Взаимодействие семьи и школы

Взаимодействие семьи и школы в современных условиях

Поранюк К.С.

Введение

Влияние семьи на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию.

Поэтому только правильная организация работы с родителями может принести положительные результаты в обучении и воспитании ребёнка. 

Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях

Социальные изменения, произошедшие в последнее время в образовании диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями обучающихся. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач.

Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявления причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако тенденция «дистанцирования» родителей от школы пока сохраняется. Причин этому не мало, среди них :

 пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;

 следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям, принесённым из собственного детства;

 непонимание целей совместной деятельности со шкалой и своей роли в ней;

 ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.

Всё перечисленное позволяет предположить, что именно родительское собрание, построенное на новых, идеологических образованиях, способно стать отправной точкой для выстраивания партнёрских отношений участников.

Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения собраний себя изжили. Нужно включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения. Это возможно при условии создания атмосферы доверия и благожелательности. Обсуждение необходимо строить на диагностических соревнованиях.

Учитель, решая трудную задачу подготовки родительского собрания, пытается ответить на множество вопросов. Особенно сложным процесс организации таких встреч представляется в начальной школе. Это связано с разобщённостью родителей, необходимостью за короткий срок усвоить большой объём новой информации, возникновение проблем на этапе «вживания» детей в новую социальную роль. Многие из родителей младших школьников испытывают волнения, огорчения, разочарования, являющиеся следствием трудностей «роста» и нуждаются в психологической поддержке со стороны педагога.

Родительское собрание в системе учебно-воспитательной работы на начальной ступени обучения

Родительское собрание является органом, обеспечивающим включение родителей учащихся начальной школы в управлении образовательным учреждением. Заявить своё участие в решении проблем в обучении родители учащихся младших классов могут прежде всего, в рамках родительских собраний.

Функции родительского собрания на начальной ступени обучения:

 информационная функция;

 просветительская функция;

 обучающая функция;

 консультативная функция;

 профилактическая функция;

 координационная функция.

Этапы деятельности учителя начальных классов по подготовке и проведению родительского собрания.

Подготовка родительского собрания - процесс достаточно сложный, но творческий и продуктивный.

Начинающие учителя прежде всего задаются вопросами о том, где найти материал, отвечающий заявленной теме, и как преподнести его родителям, чтобы быть понятным. Учителя со стажем понимают, что вышеперечисленное ещё не гарантирует результат, и продумывают условия, при которых каждый родитель включается в процесс коллективной деятельности, при которой каждый родитель ищет и находит вариант решения проблем. При этом и те и другие поставлены перед выбором форм адекватных теме и ступени готовности участников.

ЭТАПЫ:

Первый этап выбор темы родительского собрания.

Второй этап – выбор формы проведения и разработка сценария.

Третий этап поиск информации по теме.

Четвёртый этап – определение круга участников.

Пятый этап – подготовка текстов приглашений и диагностических методик.

Шестой этап выработка правил, которым будет следовать организатор.

Седьмой этап – организационное обеспечение родительского собрания.

Восьмой этап – проведение родительского собрания.

Правила подготовки родительского собрания

Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный  день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел.

Особое внимание обратите на размещение родителей в классе.

Подготовьте визитки с именами родителей ,особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

Заранее, вместе с родителями придумайте правила для участников собрания.

Берегите время людей, приглашённых на собрание. Установите регламент.

Организуйте чай. Общение на собрании станет более непринуждённым.

Предварительно побеседуйте с родителями, на чей родительский опыт вы намерены опереться на собрании.

Правила проведения родительского собрания

никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще.

обязательно называйте родителей по имени и отчеству.

на собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребёнке.

особенно полезно проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чём им так и не удалось поднять планку.

старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику.

при необходимости попросите родителей об оказании какой-нибудь помощи.

не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверных фактах.

предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие.

заканчивая собрание, спросите себя : оправдались ли мои ожидания? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрят ученики на меня завтра?

Практические материалы

Анкета для родителей «Поддерживаете ли Вы своего ребёнка в учебной деятельности?»

1) Поддерживаете ли Вы своего ребёнка в учебной деятельности?

2) Говорят ли с Вами дети «по душам»?

3) Назовите самый любимый и самый сложный для Вашего ребёнка учебный предмет.

4) Часто ли Вы обсуждаете с ребёнком его учёбу?

5) Назовите предмет, который в школьные годы был самым любимым для Вас и Вашего мужа (жены)?

6) Назовите, что в течение последней недели прочёл Ваш ребёнок?

7) Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

8) Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в работе?

9) Любит ли ваш ребёнок учиться?

Анкета «Любит ли читать Ваш ребёнок?»

1) Любит ли читать Ваш ребёнок?

2) Какую книгу читает Ваш ребёнок сейчас?

3) Читаете ли Вы детям?

4) Читаете ли Вы вместе с ребёнком?

5) Любят ли в Вашей семье читать взрослые?

6) Как Вы думаете, Ваш ребёнок читает, потому что надо, или потому, что хочется?

7) Есть ли в Вашей домашней библиотеке книги для Вашего ребёнка?

8) Посещает ли Ваш ребёнок библиотеку?

9) Какую книгу читаете Вы сейчас?

10) Книги какого содержания предпочитает читать Ваш ребёнок?

Советы родителям по развитию мышления у детей

можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

найденное в процессе мышление становится знанием.

процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации.

вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.

вопросы «Где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей

не ругайте ребёнка за плохую оценку. Не стыдите и не выказывайте его.

выясните, за что именно поставлена плохая оценка.

проанализируйте ошибки, не унижая ребёнка.

хвалите ребёнка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось.

хвалите ребёнка за каждый успех в работе. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач, и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

ставьте перед ребёнком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет.

Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье

ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознаёт – подражая, он очень скоро вернёт их Вам.

не грубите и не сквернословьте: Ваши привычки станут привычками ребёнка.

не говорите о людях не уважительно – ребёнок станет отзываться так и о Вас.

поступайте с другими тактично – это будет для Вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для ребёнка.

Родителям о наказании

шлёпая ребёнка, Вы учите бояться вас.

телесные наказания требуют от вас меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребёнка.

если Вы шлёпаете ребёнка «под горячую руку» - это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка.

очень часто наказание не исправляет поведение. А лишь преображает его.

наказание вынуждает ребёнка опасаться потерять родительскую любовь.

у наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям.

частые наказания побуждают ребёнка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

терпением. Это самая большая добродетель.

объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильное.

отвлечением. Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.

неторопливостью. Не спешите наказывать – подождите, пока поступок повториться.

наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребёнка»

всегда находите время поговорить с ребёнком.

не оказывайте нажима на ребёнка.

научитесь относиться к ребёнку как к равноправному партнёру.

не унижайте ребёнка криком.

не требуйте от ребёнка невозможного в учении.

радуйтесь его успехам.

не сравнивайте ребёнка с другими.

умейте прощать.

следите за выражением своего лица, когда Вы ходите к ребёнку.

Памятка родителю от ребёнка

не балуйте меня, Вы меня портите.

не бойтесь быть твёрдым со мной.

не полагайтесь на силу в отношениях со мной.

не давайте обещаний, которые Вы не можете исполнить.

не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.

не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.

не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.

не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня.

не подвергайте большому испытанию мою честность.

не обращайте слишком много внимания на мои хвори.

не защищайте меня от последствий моих собственных ошибок.

не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.

не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени.

относитесь ко мне так, как Вы относитесь к своим друзьям.

и, кроме того, я Вас так сильно люблю. Пожалуйста, ответьте мне тем же.

Заповеди воспитания

найдите в ребёнке что-нибудь достойное похвалы.

не ругайте, а учите !

оцените сильные стороны своих детей.

развивайте в ребёнке уверенность в себе.

научите своего ребёнка расслабляться.

напоминайте ребёнку о его успехах.

идите к цели постепенно.

никогда не забывайте, что воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Кодекс истинного родителя

если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал - они читают сами много и с удовольствием.

если родители требуют что ребёнок не лгал - они не лгут сами.

если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал – они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье.

если родители требуют от ребёнка проявления трудолюбия – они сами его проявляют.

если родители хотят, чтобы их ребёнок не пристрастился к спиртным напиткам – они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.

если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам – они начинают с себя и сами бережно и уважительно относятся к дедушкам и бабушкам.

если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества – они дают им возможность иметь друзей, приводить их в свой дом.

если родители хотят, чтобы их ребёнок не относился к школе с предубеждением – они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием.

Семья в народной мудрости

вся семья вместе, так и душа на месте.

на что и клад, коли в семье лад.

у кого детей много, тот не забыт от Бога.

не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, да вскормил и добру научил.

детки - радость, детки ж и горе.

родительское слово мимо не молвится.

тот не умирает, кто детей не покидает.

на свете всё найдёшь кроме отца и матери.

при солнце тепло, а при матери добро.

как Бог до людей, так и отец до детей.

Чтобы поддержать ребёнка необходимо:

опираться на сильные стороны ребёнка.

избегать подчёркивания промахов ребёнка.

показывать, что вы удовлетворены ребёнком.

демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.

проводить больше времени с ребёнком.

позволить ребёнку самому решать проблемы.

избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

проявлять веру в ребёнка.

демонстрировать оптимизм.

Слова, которые помогут поддержать ребёнка:

зная тебя, я был уверен, что ты всё сделаешь хорошо.

у тебя есть что сказать по этому поводу, я тебя с радостью выслушаю.

это нелегко, но я думаю, у тебя всё получится.

Слова, которые  вызывают разочарование:

зная тебя и твои способности, я думаю: «Ты смог бы сделать это гораздо лучше».

эту идею ты никогда не сможешь реализовать.

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация