР ХО Формирование начальных навыков на этапе становления вокального ансамбля

 «Формирование начальных навыков на этапе становления

вокального ансамбля»

(Сорокина Т.А., преподаватель хоровых дисциплин)

 

            Очень важно на начальном этапе занятий с вокальным коллективом воспитывать у детей любовь к музыке, вокальному искусству.

      Чтобы ожидаемые педагогические задачи сбылись, педагогу важно самому любить музыку. Преподаватель должен своим отношением к музыке заинтересовать ребенка и  способствовать формированию личностных качеств учащихся через знакомство с лучшими образцами народного музыкального творчества, русской и зарубежной классической и современной музыки.

      При систематических занятиях это будет способствовать общекультурному и эстетическому развитию учащихся; формировать художественный вкус, широкий кругозор, чувство стиля, способствовать развитию эмоциональной сферы.

      Также немаловажно научить учащихся петь в ансамбле. На начальном этапе работы с вокальным ансамблем одной из важных задач является  достижение унисона. Основными задачами является достижение хорошего интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и орфоэпического ансамбля в звучании детского вокального коллектива.

      Поэтому,  обучающие задачи подчинены формированию у учащихся основных певческих навыков, включающих:  певческое дыхание на опоре; ровность звучания гласных на протяжении всего диапазона, высокую вокальную позицию и точное интонирование, вокальный слух, кантилену, дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию, ритмическую четкость.

      Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных навыков и способностей, а также способы их развития и приобретения.

Развитие эмоциональной сферы.

      Высокий уровень выражения эмоции – полное соответствие исполнения и внешнего облика настроению произведения. Как показывает практика, при систематических занятиях музыкой  все дети начинают эмоционально переживать исполняемую музыку, достигают высокого уровня музыкальной выразительности, а значит, достигают гармоничности эмоционального развития.

      Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций. Вокальная музыка неразрывно связана со словом, содержание ее раскрывается через поэтический текст, воплощенный в музыкальной интонации. Поэтому содержательно-эмоциональное воздействие вокального произведения как бы «удваивается».

Коллективное сопереживание усиливает эмоции, так как эмоции заразительны: улыбка одного человека всегда служит сильным психическим стимулом для того, кому она предназначена. Поэтому каждое занятие должно проходить на эмоциональном подъеме.

      Педагог должен объяснять детям эмоциональный настрой каждого произведения на исполнении каждой музыкальной интонации, динамическом рисунке произведения.

      Чтобы эмоциональная отзывчивость на музыку развивалась у ребенка достаточно успешно, нужно, во-первых, развивать его эмоции, обогащать «палитру» его чувств.

      Во-вторых, формировать умение подключать этот эмоциональный опыт к восприятию музыки, связывать его со звучаниями, то есть, чтобы ребенок не просто испытывал какие-либо эмоции во время звучания музыки, но и, как пишет  Борис Теплов, эмоционально переживал выразительное значение музыкальных образов.

      Этому помогает выразительное чтение текста  и является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения.

      Также полезно находить главное по смыслу слово в фразе; придумывать название к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания произведения.

Навык певческого дыхания на опоре.

Певческое дыхание в трудах Г. Соколова, Г. Стуловой выделяется как основа постановки голоса. По мнению педагогов, дети должны пользоваться грудо-брюшным дыханием.

Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика, насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, при совершенно опущенных и свободных руках.

При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается к таким заданиям. Закрепить эти навыки можно на упражнении дыхания без звука:

·  Маленький вдох – произвольный выдох.

·  Маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.

·  Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

Такое упражнение можно повторить, поднимая и наклоняя голову – без остановок, а так же поворачивая голову направо и налево.

Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Очень многие педагоги-вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.

Осмысленное и качественное выполнение упражнений на дыхание при распевании приводит к тому, что при разучивании произведений мышцы сразу будут принимать правильное положение при взятии дыхания.

Во время работы над произведением полезно произносить текст активным шёпотом. Это активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание.

Чтобы достичь результата, необходимо целенаправленное управление дыхательными движениями во время исполнения.

 Навык ровного звучания гласных на протяжении всего диапазона голоса.

Основной момент в работе над гласными – воспроизведение их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.

            Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания вокального ансамбля и достижение унисона в вокальных партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

            С точки зрения работы артикуляционного аппарата, образование гласного звука связано с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в вокальном ансамбле представляет определённую трудность.

