Отделение фортепиано. Методические разработки.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Городская детская музыкальная школа» города Воркута

 

 

 

Разработка мастер-класса

 по учебному предмету «Оркестр»

 

Тема урока:

 «Работа над разбором музыкального произведения с оркестром русских народных инструментов»

 

 

 

преподаватель  ГДМШ

                                                                                                         Жаврид.Д.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Воркута, 2023

 

Разработка мастер-класса

Тема – «Разбор произведения фантазия на темы песен о войне В.Мотова »

Цель – Ознакомление и детальный разбор произведения.

Задачи мастер-класса

1.Образовательные:

ü знакомство с художественным образом произведения

ü детальный разбор произведения

ü работа над художественно-выразительным исполнением

2.Развивающие:

ü развитие навыков чтения нотного текста

ü развитие навыка работы в коллективе

ü развитие внимания

3.Воспитательные:

ü при минимальных затратах времени добиться максимальных результатов в изучении нового материала

 

Оборудование – инструменты( баян, балалайка, домра, гусли, флейта, шумовые-ударные), пульт, партии, партитура.

План проведения мастер-класса:

  1. Организационный момент
  2. Введение
  3. Основная часть

- Знакомство с произведение

- Разбор произведения 

- Работа над ритмом 

- Работа над динамикой

- Работа над качеством звука

- Работа над темпом и его изменениями

 

  1. Заключение 

 

Введение

 

 Среди обязательных предметов, входящих в программу обучения в детской музыкальной школе, особое место занимает класс оркестра. Игра в оркестре русских народных инструментов непосредственно воздействует на развитие музыкально-творческих способностей, стимулирует детей к активной деятельности.

        Работа руководителя детского оркестра музыкальной школы очень сложна и многогранна. Преподавателю оркестрового класса приходится сочетать в своей работе различные стороны деятельности: педагогическую, творческую, воспитательную, он предстает и как дирижер, и как преподаватель по классу музыкального инструмента. Преподаватель имеет дело с учениками различной степени одаренности, ему приходится развивать исполнительские навыки, укладываясь в жесткие временные рамки занятий. Очевидно, что руководитель детского русского народного оркестра должен обладать не только теоретическими знаниями и практическими навыками, но и быть хорошим воспитателем, уметь найти правильный подход к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, решать те или иные вопросы в самых различных ситуациях.

        Важную роль в процессе развития оркестровых навыков играет работа над музыкальным произведением. Благодаря своему содержанию она активно привлекает внимание учащегося, пробуждает его творческие возможности, стимулирует развитие его исполнительского мастерства. В процессе работы над музыкальным произведением важно раскрыть перед учащимися богатые возможности ансамблевой игры в познании классической, народной музыки, воспитать чувство органической потребности игры в коллективе.

Ход занятия

Ознакомление с музыкальным произведением

        Первое знакомство с произведением - важный этап, от которого зависит заинтересованность учащихся предстоящей работой и успех последующих репетиций.

        Начать работу над произведением В.Мотов Фантазия на темы песен о войне, хочется с рассказа о тех песнях, которые входят в основу этой фантазии. Все эти песни были написаны композитором Василием Павловичем Соловьевым-Седым. Такие сочинения как: " Давно мы дома не были", " Где же вы теперь, друзья-однополчане", " Соловьи", " На солнечной поляночке"- это огромный прекрасный мир. Их знаю и любят, их распевают буквально во всех уголках не только нашей страны, но и всего мира. В фантазии В.Мотова раскрыта глубина всех выше написанных песен Соловьева- Седого, это целый сюжет той не легкой жизни, которая испытала наша страна.

 Детальный разбор произведения

 

        После общего ознакомления с произведением можно приступать к его детальному разбору. Грамотно продуманный, музыкально осмысленный разбор создает основу для дальнейшей, продуктивной работы. На этом этапе изучаются технические приемы, выбираются выразительные средства исполнения. Начиная работать, дирижеру следует заранее инструментовать его для своего состава оркестра, продумать штрихи, в партиях расставить единые динамические оттенки, аппликатуру и т.д.

                На занятиях оркестра желательно проводить работу как индивидуально с каждым учащимся, так и отдельно с разными группами оркестра, например с домрами малыми и альтовыми, с аккомпанирующей группой оркестра и т.п.

        Характерная черта данного этапа, это кропотливая работа над небольшими частями произведения, относительно законченными построениями, дольше останавливаясь над более трудными, отдельными его фразами.  При начальной стадии работы над произведением следует уделять особое внимание следующим моментам, а именно:

работа над ритмом;

работа над штрихами;

работа над динамикой;

работа над качеством звука;

работа над темпом и его изменениями.

 

Работа над ритмом

 

        Важной на этой стадии изучения произведения является работа над ритмом.

Для достижения хорошего ритмического ансамбля в оркестре нужно добиться:

1) одинакового и точного понимания и исполнения ритмической записи музыкального текста всеми исполнителями;

2)   согласованности внутри группы голосов, объединенных общим ритмом;

3)   ритмической слаженности между различными элементами фактуры (например, мелодией и сопровождением).

        Игра в детском народном оркестре требует предельно точного ритмического исполнения. «Обычно в оркестре дети ускоряют, если им легко играть, и замедляют, если играть становится труднее или если появляется нюанс piano. Ритм необходимо выделять отчетливо. Когда он ощущается слабо, то произведение теряет свою динамичность, эмоциональность, исполнение становится вялым и расплывчатым, что бывает особенно заметно, когда вся домровая группа играет приемом тремоло.

               Игра в оркестре требует особого внимания и к точному выполнению штрихов каждой группы и отдельно каждого инструмента оркестра. Любое отклонение от единых штрихов той или иной группы нарушает целостность ансамблевого восприятия. Естественно, применение того или иного штриха находится в полной зависимости от содержания произведения, нюанса, темпа и ритмического рисунка.

 

Работа над динамикой

 

        Динамическая гибкость и выразительность являются одним из важнейших качеств. Важность точного соблюдения динамики каждым  участником оркестра должна быть осознана с первых занятий оркестра. Нельзя допускать и формального исполнения. Для примера во время занятий полезно иногда предложить детям исполнить отрывок изучаемого произведения, изменив всю его динамику. Результаты такого исполнения «наоборот», как правило, очень убеждают учеников.

        Особую трудность представляет исполнение таких динамических указаний, как акценты, crescendo, diminuendo в нюансе piano, поскольку очень часто такие обозначения выполняются небрежно, безотносительно к указанному нюансу. Бережное отношение к piano – очень сложная, но необходимая работа  в области воспитания культуры звука. Еще один очень важный момент, что нюансы нередко становятся причиной изменений темпов, когда, например: forte учащиеся исполняют – быстрее, piano – медленнее, crescendo – ускоряя, diminuendo – замедляя. Если с первых занятий не обращать внимание на эти ошибки, то в дальнейшем они преодолеваются с трудом.

 

Работа над качеством звука

 

        Особенности работы над качеством звука оркестра являются непременным условием решения технических и художественно-исполнительских задач. При разучивании произведения, освоении технических трудностей тех или иных мест оркестровой партии, внимание учащегося к качеству звука ослабевает. Это проявляется в исполнении, например, позиционных скачков, сложного ритма, быстрых пассажей, использования подцепов при переходе на другую струну (в струнной группе) и т.д. Для того чтобы исправлять эти недочеты дирижеру надо знать причины, влияющие на качество звука исполнителей:

-неточное попадание пальцев на лады;

-учащиеся недостаточно сильно прижимают струны к ладам;

-тесситура альтовой домры требует значительно большую растяжку пальцев;

-в басовой группе, особенно у балалаек контрабасов, прижимать третью струну к ладу с нужной силой и точностью представляет определенную трудность, которая преодолевается вместе с накоплением практических навыков и физическим развитием исполнительского аппарата;

-использование верхнего регистра инструментов оркестра (особенно в басовой группе) связано с дополнительными физическими усилиями, поэтому при распределении учащихся на инструменты, а также при подборе репертуара этот момент должен учитываться;

-при игре на балалайке альт и отчасти на балалайке секунде, для исполнения интервалов малая и особенно большая секста, нужна большая растяжка пальцев, умение найти нужное положение левой руки и ее кисти. Поэтому необходимо время и настойчивость, чтобы добиться чистого звучания при игре этих интервалов;

-техническое состояние инструмента: деформация грифа и деки, большой износ ладовых планок, слишком низкая или, наоборот, слишком высокая подставка для струн и т.д., отрицательно сказываются на звучании инструмента;

-качество медиатора также в значительной степени влияет на характер звука;

 

Темп и его изменения

 

        Одной из задач, стоящих перед учащимися в процессе работы над произведением, является умение найти его правильный темп. Это не всем удается одинаково легко, особенно в начальный период обучения. Темп играет важную роль в трактовке музыкального произведения и непосредственно связан с его эмоциональным содержанием, настроением, стилем и другими особенностями. В первую очередь внимание учеников следует обратить на авторское обозначение темпа. Если оно на итальянском или другом иностранном языке, его необходимо перевести.

