Главная

О школе

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Воркутинская детская музыкальная школа открыта приказом №53 от 23.07.1952 г. Управлением по делам искусств при Совете Министров Коми АССР. 

Переименована в Воркутинскую городскую детскую музыкальную школу приказом №172 от 18.09.1959г. по Отделу Культуры Воркутинского Горисполкома с 25.09.1959 года.

Переименована в Муниципальную организацию культуры Детская музыкальная школа города Воркуты Постановлением Главы администрации г.Воркуты № 935.7 от 28.09.1995 г.

На основании Постановления Главы администрации МО «Город Воркута»  №419 от 14.03.2001г. Муниципальная организация культуры Детская музыкальная школа города Воркуты переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МОУ ДОД «Городская ДМШ»).

Из муниципального образовательного  учреждения дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» путем изменения типа создано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МБОУ ДОД «Городская ДМШ»)  Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 08.12.2011 № 1406.

На основании постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.11.2016г. №1917 переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Городская детская музыкальная школа" (МБУ ДО "Городская ДМШ").

На  основании     Постановления    администрации МО ГО  «Воркута»  № 464  от  25  марта 2020 года  «О  реорганизации  муниципальных  бюджетных  учреждений  дополнительного  образования  в  сфере  культуры  в  форме  присоединения» муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования  «Детская  музыкальная  школа  Шахтерского  района»  было  реорганизовано  в  форме  присоединения   к    муниципальному  бюджетному  учреждению  дополнительного  образования  «Городская  детская  музыкальная  школа». 

Читать далее...

МР НО Основные функции аппликатуры. Смена позиций при игре на домре.

Основные функции аппликатуры. Смена позиций при игре на домре.

(методическая разработка урока)

(Стрелец Т.В., преподаватель по классу домры)

Цель урока: развитие аппликатурного и компактного музыкального мышления ученика, т.е. способности грамотно использовать аппликатурные приемы и выстраивать позицию пальцев при игре на инструменте; способности мыслить не отдельными звуками, а целостными музыкальными оборотами.

Задачи урока:

Обучающие:

  • ознакомление с основными фикциями аппликатуры, аппликатурными приемами;
  • технические освоение смены позиций в гаммах и упражнениях на инструменте;
  • освоение основных правил смены позиций на примере музыкальных произведений в практических заданиях.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся;
  • дать возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике;
  • развитие умений учебной работы в нестандартных условиях.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения и взаимоподдержки.

Урок проводится в нетрадиционной, групповой форме с ученицами 3 и 4 класса.

По типологии – это урок коллективной познавательной деятельности.

Длительность занятия – 60 минут

Ход урока:

1. Актуализация знаний учащихся.

Значение понятия аппликатура многогранно. Оно охватывает в процессе обучение практически все стороны исполнительской деятельности, начиная с формирования основ исполнительских движений левой руки и заканчивая творческим поиском аппликатурных вариантов при исполнении художественного музыкального произведения. В связи с этим понятие аппликатуры следует трактовать более широко, чем это обозначено: «.. способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте». С понятием «аппликатура» тесно связано и другое понятие – «позиция».

Вопрос учителя: «Что такое позиция»?

Ответы учениц:

- Положение левой руки на инструменте, которое определяется по расположению 1 пальца.

- Если 1 палец левой руки находится на 1 или 2 ладах, то это – 1 позиция; если палец расположен на 2 или 3 ладах, то это – 2 позиция и т.д.

Вопрос учителя: « Для чего необходимо использование позиций»?

 Ответы учениц:

- В произведениях часто встречаются пассажи, которые невозможно исполнить только на одной струне или в одной позиции.

- Чтобы добиться более певучего звучания мелодии.

Учитель: Ваши ответы верны. Действительно, часто мы используем позиции при перемещении по грифу в гаммах, гаммообразных пассажах, секвенционных построениях. Давайте сейчас вспомним гаммы, которые мы с вами начали изучать в этом полугодии.  Гаммы нам нужны не только для понимания основных закономерностей аппликатуры, но и для технического освоения смены позиций.

Поочередное исполнение гамм ученицами. При смене позиций перемещение руки по грифу должно осуществляться беззвучно. Чтобы избежать возможного мышечного напряжения, я вам советую делать следующие подготовительные движения:

- в момент перехода в более высокую позицию кисть слегка прогибается в сторону грифа, затем делает бросок вверх в направлении нужной позиции, выпрямляясь во время движения;

 - при переходе из более высокой в более низкую позицию кисть слегка прогибается в другую сторону, то есть от грифа, после чего происходит бросок кисти вниз с выпрямлением.

Попробуйте сейчас снова исполнить гаммы в медленном темпе, помня о подготовительных движениях левой руки, прислушивайтесь к своим мышечным ощущениям.

2. Изучение нового материала

 Освоение технологии смены позиций:

 - Сейчас мы с вами попробуем исполнить гаммы необычной аппликатурой, используя

сочетания только двух пальцев.

Каждой ученице выдается нотный пример с обозначением аппликатуры в гамме. Следует исполнение гамм (на одной струне) ученицами модифицированной аппликатурой В. Мироманова, отрабатывается техника скольжения пальца по струне.

Завершая работу на гаммами, хочу подчеркнуть, что в случае, когда мы говорим о назначении аппликатуры, чтобы обеспечить удобство для левой руки, мы имеем ввиду её техническую функцию.Основные правила смены позиций я сейчас вам объясню на примере обработки р.н.п «Ивушка» Ушакова.

Следует исполнение произведения преподавателем, затем дается анализ варианта аппликатуры в вариациях, выбранной редактором (В.С. Чуниным) и предлагается новый вариант. В процессе подробного разбора аппликатурных приемов формулируются основные аппликатурные приемы и правила смены позиций:

• для того чтобы избежать «обратного штриха» при переходе со струны на струну следует помнить о принципе четности – переход со струны на струну производится только после проигрывания четного количества звуков (2,4,6,8): лучше - ♪♪♪♪ + ♪♪ ; ♪♪♪♪ + ♪♪♪♪ и т.п.; нельзя - ♪♪♪+ ♪ и наоборот.

• этот же принцип используется при переходе из позиции в позицию на одной струне;

• при перемещении из одной позиции в другую однотипные музыкальные построения (секвенции) желательно исполнять одинаковой аппликатурой;

• аппликатуру всегда необходимо согласовывать со штрихами.

Помимо технических задач необходимо рассмотреть возможности аппликатуры как средства выразительности, Если аппликатура используется как средство выразительности, помогающее подчеркнуть какие-либо нюансы при исполнении музыки, или как сказала нам К., «чтобы добиться большей певучести», тогда мы говорим о художественной функцииаппликатуры.

Довольно часто используется термин «фразировочная аппликатура», смысл которого сводится к использованию позиционной аппликатуры (игра на одной струне) в течение фразы, мотива с целью большей связности. В этом случае часто простой вариант приходится заменять более сложным. Все решает, в конечном счете, выразительное произношение музыкальной интонации.

Аппликатурные приемы зависят от различных выразительных средств: артикуляционных, динамических, тембровых. Вариант аппликатуры может быть различным, например, при изменении штрихов:

• легато требует игры на одной струне, стаккато может допустить свободный выбор струн.

• При изменении динамики на более сильное звучание желательно пользоваться 1-й и 2-й струнами, на более слабое- 2-й и 3-й. Такая корректировка необходима и при поиске новых вариантов тембрового сочетания звуков.

• Подчеркивание границ однотипных ритмических построений или границ других, но обязательно секвенционных групп, может быть усилено особым аппликатурным приемом – портаменто, т.е. соединение смежных (пограничных) звуков скольжением одного пальца. Выразительное значение этого приема особенно заметно в медленных темпах. Следует демонстрация ученицей фрагмента из пьесы Каччини «Ave Maria».

• Необычным приемом является репетиция пальцев при исполнении повторяющейся несколько раз ноты при штрихе легато.