            Звуки «У, Ы» – формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей они звучат приблизительно одинаково.

Отсюда и следует специфическое вокальное применение этих звуков при исправлении «пестроты» звучания. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также выравнивается звук тембрально. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания. Обязательное условие для певцов в такой ситуации – сохранения одинаковой установки артикуляционных органов, как при пении гласных «У и Ы».

            Звук «у» требует высокого подсвязочного давления, естественной певческой установки гортани. Использование гласной «У», особенно на начальном этапе работы над певческим навыком в ансамбле, важно для выработки певческого дыхания, ликвидации горлового пения, форсированного звучания, возникающего у певцов от неправильного положения гортани. С применением мягкой атаки эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. Свешников считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую вокальную позицию. И поскольку «У» является «тёмной» гласной, долгое пение на ней приводит к «тусклому звучанию». А.В. Свешников рассветлял её на упражнениях с последовательным пением «У – А».

Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.

Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А», поскольку разными людьми произносится по-разному. У славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно. А.В. Свешников считал эту букву одной из самых сложных, требующей округления (ближе к о): «Гласная «А» есть основа голоса, и главный подводный камень…основательное изучение её имеет особое влияние на все остальные гласные.

            Звуки «И, Э» – стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания в отношении округления звука.

            Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким» Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).

Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада «а».

Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу исполняются легче, чем чистые гласные.

            Таким образом, работа над гласными звуками заключается в достижении чистого произношения в сочетании с полноценным певческим звучанием, что определяет качество звучания вокального ансамбля.

Навык высокой вокальной позиции и точного интонирования.

Чистое интонирование – одна из важнейших обязанностей вокалистов, поэтому должна быть найдена и закреплена высокая позиция, позволяющая подтягивать интонацию. Для этого полезно исполнять хроматические последовательности нот, петь тихо, чтобы воспитывалось слуховое внимание.

 Неточная интонация вокалистов связана с неправильным звукообразованием.  Перечислим  принципы работы над выработкой точного интонирования.

  1. Хорошая опора звука, связанная с нижнереберным типом дыхания.
  2. Правильное начало звука, т.е. вдыхательная установка (чувство вдоха).
  3. Округлый звук вызывает поддержку звукообразования на дыхании, тогда как плоский значительно снимает поддержку опорой.
  4. Последующую по диапазону гласную обязательно готовить на базе предыдущей как по динамике, так и по артикуляционному удобству. Например, при переходе с гласной «е» на «о» необходимо гласную «е» исполнять в более вертикальном положении.
  5. Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
  6. Вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
  7.  При пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
  8.  Беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона.

Певческое состояние должно быть приподнятым, радостным, эмоциональным. Важным также является хорошая дикция, хорошее, удобное произношение гласных. Сюда же надо отнести и чувство вдохновения от музыки – все это способствует лучшему голосообразованию.

            Развитие вокального слуха.

В певческой практике употребляется термин «вокальный слух». Вокальный слух – способность различать в голосах различные оттенки, нюансы, краски и возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.

В.П. Морозов пишет: «Сущность вокального слуха в умении осознать принцип звукообразования».

Вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и к воспроизведению звуков. В целом все задачи обучения пению направлены на развитие вокального слуха. Приёмы развития вокального слуха, направленных на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

             слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;

            сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

            введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности;

            повторение отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;

              подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голоса учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;

              Пение «по цепочке»;        

             моделирование высоты звука движениями руки;

             отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

              настройка на тональность перед началом пения; 

              задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание.  (прием для первых уроков. Считаю, что вокальным ансамблем нужно меньше управлять с помощью жеста);

             выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их ансамблем в мелодическом и гармоническом вариантах;

            представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

            выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;

            расширение ноздрей при вдохе (а лучше – до вдоха) и сохранение их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резонировании звука;

            вариативность заданий при повторении упражнений и заучивании песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности.

            Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие на начальном этапе основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

            Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже слуховое представление «в уме» звука до того, как он будет воспроизведен голосом, – сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти.

Выработка  кантилены.

Кантилена – основа пения. Одна из основных задач руководителя – научить ансамбль петь legato. За штрихом legato следует разучивать и другие штрихи non legato, marcato. Освоение навыка пения на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов – необходимость для кантилены в пении. Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

Staccato требует более техничного и глубокого владения мышцами, при опёртом на дыхании звуке, четкой фиксации на высоком положении звука и чистого интонирования на высокой вокальной позиции. Упражнение на совмещение legato и staccato является обязательным. Примеры распевок на совмещение легато и стаккато: «Мы перебегали берега», стр. 17 Альбова. Вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки;  

Приобретение дикционных навыков, четкой и ясной артикуляции.

Дикция (греч.) – произношение. Критерий достижения хорошей дикции в ансамбле – это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с вокальным ансамблем, хормейстеры обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем неплохо, потому что именно ясность согласных помогает, понять текст произведения.

             Формирование согласных, в отличие от гласных, связано в возникновении преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, следует поставить сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянуться, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» – образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными, добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоге «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.

            Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Им свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработке чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается что согласная «П» хорошо округляет гласную «А». Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» – состоят из одних шумов. Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука.

            Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание следует обратить работе над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится гибким. Необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани.

            Для тренировки губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Все слова произносить твёрдыми губами, при активной работе языка. Продвигать с постепенно усложняющимися задачами. Вначале медленно и чётко, потом ускорять темп, нюансы и т.д.

            Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Необходимо научить вокальный ансамбль и приёму редуцирования и продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи, быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.

Работа над ритмической чёткостью.

Развитие ритмического чувства начинается с первого же момента работы вокального ансамбля. Уже во время пения певцы должны относиться к ритму вполне сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.

Способы счёта:

- вслух всем участникам ансамбля называть ноты с соблюдением ритмического рисунка;

- простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем называть ноты песни.

После этой настройки сольфеджировать, а уж потом петь со словами.

Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности. Важную роль играет одновременное вступление поющих – после взятия дыхания, атаки и снятия звука.

            Полезно использовать детские музыкальные инструменты для активизации слухового внимания и развития чувства ритма.

            В профессионально обученных детских вокальных коллективах, для выразительности и точности ритма применяют упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность. Метод дробления один из самых эффективных и давно применяется педагогами. Его суть в том, что долгие звуки предварительно раздробляются на несколько повторных более коротких (соответственно соседним длительностям), а паузы заполняются извлечением какого-либо подходящего звука или аккорда; таким способом ученик предельно наглядно усваивает временные расстояния.

Таким образом, на начальном этапе работы с вокальным ансамблем все обучающие задачи должны быть подчинены магистральной дидактической стратегии – формированию у учащихся основных певческих навыков, включающих певческое дыхание на опоре; навыку ровного звучания гласных на протяжении всего диапазона, навыку высокой певческой позиции и точного интонирования, развитию вокального слуха,  выработке кантилены, приобретению дикционных навыков , четкой и ясной артикуляции, работе над ритмической четкостью, что способствует  достижению интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и орфоэпического ансамбля в детском вокальном коллективе. При правильном разборе текста, выявлении образов в песне у учащихся будет развиваться эмоциональная сфера

Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей младшего школьного возраста и пониманием задач вокальной работы на начальном этапе обучения.

МР ХО Работа с «гудошниками» в младшей группе хора

 «Работа с «гудошниками» в младшей группе хора»

(Сорокина Т.А., преподаватель хоровых дисциплин) 

Проблема работы с детьми, у которых есть « нарушение нормального голосообразования»,  является актуальной и будет актуальной всегда, так как в музыкальную школу приходят учиться дети с различным уровнем музыкальных способностей.

У таких учащихся с первого класса выявляется не только резкое смещение  и ограничение диапазона голоса, но и ряд других нарушений: патологическое качество звучания (сипы, хрипы, спастическое, темное звучание), резко твердая либо придыхательная атака звука, отсутствие легато, ограниченный фонационный выдох.

Поиски методов работы с гудошниками должны быть направлены не только на исправление интонации и расширение диапазона, но и на воспитание основных качеств певческого голоса.

Причины первичных нарушений голосообразования могут быть:

  1. Заболевания хронические и острые, во время которых не был соблюден голосовой режим, испуг, психическая травма, перенапряжение голосового аппарата.
  2. Следствие неквалифицированного певческого обучения. Это дети, у которых родители либо пели в эстрадной манере, либо увлекались громкими маршеобразными песнями, в которых применяется твердая атака.
  3. В наличии высокого процента «гудошников» определенную отрицательную роль играет и звучащий эфир. Дети подражают грудным голосам эстрадных певцов, пению «шепотом», повторяют недозволенные для неокрепшего детского голоса приемы вокального звукообразования. Использование крайних нюансов динамики или твердой и придыхательной  атаки может вызвать нарушение чистоты интонирования и резкое снижение неокрепшего детского голоса.

Есть еще группа детей, которых называют «лжегудошниками». У таких детей, как правило, ларингоскопическая норма. Такие дети, зачастую, очень впечатлительны, нервозны. Эти учащиеся обычно хорошо поют в хоре, но даже при успешном развитии певческого голоса в дальнейшем при сольных и ансамблевых выступлениях у них бывают срывы. В остальных же случаях «лжегудошниками» оказываются дети, которые трудно привыкают к школе. «Гудение» таких детей в сентябре – своеобразная форма неприспособленности к школе.

Работа по исправлению нарушений голосообразования дает результаты не сразу. Особо трудно работать с детьми, когда нарушения вызваны тяжелыми хроническими заболеваниями не только органов голосообразования, но и центральной нервной системы.

Практическую работу с гудошниками в первом классе можно поделить на три этапа.

1 этап: (4 – 5 уроков) Основная  задача: направить внимание учащихся на качество звучания голоса, на овладение основными певческими навыками (легато, мягкая атака, свобода артикуляционного аппарата, нормальная сила звука).

При работе над вокальными упражнениями и песнями детям необходимо предлагать спеть «тоньше», «нежнее», «достать звуки». Полезно петь на слоги «лю», «ле», «ли», «ля», «да». Иногда предлагать учащимся петь про себя.

Говорить, чтобы во время вдоха дети раздвигали крылья носа и удерживали их в таком положении во время исполнения. При этом лицо должно быть приветливым, как будто вы улыбаетесь.

Необходим правильный эмоциональный настрой. Детям говорят, что петь могут научиться все, даже если сейчас еще не у всех получается красиво.  Надо только постараться петь повыше. Иногда учитель индивидуально обращается к ребенку и говорит ему спеть сейчас со всеми тоненько, заставить свой голос достать эту высоту.

Через месяц такой работы начинают петь все «лжегудошники». Примерно таких же результатов может достигнуть и значительная часть «подлинных гудошников». Как правило, это дети, прошедшие неправильную «певческую школу». Некоторые «трудные» дети тоже начинают исправляться. Огромную роль здесь играют эмоциональность, контактность, общие способности ребенка, задатки вокального слуха.

2 этап: (5 – 15 уроков). Необходим особый контроль над такими детьми. Подающих надежды «гудошников» сажают между чисто интонирующими учащимися. Трудным детям говорится, что они сами могут поднять руку и сказать, что уже могут петь точнее и выше. Также, сильным детям предлагается задание иногда анализировать  пение гудошников. Детям с нечистой интонацией предлагается петь «про себя», когда поют сильные дети. Также предлагается вслух больше петь на слоги, чем со словами. Необходимо постоянно вселять уверенность таким детям, говорить, что у них получится красиво петь, только для этого надо стараться петь правильно, тоньше и «тянуть» звуки.

Очень помогают иногда старшие дети, «бывшие гудошники». Можно организовать индивидуальные беседы старших со младшими. Главное – заставить поверить ребенка и его родителей в возможность нормального певческого развития каждого из детей.

Индивидуальное внимание «гудящим» уделяется в процессе всего урока: открой шире рот, не надо напрягаться, подними выше голову. Некоторым детям удобнее петь на какой – то определенный свой слог. Найдя его, ребенок в классе поет «про себя» на этот наиболее удобный для него слог, а дома на этот же слог поет вслух. Некоторым детям помогает опора на мышечное чувство («зевок», «чувствовать крылья носа»).

Основной же метод работы на данном этапе – работа по группам.

На репетиции дети садятся так: 3 ряд – чисто интонируемые дети, среди них 2 – 3 подающих надежды гудошники.

Во 2 ряд сажают детей с сильным сипом из – за заболеваний органов голосообразования и тех детей, которые только что начали чисто петь.

Первый ряд – гудошники, требующие индивидуального внимания и обследования общего состояния здоровья.

Процесс разучивания песни на данном этапе идет примерно так:

Показ песни учителем и чтение текста.

Пение учителем 1 куплета – весь класс поет «про себя», с активной артикуляцией, выразительно.

Пение 1 куплета 3 рядом (без сидящих среди них «гудошников»), остальные поют «про себя».

Песню поет весь класс на слоги.

Песню поет весь класс со словами.

Постепенно, к концу 2 этапа, обнаруживается, что у некоторых учащихся произошел сдвиг по основным параметрам (диапазон, звуковедение, звукообразование, интонация, качество звучания, фонационный выдох).

3 этап: индивидуальный подход к оставшимся гудошникам. Детей с серьезными заболеваниями органов голосообразования, (ларингит, астма, логоневроз, дети с заболеваниями слуховых органов) исправлять гораздо легче, чем с психоневрологическими.

Работа с детьми, у которых заболевания органов голосообразования: наиболее эффективнее в работе с такими детьми являются методы: требование большей эмоциональности в пении и слушании, упражнения на развитие гармонического слуха, импровизация. Полезно несколько уроков помолчать. В этот период они на уроке «судьи», оценивающие пение товарищей. Затем им предлагается петь 2 – 3 урока с нормальной силой звука. Если в течение этих уроков сдвиг не наблюдается, снова рекомендуется молчание, затем пение «про себя» (3 – 4 урока) и опять пение вслух.

!!Противодействие коррупции

Приказ об утверждении локальных актов по антикоррупционной политике

Кодекс этики и служебного поведения работников

Положение о "Телефоне доверия" по вопросам противодействия коррупции

Положение о порядке уведомления директора о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений

Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства

Положение об антикоррупционной политике

Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов

Положение о комиссии по противодействию коррупций

Положение об оценке коррупционных рисков

План мероприятий по противодействию коррупции на 2024 год 

Приказ о назначении ответственных

Приказ о создании комиссии по противодействию коррупции

Карта коррупционных рисков

Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения:

- телефон доверия Главы Республики Коми по фактам коррупции: 8(8212) 245-005;

отдел кадров и кадровой политики администрации МО ГО "Воркута": 8(82151)3-22-64

- управление культуры администрации МО ГО "Воркута": 8(82151)3-29-36
- МКУ "Центр обеспечения деятельности муниципальной отрасли культуры": 8(82151)3-24-57

МР НО Подбор репертуара и индивидуальный план

Подбор репертуара и индивидуальный план

(Скопина Т.В., преподаватель по классу балалайки и гитары) 

При подборе репертуара педагогу необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения превышающие музыкально исполнительские возможности обучающегося и несоответствующие его возрастным особенностям. В отдельных случаях можно включить в индивидуальный план произведения из репертуара следующего класса. Репертуар, обучающегося должен быть разнообразным по содержанию и стилю.

В индивидуальный план обучающихся, как и в экзаменационную программу, следует включать произведения крупной формы, русских, зарубежных, коми, советских и современных композиторов, лучшие образцы народного фольклора, пьесы оригинального жанра и музыку старинных авторов, т.е. репертуар должен быть разнообразен по содержанию, форме, стилю и фактуре.

Для расширения музыкального кругозора помимо произведении детально изучаемых в классе, следует знакомить детей с рядом пьес, не требуя выучивания наизусть.

Педагогу также необходимо знакомить обучающегося с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении музыкальных произведений.

В процессе классной работы необходимо уделять внимание игре в ансамбле, чтению нот с листа, подбору произведений по слуху. Педагог должен уделять внимание развитию навыков самостоятельного осмысления разбора музыкальных произведений, умению грамотно читать с листа.

Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации домашней работы и самостоятельного контроля.

Для воспитания в детях восприятия и слушания музыки педагогу следует напоминать детям и их родителям чаще посещать концерты, проводимые в городе. На занятиях, по возможности, слушать пьесы, изучаемые обучающимися в исполнении выдающихся мастеров.

С помощью музыки на занятии педагог должен знакомить детей с колоритом края, в котором мы живём, прививать любовь к Родине. Для этого необходимо слушать и изучать произведения Коми композиторов.

В целях усовершенствования учебно-воспитательной работы педагогу по специальности следует поддерживать тесный контакт с педагогами музыкально-теоретических дисциплин, с родителями. Необходимо практиковать выступления обучающихся не только в стенах школы, но и за её пределами, воспитывая в детях артистизм, любовь к сцене.

 

Пояснения к техническому зачёту

Пояснения к комплексу

Гамма в одну октаву для 3-5 классов

Гамма в две октавы для 6 класса

Штриховые варианты (для всех классов)

  1. legato + non legato
  2. короткое legato
  3. короткое legato и два staccato
  4. два staccato и короткое legato
  5. staccato

Ритмические варианты

  1. Восьмая две шестнадцатые - 3-5 кл.
  2. Две шестнадцатые, восьмая -3-5 кл.
  3. Дубль штрих на каждую восьмую - все классы.
  4. Триоли на каждый звук - все классы.
  5. Пунктирный ритм восьмыми - 3-5кл.
  6. Пунктирный ритм шестнадцатыми – 6 кл.
  7. Пунктирный ритм обратный – 6 кл.
  8. Двуоли -6 кл.
  9. Триоли-6 кл.

Ю.Квартоли - все классы.

11 .Хроматическая гамма в одну октаву – 6 кл.

Длинное арпеджио.

  1. Четвертями в одну октаву-3-5кл.
  2. Восьмыми в две октавы -6 кл.

Аккорды

1. По тоническому трезвучию – 6 кл.

При сдаче технического зачёта обучающийся должен знать терминологию (см. музыкальный словарь).

 

Знания обучающихся

1        класс

     На начальном этапе ребенок должен освоить упражнения доигрового периода, а затем и игрового периода. К концу первого полугодия он должен свободно играть легкие пьесы большим пальцем правой руки (пиццикато). В конце второго полугодия он должен самостоятельно контролировать посадку, правильно держать медиатор, освоить прием кистью, включать в работу все игровые пальцы левой.

2        класс

     За время обучения во втором классе обучающийся должен освоить несколько приемов игры: игра кистью с предплечьем (при исполнении тремоло), самостоятельно регулировать изменения тембра, динамические оттенки.

3        класс

     Нужно уделить большое внимание укреплению пальцев левой руки, работе над тремоло, legato, staccato, non legato. Ребенок должен освоить такие приемы игры как: игра за подставкой, игра у колков, постукивание боковой стороной медиатора о струну, т.е. шумовые звукоподражания, регулирование погружения медиатора.

4        класс

     Знакомство с pizzicato пальцами левой руки (сдергивание). Обучающийся должен овладеть такими приемами как: прием игры всей рукой для исполнения аккордовой техники, прием игры броском и нажимом, скольжение медиатора по двум струнам, glissando (скольжение пальца по струнам), а также portamento (скольжение подушечкой пальца).

5        класс

     На данном этапе обучения можно включить в работу ознакомление с дробью, вибрато, двойными нотами. Обучающийся должен овладеть скольжением медиатора по трем струнам, исполнением натуральных флажолетов, pizzicato пальцами левой руки (ударами).

6        класс

     Обучающийся должен освоить искусственные флажолеты при помощи левой руки, большую и малую дробь, vibrato (колебание струн), исполнение двойных нот. По окончании шестилетнего курса обучающиеся должны свободно владеть игрой на музыкальном инструменте, исполнять разнохарактерные произведения по сложности выпускного класса, уметь читать с листа, свободно владеть техническим комплексом.

 

Примерный репертуарный список

 

1 класс

Гравитис О. «Детская песенка»

Захарьина Т. «Осенний дождик», «Савка и Гришка»

Потапенко Т. «Волынка», «Кукушечка»

Обработки народных песен и танцев

Бакланова Н. «Как под горкой, под горой», «Попрыгала коза»

Калинников В. «Тень-тень»

Красёв М. «Веселые гуси», «Топ - топ»

Филиппенко А. «По малину в сад пойдем»

Ч.Н.П. «Аннушка»

Р.Н.П. «Ах вы сени мои сени»

Р.Н.П. «Тонкая рябина»

Произведения русских композиторов

Глинка М. «Песня»

Ребиков В. «Весна», «Воробушек», «Зимой», «Лягушка», «Песня»

Произведения советских композиторов

Иорданский М. «Песенка про чибиса»

Кабалевский Д. «Вальс», «В лесу», «Игры», «Марш», «Песня», «Прогулка»

Метлов Н. «Гуси», «Паук и мухи», «Часы»

Филиппенко А. «Веселый музыкант», «Цыплята»

Шаинский В. «Песенка про кузнечика»

 

2 класс

Обработки народных песен и танцев

Веревка В. «Дивична моя перяславка»

Гречанинов А. «Вставала ранёшенько»

Гурилев А. «Ты пойди моя коровушка домой»

Лядов А. «Я с комариком плясала»

Тарнопольский В. «На горе-то калина»

Шостакович Д. «Пендозалис» (греческий народный танец)

Произведения русских композиторов

Фомин Е. Ариетта Лядов А. «Забавная»

Римский-Корсаков Н. «Проводы зимы»

Гречанинов А. «Весенним утром»

Произведения советских композиторов

Евдокимов П. «В прйпрыжку»

Гедике А. «Маленькая пьеса»

Магиденко М. «Народная песня»

Потапенко Т. «Частушка»

Яковенко П. Менуэт, «Первые шаги»

Произведения зарубежных композиторов

Корелли А. Гавот

Шуберт Ф. Вальс,Экосез

Гайдн Й. «Песня», «Песенка»

Барток Б. Танец

Бетховен JI. «Сурок»

ЭтюдыБакланова Н. Этюд A-dur

Бакланова Н. Этюд a-moll

Бакланова Н. Этюд G-dur

 

3 класс

Обработки народных песен и танцев

Александров А. «Калинка»

Балакирев М. «Пивна ягода по садочку плыла»

Римский-Корсаков М. «Ай, во поле липонька»

Шишаков Ю. «Во горнице, во новой»

Андреев В. «Как под яблонькой»

Осипов А. «Печорский вальс»

Пьесы русских композиторов

Балакирев М. «Протяжная»

Гречанинов А. «Весельчак»

Мусоргский М. «Поздно вечером сидела» (Хор из оперы «Хованщина»)

Кюи Ц. «Торжественный марш»

Пьесы советских композиторов

Хренников Т. «Колыбельная Светлана»

Бакланова Н. Романс Блинов Ю. «Танец кукол»

Будашкин Н. «Плясовая»

Гедике А. «Старинный танец»

Кабалевский Д. «Артековская полька»

Шебалин В. «Колыбельная»

Яковенко П. «Шутка»

Куликов П. «Плясовая»

Попонов В. «Наигрыш»

Пьесы зарубежных композиторов

Вебер К. «Хор охотников»

Бетховен JI. «Народный танец», «Турецкий марш»

Моцарт В. «Игра детей», «Песнь пастушка», «Майская ночь»

Шуберт Ф. «В путь», «Три немецких танца»

Шуман Р. «Веселый крестьянин»

Григорьев Ю. Этюды: G-dur, E-dur Гедике А. Этюд Блинов Ю. Этюд

 

4 класс

Обработка народных песен

Городовская Н. «Под окном черемуха колышется»

Лятошинский Б. «Ой на горе-то, на горе»

Лаптев Б. «Ничто в поле не колышется»

Сапожников В. «Уж ты поле мое»

Успенский М. «Ивушка»

Горчаков В. «Северяночка»

Произведения русских композиторов

Бородин А. «Песня»

Андреев В. Вальс «Грезы»

Глинка М. «Андалузский танец»

Гурилев А. «Однозвучно гремит колокольчик»

Римский-Корсаков М. «Заиграйте мои гусельки» (из оперы «Садко»)

Произведения советских композиторов

Шмитц М. «Принцесса танцует вальс»

Молчанов К. «Куковали кукушки»

Багиров 3. «Романс»

Беркович И. Вариации Потапенко П. «Плясовая»

Олейников Н. «Антошка»

Папонов В. «На тройке»

Локтев В. «Топотушки»

Произведения зарубежных композиторов

Гассе И. Буре и менуэт

Шуман Р. «Мелодия»

Корелли А. Сарабанда

Маршал Л. Менуэт

Перселл Н. Канцонетта

Бетховен Л. «Контраданс»

Этюды

Евдокимов В. Этюды: A-dur, H-dur

Хаджиев П. Этюд: D-dur

Г едике А. Этюд: A-dur

 

5 класс

Обработки народных песен и танцев

Евдокимов В. «Утушка луговая»

Красев М. «Сама садик я садила»

Ленец А. «Ах сени, мои сени»

Сапожников В. «Уж ты поле мое»

Трояновский Б. «Цвели цветики»

Савин В. «Светлая звездочка»

Пьесы русских композиторов

Глинка М. «Контраданс»

Гурилев А. «Полька-мазурка»

Даргомыжский А. Танец Калинников В. «Грустная песня»

Чайковский П. «Неаполитанская песенка»

Произведения советских композиторов

Шольц П. «Непрерывное движение»

Захаров В. «Колхозная полька»

Лаптев В. Танец

Тамарин И. «Старинный гобелен»

Яковенко П. «Детская полька»

Произведения зарубежных композиторов

Бах И. С. Ария

Гассе И. Два танца

Лехтинен Р. «Летка-Енка»

Мари Г. Ария в старинном стиле

Неруда Ф. Славянская полька

Штраус И. Персидский марш

Произведения крупной формы

Будашкин Н. Анданте из концерта для домры

Чекалов П. Соната, Сюита

Яныыинов А. Концертино

Вивальди А. Концерт Соль мажор 1 ч или 2 и 3 ч

Этюды

Бакланова Н. Этюд: G-dur

Вольфарт Ф. Этюды: F-dur, B-dur

Ревуцский Л. Этюд: F-dur

 

6 класс

Обработки народных песен и танцев

Василенко С. «Ты раздолье мое»

Шишаков Ю. «Долина, долинушка»

Левина 3. «Бежит конь»

Гордовская В. «У зари-то, у зореньки»

Андреев В. «Как под яблонькой»

Перепелица Я. «Первая охота»

Произведения русских композиторов

Аренский А. «Журавель»

Глазунов А. Пиццикато из балета «Раймонда»

Кюи Ц. «Восточная мелодия», «Непрерывное движение»

Лядов А. Прелюдия

Рахманинов С. Романс

Рубинштейн А. Ноктюрн

Чайковский П. «Песня без слов»

Произведения советских композиторов

Биберган В. Полька

Глиер В. Мазурка, Вальс

Потапенко Т. Скерцо

Раков Н. Вокализ, «Веселая игра»

Цыганков А. «Музыкальный момент»

Шнитке А. Менуэт

Произведения зарубежных композиторов

Бах И.С. «Сицилиана»

Вераччини Фр. Ларго Григ Э. «Норвежский танец»

Делиб Л. Пиццикато из балета «Сильвия»

Меццакапо Е. Болеро «Толедо»

Обер Л. Жига Рамо Ж. Тамбурин

Сен-Санс К. «Лебедь»

Сметана Б. «Иринкина полька»

Произведения крупной формы

Бакланова Н. Вариации

Барчунов П. Концертная пьеса

Бетховен Л. Сонатина, Рондо

Вивальди А. Концерт ля минор

Соловьев Ю. Концерт для домры

Этюды

Бакланов Н. Этюд-стаккато

Евдокимов В. Этюд Ля мажор

Евдокимов В. Этюд-скерцо

Раков Н. Этюд-скерцо

Янынинов А. Этюд «Комариный пир»

 

Программа для выпускного экзамена в 6 классе

1        вариант

     Этюд

Крупная форма

Обработка народной песни

Пьеса по выбору

2        вариант

Этюд

Сюита

Обработка народной песни

Пьеса по выбору (виртуозного исполнения)

 

Примерная программа выпускного экзамена

I                    вариант

  1. Бакланова Н. Этюд-стаккато
  2. Вивальди А. Концерт a-moll
  3. Василенко С. «Ты раздолье мое»
  4. Шостакович Д. Романс

II                 вариант

  1. Евдокимов В. Этюд a-moll
  2. Дербенко Е. Сюита «Приключение Буратино»
  3. Андреев В. «Как под яблонькой»
  4. Раков Н. Вокализ

Отделение фортепиано

История отделения фортепиано начинается с первых дней организации Городской музыкальной школы. В настоящее время заведующей фортепианным отделением является Рогова Елена Владимировна. Отдел живет насыщенной концертной и конкурсной жизнью. 
Читать далее...

 

Отделение оркестровых инструментов

Оркестровый отдел школы представлен классами струнных инструментов (скрипка, виолончель, контрабас), деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов. 

Гордостью отдела и всей школы является единственный в республике детский струнный оркестр. Немало труда в руководство оркестром вложил Васильев А.А.
Читать далее...

.

Отделение народных инструментов

Отделение народных инструментов Городской детской музыкальной школы – это баян, аккордеон, балалайка, домра и гитара; это ансамбли и два оркестра; это творческий союз преподавателей и учеников, нацеленных на успешное овладение искусством музицирования на народных инструментах.

Руководит отделом Скопина Татьяна Валериевна
Читать далее...

 

Отделение хорового и сольного пения

В 1976 году в школе было открыто хоровое отделение. И вот уже почти 40 лет учащиеся школы прибегают два раза в неделю на занятия хора, чтобы вместе погрузиться в мир музыки и самостоятельного музицирования через самый массовый жанр музыкального исполнительства – хоровое пение. В школе – 5 хоровых коллективов! Дети школы любят хоровые занятия, а прививают им любовь к пению хормейстеры Сорокина Т.А. и Заричная Н.В.
Читать далее...

 

Информация