       Разучивая произведение, не следует вначале брать настоящий темп. Можно работать с группой в замедленном темпе. В этом случае создаются более благоприятные условия для комплексного усвоения исполнительских задач, в том числе и темпа.  Когда штрихи, ритмические рисунки гармонических голосов станут на свое место, скорость темпа можно постепенно довести до нормальной.

        Дирижеру необходимо стремиться к тому, чтобы привить учащимся навык исполнения произведения в разных темпах, как в медленных, так и в быстрых.

 Дирижеру приходится определять темп по своему усмотрению, руководствуясь личным вкусом, а также возможностями исполнителей. В трактовке музыкальных произведений не может быть стандарта, каждый дирижер, исполнитель передает содержание произведения по-своему. Однако общим правилом является необходимость простоты и искренности, отказ от погони за внешними эффектами.

        Работа над художественно-выразительным исполнением произведения - это самый продолжительный и ответственный период работы дирижера с  оркестром. По словам Г.Г. Нейгауза: «Работа над художественным образом начинается с первых же шагов изучения музыки и музыкального инструмента…» Если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичное «исполнение» было выразительно, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру («содержанию») данной мелодии; для этого особенно рекомендуется пользоваться народными мелодиями, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших инструктивных сочинениях для детей. Как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую - бодро, торжественную - торжественно и т.д. и довел бы свое художественно-музыкальное намерение до полной ясности».

        Сложность этого периода определяется тем, что репетиции желательно проводить полным составом оркестра. К этому времени нотный текст должен быть уже достаточно усвоен, овладение основными техническими трудностями в основном завершено. Эти два обстоятельства чрезвычайно важны для сокращения вынужденных минут бездействия какой-либо группы во время общей репетиции. Характерной особенностью этого периода изучения произведения является и то, что играть надо уже более крупные части произведения и чаще проигрывать все произведение целиком.

        Очень важно правильно определить репетиционный темп исполнения. Он должен быть не слишком быстрым, чтобы обеспечить возможность тщательного выполнения всех задач, но и не слишком медленным, ибо это может привести к выработке несоответствующих конечной цели исполнительских приемов и характера звука. Столь же продуманно нужно подходить и к установлению градаций силы звука. Если в пьесе есть соло, то следует объяснить учащимся, что оркестр лишь аккомпанирует, поэтому все должны слушать солиста. Можно предложить сыграть это место в произведении без солиста. Дети должны понять, что играя на piano в аккомпанементе, оркестр должен звучать так же хорошо, как и при игре

на forte.

        Дирижеру необходимо организовать работу с оркестром так, чтобы каждый учащийся научился слышать как соседа по пульту, всю группу в целом, так и возможно большее количество голосов всего оркестра. Юные исполнители постепенно должны научиться произведения охватывать слухом всю многообразную фактуру (мелодию, гармонию, бас, различные подголоски, и т.д.). Для этого необходимо постоянно направлять слуховое внимание учащихся на все особенности исполняемого произведения. Высокая сыгранность любого коллектива, особенно детского, всегда является результатом правильно сбалансированного соотношения этих факторов. Особенно трудно сыграть вместе начало каждой фразы, поэтому, чем больше будет отрабатываться этот навык, тем более аккуратным будет совпадение звучания инструментов, как отдельных групп, так и всего коллектива в целом. Во многом это зависит от жеста дирижера.

        На этом этапе работы с произведением большое значение имеет «способ «раздвинутых проигрываний» как всей пьесы в целом, так и отдельных эпизодов, частей. Это значит, что проигрывания следуют одно за другим не сразу, а через некоторый промежуток времени, достаточный для того, чтобы непосредственные следы от игровых ощущений успевали сгладиться, и следующее проигрывание происходило опять как бы «заново», то есть носило характер «первого», а не «второго» проигрывания.

 

                                                   Заключение

        Таким образом, художественные задачи, стоящие перед оркестром на каждом этапе разбора произведение , не должны превышать его возможности  и в то же время должны постоянно вести вперед, способствовать его художественному росту. Пути разучивания произведений в каждом коллективе могут быть различны, как не одинаковы по своему мастерству и опыту их руководители, но основополагающие принципы остаются всегда общими. Главный из них – ЕДИНСТВО художественных и технических приемов».

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация