Отделение фортепиано. Методические разработки.

Начальное обучение музыке.

 Якимова О.В.

            «Обучение музыке должно быть одним из важнейших элементов воспитания человека.Музыкальное искусство общедоступный язык, понятный людям разной национальности, возрастов, степеней развития, это одно из могущественных средств воздействия, объединяющее большое количество людей одновременно, поэтому чрезвычайно важно – в в большей или меньшей степени – приобщать людей к этому искусству.

            Почти каждый человек обладает в той или иной степени музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространённее изучение музыки, тем лучше»

(Гольденвейзер)

 

            Но есть общее музыкальное воспитание и есть обучение музыкантов. Заранее, на стадии начального обучения, определить музыкально-профессиональные возможности детей, задача трудноразрешимая. Конечно, хороший слух, ритм, внимание, понятливость, моторные данные, легкость усвоения и быстрота продвижения – все это кое о чем говорит, быть может, о возможных предпосылках для музыкально-профессионального обучения в будущем, но вовсе не о музыкальном даровании, которое предполагает кроме всего прочего особый комплекс творческих качеств человеческой личности.

            Большая часть детей, обучающихся в музыкальных школах, станут впоследствии «просвещенными любителями». Они смогут сами сыграть пусть и не совершенно, пусть только для себя музыкальное произведение. И только немногие станут профессионалами. Дифференциация ребят на будущих профессионалов и любителей на начальном этапе работы с ними почти невозможна. Значит, все они, кто быстрее, а кто медленнее, должны  пройти один и тот же путь. Работа со всеми ребятами должна бы вестись так, что бы они могли и хотели стать музицирующими любителями,  и будущий профессионал, чтобы быть подлинным профессионалом должен любить музыку и музыцирование.

            Приобщать детей к искусству, музыке следует с самого раннего возраста. Наверно, к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности и даже если у него вначале не обнаруживается заметной тяги к музыке, можно найти соответствующий подход зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. Сделать уроки музыки интересными и любимыми. Мы должны будить воображение ребенка: помогать подтекстовками, сочиненными совместно, рисунками, рассказами, сопровождающими игру. Сам учитель должен увлечься работой, чтобы заразить учащихся своим темпераментом и творческой заинтересованностью. Осуществление умело поставленных перед учеником задач доставит радость не только ученику, но и педагогу.

            Первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Очень важно и очень трудно вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни. Очень важна атмосфера, в которой находится ребенок дома. Если родители искренне заинтересованы в занятиях музыкой, если они смогут стать на первых порах незаменимыми помощниками в деле его ежедневного обучения, то скорее даже посредованно музыкальный ребенок пойдет далеко вперед. Очень важны именно ежедневные занятия, потому что с первого же шага ребенку нужна помощь в освоении нового. На первых порах обучения родители, не знающие музыкальной грамоты и не умеющие играть на инструменте, становится как бы «ассистентами» педагога. Они учатся вместе с ребенком, чтобы по возможности помогать ученику.

            Педагог, ведущий занятия с маленьким начинающим музыкантом, должен уметь создавать на уроках непринужденную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, заинтересованность.

            Самая распространенная опасность – «зажатость» рук. Начинать можно с упражнений на расслабление рук (упражнения Артоболевской). Но постановка рук должна проходить незаметно, ненавязчиво, при помощи рук педагога. Артоболевская, например, сравнивает руку с резиновым шлангом для поливки. Она должна быть такой же гибкой, надо добиваться, чтобы сила «текла» по всей руке от плеча к кисти и кончику пальца, как «вода по шлангу». И конечно, сразу обращать внимание ребенка на звук, чтобы он был красивым. Кисть – свод или купол цирка (сравнить с потолком в комнате и потолком цирка – шатра). Особое внимание обратить на 1,5 пальцы. Надо, чтобы ребенок почувствовал подушечку каждого пальца. Дети должны знать, что у 1-го пальца особенная форма, у него всего 2 бугорка, а не 3, как у остальных и они смотрят вбок. Опускаться 1-ый палец должен 1-ым сгибом, краем подушечки, а запястье при этом остается на уровне белых клавиш. Чтобы ребенок понял, в каком положении должна быть кисть и пальцы расположить их так: на 3 черные 2-3-4 пальцы, а 1,5 – на крайние белые. В этот период перед педагогом стоит самая ответственная, самая трудная и решающая задача: «создать» руки ребенка. Необходимо стараться сделать их гибкими, свободными, естественными. У каждого человека руки неповторимо индивидуальны и учить их надо нежно, заботливо, умно.

            Естественно желание ребенка, когда он приходит на первые уроки, сразу же начать играть на инструменте. Поэтому надо дать ему самому исполнить простейшие пьески, скороговорки. Пусть играют эти пьески одним 3-м пальцем попеременно, то левой, то правой рукой. Сразу же надо обращать внимание ребенка не только на то, какие ноты он берет, но и как их берет. Следует ознакомить ребенка и с механикой извлечения звука. Обычно на малышей это производит очень сильное впечатление, они начинают понимать, почему не следует давить на клавиши.

            К изучению нотной грамоты каждый подходит своим способом. Прежде рассказываю детям о скрипичном  и басовом ключе, без которых невозможно открыть линейки, на которых живут нотки. Стишок «ми, соль, си, ре, фа – на линеечках сидят, ре, фа ля, до, ми, соль – те в окошечки глядят». Написание нот учим от до первой октавы - вверх в скрипичном ключе и вниз  - в басовом ключе.

            Ритм, длительности нот можно объяснить путем деления целой ноты (яблока) пополам, на 4, 8 частей.

Литература.

Я.Достал. «Ребенок за роялем». Изд-во «Музыка». М.:1981

Л.Баренбойм. «Путь к музицированию». Изд-во «Советский композитор». М.:1973

А.Артоболевская. «Первая встреча с музыкой» Изд-во «Советский композитор». М.: 1989.

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация