Отделение оркестровых инструментов. Методические разработки.

«Роль ансамблевого музицирования в реализации принципов развивающего обучения при игре на контрабасе».

 Милованова Э.Ш.

Дополнительное образование – специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования. Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, со всей необходимостью обусловливает возрастание роли музыкального образования детей как важного фактора развития личной художественной культуры. В процессе обучения музыке ребёнок приобретает необходимые навыки, знания, умения, проявляя при этом определённые музыкальные способности, и целесообразно найти такие методы обучения, при которых они выявились бы наилучшим образом.

Музыкальная педагогика накопила богатейший опыт выдающихся педагогов музыкантов в области всестороннего музыкально-художественного развития.

В классе струнных инструментов недооцениваются такие формы работы, как чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование и т п. Среди них особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование.

Проблема обучения и развития в общей и музыкальной педагогике, проблема соотношения обучения и развития - одна из актуальнейших в современной педагогике. Обучение и развитие - категории разные. Эффективность обучения измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития - уровнем которого достигают способности учащихся. Еще К.Д.Ушинский ратовал за то, чтобы обучение было развивающим. В трудах отечественных психологов Л.С.Выгодского, Д.Б.Эльконина, Н.А. Менчинской, Л.В.Занкова  концепция развивающего обучения предстает как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка становление у него всей совокупности качеств личности: знаний умений навыков. Способы умственных действий, самоуправляющие механизмы личности. Сфера эстетических и нравственных качеств, действенно-практическая сфера личности. По убеждению Л.С.Выгодского педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Он выделил два уровня в развитии ребенка – сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может сделать самостоятельно. Одной из ярких черт развивающего обучения являются добрые доверительные наполненные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися. Созданию радостной обстановки атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением способствует все построение обучения и прежде всего богатство содержания и образования, которое позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей удовлетворение деятельности. В условиях развивающего обучения учителю предстоит организовать деятельность детей направленную на поиск способа решения возникающей перед ними задачи, т.е. поискового (творческого) типа.

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество-понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового. Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение и организация оценки найденного способа действия - таковы три составляющие развивающего обучения. Отсюда можно сделать вывод: решающими факторами влияющими на развивающую функцию обучения являются построение учебно-образовательного процесса, содержание формы и методы обучения. Развивающее обучение невозможно представить без педагогики сотрудничества. Задача сегодняшней школы - активизация инициативы и творчества детей, раскрытие личностного потенциала каждого юного человека. Образно говоря, педагогика сотрудничества - путь к личности учащегося. Стремление проложить такой путь, создать условия «ненавязчивого» обучения возникали в разное время в различных странах. Достаточно вспомнить труды Я.Коменского, И.Песталоцци, К.Ушинского, А. Макаренко, В.Сухомлинского. Эту эстафету подхватили современные педагоги-новаторы Ш.Амонашвили, С.Лысенкова, И.Волков, В.Шаталов и др. С точки зрения специалистов-музыкантов Г. М.Цыпина, Л.А.Баренбойма идея развивающего обучения положительно сказывается на формировании музыкально-исполнительских качеств. К сожалению и сегодня многие педагоги убеждены, что обучение и развитие в музыкально-исполнительской деятельности синонимичны. По убеждению Г.Цыпина задача педагога работающего в системе массового музыкального образования - добиться максимально высокого развивающего эффекта в занятиях с учеником.

Игра в ансамбле - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, занимаются и поныне. В чем же заключена польза ансамблевого музицирования? В силу каких причин оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащихся?

Целью обучения в музыкальных школах и школах искусств является,  в большинстве своем, подготовка  музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества. К таким навыкам относятся: самостоятельный разбор музыкального произведения, его выучивание, свободное владение инструментом, умение грамотно читать нотный текст, умение отличить мелодию от аккомпанемента, умение считывать сразу несколько информационных слоев текста: нотный, ритмический, динамический, и другие.

Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которым можно начинать заниматься на любом уровне владения инструментом.

Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития тесно связаны. Процесс творчества, обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание самостоятельных действий, это происходит искренне и непринужденно. "Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе, несомненно, сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого.

Игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Более слабые учащиеся начинают подтягиваться до уровня более сильных, от продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма. Такие занятия способствуют хорошему чтению с листа, помогают в закреплении основных навыков звукоизвлечения, развивают слух.

Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача музыкальной педагогики. Три главных структурных элемента образующих чувство ритма - темп, акцент, соотношение длительностей во времени. Все это складывается в музыкально-ритмическую способность. Уже первые шаги начинающего музыканта, когда он исполняет самые простые ансамбли, сопутствуют выработке ряда игровых приемов и навыков, которые относятся к процессам развития чувства ритма, выступает в качестве ее подпорки. Важнейший из этих навыков -воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Необходимость держать свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным.

Рассмотрим возможность ансамблевой игры в развитии еще одной важной музыкально-исполнительской способности – памяти. Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнеры должны понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство, затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее частей, к работе над фразировкой, динамическим планам и т.д. Знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так как, не имея представления о первой партии, ученик не сможет для себя выстроить произведение структурно. Исполнителю второй партии особенно необходимо заострить внимание на гармоническом анализе и опираясь на гармонию нужно учиться мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения.

Ансамблевая игра способствует так же развитию двигательно-моторных способностей учащегося. Практика показала, что развитие протекает значительно интенсивнее и закрепляются полученные навыки прочнее т.к. получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося. Всем известна склонность детей к подражанию. Эта склонность может принести большую пользу и ученику и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений, в выработке правильной постановки за инструментом, в умении достичь певучего звука и много другого.

Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Например, игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, в отличие от сольного исполнения. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство, которое приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества,  в процессе обучения постигается ребёнком, то можно с уверенностью говорить о том, что он успешно освоит специфику игры на своем инструменте. 
Сотрудничество учителя и ученика в музыкальной педагогике понимается как сотворчество. Совместное ансамблевое музицирование является идеальным средством для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником. С самого начала обучения ребенка игре на инструменте появляется масса задач: постановка рук,  способы звукоизвлечения, ноты, счёт, паузы, ключи и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную - в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям.

Донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог – ученик. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её освоить, быстро осваивают нотную графику. Стихотворный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы, а также закрепляются полученные навыки артикуляции

Ансамблевое музицирование позволяет с первых шагов обучения включать школьников в активную музыкальную среду. Они получают возможность на начальном этапе обучения выступать с небольшими ансамблевыми пьесами перед сверстниками.

С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении художественной задачи.

Таким образом:

1. Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).

2. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы ритма, а так же овладеть более сложными метро-ритмическими категориями.

3. Ансамблевое музицирование способствует развитию памяти.

4. Работа над контрабасовым ансамблем интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщённых музыкальных понятий.

5. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей

6. Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в классе контрабаса (импровизацию, чтение с листа, подбор по слуху). 
7. Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя.

Позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Выступает как коллективный вид деятельности.

Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Ученик почувствовал своеобразие и интерес совместного исполнительства.

Так же можно и нужно в состав ансамбля контрабасистов включать учащихся разного возраста и классов. Когда старшие ученики исполняют более сложные партии. Тогда как учащиеся младших классов играют аккомпанирующие партии, более простые. Состав ансамблей можно варьировать. Например, виолончель и контрабас. Как это было показано на школьном конкурсе. Чтобы увлечь детей младших классов, мы создали ансамбль, состоящий и трех виолончелей и контрабаса в сопровождении фортепиано. Ученик 4 класса Гранкин Андрей (контрабас) очень быстро выучил наизусть контрабасовую партию, тогда как по специальности пьесы учит довольно долго. Ещё так называемая «проба пера» - участие в квартете (скрипки и фортепиано) учащегося 5 класса Латюк Саши (контрабас). Обязательно учащиеся класса контрабаса занимаются в струнном оркестре школы.

Игра в ансамбле у ребенка развивает чувство коллективизма. Индивидуальное творческое воспроизведение каждой отдельной партии объединяется в единое целое, возможность постоянно слушать друг друга, слить звучание своей партии с другой. Возможность объединить усилия для достижения общей цели, а также атмосфера групповых занятий создают благоприятные возможности для развития способностей.

Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на контрабаса очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.

Таким образом, рассмотрев развивающие возможности ансамблевой игры, мы приходим к следующему заключению: - раздвигая горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специфических сведений, и т.д. ансамблевое музицирование способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта. Особа важна роль ансамблевой игры на начальном этапе обучения. Лучшее средство заинтересовать ребенка - эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап. Ансамблевое музицирование способствует развитию комплекса специфических способностей, музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных навыков, Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся (импровизацию, чтение с листа, подбор по слуху). Это еще больше повышает ее развивающий потенциал.

 

Список использованной литературы:

  1. Азархин Р. Контрабас. М, Музыка, 1978г.
  2. Амонашвили Ш. Воспитательная и образовательная функция оценки школьников. М, Педагогика, 1984г.
  3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л, Советский композитор, 1979г.
  4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. Л, Мир,1986г.
  5. Давыдов В. Проблемы развивающего обучения. М, Педагогика, 1986г.
  6. Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г.
  7. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М, Классика – XXI, 2004г.
  8. Раков Л. Школа начального обучения игре на контрабасе. М, Музыка, 1978г.
  9. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. М, Музыка,1986г.
  10. Эльконин Д. и Давыдов В. Возрастные возможности усвоения знаний. Москва, Просвещение, 1966г.

 

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация