Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Отделение народных инструментов. Методические разработки.

К вопросу прочтения нотного текста в классе балалайка

К проблеме воспитания чувства музыкального ритма

Основные особенности постановки и восстановление игрового аппарата балалаечника.

Основные средства интонирования

Основные функции аппликатуры. Смена позиций при игре на домре.

Педагогическая система Карла Орфа

Подбор репертуара и индивидуальный план

Постановка рук-важнейший фактор в развитии техники

Работа над артикуляцией с учащимися в классе домры

Работа над полифонией в младших классах детской музыкальной школы по классу баяна 

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ

Развитие творческих способностей младших школьников в классе аккордеона

Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ  

Решение проблем в постановке правой руки гитариста

Русский стиль игры на классической гитаре

Сценическое волнение. Причина детской тревожности

Отделение оркестровых инструментов. Методические разработки.

Интонирование и не только в оркестре   

Контрабасовое искусство в России

Личностно-ориентированный подход при оценивании учащихся в музыкальной школе

Методические рекомендации к техничекому зачету в классе виолончели

Музыкант и его руки(формирование оптимальной осанки)

Навыки чистого интонирования на скрипке

Об абсолютном слухе

Обобщение интонационно-смысловых и двигательно-технических координаций в музыкально-исполнительском творчестве

Основные принципы выбора аппликатуры в классе скрипки

Работа с ансамблем скрипачей в ДМШ

Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя

Роль ансамблевого музицирования в реализации принципов развивающего обучения при игре на контрабасе

Скрипичное джазовое исполнительство

Формирование исполнительских навыков скрипача

Отделение фортепиано. Методические разработки.

Воспитательная работа преподавателя в классе фортепиано

«Детский альбом» в фортепианном творчестве П.И.Чайковского

Здоровьесберегающие технологии на уроках фортепиано

И.Гоффман "Фортепианная игра"

Игра в камерном ансамбле

Игра наизусть

Как провести урок

Концертмейстер в детской музыкальной школе

Креативное обучение в ДМШ

Методический разбор пьес кантиленного плана (русских композиторов)

Музыкально-исполнительское развитие ученика в процессе работы над музыкальным произведением

Начальное обучение музыке.

Обобщения в педагогической работе, их формы и содержание.

Особенности исполнения кантилены в классе фортепиано

Особенности обучения детей с ОВЗ

О воспитании умения слушать себя

Принципы работы над музыкальным произведением

Психологические особенности взаимодействия педагога и ученика в классе специальности

Работа над кантиленой в классе фортепиано ДМШ

Работа над полифоническими произведениями

Развивающие формы обучения детей игре на фортепиано

Развитие навыков педализации на уроках фортепиано в Детской музыкальной школе

Развитие техники на уроках фортепиано

Развитие техники пианиста

Рекомендации концертмейстеру детской музыкальной школы

Роль детских пьес

Слухо-интонационная культура исполнителя-пианиста

Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера музыкальной школы

Исполнительский труд концертмейстера

Формирование эмоционально-волевых качеств у учащихся в процессе подготовки к концертному выступлению

Развитие технических навыков

МР ФО Концертмейстер в детской музыкальной школе

Концертмейстер в детской музыкальной школе

Сальникова М.А. 

     Концертмейстер – самая  распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. Солист и пианист в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания.

     Искусство аккомпанемента – это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра. Правильнее было бы ставить вопрос не об аккомпанементе (то есть о каком-то всё же подыгрывании солисту), а о создании вокального или инструментального ансамбля.

Термины  «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя  на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор  (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору.

     Концертмейстер (нем.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.

     Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами   их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

      Интересно, что в настоящее время термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературы. Термин же «аккомпаниатор» - в методической литературе адресован музыкантам-народникам, прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия вообще не дает понятия «аккомпаниатор». В ней есть статьи «аккомпанемент» и «концертмейстер». Тенденция к синонимии двух терминов наблюдается в работах пианистов-практиков. Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом смысле этого слова – он не только исполняет произведение с певцом, но и работает с солистом на предварительных репетициях.

     Цель работы – найти пути решения творческих задач, необходимых для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера.

     Задачи  работы - изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера; описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для работы концертмейстера; выявить специфику деятельности концертмейстера-пианиста в условиях детской музыкальной школы; опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт работы систематизировать формы, методы и приемы работы.

Комплекс способностей умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера

     Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Здесь мы говорим не только о виртуозных качествах, но и о владении туше, разнообразными приёмами звукоизвлечения. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. п. В то же время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляются такие краеугольные составляющие деятельности музыканта, как бескорыстность служения красоте, самозабвение во имя солирующего голоса, во имя одушевления партитуры.

     Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью и - практика достаточно часто это подтверждает - особым даром, «аккомпаниаторским чутьём» (а им обладает далеко не всякий исполнитель равно, как не любой исполнитель одарён качествами солиста), хорошим музыкальным слухом, воображением. Также важно умение охватить образную сущность и форму произведения, артистизм, способность образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного.

Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.

     Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

     Мобильность, и быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого – сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

     Знания и навыки необходимые концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в музыкальной школе:

•   В первую очередь умение читать с листа фортепианную партию любой

сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению;

•   Владение навыками игры в ансамбле;

•  Умение транспонировать в пределах кварты текст средней трудности, что полезно, что необходимо для работы с вокалистами, а также при игре с духовыми инструментами;

•  Умение читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз

четырехголосные хоровые партитуры;

•   Знание основных дирижерских жестов и приемов;

• Знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции,

нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию;

•  Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно

организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев; знание основ поведения актеров на сцене; умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;

•  Знание приемов игры на различных музыкальных инструментах: балалайке, домре, струнно-смычковых и духовых инструментах;

•  Знание правил для того, чтобы правильно соотносить звучание фортепиано с различными штрихам и тембрами этих инструментов; наличие тембрального слуха; умение играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов в соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля; умение перекладывать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавирах, не нарушая замысла композитора;

•  Умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки

импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на темы известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре;

•  Знание  истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и

литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений.

     При всей многогранности деятельности концертмейстера на первом плане находятся творческие аспекты. Творчество – это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей. Творчество – активный поиск еще не известного, углубляющий наше познание, дающий человеку возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя.

    Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении. Для постановки интересных задач в музыкально-творческой деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно знаний только по своему предмету.

Чтение с листа 

     Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике ДМШ часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. К тому же обилие репертуара, находящегося в обороте в работе с учащимися разных специальностей не создает условий для заучивания текстов и их приходится играть всегда по нотам. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения.

     Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный и литературный текст, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменения темпа, размера, тональности, на динамические градации, указанные автором, как в партии фортепиано, так и в партии солиста. Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. Впрочем, момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе аккомпанирования, так как прочтение нот всегда предшествует их исполнению.

     При чтении аккомпанемента с листа в ансамбле с солистом-инструменталистом категорически запрещаются любые остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль и вынуждает солиста остановиться.

     Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, с тем, чтобы довести эти умения до автоматизма. Однако чтение с листа не тождественно разбору произведения, ибо означает вполне художественное исполнение сразу, без подготовки. Овладение навыками чтения с листа связано с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального сознания, аналитических способностей. Важно быстро понять художественный смысл произведения, уловить самое характерное в его содержании, внутреннюю линию раскрытия музыкального образа; необходимо хорошо ориентироваться в музыкальной форме, гармонической и метроритмической структуре сочинения, уметь отделить главное от второстепенного в любом материале. Тогда открывается возможность читать текст не «нота за нотой», а суммарно, крупными звуковыми комплексами, так же, как протекает и процесс чтения словесного текста. Решающим условием успеха является способность расчленять фортепианную фактуру, оставляя лишь самую минимальную основу фортепианной партии, быстро и четко представлять себе главные изменения в пьесе – характера, темпа. тональности, динамики, фактуры и т.д.

     Игра с листа нотного текста представляет собой одну из самых сложных форм чтения вообще. Помимо напряженной деятельности зрения, в чтении активно участвует слух, контролирующий логику музыкального развития, создающий мысленное представление о ближайшем продолжении музыкального материала. Возникший в сознании исполнителя звуковой образ требует немедленного реального воспроизведения. Это достигается мобилизаций игрового аппарата. Таким образом, задействуются слуховые, зрительные, двигательные, мыслительные и психологические процессы.

     На этапах тренировки чтения аккомпанемента  с листа эффективен прием сжатия гармонической фактуры в аккордовую последовательность, чтобы более наглядно представить логику и динамику ее развития. Последовательность полезно проиграть с точным соблюдением длительности каждого аккорда, без повторений одного и того же аккорда на метрических долях. При этом подчас, обнаруживается интересный ритм, образуемый сменой гармоний.

     После достаточной тренировки такие представления возникают чисто мысленным путем, без предварительного проигрывания и являются одним из важнейших условий быстрой ориентировки в тексте нового произведения. Для чтения нотного текста, изложенного на трех и более нотных станах, (в вокальных и инструментальных произведениях с сопровождением рояля) быстрое определение гармонической основы составляет необходимое требование.

     При чтении аккомпанемента с листа, помимо умения расчленить фактуру сочинения на составные гармонические и мелодические комплексы, важно ощутить характерность, присущую различным композиторским стилям.

     Чтение с листа аккомпанемента – процесс еще более сложный, чем чтение обычного двухручного изложения. Читающий с листа часть трехстрочной и многострочной партитуры должен зрением и слухом следить за солистом или другими исполнителями и координировать с ними свое исполнение. Поэтому для чтения с листа аккомпанемента необходимо прежде всего овладеть навыками целостного зрительного и слухового охвата всей трехстрочной партитуры, включая слово.

     Важно при читке с листа умение сразу находить удобную аппликатуру для исполнения технических пассажей. Для этого нужно мысленно расчленять пассаж на группы, находить в нем опорные точки и представлять себе аппликатуру – каким пальцем нужно попасть на опорную точку. 

     Согласно данным музыкальной педагогики, такого рода творческая работа «в уме» относится к высшим проявлениям внутренне слуховых способностей. Поэтому предполагается наличие у концертмейстера хорошо развитого мелодического, и особенно гармонического внутреннего слуха.

     Методика обучения чтению с листа связана с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального сознания, аналитических способностей. Важно быстро понять художественный смысл произведения, уловить самое характерное в его содержании, внутреннюю линию раскрытия музыкального образа; необходимо хорошо ориентироваться в форме, гармонической и метроритмической структуре сочинения; уметь отделить главное от второстепенного   в любом  материале. Тогда открывается возможность читать текст не «нота за нотой», а суммарно, крупными звуковыми комплексами, также, как и протекает процесс прочтения словесного текста. Такое явление в психологии называется целостным или синтетическим восприятием. Грамотный человек читает книгу или газету не по буквам и даже не по слогам, а охватывает слова ил группы слов  по их очертаниям, часто по началу слова, догадываясь о его смысле, о том или ином фразеологическом обороте. И при чтении с листа музыкального произведения чрезвычайно существенно упрощать текст, избирая самое необходимое. Трудно бывает тем пианистам, которые судорожно цепляются за все ноты, безнадежно пытаясь исполнить всю фактуру. Решающим условием успеха является способность расчленять фортепианную фактуру, оставляя  лишь самую минимальную основу фортепианной партии, быстро и четко представлять себе главные изменения в пьесе – характера, тональности, ритма, динамики, фактуры и т.д. «Максимум музыки и минимум нот» - так говорят опытные пианисты.

Транспонирование

     Концертмейстеру музыкальной школы, помимо чтения с листа, совершенно необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность. Умение транспонировать входит в число непременных условий, определяющих его профессиональную пригодность. В вокальном или хоровом классе ДМШ концертмейстеру нередко могут предложить сыграть аккомпанемент не в той тональности, в которой напечатаны ноты.  Это объясняется тесситурными возможностями голосов, а также состоянием голосового аппарата  детей на данный момент. Для успешного аккомпанемента в транспорте музыкант  должен хорошо усвоить курс гармонии и иметь навыки исполнения гармонических последовательностей на фортепиано в различных тональностях. Необходимо также практическое знание аппликатурных формул диатонических и хроматических гамм, арпеджио, аккордов.

     Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности. В случае транспонирования на полутон, составляющий интервал увеличенной примы (например, из до минора в до-диез минор), достаточно мысленно проставить другие ключевые знаки и произвести по ходу исполнения подмену случайных знаков. Транспонирование на интервал малой секунды в некоторых случаях можно представить как переход в тональность, смешенную на увеличенную приму (например, переход из до мажора в ре–бемоль мажор, который  мыслится пианистом как до-диез мажор). На интервал секунды транспонировать труднее, так как обозначение читаемых  нот не соответствует их реальному звучанию на клавиатуре. В данной ситуации решающую роль приобретает внутреннее слышание транспонируемого произведения, ясное осознание всех модуляций и отклонений, функциональных смен, структуры аккордов и их расположения, интервальных соотношений  и взаимосвязей - как по горизонтали, так и по вертикали.

     В процессе транспонирования с листа нет времени для мысленного перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение приобретает умение аккомпаниатора мгновенно определять тип аккорда (трезвучие, секстаккорд, септаккорд в обращении и т.п.), его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства и т. д.

     Тренировка навыков транспонирования проводится обычно в следующей

последовательности: сначала на интервалы увеличенной примы, затем на

интервалы большой и малой секунды, потом на терцию. Транспонирование с листа на кварту чрезвычайно сложно и на практике редко встречается.

     При транспонировании на терцию может быть использован облегчающий прием, состоящий в следующем. Если транспонируешь на терцию вверх, то все ноты скрипичного ключа читаются так, как если бы они были написаны в басовом, но с обозначением «на две октавы выше». А при транспонировании на терцию вниз все ноты басового ключа читаются так, как если бы они были написаны в скрипичном, но с обозначением «на две октавы ниже».

     При транспонировании знакомого уже произведения, как и при чтении с листа важно, прежде чем начать игру, отчетливо представить себе звучание произведения (хотя бы в основной тональности), внутреннюю логическую схему его развития, линию мелодико-гармонического движения. Важно мысленно очутиться в новой тональности, вспомнить, как строятся в ней основные аккорды (на клавиатуре). Нужно видеть и слышать не отдельные изолированные звуки, а их комплексы, гармонический смысл, функцию аккордов.

     Значительно облегчает транспонирование способность следить в первую очередь за партией солиста и одновременно за  движением баса (нижнего голоса музыкальной  партитуры). Концертмейстер с хорошим гармоническим слухом, представляя развитие мелодии солиста,  не буде ошибаться в ведении басовой линии.  Этот прием ускорит приближение желанной цели: схватывать в новой тональности сразу четыре (включая словесную) строчки партий солиста и музыкального инструмента. Несомненно, быстрота ориентировки в новой тональности достигается скорее теми, кто любит и умеет подбирать по слуху, импровизировать. Им легче предвидеть ход музыкального развития,  догадаться о тех элементах фактуры, которые не успели заметить и осознать. При освоении навыков транспонирования свое полезное действие окажет комплексное восприятие разных типовых связей нотного текста (секвенционных последовательностей, движения звуков параллельными интервалами, мелодических образований по типу мелизмов и др.). При транспонировании незнакомого аккомпанемента очень важен этап предварительного просмотра нотного текста, во время которого музыканту  надо постараться мобилизовать свои аналитические способности и услышать музыку внутренним слухом.

Подбор по слуху 

     Специфика работы концертмейстера в музыкальной школе предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии,  элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д.  Такие умения понадобятся в вокальном классе, когда при разучивании народных и популярных детских песен не имеется нот с полной фактурой (классический вокальный репертуар исключает широкое использование импровизации).

   Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально-творческих действий.

     Гармонизация мелодий по слуху, в отличии гармонизации как способа решения задач по курсу гармонии, - практический навык, требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения. Психологическими предпосылками формирования гармонизации по слуху являются внутренне слуховые и

мыслительно-аналитические процессы. Суть первых – в произвольном оперировании гармоническими представлениями, в создании обобщенного гармонического образа вокальной или инструментальной мелодии. Для успешного подбора гармонии к мелодии необходима достаточная степень автоматизации внутренне слуховых процессов (сенсорные навыки).

    Конкретное фактурное оформление  подбираемого и импровизируемого сопровождения должно отражать два главных показателя содержания мелодии – ее жанр и характер. Концертмейстер должен освоить фактурные формулы сопровождения мелодий, имеющих ярко выраженный жанровый характер (марш, вальс,  полька, баркарола и др. танцы, лирическая песня и т.п.). Неоспоримой основой сопровождения многих медленных протяжных, а также маршевых мелодий является аккордовая вертикаль, песен-полек – традиционная формула «бас- аккорд». При отсутствии в мелодиях легко определяемых признаков указанных жанров (подвижных, шуточных, энергичных, с национальным колоритом, джазовых) акцент должен быть сделан на  выявлении их характера путем конкретного фактурного оформления сопровождения. В этих случаях допускается большая вариантность в выборе формул фактуры и их ритмического оформления.   В выявлении жанра и характера мелодии большую роль играет ритмизация фактурных формул (например, синкопированные ритмы в  мелодиях джазового и эстрадного плана).

    Показателем художественного качества аранжировки является также умение комбинировать при необходимости формулы фактуры в одной и той же пьесе (сменить фактурную формулу в припеве, втором эпизоде). Концертмейстер должен также в совершенстве овладеть навыком дублирования вокальной мелодии фортепианной партией. Этот требует значительной перестройки всей фактуры и часто требуется в работе с маленькими вокалистами, еще не имеющими устойчивой интонации, и на этапе разучивания песен и вокализов. Импровизация аккомпанемента по слуху, в отличие от аранжировки нотного оригинала, является одноразовым исполнительским процессом и осуществляется после обязательной мысленной подготовки. Творческие процессы в ходе мысленной подготовки протекают без опоры на исполнительские пробы реального звучания.

     Согласно данным музыкальной педагогики, такого рода творческая работа «в уме» относится к высшим проявлениям внутренне слуховых способностей. Поэтому предполагается наличие у концертмейстера хорошо развитого мелодического, и особенно гармонического внутреннего слуха.

    В старших классах ученики исполняют крупные концертные формы. В работе пианиста над инструментальными концертами существует своя специфика. Очень часто на учебных концертах исполняются лишь первые «соло» из произведений крупной формы. Так как такие произведения, как правило, имеют двойную экспозицию, то возникает необходимость сделать купюру. Признак хорошей купюры – ее незаметность. Нужно постараться провести главную тему так, как она изложена в начале, а затем сделать переход ближе к вступлению солиста, соблюдая естественность модуляции и необходимую симметрию. Распространенное в практике проигрывание всего нескольких тактов перед вступлением солиста выглядит искусственным и ничего не может дать ученику в смысле настройки на характер музыки. Концертмейстеру приходится что-то сокращать, как бы делая собственное переложение оркестровой партии, но не в ущерб музыке. Важная задача концертмейстера – постараться имитировать звучание оркестра, изобразить на рояле необходимую разницу звучания струнных, духовых или ударных инструментов.

Работа в ансамбле 

     Аккомпанирование солистам-инструменталистам имеет свою специфику. Концертмейстеру не обойтись здесь без умения «слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмеряя звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом солиста». При аккомпанементе духовым инструментам пианист должен учитывать возможности аппарата солиста, принимать во внимание моменты взятия дыхания при фразировке. Также взятие дыхания следует учитывать и при работе с вокалистами. Сила, яркость фортепианного звучания в ансамбле с разными инструментами должна быть также разной, например, с трубой, флейтой, кларнетом может быть больше, чем при аккомпанементе гобою, фаготу, валторне, тубе. При инструментальном аккомпанементе особенно важна тонкая слуховая ориентация пианиста, так как подвижность струнных и деревянных духовых инструментов значительно превышает подвижность человеческого голоса.

     Что касается динамической стороны ансамбля с юным солистом, то здесь следует учитывать такие факторы, как степень общемузыкального развития ученика, его техническую оснащенность, наконец, возможности конкретного инструмента, на котором он играет. В произведениях, в которых партия рояля является типично аккомпанирующей, солист всегда играют ведущую роль, несмотря на то, что по своему артистическому уровню он является более слабым партнером. В этих условиях хороший концертмейстер не должен выпячивать преимущества своей игры, должен уметь остаться «в тени солиста», подчеркнув и высветив лучшие стороны его игры. В этом отношении очень важным является вопрос о характере игры фортепианных вступлений. Очень комичным будет жалкое звучание флейты в руках слабого ученика или невнятная игра начинающего кларнетиста после «громогласного» вступления концертмейстера. Играя в ансамбле с «неярким» солистом, пианисту следует исполнить вступление очень выразительно, но соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.

     Большое значение для эффективности классной работы имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека. В процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру пожелания, замечания и т.п. Реакция концертмейстера на такие замечания имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь – заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать ученик.

     Особо стоит остановиться на концертных и экзаменационных выступлениях. На этапе выхода произведения на концертное исполнение от концертмейстера зависит, спасет ли он слабую игру ученика, или испортит хорошую. Пианист обязан продумать все организационные детали, включая тот факт, кто будет переворачивать ноты. Пропущенный во время переворота бас или аккорд, к которому привык ученик в классе, может вызвать неожиданную реакцию - вплоть до остановки исполнения. Выйдя на сцену, концертмейстер должен приготовиться к игре раньше своего младшего партнера, если они начинают одновременно. Для этого сразу после настройки флейты или кларнета нужно положить руки на клавиатуру и внимательно следить за учеником, очень часто, особенно в начальных классах, ученики начинают играть сразу после того, как педагог проверил положение рук на инструменте, что может застать концертмейстера врасплох. Конечно, нужно как можно раньше, еще в классе научить учащегося показывать концертмейстеру начало игры, но это умение не у всех появляется сразу. Иногда пианисту бывает необходимо самому показать вступление, но делать это надо в порядке исключения. Ученик, который привык к концертмейстерским показам, отвыкает от самостоятельности и теряет необходимую для солиста инициативу.

     Следующий вопрос касается того, должен ли концертмейстер диктовать свою волю солисту во время концертного исполнения, задавая и выдерживая жесткий темп и ритм. Концертмейстер и педагог всеми силами должны стремиться передать инициативу ученику. «Императивные» исполнения в классе допустимы лишь как эпизоды, средство эмоционально разбудить ученика. Сущность же аккомпанирования юному солисту состоит в том, чтобы помочь ему выявить свои, пусть скромные намерения, показать свою игру такой, какая она есть на сегодняшний день. Иногда бывает, что ученик вопреки классной работе (а иногда - и вследствие ее) не справляется на концерте с техническими трудностями и отклоняется от темпа. Не следует резкой акцентировкой подгонять уставшего солиста – это ни к чему не приведет, кроме остановки исполнения. Концертмейстер должен неотступно следовать за учеником, даже если тот путает текст, не выдерживает паузы или удлиняет их. Если солист фальшивит, концертмейстер может попытаться ввести своего подопечного в русло чистой интонации. Если фальшь возникла случайно, но ученик этого не услышал, можно резко выделить в аккомпанементе родственные звуки, чтобы сориентировать его. Если же фальшь не очень резкая, но длительная, то следует, наоборот, спрятать все дублирующие звуки в аккомпанементе и этим несколько сгладить неблагоприятное впечатление.

     Очень распространенным недостатком ученической игры является «спотыкание», и концертмейстер должен быть к нему готов. Для этого он должен точно знать, в каком месте текста он сейчас играет, и не отрываться надолго от нот. Обычно ученики пропускают несколько тактов. Быстрая реакция концертмейстера (подхват солиста в нужном месте) сделает эту погрешность почти незаметной для большинства слушателей. Более каверзной является другая, типично детская ошибка. Пропустив несколько тактов, «добросовестный» ученик возвращается назад, чтобы сыграть все пропущенное. Даже опытный концертмейстер может растеряться от такой неожиданности, но с течением времени вырабатывается внимание к тексту и способность сохранять ансамбль с учеником, несмотря на любые сюрпризы.

     Иногда даже способный исполнитель-ученик запутывается в тексте настолько, что это приводит к остановке звучания. Концертмейстеру в этом случае следует сначала применить музыкальную «подсказку», сыграв несколько нот мелодии. Если это не помогло, то надо договориться с учеником, с какого места продолжить исполнение и далее спокойно довести пьесу до конца. Выдержка концертмейстера в таких ситуациях позволит избежать образования у учащегося комплекса боязни эстрады и игры на память. Еще лучше обговаривать до концерта, с каких моментов может быть возобновлено исполнение в случаях остановок в определенных частях формы.

Заключение

     Рассуждая о работе концертмейстера, я не забываю о заявленной для обсуждения теме. В отношении специфики предмета разговора в ДМШ можно отметить возраст солистов и соответствующий репертуар, который зависит от уровня учащихся. Формирование профессионализма и творческих навыков юного музыканта-инструменталиста очень во многом зависит от работающего с ними концертмейстера. Как правило, пианисты обладают большим объемом знаний не только в фортепианной литературе. Чтобы не превращать урок с учеником в урок работы с концертмейстером, пианист не только следует за указанием педагога, но и является основным созидающим процесс формирования произведения. Именно аккомпанируя на первых порах хорошему концертмейстеру, в ученике воспитываются чувство формы, цельности исполнения, последовательности развертывания музыкальных образов.

     Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано.

Концертмейстер должен быстро и точно поддержать солиста в его намерениях, создать единую с ним исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, но вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким его помощником. Развитие этих навыков возможно при развитом чувстве ритма и ощущении ритмической пульсации, единой для всех участников ансамбля.

   Возникший в сознании исполнителя звуковой образ требует немедленного реального воспроизведения. Это достигается мобилизаций игрового аппарата. Таким образом, задействуются  слуховые, зрительные, двигательные, мыслительные и психологические процессы.

     Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

     Для педагога по специальному классу - концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста (инструменталиста) - концертмейстер – наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

     Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

     Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

     В заключении необходимо отметить:  концертмейстерское мастерство – не упрощённая разновидность ансамбля, а предмет, который не только изучает законы взаимодействия родственных видов искусства, но и способствует их ещё большему сближению.

Список использованной литературы:

1.    Мур Джеральд «Певец и аккомпаниатор» . - М.: Радуга, 1987 г. – 432 с.

2.    О работе концертмейстера. – Сост. М.А.Смирнов. – М.: Музыка, 1974 г.

3.    Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – Сост. Ф.Д. Брянская. – Москва, 1971 г.

4.    Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. – М.: Музыка, 1987.

5.    Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. Л., 1926

6.    Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность Музыка в школе – 2001 - № 4

7.    Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учеб. пос. для студ. пед. вузов и средних проф. учеб. заведений.-  М.: Академия, 2002, 192 с.

8.    Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961

9.    Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972

10.    Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М. 1969, № 4

11.    Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога М., Музыка, 1996

12. Шендерович Е. М.  О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Музыка, 1987.— 60 с.

МР ФО Слухо-интонационная культура исполнителя-пианиста

Слухо - интонационная культура исполнителя - пианиста

Сальникова М.А.

На протяжении всей истории развития методики фортепианного обучения внимание педагогов и пианистов было направленно на качество фортепианного звучания и достижения выразительности, певучести исполнения. Мастера прошлого придавали первостепенное значение развитию слухо - интонационной культуры. Как известно, важнейшим в этом направлении являлся опыт слушания мастеров вокала и инструменталистов, умеющих заставить свой инструмент петь. Необходимо отметить, что всей инструментально- исполнительской культуре, под влиянием грандиозного расцвета оперного жанра, стали характерны эмоционально- образная конкретность, насыщенный психологизм, вокально - речевое произношение. В фортепианном же исполнительстве, возникающее в силу специфики инструмента противоречие между акустически-технологическими возможностями клавира и необходимостью пластично и рельефно воссоздать звуковую линию, преодолевалось за счет выразительного исполнения. Это был путь приобретения слухо - интонационной культуры. Описывая природу фортепианной выразительности, например Б. Асафьев говорил, что акцентно - ритмо - ударная культура клавишных инструментов находится в соревновании со стремлением к мелодической непрерывности: «язык рук» в пианизме обнаруживает и своеобразную культуру дыхания, и мелодику темпов с безусловно выраженной напряженностью, и сопряженность «расстояний» (т.е. интервалов, как изменений степени «мелодийной непрерывностью»). Сила эмоционального воздействия значительно возрастает в том случае, если певучее звучание музыкального инструмента напоминает слушателю человеческий голос. «Рука человека, словно может «вложить голос» в инструментальную интонацию»,- писал Б. Асафьев и подчеркивал, что именно в этом случае «холод инструментальной интонации преодолевается». Яркие примеры преодоления «холода инструментальной интонации» мы находим в искусстве таких выдающихся представителей русской исполнительской культуры, как А. Рубинштейн, С. Рахманинов, К. Игумнов, Г. Нейгауз.

Фактор особенностей индивидуального восприятия музыки, когда только одаренные исполнители могли интуитивно уловить глубинные закономерности звукотворческого процесса привел к тому, что способность к выразительному исполнению считалась редким внутренним даром исполнителя. Однако, постепенное развитие теоретической мысли и понимания сущности выразительного интонирования приводит к выявлению наиболее общих закономерностей осмысленно- выразительного исполнения.

Отсутствие в музыкально- педагогическом процессе целенаправленной работы по осознанию эмоциональной и сонорно - интонационной сущности музыки делает бессмысленным весь музыкально - педагогический процесс, поскольку механическое проигрывание зазубренных фраз и предложений ни к чему ценному и ценному привести не может. Вопрос Б. Асафьева: «Когда же поймут разницу между механическим (голосоведением «набитой руки») и интонационно- осмысленным голосоведением?» -удивительно актуален и поныне. Следовательно, главной целью педагога- музыканта должно стать создание условий, в которых инициатива учащегося направлена на поиск в музыкально- звуковом движении жизненной эволюции музыкального образа. Глубинным внутренним стимулом развития исполнительства и педагогики должно быть пение на инструменте. Пианист должен трактовать единичный фортепианный звук, как протяжный, вокальный или, как звук струнного, духового инструмента. «Нужно заставить забыть, что у рояля молоточки»,- часто повторял К. Дебюсси. Существует выражение Б. Асафьева: «Мелодию слушают многие, а слышат не многие, в особенности инструментальную». Истинный ключ к пониманию закономерностей в звукотворческом процессе, в процессе достижения выразительного исполнения лежит в сфере интонационности. Вокальность исполнения инструменталиста- это, разумеется, не пение человека, а владение выразительной сущностью этой культуры. Вокально интонационность подразумевает наличие в слухе звукового движения, преодолевающего пространство интервалики. «Вокальность, особая природа постижения и ощущения интервалов каждого тона. Только овладев этой - иной «звуковыяленностью», совсем иной, чем у инструменталисткой с их «вневокальной» достижимостью интервалов, инструментализм смог достичь гигантских завоеваний психики и интеллекта, присоединив сюда могущество тембров». Это простое явление упускается из виду. Слух управляется интеллектом, поэтому необходимо требовать от слуха осознание логики развертывания звучащего потока. Если пианист в упорной работе не воспитывает и не развивает способность слышать соотношение музыкальных тонов, то он и не сможет понять, что такое интонация в музыке. Именно через интонирование музыкант реализует себя в музыке, ибо она- деятельность интеллекта, своеобразная «образно -интонационная» форма его мышления.

В процессе фортепианного исполнения часть наблюдается явное несоответствие слухового legato(воспринимаемое как слияние звуков) пальцевому (как сочетание звуков), которое создает основные трудности для ведения звука и приводит к зажимам и ненужному напряжению. Именно достижение полного соответствия пианистических движений звуковому потоку обеспечивает свободу в исполнительском процессе. Таким образом, причина сложности осуществления пальцевого legatoна фортепиано- в недооценке внутренней слуховой работы по достижению пластичности звуковой линии, поскольку правильное пианистическое движение можно найти только после того, как сочетание извлекаемых звуков сливаются и образуют единую звуковую линию. Данный вывод, столь значимый для фортепианной методики, подтверждает и мысль Э. Курта: «Цепляясь за нотную запись, легко можно утратить ощущение непрерывности и воспринимать лишь разрозненную последовательность нотных знаков. Внешний вид нот, означающих отдельные тоны, затемняет в нашем сознании истинную сущность мелодического потока».

Учитывая выявленные причины, тормозящие развитие пианиста как музыканта, необходимо направлять усилия на поиск наиболее оптимальных приемов и методов пластичного звуковедения, позволяющих певуче исполнять на фортепиано при максимально возможной свободе пианистического аппарата. Существующие требования к певучему исполнению на фортепиано, выдвигаемые в различных методических системах, на практике реализуется неосознанно и поэтому не вполне эффективно. Для выработки навыков певучего исполнения на фортепиано необходимо понять: дело не только в том, что надо связать звуки, а в том, как соединить движение звука с мышечными ощущениями, которые должны образовываться в процессе исполнения, а не навязывать извне.

Опора на принцип «вокального интонирования» и нахождение адекватных физических ощущений и игровых движений, опирающихся на максимальное удобство, пластику и экономию, должно проходить через определенные этапы: На первом этапе педагог активизирует слуховое сознание пианиста. Для этого необходимо, чтобы учащийся, формируя внутренне слуховое представление, достигая слияние единичных звуков в музыкальную интонацию и осмысливая движение звука от начала до конца фразы. Эта внутренняя слуховая работа обеспечивает ясность слухового представления учащимся исполнительского материала.

На втором этапе акцент переносится на процесс звукоизвлечения, т.е. на пианистическое туше, так как одним из важнейших принципов пианизма является воспитание культуры прикосновения к клавишам, особого туше, предполагающего преодоление молоточковости, ударности инструмента. Педагог показывает учащемуся как предельно «чуткими» кончиками пальцев, прикасающихся как бы не к клавише, а к живому, полнокровному певучему звуку, извлекаются интонируемых «одушевленные» единичные звуки. Воспитывая естественное касание клавиш, необходимо следить за максимальным удобством при погружении пальца в клавишу, участием ладонных мышц, свободой рук, кисти, запястья, локтя, корпуса. В зависимости от поставленных художественных задач градации туше варьируются от нежного прикосновения до глубокого погружения. Для осознания требований педагога значительную ясность могут внести образные словесные выражения: «погрузи палец, руку», «прикоснись», «возьми звук»; но никак не «поставь палец», «округли пальцы», «нажми клавишу» и т.д.

На третьем этапе происходит объединение первых двух этапов, т.е. внутрислухового и пианистического движения. Другими словами- налаживание слуховых и двигательных связей между единичными звуками или аккордами в медленном темпе. Исполнение произведения или его части в медленном темпе предполагает налаживание связи слуховых представлений и мышечных ощущений. Создание этих связей должно осуществляться максимально удобными движениями. В дальнейшем при исполнении в более быстром темпе единичные звуки и аккорды превращаются в целостный и непрерывный звуковой поток мелодии и гармонии. Другими словами, наблюдается процесс самостоятельного формирования пластики пианистических движений (мышечных ощущений), соответственно слуховому.

На данном завершающем этапе осуществляется определение узловых интонационно важных моментов звукового движения, способствующих окончательному формированию исполнительского процесса. На данном этапе акцентируется ритмоформирующий компонент музыкального движения, достигается ритмоинтонационность звукового потока фразы на инструменте. При этом, чтобы обеспечить целостность фразы и пение её на широком дыхании, используются объединяющие движения «живой» рукой.

Педагог помогает учащемуся осмысливать и формировать музыкальную интонацию. «Наличие явления интонации», - связывает всё происходящее в музыке. Как выразительно смысловое единство она охватывает все стороны музыкального звучания, все выразительные средства в их неразрывном единении. По словам Б. Асафьева, интонация- порождение человеческого мышления, некая структура, результат интонирования- откладывающаяся в сознании людей. Также Б. Асафьев подчеркивает направленность произведения на слушательское восприятие. Исполнение представляет собой продолжение творческого процесса композитора, но, в то же время, является способом раскрытия индивидуальности музыканта- исполнителя. Проблема исполнительского мастерства связана с интонированием как выражением мысли, одухотворенным «произнесением» выявлением смысла исполняемого произведения в процессе игры.

Охватывая в целостности все характерные средства музыкальной выразительности, необходимо осознавать непрерывность и логичность музыкального развития. «Такого рода постижение музыкального смысла знаменует высший этап в развитии внутреннего слуха».

Со временем, как только эти умения сформируются в закрепленные навыки, последовательность всех этапов, объединяясь, гармонично сливается в единый процесс. Цельность исполнения, которую обеспечивает этот подход, поможет ученику целостно охватить все произведение. Сконцентрировать все внимание на звуковом потоке, пианист уже в момент разбора способен сформировать контуры музыкальной фразировки и игровых движений. Использование метода звукового потока на практике показывает, что он вносит осмысленность и целенаправленность в процесс разучивания, сокращает время и повышает интерес к процессу интерпретации. Параллельно решается и другая не менее важная задача в воспитании исполнителя- длительность концентрации внимания и непрерывность мышления- качества очень важные для читки с листа.

Использование интонационно - пианистического комплекса на основе вышеизложенного принципа приводит к глубокому переосмысливанию формирования и функционирования пианистического аппарата. Такой подход позволяет научить ученика работать самостоятельно, а главное- эффективно. «В области музыкального исполнительства учитель должен дать ученику основные, общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в помощи». Таким образом, выработка навыка певучего (legato) исполнения на фортепиано формирует фундаментальную основу в системе слухо - двигательных связей, способствуя, тем самым, единству слухового и пианистического развития.

Список использованной литературы:

Б. Асафьев «Музыкальная форма как процесс» Музыка, 1971г.

М. Лонг «За роялем с Дебюсси» Сов. Композитор, 1985г.

Э. Курт «Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония И.С.Бах» Гос. из - во, 1931г

 

!Вакантные места для приёма(перевода)

 Вакантных мест на 2020-2021 учебный год нет.

Подкатегории