Отделение народных инструментов. Методические разработки.

«К проблеме воспитания чувства  музыкального ритма»

Ямолдина Т.Н.

Одним из направлений работы преподавателя по специальности баян является развитие слуховых и технических навыков учащихся. Задача педагога – научить ученика слушать и понимать музыку, давать знания, позволяющие профессионально исполнять музыкальное произведение, раскрыть его образное содержание. Одним из основополагающих элементов музыки является ритм. Музыкальный ритм ярко специфичен. Проблеме музыкального ритма посвящено много работ известных музыковедов. Продолжительность звука поддается относительной фиксации, измеряется непосредственно ритмическим чувством. Формирование чувства ритма у учащихся – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогике. Музыкально-ритмическое воспитание связано с реальными трудностями. Функция ритма состоит в раскрытии образного содержания музыки, основа ритма – двигательно-моторная. Ритм с одной стороны – соразмерность временных величин, с другой – динамика. Статическая и динамическая точки зрения дополняют друг друга. Основополагающая цель:  в работе с учащимися учитывать функции ритма для эффективности музыкально-ритмического воспитания. 

Понятие «способности» - понятие динамическое. Не развивающихся способностей не существует. Музыкально-ритмическое чувство является формирующейся, развивающейся способностью. Целенаправленная работа педагога будет способствовать успешно музыкальному воспитанию музыкального чувства ритма каждого ученика.

Двигательно-моторная основа ритма. Ритм – временная организация музыки, последовательность, длительности звуков, понимается как равномерное повторение или чередование и основанная на нём соразмерность временных величин.

Чувства ритма состоит из таких элементов: темы, акцент, соотношение длительностей во времени. Восприятие и воспроизведение темпа, акцента, временных соотношений длительностей объединяются в музыкально-ритмическую особенность. Для развития музыкально-ритмической способности необходимы умения и навыки. Важным является восприятие равномерной последовательности одинаковых   длительностей. Освоение учащимся воспроизведения мерной пульсации одинаковых долей способствует развитию чувства темпа: способности придавать одну и ту же длительность равным ритмическим единицам, умение ощущать музыку в размеренно ровном движении. Равномерные доли, музыкальный пульс, можно сравнить с «шагами», которые слышны в музыке. Более интенсивному ощущению пульсации и её осознанию помогает способ записи четвертными длительностями. Такая фиксация закладывает основы будущей ритмической записи. На первых уроках учащийся знакомится с акцентом, т.е. выделением звука. В этот период формируется и чувство соотношения длительностей. Исходное соотношение длительностей: четвертные и восьмые, их сочетание в двухдольном размере. Выполнение упражнений (прохлопывая) на сочетании четвертных и восьмых длительностей акцентируя четверть поможет ученику осознать соотношение длительностей. 

Осознание ритмически различных длительностей будет способствовать грамотному воспроизведению музыкального материала. Основой успешного развития юного музыканта является слуховой контроль, поэтому всё обучение должно опираться на слуховые представления учащимся ритмической пульсации, чувства метра, чередование сильных и слабых долей в двухдольном и трёхдольном размере. Соблюдение этих правил отличает размеренную музыку от свободного ритма. Единицей музыкального метра, такт, образуется чередованием разных по силе ударений и начинается с самого сильного из них. Структура такта отражается в размере. В тактовом метре счёт ударов непрерывен; различаются ударения сильные, относительно сильные, слабые. Как метрическая единица такта образуется закономерным образованием разных по силе ударений, на самые сильные из которых приходится начало такта. Метр основан на счёте долей и их группировке, указывает нормативное размещение акцентов. Сильные доли такта следует рассматривать как своеобразную точку опоры и их надо слегка акцентировать. Это способствует чёткому ритму активации мышления исполнителя.

Левая клавиатура баяна, предназначена для исполнения аккомпанемента, который соответствует метроритмическому фону. В работе над аккомпанементом нужно учить ученика рассчитывать силу нажатия клавиш. Не рекомендуется высоко поднимать пальцы, т.к. отбрасывая пальцы во время игры труднее рассчитать силу нажатия клавиш. При исполнении аккордов применяется способ неполного нажатия кнопок. Изложение аккомпанемента четвертными длительностями является отправной точкой для восприятия, осознания и слушания разных длительностей в мелодии произведения. У начинающих баянистов можно наблюдать недостатки в исполнении аккордов левой руки, например, в акцентирования аккордов может быть непонимание значения сильных долей такта. Сильные доли – это тот пульс произведения, который исполнитель всегда должен ощущать. Целесообразно на уроках вести счёт педагогу. Не нужно заставлять считать ученика. Навык организованной и устойчивой ритмической пульсации можно развить при систематической работе на простом инструктивном материале: гаммах, арпеджио, аккордах. В последовательной работе над техническом материалом педагогу следует нацеливать внимание и слух учащегося на ровность движения звуков, на их ритмическую устойчивость. Двигательно-моторный аппарат должен стать опорой для развития чувства ритма. Следует учитывать и влияние впечатлений на нервные центры, вызываемые движениями пальцев. Эффективность развития чувства ритма зависит от музыкально-исполнительной моторики.

Ритм, как выразительное средство, отражающее эмоциональное содержание музыки. Образные представления и переживания, восприимчивость музыкальных произведений способствует развитию чувства ритма. На начальном этапе обучения ученика важным является непосредственное исполнение музыки педагогам. Конкретный игровой показ педагога влияет на музыкально-ритмическое восприятие учащегося. Начинающий музыкант должен постоянно слушать музыку в хорошем исполнении. Эстетическое восприятие музыки учащимся различных форм и жанров играют неоценимую роль в эго музыкально-ритмическом воспитании. В своей работе педагогу целесообразно прилагать усилия, чтобы ученик слушал больше музыкального материала, побуждать ученика посещать концерты. Профессиональное исполнение музыкальных произведений различных стилей усиливает воздействие на восприимчивость музыкальных чувств. Чем больше произведений различных жанров освоено учащимся – музыкантом, воспроизведены в результате деятельности, требующей умственного напряжения, тем эффективнее процесс развития ритмического чувства.

Музыкальный образ включает в себя метроритмическую пульсацию не находясь в механической зависимости от неё. Подобно тому, как внутри одного такта есть «тяжелые» (опорные) и «лёгкие» (неопорные) доли, так и в группах тактов, где образуются мотивы, фразы могут различаться «тяжёлые» (опорные) и лёгкие (неопорные) такты. Но любой структурный элемент должен звучать и восприниматься как нечто целое, не распадаясь на отдельные, не связанные между собой такты.

Огромное художественное значение, как сильное выразительное средство, имеет пауза. Пауза – длящийся определённое время перерыв в звучании одного или несколько голосов музыкального произведения; несёт функции расчленения музыкальной ткани. Пауза выполняет выразительно-смысловую функцию. Именно это ощущение важно воспитывать у учащегося. Для создания музыкального образа важна способность, ощущать музыку в размеренном движении. Верно определить темп, различные логические изменения не легко для исполнителя. Иногда небольшое отклонение в ту или иную сторону создаёт ощущение нервозности, неустойчивости, суетливости или наоборот, затянутости, вялости. Выбор скорости движения и его изменений зависит от вкуса, чувства меры исполнителя, а также от вдумчивого анализа произведения. В практической работе баяниста установление темпа, овладение им часто является последним этапом в работе над музыкальным произведением. Это относится к пьесам быстрого темпа. Нередко у начинающих баянистов можно наблюдать неустойчивость темпов. В процессе игры это проявляется в неестественном ускорении или в замедлении, особенно к концу произведения. Причины этого различны. Иногда этому способствует волнение исполнителя. Часто ускорение темпа получается при игре крещендо, а замедление – при диминуэндо. Необходимо научить учащегося не допускать неестественных изменений темпа, «держать» его, контролируя свою игру чётким исполнением аккомпанемента. При работе над быстрым произведением очень полезно проигрывать пьесу в сдержанном темпе. Работа над произведением с различной скоростью поможет ученику выработать устойчивость темпа. Работа над произведением только в одном темпе приводит к тому, что движение пальцев, которые естественно начинают становиться автоматическими, перестают поддаваться осознанному контролю. А это является главной причиной того, что баянист теряет способность управлять темпом. Педагог должен неустанно добиваться того, чтобы учащийся умел слушать себя и подчинять свою игру слуху.

Воспитание музыкально – ритмического чувства учащегося – это формирование навыков и умений, необходимых для восприятия музыкального искусства. Важными являются: умение слушать и понимать музыку; развитие навыков исполнительства, т.е. совершенствование двигательно-моторного аппарата, контролируемого активным музыкальным слухом. Главное в работе педагога развитие у учащихся слухового воображения, сосредоточенности внимания. Основным моментом обучения должно стать воспитание активного музыкального слуха. В учебном процессе важно уравновесить технический и художественный материал, найти разумную последовательность работы над техникой, не отделяя её от музыки, следует помнить о подчинённости роли техники, когда технический материал призван помогать в работе над музыкальным произведением.

Целенаправленная деятельность педагога должна способствовать развитию способности учащегося понимать музыку. Её активное восприятие, ясное мысленное представление формируется в результате восприимчивости музыкальных явлений. В процессе обучения у учащегося воспитывается тонкий музыкальный вкус, необходимый для того, чтобы художественно правдиво ощущать ритмическую организацию звуков музыкального искусства.

Литература:

1.Алексеев А. Методика преподавания игры на баяне

2.Браудо И. Артикуляция

3. Оберюхтин М. Проблемы исполнения на баяне

4. Паньков О. О работе баяниста над ритмом

5. Липс Ф. Искусство игры на баяне

 

 

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация