Главная

О школе

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Воркутинская детская музыкальная школа открыта приказом №53 от 23.07.1952 г. Управлением по делам искусств при Совете Министров Коми АССР. 

Переименована в Воркутинскую городскую детскую музыкальную школу приказом №172 от 18.09.1959г. по Отделу Культуры Воркутинского Горисполкома с 25.09.1959 года.

Переименована в Муниципальную организацию культуры Детская музыкальная школа города Воркуты Постановлением Главы администрации г.Воркуты № 935.7 от 28.09.1995 г.

На основании Постановления Главы администрации МО «Город Воркута»  №419 от 14.03.2001г. Муниципальная организация культуры Детская музыкальная школа города Воркуты переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МОУ ДОД «Городская ДМШ»).

Из муниципального образовательного  учреждения дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» путем изменения типа создано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МБОУ ДОД «Городская ДМШ»)  Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 08.12.2011 № 1406.

На основании постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.11.2016г. №1917 переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Городская детская музыкальная школа" (МБУ ДО "Городская ДМШ").

На  основании     Постановления    администрации МО ГО  «Воркута»  № 464  от  25  марта 2020 года  «О  реорганизации  муниципальных  бюджетных  учреждений  дополнительного  образования  в  сфере  культуры  в  форме  присоединения» муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования  «Детская  музыкальная  школа  Шахтерского  района»  было  реорганизовано  в  форме  присоединения   к    муниципальному  бюджетному  учреждению  дополнительного  образования  «Городская  детская  музыкальная  школа». 

Читать далее...

МР ОО Работа с ансамблем скрипачей в ДМШ

«Работа с ансамблем скрипачей в ДМШ»

Преподаватель оркестрового отдела Кадырбаева А.Р.

Ведущим принципом деятельности преподавателей ДМШ является развитие творческой активности учащихся  средствами музыкального воспитания и образования. Одно из наиболее эффективных средств – коллективные формы музицирования.

Как утверждают историки, совместная игра на музыкальных инструментах существовала с древнейших времён и возникла на ранних ступенях развития человечества. Тогда люди применяли примитивные инструменты, с помощью которых извлекались звуки, не имеющие ни точно фиксированной высоты, ни строго упорядоченного ритма.

Литературные и изобразительные памятники древности различных славянских народов позволяют относить возникновение у них инструментальных ансамблей к периоду доклассового общества. Есть основания полагать, что восточные славяне подошли к моменту образования у них государственности с достаточно развитыми навыками ансамблевого музицирования.

Славянские народы всегда отличались необычайной музыкальностью. Это известно из истории развития культуры и богатого фольклорного наследия. Музыка всегда была неотъемлемой составной частью жизни народа, поскольку сопровождала его везде: в поле и горах, степях и на море, в мирное время и бурные годы.

Музыка всегда была неистощимым источником вдохновения.

Элементы, связанные с ансамблевым музицированием, обнаруживают себя при изучении исполнительской традиции почти каждого народного инструмента: трещоток, колоколов, пастушьих рожков, свирели, скрипок. На Украине особой популярностью пользовались «троїсті музики», а наиболее известные ранние примеры скрипичного ансамблевого музицирования принадлежат ансамблю смоленских скрипачей, где участвовали две партии: верхи – солирующая, выполняющая мелодическую функцию, и втора – аккомпанирующая, являющаяся гармонической основой.

При расширении европейской культуры на восток вместе с ансамблями народных инструментов стали возникать и развиваться также классичекие формы коллективного музицирования: симфонические, духовые, камерные оркестры, трио, квартеты.

Вплоть до эпохи романтизма – времени преимущественно сольного исполнительства – наибольший вес имели камерные жанры и способность музыканта играть в ансамбле.

Понятие «ансамбль» (от франц. ensemble, букв.— вместе, сразу) означает стройное сочетание различных элементов и применяется в архитектуре, градостроительстве, во всех областях искусства: живописи, скульптуре, в театре, и, конечно, в музыке.

В музыке ансамбль помимо частных определений (интонационный, ритмический, хоровой и т. д.) – это группа из двух и более музыкантов, исполняющая музыкальное произведение. Определение «хороший ансамбль» означает согласованность, слаженность совместного исполнения и единство творческих устремлений участников, а выражение «чувство ансамбля» -- способность музыкантов к совместной игре и навыки ансамблевой игры.

Участие в ансамбле даёт возможность ученику ощутить результат работы – широкий общественно-значимый резонанс выступлений, а непосредственные живые контакты со слушателями имеют большую педагогическую ценность. Именно благодаря первым успехам перед массовой аудиторией юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремлённость, работоспособность в овладении исполнительским мастерством.  предстают перед учеником приобретённые в классе по специальности и приобретаемые в ансамбле профессиональные навыки.

Обучение для него становится более интересным, интенсивным и целенаправленным.

Ансамбль прививает чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, ответственность за порученное дело.

Знакомясь с новыми, не звучащими в классе специальности произведениями, юный участник ансамбля обогащает свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая, таким образом, уровень своего общего развития.

Участие в ансамбле – это хорошая проверка правильности ведения индивидуальных занятий в классе по специальности. Оно как в зеркале отражает рациональность методов преподавания: насколько прочно усваивается постановка, закреплены навыки, приёмы игры, уделяется ли педагогом должное внимание развитию самостоятельности, контроля и самоконтроля ученика, формированию навыков чтения с листа, аппликатурного мышления, профессионального отношения к исполняемому – динамика, выразительность штрихов, и т. п.

Не оспаривая важности ансамблевого музицирования в развитии учащихся любых возрастных групп, необходимо подчеркнуть, что исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определёнными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию, как виду совместной деятельности. Устойчивый интерес к игре в ансамбле позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствует активизации занятий и стабильности публичных выступлений скрипача. Методика работы с ансамблем имеет свои закономерности и специфику. В то же время она во многом идентична методике работы с учащимися в специальных классах, так как на занятиях ансамбля ведётся та же тщательная работа над интонацией, ритмом, динамикой, музыкальной фразой, текстом.

Работая над произведениями следует добиваться:

  • синхронности при взятии звука;
  • чистоты интонации (мелодической, гармонической);
  • единства штрихов и аппликатуры;
  • воспитывать ощущение единой ритмической пульсации;
  • равновесия в звучании;
  • вырабатывать умение вести и передавать мелодическую линию от партии к партии.

К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнёра», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

Основой ансамблевого исполнительства является умение слышать общее звучание всех партий.

Технически грамотное ансамблевое исполнение предусматривает:

  • синхронное звучание всех партий (единство темпа и ритма партнёров);
  • уравновешенность в силе звучания всех партий (единство динамики);
  • согласованность штрихов всех партий (единство приёмов фразирования).

Слушать себя, партнёра – это проявление разной настроенности внимания, необходимое не только в ансамбле, но и в сольном музицировании с концертмейстером-пианистом. Однако скрипач-ансамблист должен иметь не только необходимую ловкость в быстром изменении фокусировки слуха, но и уметь слушать ансамбль в пределах необходимого контроля – себя в ансамбле, партнёра в ансамбле.

Единство динамики при игре в ансамбле требует от каждого скрипача пересмотра привычных представлений о силе и тембре звучания. Динамика ансамбля всегда шире и богаче динамики сольного исполнения.

Своеобразие условий унисонного интонирования предъявляет к исполнителю требование большой подвижности в применении игровых приёмов не только в сфере действия нервно-мышечного аппарата и аппликатурного мышления, но и в сфере слышания и предслышания. Поэтому игра в ансамбле – важное средство для развития навыков чистого интонирования.

Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приёмов звукоизвлечения, умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани – именно эти требования способствуют совместной игре в ансамбле и выработке, так называемой ансамблевой культуры.

Особенностью работы с ансамблем является воспитание чувства ответственности за качество освоения своей партии: достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихов, динамике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа произведения.

Важнейшим условием успешного развития коллектива является правильно организованные самостоятельные занятия. Требования к работе ансамблистов: самостоятельное изучение партий дома, полное внимание и работа в классе. Во время занятий преподаватель - руководитель проверяет качество выполненного задания, указывает на ошибки, добивается их исправления, дает новые задания. Наилучшая форма работы - это сочетание словесного объяснения с методом показа-иллюстрирования.

Важными факторами, способствующими правильной организации учебного процесса в классе ансамбля и направленными на индивидуальное развитие каждого скрипача в ансамбле являются комплектация коллектива и подбор учебно-педагогического репертуара.

Практика показывает, что в группу I-х скрипок не следует зачислять только сильных учащихся, а в группы II-х и III-х соответственно более слабых или формировать группы по возрастному принципу. В каждой группе должны быть более сильные ученики, которые смогли бы вести за собой более слабых. Дети обычно не любят играть в группах II-х и III-х скрипок, считая это для себя унизительным. Необходимо разъяснить, что все группы ансамбля по своему значению равны между собой, что в ансамбле нет групп более важных и менее важных, и что партия II-х скрипок часто бывает значительно труднее, чем партия I-х. Здесь следует учитывать психологию детей и стараться создать такую атмосферу, чтоб каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива.

Репертуар ансамбля продумывается с учётом индивидуальных способностей, музыкально-технических возможностей и вкуса учащихся. Основные критерии – художественная ценность, педагогическая направленность, воспитательное значение. Необходимо включать в репертуар лучшие образцы классической музыки, обработки народной музыки, произведения зарубежных авторов.

Произведения, включённые в репертуар, могут быть условно поделены на три группы: первая должна отвечать исполнительским возможностям коллектива, вторая – опережать эти возможности, третья – быть легче достигнутого уровня.

Исполнение в ансамбле музыкальных произведений доставляет большое эстетическое удовлетворение, как слушателям, так и самим исполнителям.

Список литературы:

  1. Григорьев В. «Методика обучения игре на скрипке». М.: Классика XXI, 2006 г.
  2. Мордкович Л. «Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы» (на примере ансамбля скрипачей), «Вопросы музыкальной педагогики» вып. 6, М.:1986 г.
  3. Свирская Т. «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля», «Вопросы музыкальной педагогики» вып. 2, М.: 1980 г.
  4. Благой Д. «Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования», «Педагогика и исполнительство». М.: 1996 г.

Отделение фортепиано

История отделения фортепиано начинается с первых дней организации Городской музыкальной школы. В настоящее время заведующей фортепианным отделением является Рогова Елена Владимировна. Отдел живет насыщенной концертной и конкурсной жизнью. 
Читать далее...

 

Отделение оркестровых инструментов

Оркестровый отдел школы представлен классами струнных инструментов (скрипка, виолончель, контрабас), деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов. 

Гордостью отдела и всей школы является единственный в республике детский струнный оркестр. Немало труда в руководство оркестром вложил Васильев А.А.
Читать далее...

.

Отделение народных инструментов

Отделение народных инструментов Городской детской музыкальной школы – это баян, аккордеон, балалайка, домра и гитара; это ансамбли и два оркестра; это творческий союз преподавателей и учеников, нацеленных на успешное овладение искусством музицирования на народных инструментах.

Руководит отделом Скопина Татьяна Валериевна
Читать далее...

 

Отделение хорового и сольного пения

В 1976 году в школе было открыто хоровое отделение. И вот уже почти 40 лет учащиеся школы прибегают два раза в неделю на занятия хора, чтобы вместе погрузиться в мир музыки и самостоятельного музицирования через самый массовый жанр музыкального исполнительства – хоровое пение. В школе – 5 хоровых коллективов! Дети школы любят хоровые занятия, а прививают им любовь к пению хормейстеры Сорокина Т.А. и Заричная Н.В.
Читать далее...

 

Информация