ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Воркутинская детская музыкальная школа открыта приказом №53 от 23.07.1952 г. Управлением по делам искусств при Совете Министров Коми АССР.
Переименована в Воркутинскую городскую детскую музыкальную школу приказом №172 от 18.09.1959г. по Отделу Культуры Воркутинского Горисполкома с 25.09.1959 года.
Переименована в Муниципальную организацию культуры Детская музыкальная школа города Воркуты Постановлением Главы администрации г.Воркуты № 935.7 от 28.09.1995 г.
На основании Постановления Главы администрации МО «Город Воркута» №419 от 14.03.2001г. Муниципальная организация культуры Детская музыкальная школа города Воркуты переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МОУ ДОД «Городская ДМШ»).
Из муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» путем изменения типа создано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МБОУ ДОД «Городская ДМШ») Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 08.12.2011 № 1406.
На основании постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.11.2016г. №1917 переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Городская детская музыкальная школа" (МБУ ДО "Городская ДМШ").
На основании Постановления администрации МО ГО «Воркута» № 464 от 25 марта 2020 года «О реорганизации муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования в сфере культуры в форме присоединения» муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа Шахтерского района» было реорганизовано в форме присоединения к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Городская детская музыкальная школа».
Рекомендации концертмейстеру детской музыкальной школы
Царева Г.А.,
преподаватель по классу фортепиано,
концертмейстер
Концертмейстер – это самая распространенная и востребованная профессия среди пианистов в детских музыкальных школах. Все выступления детей, обучающихся на духовых, народных, струнных инструментах обязательно сопровождает пианист-аккомпаниатор. Участие концертмейстера в учебно-образовательном процессе обязательно. Мастерство концертмейстера специфично. Оно требует от пианиста огромного артистизма, разносторонних музыкально-исполнительских дарований, а также серьезных знаний особенностей игры на различных музыкальных инструментах.
Концертмейстер – это не только пианист, он как бы и скрипач, певец, флейтист, дирижер хора и оркестра. Пианист должен досконально знать свою партию и партию солиста. Чувствовать себя исполнителем сольной партии – необходимое условие в процессе работы с инструменталистами, певцами и ансамблями.
Основные требования к концертмейстеру, работающему в музыкальной школе: музыкальная одаренность, свободное владение навыками игры на фортепиано, исполнительская грамотность, владение навыками совместной игры в ансамбле, артистизм, эрудированность в вопросах музыкальных стилей и музыкальной формы, скорость реакции, знание основ исполнительского искусства игры на различных музыкальных инструментах. В отличие от фортепиано, у большинства инструментов низкие регистры приглушены, а высокие – более пронзительны. Динамика инструмента должна постоянно приспосабливаться к этому. Концертмейстер должен обладать хорошей интуицией, ясным мышлением, по возможности крепкими нервами и быть музыкально чутким. Концертмейстер обязан хорошо читать нотный текст с листа, грамотно подбирать по слуху, уметь транспонировать и импровизировать.
Умение грамотно читать нотный текст с листа особенно важно в работе концертмейстера, так как репертуарный список произведений велик и постоянно меняется из четверти в четверть.
Большой проблемой для концертмейстера является концертное исполнение с нестабильными учащимися. Юные исполнители, со слабой нервной системой часто теряются во время исполнения, делают много ошибок, остановок, изменяют нотный текст произведений. Аккомпаниатор обязан поддержать учащегося, помочь ему не растеряться и доиграть произведение до конца.
Подбор по слуху и варьирование музыкальной фактуры – необходимые умения в профессии концертмейстера. Эти формы работы используются в вокальных и хоровых, классах при разучивании народных и популярных детских песен, когда отсутствует готовый аккомпанемент. Гармонизация вокальных упражнений также требует навыка импровизации. Такая работа способствует повышению интереса к музыке у учащихся.
Умение транспонировать активно используется на уроках хора и вокала в музыкальных школах. Основная задача концертмейстера – грамотно и без потерь исполнить текст аккомпанемента.
Рассмотрим основные компоненты в работе концертмейстера.
Преподаватель главный на уроке, он выполняет основную роль, концертмейстер активно помогает, вникает в творческий замысел коллеги. Параллельно исполняет музыкальный текст, отмечая важные опорные точки композиции. Главная задача концертмейстера на первом этапе освоения произведения – помощь учащемуся в разучивании его партии. Пианист исполняет три строчки текста, совмещая партию солиста и свой аккомпанемент. На данном этапе помощь рояля необходима для учащихся. Первый партнер для начинающего ученика-инструменталиста – это концертмейстер. Главным в таком союзе является интуитивное музыкальное влияние, которое развивается естественным образом. Учащийся учится слушать, включаться в ансамбль, преодолевать различные трудности – динамические и агогические – по примеру пианиста. На заключительном этапе работы над произведением важно выстроить правильный баланс звучания солиста и концертмейстера. Здесь необходима помощь преподавателя, который в концертном зале прослушает исполняемое произведение и даст необходимые рекомендации. Полезно сделать видеозапись с последующим обсуждением с учеником, чтобы совместно найти наиболее точное решение художественного образа произведения.
В силу производственной необходимости концертмейстер самостоятельно проводит уроки с учащимися и ансамблевыми коллективами. Концертмейстер выполняет в данной ситуации педагогическую работу. Совместно с учащимися проучивает текст, обращая особое внимание на сложные эпизоды, выстраивает агогику, проверяет штрихи, работает над синхронностью исполнения. На этапе разбора помогает выучить партию солиста, делая акцент на ритмическую четкость и интонационную точность. На заключительном этапе выверяются темпы, согласовывается общее эмоциональное состояние, отражающее художественный образ произведения.
Совместная работа преподавателя и концертмейстера объемна и разнообразна. Методическая работа – это создание учебных программ, планирование уроков, в том числе и открытых. Инновационная деятельность – работа с новым современным репертуаром, создание новых аранжировок и переложений для последующего исполнения на концертах и конкурсах. Подбор и совместное чтение с листа музыкального репертуара, планирование концертной деятельности учащихся. Во всех музыкальных школах приветствуется совместная концертная деятельность преподавателей и концертмейстеров, участие в профессиональных конкурсах. Такая деятельность обогащает музыкантов, повышает их исполнительский уровень, создает творческую атмосферу в процессе занятий с детьми.
Концертмейстер обязан постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень. Концертмейстер – это не солист, исполняющий свою программу, на сцене он отвечает за начинающего музыканта, требующего внимания, помощи и эмоциональной поддержки. Огромную роль в воспитании солиста играют знания аккомпаниатора об игре в ансамбле. Совместное начало и окончание исполнения, согласованность в вопросах фразировки и приемах звукоизвлечения, ритмическая точность, ощущение пульса, единство формы, - все это должно досконально проучиваться с учеником. Для учащегося важна также сценическая устойчивость концертмейстера, позволяющая солисту уверенно чувствовать себя на сцене. Поэтому самостоятельные занятия пианиста за инструментом очень важны. Чтобы поддерживать хорошую форму необходимо продолжать работу над звуком, техникой исполнения. Разучивать репертуар солистов, ансамблей, произведений из сольной программы. Концертмейстер занимается собственной методической работой. В том числе это – постоянный самоанализ, запись свой выступлений на видео носители, изучение специальной литературы, освоение программ курсов повышения квалификации, распространение собственного опыта при помощи интернет-ресурсов, создание собственных переложений музыкальных произведений. Посещение живых концертов, слушание музыки в исполнении симфонических оркестров, солистов и ансамблей.
Концертмейстер должен испытывать особую любовь к своей профессии, которая не приносит внешнего успеха. Труд концертмейстера по своему предназначению – это труд педагога. Наиболее важные качества для концертмейстера – это постоянная творческая собранность, воля, бескомпромиссность художественных требований, настойчивость и ответственность в достижении художественного результата в совместной работе с солистом.
Концертмейстер – необходимая составляющая в процессе реализации личностно-ориентированной модели обучения и системного подхода к формированию базовых основ исполнительства в музыкальных школах.
Список литературы
История отделения фортепиано начинается с первых дней организации Городской музыкальной школы. В настоящее время заведующей фортепианным отделением является Рогова Елена Владимировна. Отдел живет насыщенной концертной и конкурсной жизнью.
Читать далее...
Оркестровый отдел школы представлен классами струнных инструментов (скрипка, виолончель, контрабас), деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов.
Гордостью отдела и всей школы является единственный в республике детский струнный оркестр. Немало труда в руководство оркестром вложил Васильев А.А.
Читать далее...
.
Отделение народных инструментов Городской детской музыкальной школы – это баян, аккордеон, балалайка, домра и гитара; это ансамбли и два оркестра; это творческий союз преподавателей и учеников, нацеленных на успешное овладение искусством музицирования на народных инструментах.
Руководит отделом Скопина Татьяна Валериевна
Читать далее...
В 1976 году в школе было открыто хоровое отделение. И вот уже почти 40 лет учащиеся школы прибегают два раза в неделю на занятия хора, чтобы вместе погрузиться в мир музыки и самостоятельного музицирования через самый массовый жанр музыкального исполнительства – хоровое пение. В школе – 5 хоровых коллективов! Дети школы любят хоровые занятия, а прививают им любовь к пению хормейстеры Сорокина Т.А. и Заричная Н.В.
Читать далее...