Формирование музыкальной культуры младшего школьника.
Музыка в жизнь ребёнка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», которая формируется благодаря особому свойству музыки – вызывать сопереживание слушателей. Не секрет, что музыкальное воспитание человека начинается ещё с внутриутробного развития: хорошая музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка, формирует его вкусы и предпочтения. Стало быть и проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления
Одним из показателей развитости музыкальных способностей – интерес к слушанию музыки. «Только на фоне переживания музыки, - подчёркивает Н.А.Ветлугига, - у ребёнка зарождается любовь, интерес и потребность в ней».
Музыка может и должна сопровождать режимные моменты жизни ребёнка не только в детском саду, но и в домашних условиях. Для утренней зарядки, к примеру, хорошо использовать маршевые мелодии Чайковского, Шумана, Шуберта. Беседы о природе, изобразительная деятельность ребёнка может сопровождаться «Временами года» Чайковского и Вивальди, «Карнавалом животных» Сен-Санса, «Птичкой» Грига, «Жаворонком» Глинки, «Тройкой» Свиридова. Перед сном, особенно детям младшего возраста, хорошо послушать колыбельные Моцарта, Чайковского, из современных композиторов – Паулса.
Пожалуйста, охраняйте слух вашего ребёнка от громких и резких звуков; подумайте о правильном подборе музыкальных игрушек для малышей: они должны быть с нежным, мелодичным звучанием. Слушайте с ребёнком качественную, эстетическую музыку. Она значительно обогатит внутренний мир маленького человека, разовьёт память, внимание, речь и сформирует хороший музыкальный вкус.
Формирование музыкальной культуры школьников.
В настоящий момент в российском обществе анализируется потребность в воспитании самостоятельной личности, обладающей ответственностью, имеющей свою точку зрения на то или иное социальное явление.
Кроме того, современное многообразие музыкальных стилей предопределяет широчайшие возможности в выборе личностью индивидуальных путей для самоактуализации и самоутверждения. В связи с этим необходимо изменение как целей, задач, содержания музыкального образования, так и методов формирования музыкальной культуры современной личности, которые закладываются в детском возрасте.
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентация школьников в области музыки формируется, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу лёгкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня «ПЭП», «диско», и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской и подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, несущие определённую смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания школьников.
Младший школьный возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определённых ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности – музыкальные вкусы и пристрастия.
Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь наших учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьёзным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения.
Казалось бы, что современная жизнь благодаря кино, радио- и телепередачам, широкому распространению современной аудио-видео техники настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путём «самостоятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного школьника (человека). Но всё же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя.
Сейчас, когда для улучшения проблемы эстетического воспитания ребёнка создана реальная почва, особенно важно хорошо понимать, как, когда и чем «засевать» эту почву. Число «сеятелей» музыкальной культуры в школах сейчас не ограничивается учителями музыки, ими являются и классные руководители, и организаторы внеклассных мероприятий, и различные культурно-воспитательные учреждения.
Вопросами музыкально-эстетического воспитания занимаются многие учреждения, значительное внимание этим вопросам стала уделять и общественность. Но столь многогранная деятельность подчас не имеет единой направленности, целостности, не все, что делается, делается на должном художественно-педагогическом уровне.
Для верного построения музыкального воспитания важно правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что единства в понимании целей и задач музыкального воспитания нет. Нередко его сводят то к узко техническому обучению навыкам, то приобретению учениками знаний о музыке без достаточного приобщения к самой музыке.
Программа формирования музыкальной культуры младших школьников.
Программа формирования музыкальной культуры младших школьников направлена на активизацию и развитие духовных сил ребёнка при постижении им богатейшего опыта музыкального искусства.
Воспитательный эффект музыкальных программ во многом зависит от того, как отобран и организован музыкальный материал: произведения классики, народная музыка и музыка современных композиторов.
Общение ребят с музыкой во время концертов оркестра русских народных инструментов создаёт атмосферу доверия, творческого контакта, взаимной заинтересованности всем тем, что составляет содержание концерта.
Привлечение поэтических строк, художественной прозы, ярких по своей образности и отвечающих теме концерта, помогает детям обобщить свои жизненные наблюдения и глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они слушают.
Программа по формированию музыкальной культуры младших школьников рассчитана на долгосрочный период с периодичностью выпуска одной новой концертной программы в квартал, либо в полугодие.
Заключение.
Музыкальное воспитание призвано воздействовать и формировать духовный мир человека, его мировоззрения, нравственность, культуру. Народные музыкальные традиции формировались в течении веков, в них отражается весь накопленный поколениями опыт художественного восприятия мира.
Исследуя процесс формирования музыкальной культуры личности детей 6-10 лет необходимо было выявить сущность музыкальной культуры личности. Музыкальная культура личности – это постоянная потребность общения с искусством в повседневной жизни, эстетические и нравственные чувства, рождённые художественным творением, «слышание» и «видение» образов и понимание их жизненной основы.
Проанализировать психологические, культурные, социальные, философские аспекты рассмотрения ребёнка как субъекта социально-культурной деятельности.
Детство представляет собой этап развития человека, предшествующий зрелости, характеризуется формированием высших психологических функций. В истории социальной практики ребёнок выступает в объекте воспитания со стороны общества и по мере своего социального и психологического развития – в качестве его субъекта. Обязательной предпосылкой формирования личности является не только усвоение опыта предыдущих поколений, но и обретение им способности выйти из такого воздействия.
Выявить специфическое особенности развития ребёнка второго периода детства. Данный возраст характеризуется появлением первых признаков самостоятельности, огромный заряд активности, удивительной любознательности.
Приход ребёнка в школу и связанный с этим новый образ жизни коренным образом меняет социальную ситуацию его развития.
С началом регулярного обучения значительные сдвиги происходят в развитии внимания, памяти. Становление более высоких форм функционирования психических процессов составляет основу развития у ребёнка произвольных форм поведения, связанных развитием такого уровня мотивации, при которых в актах поведения ребёнка увеличивается вес целенаправленных побуждений. Изменение в мотивационной сфере кардинальным образом перестраивает личность ребёнка. Одним из центральных преобразований личности и деятельности ребёнка психологи считают рефлексию.
Все эти новообразования взаимосвязаны и в конечном итоге сводятся к возникновению нового уровня самосознания ребёнка, обусловленного овладением разнообразными средствами произвольной саморегуляции. В младшем школьном возрасте идёт интенсивный процесс личностного развития ребёнка, становление его субъективных характеристик, произвольности, самосознания, самооценки, нравственной сферы.
Доклад Резниченко Л.В.
г.Воркута, 2011г