Следует исполнение ученицей р.н.п. «Как по морю, морю синему».

Вопрос учителя: «Катя, как ты считаешь, чего позволило добиться использование такой необычной аппликатуры»?

Ответ: «Мелодия прозвучала певуче, но в то же время повторяющиеся ноты не слились в один звук».

Комментарии учителя: «Совершенно верно. Этот тип смены позиции получил широкое применение в кантиленных произведениях и является особым средством выразительности, родственным вокальному приему, поскольку позволяет добиться певучести, не нарушая законы артикуляции».

Вопрос учителя: «Какой вывод мы можем сделать об использовании аппликатуры с художественной точки зрения»?

 Ответ учениц: «Выбор аппликатуры в произведении зависит от его характера, от выбранных выразительных средств».

3. Закрепление полученных знаний.

 Закрепление материала на примере «Контрданса» Л. Бетховена.

После исполнения фрагмента пьесы ученицам предлагается в каждом мотиве проанализировать вариант аппликатуры, проставленный редактором. Дается задание подобрать собственный аппликатурный вариант и обосновать его. Каждый вариант комментируется учениками и учителем, в результате совместного поиска определяется наиболее удобный и рациональный.

4. Контроль усвоения материала.

 Задания для самостоятельной работы:

  • Найти вариант аппликатуры и проставить ее в теме нар. п. «Ивушка».
  • Найти более удобный вариант аппликатуры и исправить ее во фрагменте пьесы Д. Кабалевского «Клоуны».

Сравнивается и обсуждается каждый из вариантов, предложенных ученицами.

 

5. Обобщение результатов работы.

В конце урока давайте теперь вместе обобщим полученные новые знания, подведем итоги работы и определим направления дальнейшей работы по освоению техники смены позиций.

Вопросы учителя:

- Какие функции аппликатуры мы сегодня изучили?

- От каких выразительных средств может зависеть выбор аппликатуры?

 - Какой принцип следует учитывать при определении аппликатуры в пассажах или переходе со струны на струну?

- На ваш взгляд, какие приёмы позволяют добиться большей певучести мелодии?

6. В конце урока комментируется домашнее задание: отработка техники смены позиций в гаммах типовой аппликатурой (осваемые на данном этапе учащимся), в гаммах модифицированной аппликатурой В. Мироманова, упражнениях, подготовленных преподавателем для каждого учащегося. Поскольку информационная часть урока довольно уплотнена, то вследствие временных ограничений часть 4 этапа урока можно использовать в качестве домашнего задания или использовать аналогичные примеры.

Отделение фортепиано

История отделения фортепиано начинается с первых дней организации Городской музыкальной школы. В настоящее время заведующей фортепианным отделением является Рогова Елена Владимировна. Отдел живет насыщенной концертной и конкурсной жизнью. 
Читать далее...

 

Отделение оркестровых инструментов

Оркестровый отдел школы представлен классами струнных инструментов (скрипка, виолончель, контрабас), деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов. 

Гордостью отдела и всей школы является единственный в республике детский струнный оркестр. Немало труда в руководство оркестром вложил Васильев А.А.
Читать далее...

.

Отделение народных инструментов

Отделение народных инструментов Городской детской музыкальной школы – это баян, аккордеон, балалайка, домра и гитара; это ансамбли и два оркестра; это творческий союз преподавателей и учеников, нацеленных на успешное овладение искусством музицирования на народных инструментах.

Руководит отделом Скопина Татьяна Валериевна
Читать далее...

 

Отделение хорового и сольного пения

В 1976 году в школе было открыто хоровое отделение. И вот уже почти 40 лет учащиеся школы прибегают два раза в неделю на занятия хора, чтобы вместе погрузиться в мир музыки и самостоятельного музицирования через самый массовый жанр музыкального исполнительства – хоровое пение. В школе – 5 хоровых коллективов! Дети школы любят хоровые занятия, а прививают им любовь к пению хормейстеры Сорокина Т.А. и Заричная Н.В.
Читать далее...

 

Информация