Отделение фортепиано. Методические разработки.

О воспитании умения слушать себя

Сальникова М.А.

Обучение игре на фортепиано – многогранный и очень сложный процесс. Он включает в себя пианистическое и общемузыкальное развитие учащихся. Фундаментом воспитания музыканта является формирование музыкального слуха учащегося, умения слушать себя как в процессе повседневной работы, так и в выступлении на концертах.

Ф.М. Блюменфельд считал, что прежде всего надо услышать. Научитесь вслушиваться в то, что вы играете. Когда вы не вслушиваетесь, вы не понимаете и не чувствуете музыки.

Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух – вот первая задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы. Г.М. Коган

Великий педагог и пианист Н.Перельман писал об удивительных свойствах фортепианного звука. Его можно зажечь и погасить, он вспыхивает и тлеет, он трудится и клокочет. При этом следует помнить, что он не вода и не огонь, а звук.

Для музыканта звук – творение, обладающее вкусом, цветом, объёмом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и вместе с тем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант.

Проблема умения слушать себя была всегда актуальна в фортепианной педагогике, ибо слушать себя, своё собственное исполнение труднее всего дается учащемуся, обладающему средними музыкальными способностями.

Цель данной работы – определить направления воспитания умения слушать себя.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение музыкальному и внутреннему слуху.

2. Подобрать музыкальный материал для развития внутреннего слуха в специальном классе.

3. Рассмотреть способы работы над произведением по элементам музыкальной ткани при обучении учащихся на уроках.

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства и обладающее бесконечным разнообразием индивидуальных качеств.

Различают две разновидности музыкального слуха: 1 – способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух; 2 – способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки – внутренний музыкальный слух. Деление музыкального слуха на внешний как восприятие и внутренний как представление соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей, а

именно восприятию явлений и предметов и представлению их. Восприятие – это отражение действия явлений и предметов в данный момент на органы чувств, включающее осмысливание явлений и предметов на основе предшествующего опыта, то есть на основе памяти. Представление – образ предмета или явления, возникающий в сознании на основе прошлых восприятий. Представлять – значит мысленно видеть и слышать.

Разделение слуха на внешний и внутренний до некоторой степени условно, так как оба вида взаимосвязаны. Доля внутреннего слуха колеблется и в количественном и в качественном отношениях, а именно, она влияет на музыкальный слух в целом.

Внутренний слух – способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать не исполняя и реально не слушая её, а узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания.

Внутренний слух различается по степени яркости и сложности слуховых образов, то есть может охватывать все перечисленные выше явления, но и ограничиваться несколькими из них.

Хороший внутренний слух справедливо ассоциируется с высокой степенью профессионального музыкального слуха, поскольку открывает широкие возможности к многогранной музыкальной деятельности.

В «Жизненных правилах музыкантов» Роберт Шуман утверждал: «Развитие слуха – это самое важное!» Недостаточное развитие внутреннего слуха тормозит развитие музыкальной памяти, в результате чего моторная и память превалируют над слуховой. Ученики быстро забывают выученные наизусть произведения, слабо читают с листа, а в конце обучения чувствуют себя беспомощными и нередко прекращают заниматься музыкой.

Основным материалом для развития внутреннего слуха в специальном классе служат изучаемые произведения, то есть индивидуальный план ученика; также необходим вспомогательный материал в виде различных упражнений.

Вспомогательные упражнения состоят из:

- подбора по слуху и транспонирования;

- упражнений по выработке тоники;

- устного диктанта за фортепиано;

- упражнений для развития гармонического слуха;

- развитие творческой инициативы.

Перечисленные виды упражнений связаны между собой.

Подбор по слуху – это наиболее эффективные упражнения для развития внутреннего слуха и воспитания умения слушать себя. Подбор по слуху, особенно подбор аккомпанемента, развивает гармонический слух и музыкальную память, стимулирует

умение «слышать клавиатуру», способствует к дальнейшему развитию навыков импровизации. Начинать необходимо с простейших мелодий, подбирая и транспонируя их. Работать следует не торопясь, вслушиваясь в каждый звук. Полезно интонировать второй голос, отдельные гармонии аккомпанемента. Работать в этом направлении необходимо на протяжении всего периода обучения. В первом классе полезно подбирать второй голос к мелодии, со второго года обучения рекомендуется работать над гармонизацией мелодии.

Для работы над воспитанием ощущения тяготения к тонике рекомендуются следующие упражнения:

- окончание учащимися незавершенного музыкального примера, данного педагогом. Тонику ученик либо пропевает, либо играет на фортепиано.

- игра двухголосных примеров двумя руками. Следует обращать внимание на тяготение верхнего и нижнего вводных звуков в тонику.

- разрешение секунды, верхний звук которой является доминантой тональности.

- определение тоники во время чтения нотного текста глазами.

- определение тональности произведения в процессе внутренного прослушивания музыки.

Устный диктант – ученик повторяет на фортепиано только что прослушанный одноголосный, либо двухголосный пример. Диктант помогает развивать внутренний слух, воспитывает умение слышать себя и занимает на уроке минимум времени.

Важным и необходимым условием развития гармонического слуха является слушание и анализ инструментальной и вокальной музыки. В качестве упражнений можно рекомендовать игру несложных двухголосных примеров с выдержанным звуком в первом голосе, либо органным пунктом во втором. Выдержанные звуки исполняет ученик, более сложные голоса играет педагог. Активно развивает гармонический слух исполнение учеником трезвучий четырехголосно двумя руками. На начальном этапе рекомендуется исполнять левой рукой основной тон, а правой весь аккорд.

В комплекс упражнений входит прослушивание учеником гаммы с гармонизацией и игра кадансов. Пение мелодии под собственный аккомпанемент полезно для развития музыкальности и воспитания умения слушать себя.

Умение слушать себя для любого ученика– это процесс, включающий в себя три фазы:

А) мысленное представление;

Б) приказ мозга к мышечному действию, нужному для ощущения реального звучания;

В) контроль за тем, насколько удалось реальное воплощение замысла.

Начинать работу по систематическому воспитанию умения слушать себя следует с первых шагов обучения музыке. На начальном этапе ученики стараются скопировать

показываемые педагогом движения, не слушая и не слыша себя. Необходимо объяснить, что музыка воспринимается не зрением, а слухом.

Большое значение следует придавать умению проследить за моментом снятия звука – нон легато. Звук, снятый гибкой, пластичной кистью, не обрывается внезапно; нон легато – это категория слуховая. Двигательный прием, как ни важен, всё-таки вторичен, а не первичен. С первых упражнений ( перенос руки через октаву) – необходимо приучать ученика дослушивать каждый звук. Потребность слушать себя воспитывается постепенно, ибо бесконтрольная игра влечёт за собой неточность в тексте, неуправляемость звуком, неаккуратность.

Много времени следует уделять «слышанию» гармонии во время разучивания произведений. Прекрасный певец при плохом аккомпаниаторе не произведёт того впечатления на слушателей, которого заслуживает и наоборот – посредственный певец выигрывает, если ему аккомпанирует хороший музыкант. Умение слушать себя помогает и в преодолении технических сложностей. Важная задача педагога на уроке специальности – привить ученику умение слышать исполняемую музыку – научиться слушать себя.

Каким образом можно контролировать слуховое восприятие? Контроль над активностью слухового восприятия – как бы контроль над контролем. Восприимчивость учащихся, умение критически слушать свою игру – одна из важнейших педагогических задач. Звукомузыкальный контроль собственной игры – дело сложное. Гораздо легче критически оценивать чужое исполнение. Надо научиться слышать свое исполнение как- бы со стороны. Сначала ребенок играет и слушает одноголосные мелодии, затем к ним прибавляются простейшие аккомпанементы, далее появляется несложный второй голос – ребенок знакомится с двухголосием, приучается одновременно слушать верхний и нижний голос. Так в жизнь ученика входит полифония. Сначала приходиться работать над каждым голосом отдельно, а потом соединять их вместе. При такой постепенности в работе с начинающими пианистами воспитывается умение слушать себя. Важная особенность рояля – угасание фортепианного звука. Невозможно управлять уже взятым звуком. Главное средство преодоления – выразительность мелодической линии, нюансировка. Даже начинающий пианист, умеющий слушать продолжение взятого звука, может добиться такой выразительности ведения мелодии, что раздельность составляющих её отдельных нот становится незаметной для слушателей. Особенности механики фортепиано несомненно усложняют для учащихся процесс слушания своей игры. Каждый ученик слышит все, т.е. его органы слуха улавливают каждую ноту и совокупность всего звучания произведения. Если произведение выучено недостаточно хорошо, то исполнитель успевает осознать лишь отдельные эпизоды звучания, сознание отстает от слуха. Необходимо изучать произведения в замедленном темпе, только так исполнитель знакомится со всеми элементами музыкальной ткани, чувствует и осознает слышимое.

Процесс слухового выучивания произведения можно разделить на несколько частей – направлений работы:

- слушание мелодии, её тембровой окраски; дослушивание в ней долгих звуков, работа над фразировкой;

-слушание сопровождения мелодии, выразительности и ровности звучания;

- слушание мелодии и сопровождения; баланс мелодической линии и аккомпанемента;

- вслушивание в гармоническую структуру произведения;

- слушание всего произведения в целом.

Таким образом, активное слушание во время занятий является основой вызревания художественного замысла, контролируя и стимулируя его конкретное воплощение.

Список использованной литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1961г.

2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Исследование. Издание второе. Л.: Советский композитор, 1979г.

3. Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 4. М.: Музыка, 1976г.

4. Есюткина Н.А. Воспитание умения слушать себя у учащихся класса. ГБОУ Тверской педагогический колледж. 2013г.

5. Жуков В.Н. Об особенностях развития музыкальных данных учащихся на начальном этапе обучения. ПОУ Борисоглебское музыкальное училище. 2013г.

6. Коган Г.М. Работа пианиста. – 3 –е издание. – М.: Музыка, 1979г.

7. Оськина С.Е. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования. 2- е издание. М.: АСТ, 2005г.

Наша школа

Родителям

Гостевая

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Независимая оценка качества работы организации

Персонифицированное дополнительное образование

Информационная безопасность детей