Отделение народных инструментов. Методические разработки.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ

Болдырева Е.В.

В прошлом бытовало мнение, что игре на инструменте можно научить при условии, если с учащимся постоянно будет работать преподаватель, не допуская самостоятельных занятий.

И в наше время многие преподаватели, желающие быстро добиться от учащегося высоких результатов, требуют, чтобы на уроках постоянно присутствовали родители или репетиторы и чтобы домашние задания выполнялись под строгим их контролем. Конечно, такая работа приносит победы на конкурсах, раннюю славу ученикам, «мундир с наградами» преподавателям, однако вечно такое невозможно, рано или поздно учащийся должен начать заниматься самостоятельно. Вот тут-то обнаруживается, что он этого делать не умеет. В результате у учащегося наступает длительный застой, преподаватель нервничает, родители недоумевают – «иссяк талант». Многие учащиеся не выдерживают нервного перенапряжения, получают психические травмы, бросают занятия. Но это, конечно, крайний случай. Чаще всего на практике застой длится половину времени, которое учащийся занимался с родителем или репетитором. Если такие занятия продолжались три года – полтора года нечего ждать от учащегося роста, продвижения в овладении инструментом. Сопутствующее при этом чувство неуверенности, опустошённости, неустойчивости, внутреннего дискомфорта в занятиях оставит негативный след на долгие годы. Не допустить такой травмы учащегося может преподаватель, чутко улавливающий внутреннее состояние ученика. Он, формируя технику и культуру исполнения, направляя занятия, не подавляет при этом творческой активности, самостоятельности учащегося, являющейся основой развития личности.

В процессе обучения деятельность вначале выполняется как внешняя, разделенная между учащимся и обучающим. Как же она разделяется, какие функции берет на себя  обучающий преподаватель, а какие – учащийся? психологический анализ показывает, что на начальном этапе обучения учащийся выполняет исполнительные функции, а преподаватель функции оценки, анализа и планирования работы учащегося, т.е. за учащимся закрепляются внешние функции этой разделенной деятельности, а преподаватель выполняет внутренние, психологические. В подтверждение этому знаменитая А.Д. Артоболевская, вырастившая много молодых сильных пианистов, говорила, что, обучая, играла их руками и своей головой, т.е. голова учительницы и руки учеников действовали как единый организм.

Развитие самостоятельности учащегося как музыканта-исполнителя предполагает присвоение им внутренних функций деятельности, которые ранее выполнял преподаватель. Это согласуется с мнением выдающегося советского психолога Л.С. Выготского о том, что всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз – как  деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления.

К важнейшим психическим функциям относятся оценка, анализ и планирование деятельности. У мастера, великолепно владеющего инструментом, внутренние психические функции осуществляются автоматизировано, подсознательно и совершенно незаметно, что создает иллюзию их отсутствия и порождает мнение об их ненужности. Однако за этой кажущейся легкостью стоит большая внутренняя психическая активность.

В оценке проявляется вкус, знание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Оценка руководит всей деятельностью учащегося по разучиванию, отработке и исполнению музыкального произведения. Пока учащийся не научится предъявлять к своей работе высоких требований, он ориентируется на оценку, вкус преподавателя или слушателей. По этому поводу уместно вспомнить афоризм Р. Шумана, высказанный в работе «Жизненные правила для музыкантов»: «Играй всегда так, как если бы тебя слушал мастер». Придерживаясь этого напутствия, учащийся успешнее воспитывает в себе исполнительскую культуру, музыкальный вкус, оценку своего исполнения.

Применительно к обучению музыке анализ – это разложение исполнения на составные элементы. Кроме анализа музыкального произведения по форме и средствам выразительности, сюда входит анализ исполнительских движений, ощущений, восприятий, представлений – т.е. работы всего исполнительского аппарата. Преподавателю, кроме умения анализировать собственное исполнение, приходится проникать во внутренний мир учащегося, анализировать его внутреннюю работу управления движениями, структуру формирования музыкально-исполнительского образа. Это и является главной трудностью начинающего преподавателя, хотя, возможно, он сам прекрасно владеет инструментом. Первоначально, когда оценка покажет, что исполнение учащимся не нравится преподавателю, он проигрывает на инструменте данный отрывок, анализирует своё исполнение, сравнивая с исполнением учащегося. В дальнейшем преподаватель научается, слушая учащегося, играть в уме вместе с ним, облегчая тем самым процесс анализа.

Функция планирования предполагает постановку цели и задач, а также выбор способов их достижения. Большая часть преподавателей считает планирование своим уделом, а делом учащихся – выполнение. Но практика показывает, что выполнение задания напрямую зависит от умения учащимся планировать свою домашнюю работу. Большинство учащихся, показывающих слабые результаты в овладении игрой на инструменте, страдают не от недостатка способностей и музыкальных данных, а от неумения организовать, планировать самостоятельные занятия, выполнять задания преподавателя, не теряя представление поставленной цели при восприятии собственной игры на инструменте.

Путь преобразования внешней деятельности во внутренний план до уровня свёрнутого, автоматизированного умственного действия раскрыт видным советским психологом П.Я. Гальпериным в теории поэтапного формирования умственных действий.

Согласно этой теории, если мы хотим воспитать в ученике навык самостоятельной работы, необходимо, чтобы преподаватель свою внутреннюю деятельность оценки, анализа и планирования во время совместной учебной деятельности подавал во внешней развёрнутой форме. На практике в большинстве случаев они (оценка, анализ и планирование) у преподавателя происходят во внутреннем плане, свёрнуто. Прослушав учащегося, преподаватель в лучшем случае выразит удовольствие или неудовольствие, в уме проанализирует исполнение и более или менее в развёрнутой форме запланирует дальнейшую работу или следующее проигрывание произведения. Но часты случаи, когда преподаватель не в состоянии проанализировать исполнение учащимся разучиваемого произведения. Он отмечает, что исполнение не нравится, но найти причину не может, предлагает чисто внешние, предметные действия, не связанные с особенностями формирования у учащегося музыкально-исполнительского образа. 

  Учащийся самостоятельно (естественно, на первых порах под руководством и с помощью преподавателя) оценивал, анализировал и планировал своё исполнение во внешней форме. Домашнее задание в дневник записывает преподаватель, но составление плана работы на каждый день производит устно с предложением пересказать его. В дальнейшем преподаватель предлагает учащемуся самостоятельно вести дневник ежедневных домашних занятий, в котором будет письменное составление плана работы на каждый день, что выучить и какими способами учить. Кажущаяся громоздкость ведения такого дневника компенсируется тем, что, пока ученик составит и запишет план, он многократно в уме представит, проиграет, обдумает, проанализирует, что ему сегодня нужно сделать. А это, по утверждению многих специалистов, является половиною дела.  

Урок как единица процесса обучения располагает возможностями для освоения учащимся под руководством педагога функций оценки, анализа и планирования, что отражено в его структуре. Проверка домашнего задания – это исполнение учащимся проработанного дома произведения и оценка его преподавателем. При проверке домашнего задания обязательно спрашивать у учащегося, что сделано, чтобы он устно оценил свою работу. Осознание учащимся выполненного задания, высказанное словами, очень важно. Оно в психологическом плане явится ориентиром в дальнейшей работе, поможет преподавателю оценить успешность выполнения учащимся домашнего задания,  облегчит работу над новым материалом.

Работа над новым материалом выполняет функцию анализа. Развитие умения анализировать учащимся своё исполнение осуществляется путём многократного повторения проигрывания в уме отрывка произведения с перенесением внимания на разные стороны исполнения – средства выразительности (ритм, динамику, штрихи), аппликатуру, движения корпуса, рук, пальцев, пока не найдётся то, из-за чего оценка оказалась отрицательной. Со временем умственные проигрывания сжимаются, сокращаются, недостатки исполнения находятся всё быстрее.

Задание на дом – это планирование самостоятельной работы учащегося. Очень полезно часть урока посвятить работе учащегося над домашним заданием с обязательной самостоятельной оценкой, подробным анализом и планированием в плане внешней речи, рассказа, пояснения. Преподаватель при этом может включаться в работу учащегося, слегка направляя, исправляя его анализ и планирование.

Эти функции, в зависимости от таланта и умений преподавателя, могут частично распределяться между преподавателем и учащимся, производиться сообща, с привлечением учащегося. Тогда преподаватель не просто сообщает знания, а подталкивает, подводит учащегося к самостоятельному их открытию. Такие знания легко усваиваются, входят в структуру новых действий учащегося, надолго запоминаются. И вообще, талантливый преподаватель знает, понимает и стремится к тому, чтобы быстрее стать «ненужным» учащемуся, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания, самостоятельно формировать свои умения и навыки.

Руководствуясь положениями теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, на начальном этапе работы с учащимся преподаватель использует прием проговаривания учащимся всех выполняемых умственных действий во внешней речи. Овладение этапом перенесения оценки, анализа и планирования в план внутренней речи (для себя) целесообразно задавать на дом. Планомерная, целенаправленная работа на этом этапе постепенно приводит к сокращению проговаривания многих музыкальных терминов и замене их представлениями, которые, в свою очередь, входят в ориентировочную основу исполнительского действия, служат исходным материалом для формирования музыкально-исполнительского образа. Разучивание нового произведения должно проходить эти же этапы, но они осваиваются более легко, быстро. Со временем поэтапные грани работы стираются, сглаживаются, становятся незаметными, и оценка, анализ и планирование предстаёт в виде высших психических функций, протекающих как внутренний способ мышления учащегося, о чём говорил Л.С. Выготский.

Хорошая освоенность учащимся работы оценки, анализа и планирования в занятиях на инструменте проявляется в быстрой смене вариантов проигрывания, в их разнообразии, концентрации внимания на относительно мелких деталях, в наличии «повторения без повторения» (Н.А. Бернштейн), повторения без признаков автоматизации, с изменением цели проигрывания.

Применение в работе на уроках положений теории поэтапного формирования умственных действий с ведением дневников значительно улучшает качество подготовки учащихся, быстро развивает способности, на один - два балла повышается оценка исполнения учащимся программы на академических концертах и экзаменах.

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация