ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Воркутинская детская музыкальная школа открыта приказом №53 от 23.07.1952 г. Управлением по делам искусств при Совете Министров Коми АССР.
Переименована в Воркутинскую городскую детскую музыкальную школу приказом №172 от 18.09.1959г. по Отделу Культуры Воркутинского Горисполкома с 25.09.1959 года.
Переименована в Муниципальную организацию культуры Детская музыкальная школа города Воркуты Постановлением Главы администрации г.Воркуты № 935.7 от 28.09.1995 г.
На основании Постановления Главы администрации МО «Город Воркута» №419 от 14.03.2001г. Муниципальная организация культуры Детская музыкальная школа города Воркуты переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МОУ ДОД «Городская ДМШ»).
Из муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» путем изменения типа создано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МБОУ ДОД «Городская ДМШ») Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 08.12.2011 № 1406.
На основании постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.11.2016г. №1917 переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Городская детская музыкальная школа" (МБУ ДО "Городская ДМШ").
На основании Постановления администрации МО ГО «Воркута» № 464 от 25 марта 2020 года «О реорганизации муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования в сфере культуры в форме присоединения» муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа Шахтерского района» было реорганизовано в форме присоединения к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Городская детская музыкальная школа».
Для чего нужно сольфеджио?
(выступление на род.собрании Макейчук В.А.)
Среди семи чудес света есть восьмое — ребёнок играющий, ребёнок творящий. Задача нас взрослых — не только сохранить хрупкий мир ребёнка, но и помочь более естественно, безболезненно перейти от подсознательного моделирования мира в его многообразии к осознанным деяниям. Только тогда состоится личность, и возможен подъём на более высокий духовный уровень.
Ю.П. Юкечев.
Что мы знаем о сольфеджио? Множество детей и их родителей, не связанных с музыкой, считает его чем-то нудным и лишним, вроде жужжания надоевшего комара. Но это ведь далеко не так!
Всем понятно, что глухой не слышит музыки совсем. Человек с неразвитым слухом слышит в ней простейшие элементы выразительности: динамику, темп, родные интонации бытовой музыки, кочующие из мелодии в мелодию. Человек с развитым слухом слышит тонко и изыскано. Россыпи звуков он умеет удивительным образом превращать внутри себя в захватывающую полифонию чувств.
Необходимо совершенно отчетливо осознавать и не таить никаких иллюзий, что литературные соревнования по подбору эпитетов к услышанной музыке могут хоть как-то помочь УСЛЫШАТЬ музыку. Чтобы это произошло, надо иметь развитое слуховое восприятие, а не способность хорошо и красиво говорить. Как образно написал профессор В. Медушевский нужно сформировать у детей музыкальный слух «как орган поиска небывалой красоты...».
Дисциплина, которая способна постепенно развить музыкальность человека до высот, позволяющих наслаждаться музыкой — от фольклора до творений великих классиков, называется СОЛЬФЕДЖИО. Оно способно помочь ребенку постепенно превратить в своем сознании музыкальный шум в звуковое наслаждение. Поэтому сольфеджио должно быть основой любого сколько-нибудь серьезного обучения музыке. Говоря «серьезного», здесь имеется в виду не только профессиональное обучение, а любое обучение музыке, от которого предполагается, что будет толк.
Когда детишки начинают учиться музыке, то первое, что они узнают - это названия нот, их написание на нотном стане, их длительности. Без этого ничего невозможно сыграть. Вот это-то и есть начатки сольфеджио, и их преподаёт педагог по специальности - тот, кто учит играть на инструменте. Строго говоря, это
теоретическая часть, но без неё продвинуться в нашем деле нельзя. Это как учить буквы, которые потом сложатся в слова, это - музыкальная грамота. Ну и конечно, в школе есть и отдельный предмет – «сольфеджио», который ведут профессионалы, специалисты именно по этому вопросу.
Дальше - больше! Зная музыкальную грамоту и развивая свой слух, дети научаться читать ноты - вначале медленно, а затем всё более бегло. Затем, понимая логику строения музыкального предложения – фразы - юные таланты начнут быстрее и осмысленнее осваивать музыкальные произведения. Это ускорит их прогресс в игре, расширит репертуар, откроет новые возможности. Вы улавливаете, какие открываются горизонты, какие перспективы появляются у детей? Понимание основ строения музыки, её законов расширяет «слышание», придаёт игре смысл и неповторимость-ту «изюминку» индивидуальности, которая и отличает одарённых людей.
Что же надо сделать, чтобы не упустить эту возможность? Посещать регулярно уроки сольфеджио - раз. Делать домашние задания - два.
Если ребёнку самому вдруг что-то показалось сложным или непонятным -постарайтесь ему помочь. Не можете, не понимаете сами? Ещё раз попросите педагога объяснить. Пропущенные и непонятные материалы - настоящий бич. Это как в математике: что-то упустил - и всё последующее становится непонятным абсолютно. Нельзя доводить до такого положения вещей. Очень печально видеть, когда способный человечек, хорошо играющий на своём инструменте, не может поступить в училище или специальную музыкальную школу, потому что у него огромные пробелы в знаниях и умениях по сольфеджио. А ведь дальше предстоит изучение гармонии и полифонии. И что же - этот бедолага так и останется за бортом профессии, к которой у него есть несомненные способности только оттого, что на раннем этапе занятий он чего-то не усвоил? А родители вовремя не озаботились ему помочь? Есть такие ученики, которым как раз такая ситуация помешала развернуться в полную силу - они всё время в чём-то отставали, что-то не понимали. Некоторые части музыкальной ткани так и оставались для них тарабарщиной - так они у них и звучали. А всё потому, что они не уделяли этому предмету должного внимания.
Сольфеджио - это наша «пояснительная записка», наша «палочка-выручалочка», это волшебные слова, открывающие вход в пещеру, полную сокровищ. Как же нам с ним поладить? Что же это за наука?
Это наука о том, как строится «тело» музыки. Это предмет, на котором можно найти ответы на многие вопросы: как подобрать на инструменте любимую мелодию, где живут эти "загадочные" аккорды, можно ли записать услышанную мелодию по памяти? Сольфеджио - это занимательная музыкальная математика, формы развития музыкального слуха и чувства ритма, помощь в чтении с листа незнакомой пьесы и многое другое.
В этой статье затронуты вопросы пользы от изучения сольфеджио при игре на инструменте. Но не забывайте, что дети могут захотеть сочинять музыку, и тогда это будет уже просто их «хлеб». И при подборе «на слух» на инструменте умение услышать и узнать - просто незаменимо.
Итак, помните - уделяя должное внимание сольфеджио, Вы работаете на будущее своего ребёнка. Не допускайте сбоев! Желаю удачи!
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Левончук В.А.
На сегодняшний день отмечается устойчивая тенденция внедрения современных информационных технологий во все отрасли образования. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования. В последние годы во всех образовательных учреждениях все чаще прибегают к использованию информационных технологий при изучении большинства учебных дисциплин, происходит компьютеризация, интернетизация и информатизация сферы образования.
В дополнительном образовании актуальным вопросом остается совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение активных форм и методов обучения, с использованием информационных технологий в практической деятельности преподавателя, обеспечивающих достижения эффективного результата.
Повышенный интерес к активным методам обучения с применением ИКТ обусловлен новыми задачами, которые заключаются в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, научить работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.
Методическими возможностями информационных технологий принято считать:
- визуализацию знаний;
- индивидуализацию, дифференциацию обучения;
- моделирование объектов, процессов и явлений;
- доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа;
- развитие умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками;
- возможность самоконтроля;
- возможность тренировки и самоподготовки;
- повышение мотивации обучения;
- формирование культуры учебной деятельности;
- экономию учебного времени.
Педагогические цели применения информационных технологий заключаются в следующих направлениях:
- развитии личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры;
- выполнении социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;
- интенсификации учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
В условиях всеобщей информатизации становится совершенно очевидным использование ИКТ в образовательном процессе ДМШ при изучении таких предметов как сольфеджио, слушание музыки, музыкальной литературы.
Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ученик активно, с увлечением и интересом занимался на уроке. Помочь преподавателю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к урокам музыкальной литературы, слушания музыки и сольфеджио, перед преподавателем стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у учащихся к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.
Радость познания - важная составляющая часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса.
Возможности компьютера в оснащении музыкально-теоретических дисциплин можно определить следующими тремя позициями:
Современный компьютер – многопрофильный инструмент. Благодаря использованию разнообразных прикладных программ и грамотно организованной работы преподавателя на уроках музыкально-теоретических дисциплин, компьютер может выполнять множество назначений: учебник, пособие, тренажер, репетитор, библиотека, фонотека, видеотека, концертный зал, музей, театр и др.
В зависимости от использования тех или иных прикладных программ в грамотно организованной работе педагога – музыканта на уроках музыкально-теоретических дисциплин компьютер может превратиться в:
ü Музыкальную фонотеку. Фонотека в компьютере отличается большим объемом информации, быстрым поиском и высоким качеством звучания. Современные технологии записи и кодирования звука позволяют хранить в памяти компьютера сотни часов звуковой информации, которая звучит на уроках.
ü Видеотеку. Использование видеотехники является нововведением в преподавании музыкальной литературы. Иностранными и российскими киностудиями снято множество учебных, документальных и художественно-биографических фильмов о музыкантах и композиторах, фильмы – оперы, фильмы – балеты и т.д. Просмотр видеозаписей оперных и балетных постановок в исполнении лучших зарубежных и русских вокалистов, артистов балета, в интерпретации знаменитых дирижеров и режиссеров оказывается единственной возможностью ознакомления учащихся не только с музыкой, но и сценической версией оперного или балетного спектакля. В том числе является полезнейшим дополнением к традиционной методике проведения уроков.
ü Музыкальные энциклопедии. Достоинством музыкальных энциклопедий является большой объем информации и содержательность. Мультимедийные музыкальные энциклопедии дают возможность познакомиться с шедеврами мировой музыкальной культуры, наглядно познакомиться с инструментами и их звучанием. Использование интерактивных энциклопедий позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах.
Информационные технологии в образовании рассматриваются как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В настоящее время значительная часть образовательных и информационно-справочных программ относится к категории мультимедиа.
Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа технология, объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление, представляет собой один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании.
Являясь уникальной знаково-символической системой, мультимедиа открывает широкие перспективы не только в плане получения определенной информации, но и значительно стимулирует процесс творческого познания человеком действительности.
Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении – это применение интернет-технологий.
Цель данной тенденции образования – оптимизация традиционных методов обучения музыке с использованием современных средств информационных технологий. Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают разнообразие учебной информации, упрощают её поиск, делают более доступной, а также преподносят её в оригинальном виде. Современные компьютерные технологии, включая и интернет-технологии, предполагают разработку и внедрение принципиально новых методических подходов к системе обучения в целом.
Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия и пр. Эти ресурсы могут, как дополнять лекции преподавателя, так и выступать основой для самообразования. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний.
Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном случае интернет-технологий обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучаемому. Например:
- получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для изучения дисциплины;
- получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов интернета;
- самопроверка знаний;
- самообразование;
- развитие творческих навыков и музыкальных способностей.
Разработка и внедрение в учебный процесс таких информационных ресурсов, включая ресурсы интернета, существенно расширяет границы обучения, делает его более эффективным и разнообразным.
Сегодня в учебном процессе при преподавании дисциплин музыкально-теоретического цикла должны широко применяться различные компьютерные образовательные технологии. В большой степени для организации сопровождения образовательного процесса, пополнения нотного, аудио- и видеофонда, изучения учебных, специальных и методических материалов, освоения современных образовательных технологий и методик возможно максимальное использование ресурсов сети Интернет.
С помощью широкого спектра информационных технологий можно не только обогатить преподаваемый учебный материал, но и повысить интерес к изучаемому предмету, расширить общий кругозор учащихся, в полной мере осуществляя личностно-ориентированное обучение, не исключая при этом фронтальную и групповую формы работы в классе. С успехом можно организовать индивидуальное или дистанционное обучение, если есть в этом необходимость, используя информационные и интернет-технологии.
Так на уроках музыкальной литературы и слушания музыки активно применяются такие информационные технологии:
1. Различного типа видео- и аудио-ряды (фильмы, картинки, таблицы, презентации, фонограммы, треки и пр.)
2. Музыкальные энциклопедии, справочники по истории музыки.
3. Интернет-ресурсы, открывающие огромный выбор материалов.
Вот некоторых информационных технологиях, которые могут быть полезны на уроках слушания музыки и музыкальной литературы.
- «Дора и ее музыкальные инструменты»
- «Как звучат музыкальные инструменты»
- «Музыкальные инструменты»
- «Музыкальная комната»
- «Музыкальный оркестр»
- «Музыкальный ансамбль на островах»
Основными недостатками этих онлайн игр являются: обязательное наличие интернета, англоязычность и некоторая примитивность. Но все же эти игры вызывают неподдельный интерес у учащихся и вполне могут способствовать развитию музыкального слуха, расширению кругозора, помогая осваивать учебный материал.
Вот некоторые малоизвестные сайты, которые могут быть полезны как педагогу, так и учащимся при изучении предметов «Музыкальная литература» и «Слушание музыки»:
http://1-rs.com/sites/category/10149
http://100oper.nm.ru
Далее представлены некоторые информационные технологии, программы, которые могут быть полезны педагогам и детям на уроках сольфеджио и нотной грамоты:
- «Нотный стан и ноты»
- «Разноцветный ксилофон»
- «Сочиняем музыку»
- «Одинаковые звуки»
- «Музыкальный тренажер»
- «Нотный стан и клавиатура»
- «Music Match»
Основным минусом является англоязычность данных игр. Но они, несомненно, приносят большую пользу в развитии музыкальных способностей учащихся, повышении их интереса к музыкально-теоретическим предметам, способствуют лучшему усвоению учебного материала.
- «Радуга из нот» развивает музыкальный слух и память
http://www.flashmusicgames.com/rus/rainbow_piano.html
- «Проверка слуха» развивает координацию и чувство ритма
http://igralka.com.ua/muzikalnie_igri/proverka_sluha.html
- «Пианист» несмотря на свое название, эта игра прекрасно подходит для занятий на уроках сольфеджио и музыкальной грамоты, она очень хорошо развивает музыкальный слух, память, мышление и творческие способности учащихся разных возрастных групп
http://igralka.com.ua/muzikalnie_igri/pianist.html.
Некоторые информационные технологии, программы трудно отнести к какому-либо одному предмету музыкально-теоретического цикла, т.к. они содержат в себе разнонаправленные разделы. К таким программам относится, например, «Музыкальный класс».
Программу «Музыкальный класс», целесообразно использовать как на предметах сольфеджио и музыкальной грамоты, так и на уроках слушания музыки и музыкальной литературы. В программе имеется раздел «Теория музыки», в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. Так же здесь подобраны и музыкальные игры, к примеру, «Крестики-нолики», «Музыкальные кубики». Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей, длительности нот. Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы «Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание очень эффективно, так как наряду с теорией осуществляется и практика: пользователи не только теоретически изучают музыкальные инструменты, но и виртуально играют на них.
Так же программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором». Эта функция делает возможным создание собственного произведения в выбранном пользователем стиле.
Не стоит забывать об уже ставших популярными необходимых информационных технологиях и программах.
Проигрыватели «Windows Media Player», «KMPlayer», «Everest», «AimpPortable». Такое количество однотипных программ на данном этапе развития общества просто необходимо для возможности воспроизведения самых различных аудио- и видео-файлов.
Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает преподавателю пакет Microsoft, в который входят следующие необходимые для работы музыканта-теоретика программы:
- Microsoft Office Word используется для создания педагогом и учащимися конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики и пр.;
- Microsoft Office Excel. В нем очень удобно делать мониторинг успеваемости, выводить ведомости за любой период обучения в виде таблиц, а также решать несложные музыкально-теоретические задачи;
- Microsoft Office PowerPoint используется для создания преподавателем и старшими учащимися презентаций различных направлений по любому предмету, а также при просмотре презентаций по различным темам на всех предметах музыкально-теоретического цикла;
- Microsoft Office Publisher незаменим при разработке буклетов и самых разных публикаций при проведении внутришкольных конкурсов, фестивалей и пр.
Из всего вышеизложенного следует, что внедрение новых информационных, мультимедийных и интернет-технологий в ДМШ на предметах музыкально-теоретического цикла является необходимостью в современном музыкальном образовании.
Во-первых, компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку любого времени и действия.
Во-вторых, компьютер позволяет повысить мотивацию учащихся. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать распределение учебных задач по трудности и осуществляя тем самым индивидуальный подход в обучении. Кроме того компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, все это способствует формированию положительного отношения к процессу обучения.
В-третьих, информационные технологии активно вовлекают учащихся в учебный процесс, повышают их мотивацию. Один из наиболее существенных недочетов существующей системы обучения состоит в том, что она не обеспечивает активного включения всех учащихся в учебный процесс. Например, в процессе объяснения нового материала многие учащиеся не работают в полную силу. Установка учителя на среднего ученика приводит к тому, что самые способные теряют интерес к излагаемому материалу, а наиболее слабые даже при желании не могут активно включиться в учебный процесс. Именно это обстоятельство является одним из аргументов в пользу программированного обучения, которое может быть как личностно-ориентированным, так и предназначенным для групповой и фронтальной работы.
Кроме того, необходимо отметить тот факт, что использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.
Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыкальным дисциплинам. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения, качество образования в ДМШ. Развитие компьютерных технологий в данной отрасли перспективно, актуально и объективно необходимо.
Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует реалиям сегодняшнего дня. Грамотное и систематическое применение информационных технологий дает обучающимся, преподавателям, научным работникам возможность более эффективного распределения времени, реализовывать творческий потенциал.
Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить задачу, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения это не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за учителем.
Личность учителя, безусловно, останется стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, хотя компьютер при этом выступает лишь как средство, помогающее в решении поставленных задач. Поэтому сегодня, когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины, в том числе и сольфеджио, может рассчитывать на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе. Следовательно, в таких условиях роль учителя значительно меняется. Он перестаёт быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности школьников.
Новогодний концерт "Классика по Новый год" 26.12.2023
Школьный конкурс учащихся Общего курса фортепиано "Волшебные клавиши" 20.12.2023г.
Школьный конкурс - фестиваль творческих коллективов "Tutti" 14-15.12.2023
День открытых дверей 29-30.09.2023
День открытых дверей для СОШ №23 и 35 27-28.04.2023
День открытых дверей для учащихся подготовительного отделения 21.04.2023
День открытых дверей для учащихся первых классов СОШ №12 20.04.2023
Музыкальный лекторий "Связь времен" 18.04.2023
Концерт участников Межрегионального конкурса "Юные дарования - 2023" 12.04.2023
Конкурс "Viva, теория" 28.03.2023
«Юные музыканты» Вечер для первоклассников объединения хорового пения 14.03.2023
«Юные музыканты» Вечер для первоклассников объединения народных инструментов 13.03.2023
Участие во II Открытом городском конкурсе исполнителей на народных инструментах 10.03.2023
Вечер семейных ансамблей 07.03.2023
Отчётный концерт общего фортепиано 4.03.2023
Школьные конкурсы в феврале 2023 года
Торжественное открытие года педагога и наставника 28.01.2023
Традиционный гимназический бал в МОУ "Гимназия №6" 21.01.2023
Отчетный концерт хоровых коллективов 2 корпуса ГДМШ 23.12.2022
Конкурс отдела общего фортепиано "Волшебные клавиши" 22.12.2022
Новогодний утренник подготовительного отделения 19.12.2022
Открытый городской конкурс аккомпанемента и инструментального ансамбля «Симфония Севера» 10.12.2022
Отчетный концерт творческих коллективов 13.12.2015
Новый год у малышей 25.12.2015
Встреча выпускников 29.01.2016
Концерт преподавателей 21.10.2016
Концерт-лекция, посвященный Дню воинской славы России 7.11.2016
"От Рождества до Крещения" 19.01.2017
Встреча выпускников 27.01.2017
Концерт семейных ансамблей 11.03.2017
Конкурс "Bravissimo" 11.11.2017г.
"Плэйлист мэтров Голливуда" 16.11.2017г.
Встреча выпускников 2.02.2018г.
Музыкальное ориентирование 9.02.2018г.
65-летний Юбилей школы 16.02.2018г.
Отчетный концерт учащихся хорового и сольного пения по классу общего фортепиано 3.03.2018г.
Северные наигрыши 24.02.2018г.
День пожилого человека 1.10.2018г.
Концерт преподавателей 26.10.2018г.
Межрегиональный фестиваль детского и молодежного творчества "Сияние Севера" 2018г.
Методический доклад
преподавателя теоретических дисциплин
МБОУ ДОД «Городская ДМШ» г.Воркуты
Макейчук Виктории Андреевны
на тему:
РАБОТА С ИНТЕРВАЛАМИ
НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Работа с интервалами на уроках сольфеджио преследует одну общую цель, стоящую в основе изучения курса предмета «Сольфеджио», в рамках дополнительного образования в ДМШ и ДШИ – развитие музыкального слуха. Изучение данной темы включает поэтапное освоение, касающееся различных сторон интервала. От общих теоретических сведений, переходя к конкретным слуховым представлениям в практической работе с интервалами, осуществляется приобретение интонационных навыков в воспроизведении, умение применять знания в работе с музыкальными произведениями на уроках по специальности, написании диктантов, пении с листа на уроках сольфеджио. При изучении темы «интервал», происходит активное действие в работе над развитием музыкального слуха учащегося, но важно, чтобы этот процесс был строго разграничен на постепенное усвоение материала. Для этого нужно грамотно ставить задачи и цели в изучении данной темы.
Развитие музыкального слуха невозможно без долгой и кропотливой работы над интервалами, начинающейся уже в подготовительном или 1 классе ДМШ, ДШИ и продолжающейся на протяжении всех лет занятий по курсу предмета «Сольфеджио», потому что роль интервала, его выразительных возможностей в музыке огромна. Как говорил американский композитор, пианист и дирижер Леонард Бернстайн: «Интервал составляет сердце и душу музыки», а Г. Виноградов утверждал: «Интервал - это поистине живая клеточка музыки. В нем часто заключена самая соль гармонии».
Б.В. Асафьев писал о роли интервалов в музыке: «Всюду, где речь идет об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал – одна из первичных форм музыки… Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов».
Поэтому следует работать над двумя основными сторонами в освоении этого элемента музыкального языка: первая должна быть направлена на изучение гармонического свойства интервала как основы «фонизма», одновременного звучания двух звуков и их выразительных свойствах консонантности и диссонантности; а вторая – на изучение мелодического свойства интервала – основы строения, выразительности мелодической линии. Поэтому при изучении и освоении мелодического и гармонического интервала необходимо ставить следующие задачи:
1) Гармонический интервал трактовать как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и тембрового слуха;
2) Мелодический интервал изучать «как интонацию, как наименьшую выразительную ячейку», «измеритель эмоционального строя звукопроизнесения» (Б. Асафьев).
Умение слышать гармонический интервал дает возможность впоследствии структурировать аккорды, а умение воспроизводить, слышать мелодические интервалы открывает возможность точного, осмысленного воспроизведения мелодии.
Работа над интервалами позволяет одновременно активизировать многие процессы слухового, зрительного, голосового, тактильного, образного восприятия. Умение правильно пользоваться полученными знаниями по этой теме дает возможность приобретения, развития интервального слуха, то есть осознанных интервальных представлений. Следует сказать, что развитие интервального слуха – результат развития относительного слухового восприятия. Ведь далеко не все обучающиеся в ДМШ и ДШИ на первом этапе знакомства с музыкой имеют развитые музыкальные способности. Большинство имеют средние и слабо развитые музыкальные данные, поэтому основой изучения для преподавателя на начальном этапе курса «сольфеджио» является ладовое чувство. По словам П.Бережанского: «Известно, что ладовое чувство подразделяется на два самостоятельных вида. В одном случае усваивается каждый отдельный звук сам по себе как элемент лада по характеру устойчивости или неустойчивости, степени напряжения, направлению тяготения и разрешения в тонику. При этом воспринимается ступеневое качество звука, формируется индивидуальный ступеневый «портрет» каждого отдельного звука лада и в дальнейшем – его ступеневое представление. В другом случае усваивается соотношение между предшествующим и последующим звуками. При этом воспринимается интервальное качество отношений звуков, формируется индивидуальный «портрет» интервала и в дальнейшем – интервальные представления».
«Для лиц, не имеющих абсолютного слуха, отдельные звуковысотные ступени сами по себе не имеют никакой индивидуальности. Эта индивидуальность присуща только отношению между звуками, то есть интервалам», - верно отмечал Б.М. Теплов, потому что «Интервальное ладовое чувство и интервальные ладовые представления служат основой относительного слуха. Это обусловлено тем, что один и тот же интервал может быть образован разными ступенями лада, а значит, абсолютное качество интервала не закрепляется в восприятии за составляющими его звуками». «С одной стороны, интервал узнается слухом как таковой, независимо от того, в каком ладовом значении он выступает. С другой же стороны, фактически существует столько разных интервальных представлений и впечатлений для одного и того же интервала музыкальной системы, сколько различных ладовых вариантов <…> может приобретать в музыке этот интервал», - отмечал Е.В.Назайкинский.
Таким образом, «Каждый звук имеет два значении, - писал А.П.Агажанов, - первое – его местоположение в общей системе звуков, употребляемых в музыке, второе – роль данного звука, его функция в конкретной тональности».
Задача педагога научить учащихся точно и осмысленно воспроизводить голосом скачки на любые интервалы, в любом направлении, в любых метроритмических условиях; суметь услышать, определить любой интервал, как в мелодическом, так и в гармоническом звучании в ладу, учитывая его функциональность, и вне лада, опираясь на акустическую природу.
При изучении темы «интервал» следует сначала подготовить учащихся. На этом этапе они уже должны знать понятия «тон», «полутон»: здесь полезным будет упражнение на тактильность и зрительную память – показывать на трафарете-клавиатуре все существующие тоны, полутоны от белых и черных клавиш по порядку, в восходящем и нисходящем движении. Постепенно приобретается умение быстро находить их расстояние на клавиатуре от разных звуков со знаками и без них, проигрывать на инструменте фортепиано, а также считать от любого предложенного звука любую тоновую величину. Когда учащиеся научатся быстро и легко считать определенную заданную тоновую величину в восходящем и нисходящем порядке, от заданной ноты, можно переходить к объяснению темы «интервал», «построение интервалов». Первое знакомство с темой «интервал» как правило, общее, нужно кратко и понятно дать определение этому важному элементу музыкального языка, имеющего нижний звук – основание и верхний – вершину. С теоретической точки зрения познакомить с названиями, их обозначениями, за основу которых взяты арабские цифры, то есть рассмотреть в интервалах количественное свойство, и объяснить, как с этим связаны названия интервалов. Затем переходить к построению: учащиеся должны научиться считать заданное количество звуков в интервале в нужном направлении, таким образом, добиться быстрого нахождения на клавиатуре заданного интервала от белых клавиш вверх и вниз. При построении, проигрывании конкретных интервалов нужно обращать внимание учащихся на зрительное запоминание расположений звуков, особенно таких интервалов как прима, секунда, терция, октава, где наглядно быстро и легко удается их узнавать по расположению звуков по отношению друг к другу. Например, звуки примы можно назвать «близнецами», «двойняшками», по видимому повторению одного и того же звука, секунду «ступеньками», так как звуки в ней расположены рядом, по порядку друг за другом, терцию ассоциируют со «столбиком», у которого пропущен один звук. В практической части важно разделить интервалы на освоение в мелодическом и гармоническом звучании, а по гармоническим свойствам на типы консонантности и диссонантности. Качественная сторона интервалов, деление интервалов по их окраске звучания, требует еще более внимательного, постепенного подхода. Некоторые преподаватели советуют сначала знакомить учащихся только с чистыми интервалами, а затем с малыми и большими, но освоение в другом порядке тоже возможно, это в первую очередь зависит от возраста и уровня способностей учащихся в группе.
На начальном этапе, при первом знакомстве с конкретным интервалом важно дать яркое, детальное и понятное объяснение. Для этого на раннем этапе изучения, что происходит в младших, подготовительных классах, многие преподаватели используют образно-зрительную систему ассоциаций. Такую методику разработал музыкант, преподаватель Владимир Викторович Кирюшин. У него есть сказка «О длинной и глупой жирафе Октаве и других интервалах», она создана для того, чтобы объяснить детям название и строение основных музыкальных интервалов, дать им эмоциональные характеристики. Данная книга является одной из серии музыкальных мифов-сказок, в которых детям самого разного возраста даются основные понятия из области теории музыки. Она предназначена для того, чтобы дать понятия основных интервалов посредством их образно-эмоциональной характеристики. При чтении, знакомстве с новым героем, можно одновременно проигрывать интервалы на фортепиано, для наиболее яркого представления образа героя-интервала. В приложении книги даны задания, вопросы, а также помещены графические рисунки клавиатуры фортепиано, которые помогут объяснить строение каждого интервала, аккорда, лада и прочих «премудростей» музыкального языка. По словам В. Кирюшина, толчок к развитию его художественно-образной системы дали сами дети. «Так, схватывая суть, дети находили в звучании секунды что-то ядовитое, колючее, хрюкающее, что в целом определило секунду как существо, похожее на ежа, поросенка, крысу разом с двумя большими иглами (поскольку, секунда в переводе с латинского – два). Терция же для детей – это что-то нежное, мягкое, отсюда – пушистые зверьки, похожие на зайчиков, у которых было 3 ушка, 3 лапки, 3 хвостика (поскольку, терция в переводе в латинского – три)». Но здесь следует отметить, что любая методика требует индивидуального подхода и понимания, учитывая возраст и интересы учащихся. На первых уроках немаловажно усвоить гармоническую и мелодическую природу звучания интервала через конкретный пример, образ, который будет доступен для учащихся данного возраста. Педагог на этом этапе должен вести диалог с учениками, спрашивать и учитывать их мнения об ассоциациях, связанных со звучанием гармонического «фонизма» интервала. В мелодическом освоении помогут краткие песенки-попевки, сочиненные на каждый интервал или заимствованные из пособий других сольфеджистов, музыковедов. Важно, чтобы эти песенки были яркими, легко доступными, запоминающимися в мелодическом и ритмическом плане, для того, чтобы учащийся мог самостоятельно проиграть ее на музыкальном инструменте, выучить наизусть, а в последствии подбирать от других звуков. Желательно, чтобы в мелодии песенок использовалось как восходящее, так и нисходящее движение на данный интервал. Самостоятельно работая над данным упражнением, при проигрывании его на фортепиано, у учащегося активизируется и развивается память как слуховая, образная, так и тактильная. Сочиняя или заимствуя, песенки-попевки из пособий других музыковедов, нужно учитывать возраст учащихся. Например, есть замечательное пособие у Л.Н.Лёхиной «Путешествие в страну интервалов», Т.Сиротиной «Музыкальная азбука», С. Белецкого «Азбука музыки», где на каждый интервал дана выразительная песенка про персонажа-животного, сказочного героя, вызывающая конкретный образ у учащегося. Такие пособия подойдут для учащихся подготовительных или 1-2 классов по семилетнему курсу обучения, для учащихся 1-2 классов пятилетнего срока обучения эти песенки кажутся «детскими», в силу возрастных ограничений. Более того, у ребят этого возраста возникают стеснения, и даже нежелание исполнять подобные песенки-попевки. Поэтому с учащимися народных, духовых отделений по пятилетнему сроку обучения следует выбирать подходящую для них тематику образов, советоваться с ними, сочинять, подбирать те примеры, которые им будут интересны. Возможно, подобрать отрывки из знакомых с детства кинофильмов, мультфильмов, современных песен (приложение 1). Но песенки-попевки, отрывки должны быть простыми в исполнении, чтобы каждый из учащихся, вне зависимости от своих способностей мог проиграть их самостоятельно на инструменте, желательно конечно, на фортепиано. На первых уроках, при знакомстве с названиями интервалов можно выучить простую песенку-правило из пособия Т.Сиротиной «Интервалы», она поможет учащимся быстро запомнить порядок интервалов и наглядно в мелодии, тактильно при проигрывании прочувствовать разное расстояние между звуками в момент пропевания конкретного интервала. С подготовительными группами или 1 классом семилетнего срока обучения можно разучить песенку-танец «Интервалы» из пособия Л.Алексеевой «От примы до октавы» (стр.44). В сборнике Л.Алексеевой нет песенок-попевок, она предлагает свою методику освоения данной темы. Знакомство с данными элементами музыкального языка автор представляет в звукоподражательных и музыкально-речевых интонациях. Автор на примерах ярких песен, пьес других авторов, заимствованных из профессиональной, народной музыки, создает определенные образные ассоциации у учащихся, позволяющие легко и быстро запомнить мелодию и характер звучания интервала. Цель пособия: развить интервальный слух и ассоциативное мышление при восприятии интервалов, обучить элементарной импровизации. Например, Л. Алексеева предлагает осваивать примы и секунды в народных песнях-прибаутках «Андрей-воробей», «Тетка богатка», «Сорока-сорока», «Дон-дон». Затем предлагается прослушать произведение, в мелодии которого будет неоднократно встречаться интервал, например секунда, являясь основным выразительным элементом мелодии в изображении данного образа («Быстрый ручеек» Ф.Бейера стр.47). В пособии есть интересные слуховые задания-загадки: учащиеся при проигрывании произведения должны угадать, какого персонажа хотел изобразить в своем произведении композитор, и при помощи каких интервалов.
Для хорового, вокального отделений учащихся семилетнего срока обучения можно использовать песенки более сложные, с более широким диапазоном, так как у учащихся этих отделений быстрее развивается голосовой аппарат.
Также в некоторых пособиях имеются песенки-упражнения, сочиненные на определенный интервал, в которых нет конкретных образов-персонажей, их героями являются сами интервалы (приложение 2). Мелодии песенок просты, интересны, легко запоминаются, они построены на интонациях одного интервала звучащего как в восходящем, так и в нисходящем порядке, что дает возможность учащимся усваивать интонационные особенности интервала в двух направлениях.
Существуют и варианты более сложные по ритмическому рисунку, размерам, но от этого не менее интересные и познавательные, ведь их зачастую можно назвать «песенками-правилами», так как в тексте песен звучит тоновая величина интервалов (приложение 3).
Впоследствии выбранные или выученные песенки-попевки учащиеся должны проигрывать самостоятельно дома, подбирать на слух от других белых клавиш, а при слуховом анализе, обязательно пропевать от основания к вершине, анализировать характер звучания данного интервала, вспоминать, подбирать по памяти подходящую, знакомую песенку, затем отгадывать. Пропевая расстояние в интервале между звуками, у учащихся происходит запоминание на уровне ощущений голосового аппарата – связок, со временем они понимают, что широкий интервал петь сложнее, расстояние и диапазон увеличиваются и соответственно определить его можно по этому дополнительному признаку.
Но со временем песенки забываются, поэтому важно учащихся научить давать правильную и точную характеристику звучания каждого интервала, ведь при систематических занятиях, у каждого создается свой образ, ассоциации. Нужно, чтобы для них основным методом слухового анализа являлось определение точного «звукового образа», через внутреннее интонирование, а также обращение к «памяти» голосовых связок. При проигрывании интервалов нужно все время активизировать внимание учащихся, например, поставить задачу «из шести проигранных интервалов определить, сколько прозвучало малых секунд, или диссонансов, или сколько прозвучало интервалов в мелодическом расположении в восходящем порядке, затем спросить какие и тд.»
Уместно приучать учащихся находить самим выразительные элементы в музыкальных примерах: скачки, движение мелодии по изучаемым интервалам, или роли его в аккомпанементе, рассуждать о его выразительном свойстве, значении в данном произведении, жанре. Ведь интервальный слух – способность точно оценить интервал как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством. Прежде всего, необходимо различать выразительность интервала в гармонической форме от того же интервала в его мелодической форме.
Решающее значение для выразительности гармонического интервала имеет степень сложности одновременного сочетания его звуков, его консонантность и диссонантность. Поэтому при выполнении слухового анализа гармонических интервалов, следует направить внимание учащихся на три пункта:
1) определить по звучанию консонанс и диссонанс;
2) определить, пропевая от основания к вершине расстоянии между звуками – узкий интервал или широкий;
3) определить окраску интервала – мажорный, минорный или пустой, без ладовой характеристики.
Для мелодического интервала решающее значение имеет направление (восходящее или нисходящее), который интервал образуется.
Для обеих сторон интервалов в равной мере большое значение имеют величина интервала, ладовое значение составляющих его ступеней, а также ритм, тембр, характер исполнения. Для выразительности интервала имеет значение место в музыкальной фразе или музыкальном предложении, в котором он появляется: в начале, середине, в момент кульминации, цезуры, в кадансе, участвует ли он в повторных мотивах, в секвенции и т.д.
В целом, слуховые восприятия интервалов можно записать в ниже предложенной таблице.
Таблица слухового восприятия интервалов.
интервал |
Гармоническая характеристика |
Мелодическая характеристика |
ч.1 |
Повторение одного и того же звука |
|
м.2
|
Узкий, близкий, жалобный диссонанс, резкий, «фальшивый» |
Разрешение в восходящем порядке; скорбь, плачь в нисходящем |
б.2
|
Узкий, светлый, уверенный, твердый диссонанс
|
Похож на начало гаммы в восходящем порядке, на окончание гаммы в нисходящем |
м.3
|
Узкий, мягкий, нежный, грустный консонанс
|
Ласковый, певучий, покачивающийся, начало минорного трезвучия |
б.3
|
Узкий, светлый, веселый, мягкий консонанс |
Бодрый, веселый, певучий, начало мажорного трезвучия |
ч.4
|
Гордый, уверенный, твердый, яркий консонанс |
Интонация гимна, фанфар, призыва |
ч.5
|
Пустой, холодный, спокойный консонанс |
Крайние звуки трезвучия
|
м.6
|
Широкий, мягкий, нежный, грустный консонанс, обращение терции |
Певучий, ласковый
|
б.6
|
Широкий, светлый, веселый, мягкий консонанс, обращение терции |
Певучий, размашистый, уверенный
|
м.7
|
Широкий, мягкий диссонанс, хочется разрешить вниз, обращение секунды |
Требует разрешения, допевания, неустойчивое звучание
|
б.7 |
Широкий, резкий, острый диссонанс, хочется разрешить вверх, в октаву, обращение секунды |
Далекий, требует разрешения, допевания, ярко выраженное неустойчивое звучание.
|
ч.8 |
Широкий консонанс, слитное звучание одного звука на разной высоте |
Для запоминания количества тонов в интервалах можно пользоваться наглядным пособием-таблицей «Интервалы». В различных пособиях встречаются разные подобные таблицы, у Л.С.Синяевой есть наглядное пособие «Интервалы, ступеневая и тоновая величина», но как показывает практика педагогов – учащимся младших классов мало понятна запись десятичных обозначений тонов, поэтому удобнее в таких таблицах указывать двойное обозначение. Например в малой терции 1 тон + полутон. Цель: понятно и доступно обозначить для понимания на данном этапе обучения количество тонов в интервалах, имеющих в своем составе полутон. Со временем учащиеся запоминают и десятичное обозначение, благодаря двойному наглядному обозначению (приложение 4).
Важным этапом при изучении темы «интервал» является работа над интонированием в ладу. Одним из эффективных упражнений здесь является пение ломаной гаммы. Сначала при пении в восходящем порядке гаммы возвращаться к тонике в первой октаве, если в До мажоре, то к ноту до первой октавы, а при пении в нисходящем порядке – возвращаться к тонике во второй октаве. Можно учащихся разделить на две группы, одна поет все время тонику, а другая – остальные ступени. При этом учащимся приходится внимательно слушать друг друга, чтобы спеть продолжение. Таким образом, происходит сначала неосознанное интонирование интервалов в ладу, а затем преподаватель спрашивает учащихся о том, какие здесь задействованы расстояния между звуками и какие интервалы в этой мелодии спрятались. Более сложным заданием является задание «удержать тонику», чтобы она «не сбежала». Предлагается одному учащемуся петь тонику и тянуть ее, а второму спеть, подстроить к ней другую ступень на нужный интервал. В таком упражнении происходит освоение гармонического звучания интервала в двухголосии.
Затем предлагается учащимся выписать получившиеся интервалы при пении ломаной гаммы отдельно в восходящем порядке и подписать их. Потом проинтонировать уже осознанно в ладу, как движение от тоники к нужной ступени, анализируя скачок на нужный интервал при пении в восходящем порядке, как движение вверх от устойчивой тоники:
ко II ступени, лежащей рядом, неустойчивой, близкой, «аккуратной»;
к III – как начальное движение по устойчивым звукам тонического трезвучия;
к IV – как уверенно сигнальное движение, или движение от тонической к субдоминантовой функции;
к V – движение к устойчивому, опорному звуку, доминантовому тону;
к VI – движение от тоники к неустойчивой светлой, мягкой в мажоре и печальной, грустной в миноре, требующей разрешения;
к VII – движение к вводному тону, острому, стремящемуся разрешиться в тонику в восходящем движении;
к I ступени во второй октаве – как повторение тоники на разной высоте.
Затем выписать интервалы, получившиеся при пении ломаной гаммы в нисходящем порядке, определить и проинтонировать уже осознанно в ладу, как нисходящее движение от тоники к нужной ступени, при этом анализировать движение, скачок на нужный интервал, как движение вниз от устойчивой тоники:
к VII – нисходящее движение к вводному тону, жалобная полутоновая интонация в натуральном мажоре и гармоническом виде минора, VII ступень интонируется обычно близко по отношению к тонике во второй октаве;
к VI – нисходящее движение к светлой в мажоре и нежной, грустной в миноре, но в обоих вариантах мягкой, неустойчивой ступени, исполняется осторожно;
к V – нисходящее движение к устойчивой ступени, воспринимается и усваивается как движение от I к V ступени, квартовый нисходящий ход от тонической к доминантовой функции;
к IV – нисходящее движение к неустойчивой ступени, но звучащей тяжело, уверенно, требующей допевания, разрешения в устойчивую III ступень;
к III – нисходящее движение в мажоре на опорный, устойчивый светлый звук, в миноре на опорный, устойчивый грустный, печальный звук;
ко II – нисходящее движение от тоники второй октавы к этой ступени воспринимается как допевание гаммы сверху вниз, так же следует петь осторожно, заранее думая о звучании тоники;
к I – нисходящее октавное движение от тоники к тонике воспринимается как повторение одного и того же звука на разной высоте.
Таким образом, при пении данного упражнения участвует ладовое взаимоотношение ступеней, тяготений неустойчивых к устойчивым. Но при анализе получившихся расстояний между ступенями, они воспринимаются и как интервалы в мелодическом положении. При пении такого упражнения нужно следить за тем, чтобы учащиеся старались осознанно воспроизводить движение, скачок на данный интервал, а после, например, в игровой форме слушали мнения преподавателя или учащихся, которые могут быть «экспертами» и теперь должны помочь ему, если у него не совсем получилось, правильно проинтонировать нужный интервал. Такие задания активизируют работу учащихся на уроке, развивают музыкальный интервальный слух, способствуют осознанному, правильному интонированию интервалов в ладу. Таким образом, ладовое чувство и ладовые представления: умение представлять, чисто интонировать в конкретной тональности устойчивые и неустойчивые ступени, слышать их взаимодействия, тяготения, будут играть важную роль в интонировании интервалов в ладу, и выполнять один из важных этапов в освоении этой работы.
И.П.Гейнрихс отмечает, что «ступеневые представления формируются значительно легче и быстрее, чем интервальные, и при образовании интервальных выполняют роль некоего корректора их точности. Практика показывает, что чем лучше развиты у учащихся ступеневые представления, тем точнее ими воспроизводятся соотношения интервальные и тем легче развиваются интервальные слуховые представления. Формирование и развитие ступеневых представлений является поэтому основой развития ладового чувства и, следовательно, музыкального слуха».
П.Ф.Вейс, исследователь систем абсолютной и относительной сольмизации, восклицает: «Немало написано о музыкальных слуховых представлениях. Но до сих пор не является общепризнанным то положение, что важнейшее качество развитых музыкально-слуховых представлений – их расчлененность, что их ядром должны быть представления ладовых ступеней».
Е.В.Назайкинский, исследуя взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений, считает, что возможен подход, при котором «умение строить интервалы, слышать и определять их ограничивается определением ступеней лада». И далее: «…Исследование ладовых функций ступеней дало бы ценный материал не только для теории лада, но и для практики воспитания музыкального слуха».
Итак, опираясь на ладовую систему в работе с интервалами, следует начинать с наиболее удобных, простых ступеневых взаимоотношений. Интервалы на устойчивых ступенях: от I вверх – ч.5, ч.8, б.3 в мажоре, м.3 в миноре; от V вверх – ч.4, б.3 в натуральном мажоре, гармоническом виде минора; от III вниз – б.3 в мажоре, м.3 в миноре, м.6 вверх в мажоре, б.6 в миноре; от неустойчивых ступеней сначала проще освоить интонацию м.2 вверх от VII, интонацию м.3 от VII вверх или от II вниз, интонацию б.6 от II вверх и т.д.
В пособии Т.Сиротиной «Музыкальная азбука» на каждый интервал сочинены упражнения в ладу, даны секвенции, что позволяет активизировать ладовые представления. Целью в создании такого пособия было систематическое, поэтапное освоение материала, опирающегося на программу по сольфеджио в ДМШ. Целесообразно пропевать интервальные последовательности двухголосно, гармонически, дуэтом или разделив класс по группам, при таком задании развивается гармоническое мышление, способность слушать одновременное звучание голосов, следить за своим голосом.
Методическое пособие Т.А.Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио» по сравнению с предыдущими, выше перечисленными, появилось не так давно и было специально разработано для подготовительных групп и 1-2 классов семилетнего курса обучения в ДМШ и ДШИ. В нем обобщен опыт работы над интервалами на начальном этапе обучения, основанный на ассоциативно-образном опыте детей с использованием пластических и графических символов интервалов. Данный метод требует более детального изучения и подхода к освоению. В пособии даны интересные задания и примеры, применяемые в данной методике. Индивидуальность образа интервала здесь выражена не только в множественных словесных характеристиках, а также в пластических ручных символах, и графических обозначениях, позволяющих наглядно изобразить нужный интервал.
В заключении хочется сделать несколько обобщений. При освоении темы «Интервал» и в работе над данными элементами музыкального языка, можно использовать разные приемы и методы из разных источников, пособий. Не обязательно использовать материал только одного автора, можно его варьировать, дополнять другими примерами, или же осуществлять свой собственный подход к данной теме. Главной целью должно быть желание педагога заинтересовать, доступным образом донести материал в интересной форме для учащихся данного возраста, отделения при обучении предмету «Сольфеджио». На начальном этапе ознакомления с данной темой для облегчения усвоения материала использовать образно-ассоциативный метод характеристик: наглядные пособия в виде рисунков, сказок, стихов, загадок. Подбирать яркие музыкальные примеры и анализировать, рассуждать о роли интервала в музыке. В работе в ладу – опираться на ладовые взаимосвязи, ступеневые представления и их взаимодействия, влияния, чередования. Умение осознанно пользоваться полученными навыками в интонировании интервалов при чтении с листа, написании диктантов, пении вне лада, быстро и точно определять их в заданиях по слуховому анализу, является результатом трудоемкой работы преподавателя и ученика. Кропотливый и многомасштабный труд в освоении интонационной мелодической «ячейки» интервала, гармонической основы «фонизма», взаимоотношений функциональных связей звуков в ладу является ступенью к достижению главной цели – разностороннее развитие грамотного музыкального слуха.
Приложение 1
Примеры песенок из мультфильмов, популярные произведения.
м.2: Л.Бетховен «К Элизе»; «Песенка Крокодила Гены» из м/ф «Чебурашка»; «Песенка Водяного» из м/ф «Летучий корабль» (припев)
б.2: Муз. Б.Флиса, сл. Ф.В.Готтера «Спи, моя радость, усни»; «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»; песенка из м/ «Про антошку»
м.3: «Добрый жук» из к/ф «Золушка»; «Маленькой елочке холодно зимой»; «Песенка Мамонтенка»; колыбельная «Спят усталые игрушки»
б.3: попевка на мелодию песенки «Чижик-пыжик»
ч.4: «В траве сидел кузнечик»; гимн РФ
ч.5: русская народная песня «По малину в сад пойдем»
м.6: «Прекрасное далеко» из к/ф «Гостья из будущего»
б.6: «В лесу родилась елочка»
ч.8: «Кабы не было зимы» из м/ф «Зима в Простоквашино»
Приложение 4
Т а б л и ц а и н т е р в а л о в
Название интервала |
Обозначение интервала |
Количество тонов в интервале |
прима |
ч.1 |
0 тонов |
секунда |
м.2 |
0,5 тона (полутон) |
б.2 |
1 тон |
|
терция |
м.3 |
1,5 тона (тон+полутон) |
б.3 |
2 тона |
|
кварта |
ч.4 |
2,5 тона (2 тона+полутон) |
кварта |
ув.4 |
3 тона |
квинта |
ум.5 |
3 тона |
квинта |
ч.5 |
3,5 тона (3 тона+полутон) |
секста |
м.6 |
4 тона |
б.6 |
4,5 тона (4 тона+полутон) |
|
септима |
м.7 |
5 тонов |
б.7 |
5,5 тонов (5 тонов+полутон) |
|
октава |
ч.8 |
6 тонов |
13 марта в Городской ДМШ состоялся Второй Открытый городской конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам "VIVA, теория!".
В конкурсе приняли участие 34 учащихся из музыкальных школ и школ искусств нашего города. Конкурсанты "соревновались" в трех возрастных группах, выполняя письменные задания на знание теории музыки. Кроме того, конкурсантам были предложены тембровые диктанты, примеры для чтения с листа и задания по анализу на слух. Участники групп выпускных классов подготовили вокальное произведение с аккомпанементом. Компетентное жюри, в состав которого входили представители учреждений дополнительного образования и Воркутинского музыкального колледжа, отметило дипломами за лучшее исполнение вокальных произведений Перевалова Артема (Городская ДМШ, преподаватель Жильцова Е.В.) и Фостяк Алсу (ДШИ Шахтерского р-на).
По результатам всех конкурсных испытаний лауреатами конкурса стали:
Группа А (7-8 классы):
I место - Сафонова Евелина (Городская ДМШ, преподаватель Ульянова И.В.),
II место - Харченко Софья (Городская ДМШ, преподаватель Ульянова И.В.),
III место - Гуменная Диана (ДМШ пос.Северного, преподаватель Хольная Н.В.).
Группа В (6 классы):
I место - Ежова Анна (Городская ДМШ, преподаватель Воронкова Е.В.),
II место - Короткевич Екатерина (Городская ДМШ, преподаватель Ульянова И.В.),
III место - Квитко Екатеринеа и Микула Ксения (Городская ДМШ, преподаватель Ульянова И.В.).
Группа С (4-5 классы):
II место - Гранкин Андрей (Городская ДМШ, преподаватель Левончук В.А.),
III место - Волкова Анастасия (Городская ДМШ, преподаватель Левончук В.А.)
ОТКРЫТЫЙ УРОК
учащихся подготовительного отделения
преподавателя Обоскаловой О.В.
Тема урока: Работа в классе с учебным пособием – рабочей тетрадью для учащихся подготовительного отделения, автор Обоскалова О.В.
Цели: воспитание в детях любви к музыке, развитие музыкальных способностей, способствовать потребности общения с музыкальным искусством.
Задачи: целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основы для практических навыков; воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка; формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования; выработка у обучающихся слуховых представлений.
Дата проведения: 19 марта 2014 года
Место проведения: кабинет №14 Городской ДМШ
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально-техническое обеспечение: фортепиано
Методическое и дидактическое обеспечение: рабочие тетради, простые и цветные карандаши, магнитная доска с изображением нотного стана и круглыми магнитами-нотами.
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Урок проводится для учащихся подготовительного отделения, возраст 6,5 – 8 лет.
На уроке присутствуют родители учащихся, которые рассаживаются за парты вместе с детьми.
План урока:
1. Вступительное слово – 5 минут
2. Выполнение задания на сольмизацию и пение примеров из рабочей
тетради – 10 минут
3. Повторение пройденной на уроке песни «Куры, гуси», разучивание со
словами – 5 минут
4. Знакомство с новым материалом – разучивание песни «Теремок». Игра
«Найди ошибку» - 10 минут
5. Творческое задание – 10 минут
Примечание: во время самостоятельного выполнения детьми творческого задания преподаватель обсуждает с родителями организационные вопросы.
Ход урока:
Преподаватель: Добрый день, дорогие дети, уважаемые родители! Вам хорошо знакомы все формы работы, которые мы используем на наших занятиях. Это вокальное и инструментальное музицирование, освоение нотной грамоты, работа над развитием чувства метроритма. Во многом нам помогают в этом наши учебные пособия – магнитная доска с нотным станом и нотами-магнитами, клавиатура, ритмические карточки и рабочая тетрадь.
В рабочей содержатся задания для освоения нотного письма, теоретические понятия, предлагаются различные виды практических и творческих заданий. Все это способствует организации занятий не только в классе, но и дома.
В классе учащиеся выполняют задания под руководством преподавателя (в основном это устная часть заданий), а дома они выполняют большую часть письменных заданий, а также повторяют то, что было пройдено в классе.
В начале тетради представлена памятка для родителей, которые могут контролировать выполнение заданий своими детьми, а также сами постигать азы музыкальной науки. Это поможет родителям в будущем контролировать освоение детьми такой непростой науки, как сольфеджио, в начальных классах школы.
Сегодня мы продемонстрируем некоторые формы работы с этой тетрадью, чтобы наши папы и мамы смогли потом с вами заниматься дома. Кстати, уважаемые родители, сегодня вы можете вместе со своими детьми выполнять задания и отвечать на мои вопросы.
Итак, дети, открываем страницу 20.
Учащиеся открывают нужную страницу в рабочей тетради, на которой представлены письменные и устные задания на освоение ноты «до» первой октавы.
Преподаватель (родителям): Задания в тетради расположены таким образом, чтобы их освоение и выполнение проходило в неразрывной связи с освоением блокфлейты – инструмента, на котором учащиеся учатся играть на занятиях в подгруппе. На сегодняшний день учащимися пройдены все звуки гаммы До мажор, осталась последняя нота – «до» первой октавы. Дети, где пишется наша нота до?
Учащиеся отвечают.
Преподаватель: Дети, посмотрим на задания внизу 20-й страницы. Нужно прочитать в ритме мелодию в первом упражнении. Но прежде ответьте на мои вопросы.
Преподаватель задает вопросы, дети отвечают.
1. С какой ноты начинается мелодия?
2. Какой нотой заканчивается мелодия?
3. Сколько звуков всего использовано в этой мелодии?
4. Как называется ряд из четырех звуков?
5. В каком направлении движется мелодия?
6. Из каких длительностей состоит мелодия?
После знакомства с мелодией дети хором читают ее в ритме (сольмизируют). Преподаватель делает замечания (если таковые имеются). Далее мелодия после настройки пропевается с названием звуков. Преподаватель обращает внимание на выразительность исполнения, на правильность дыхания, на положение корпуса.
В данном упражнении представлено 6 различных мелодий объемом 2-4 такта. Каждая разучивается аналогичным способом. Среди вопросов, задаваемых преподавателем, могут встретиться такие: Какой звук в мелодии самый высокий? Самый низкий? Какое созвучие образуют звуки в мелодии? и т.п.
Преподаватель: вы отлично справились с предложенным заданием. А теперь перейдем к странице 21. На ней вы видите две песенки. Одна из них нам уже знакома – мы разучили ее на прошлом уроке с названием звуков. Это песня «Куры, гуси». Давайте сначала ее «прочитаем» нотами, а потом споем.
Учащиеся выполняют задание, после чего песня разучивается со словами.
Преподаватель: А теперь посмотрим на вторую песенку, она называется «Теремок».
Преподаватель задает вопросы о мелодии, учащиеся отвечают.
Преподаватель: Сейчас мы с вами сыграем в игру «Найди ошибку». Вам она уже знакома – я буду читать ноты этой мелодии и делать в ошибки, ваша задача – сказать «Стоп!», если вы ее обнаружите. Мы проверим вашу внимательность и знание нотной грамоты.
Проводится игра.
По ее окончании учащиеся сами читают мелодию с названием звуков, потом поют с названием нот и со словами.
Преподаватель: Мы выполнили все задания, а теперь посмотрите – на странице 21 вам предлагается нарисовать рисунок к любой выученной песне. Выберите для себя, какую песню вы будете иллюстрировать – «Куры, гуси» или «Теремок». Возьмите цветные карандаши и нарисуйте рисунок. Когда справитесь с заданием, прорисуйте в прописях ноту «до» первой октавы на всех строчках.
В то время, когда учащиеся рисуют и прописывают нотные элементы, преподаватель проводит беседу с родителями, обсуждая вопросы вступительного экзамена, формы его проведения, знакомит с образовательными программами, по которым проводится обучение в школе.
Завершается урок проверкой преподавателем заданий в прописях, выставляется оценка.
История отделения фортепиано начинается с первых дней организации Городской музыкальной школы. В настоящее время заведующей фортепианным отделением является Рогова Елена Владимировна. Отдел живет насыщенной концертной и конкурсной жизнью.
Читать далее...
Оркестровый отдел школы представлен классами струнных инструментов (скрипка, виолончель, контрабас), деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов.
Гордостью отдела и всей школы является единственный в республике детский струнный оркестр. Немало труда в руководство оркестром вложил Васильев А.А.
Читать далее...
.
Отделение народных инструментов Городской детской музыкальной школы – это баян, аккордеон, балалайка, домра и гитара; это ансамбли и два оркестра; это творческий союз преподавателей и учеников, нацеленных на успешное овладение искусством музицирования на народных инструментах.
Руководит отделом Скопина Татьяна Валериевна
Читать далее...
В 1976 году в школе было открыто хоровое отделение. И вот уже почти 40 лет учащиеся школы прибегают два раза в неделю на занятия хора, чтобы вместе погрузиться в мир музыки и самостоятельного музицирования через самый массовый жанр музыкального исполнительства – хоровое пение. В школе – 5 хоровых коллективов! Дети школы любят хоровые занятия, а прививают им любовь к пению хормейстеры Сорокина Т.А. и Заричная Н.В.
Читать далее...