Отделение теоретических дисциплин. Методические разработки.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Воронкова Е.Н.,

преподаватель теоретических дисциплин

2017 - 2018 учебный год 

Диктант является одной из сложных форм работе в курсе обучения сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному  восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанные мелодии.

В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введение этой формы работы, а некоторое время заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. 

В первом полугодии первого класса учащиеся поют на нейтральный слог или с текстом небольшие фразы без предварительного пропевания. Также они записывают ритмические диктанты (четверть, две восьмые, половинные) или поют мелодии с рифмослогом, обозначающие различные длительности. 

При изучении тональности необходимо проводить устные диктанты в изучаемой тональности с включением в мелодию различных вариантов устойчивых и неустойчивых ступеней объемом 2-4 такта, с тактированием или без него.

В первом классе необходимо выработать навык быстрого и красивого нотного письма, хороший ориентации в нотном пространстве. Для этого нотные примеры пропеваются преподавателем с названием нот. При этом учащиеся должны записать высоту названного звука. Объем таких диктантов – октава. Записываются только сами ноты без указания длительностей.

В конце первого года обучения в качестве диктанта можно записывать знакомые, ранее выученные мелодии, мелодии предварительно спетые с названием звуков. 

Во втором классе расширяется круг тональностей, используемых для пения и чтения с листа, появляются новые длительности (целая, четверть с точкой шестнадцатая, четыре шестнадцатых), используются паузы: половинные и четвертные. Поэтому подготовительные упражнения не теряют своей актуальности. Чаще применяется диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерности развития мелодии. Затем приступают к записи мелодии. На предварительный разбор должно уходить не более 5-20 минут.

Диктант без предварительного разбора проводится не часто, только на основе уже хорошо выученных оборотов и сочетаний ступеней лада. Объем таких диктантов во 2 классе – 4-8 тактов в размерах 2/4,3/4,4/4. 

В третьем классе кроме диктантов с предварительным анализом большое место уделяется различным формам устного диктанта. Он помогает осознанному восприятию учащихся отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память. В диктанты для 3 класса включаются ритмические группы: четыре шестнадцатых, восьмая 2 шестнадцатых, четверть с точкой восьмая; простые затакты: одно восьмая, две восьмых, три восьмых, а также восьмые паузы.

Запись выученных мелодий как диктант на уроке или самодиктант – выученная на уроке мелодия записывается дома в родной тональности или в транспорте.

В 3 классе для расширения круга слушания полезно писать тембровые диктанты, исполняемые на различных инструментах. Записи этих  диктантов имеются в школьной фонотеке, но можно пригласить и старшеклассника для его исполнения или учащегося из 3 класса инструментального отделения.

Для работы над диктантом в младших классах можно использовать следующие пособия:

  1. Е.Быкова, Т.Стоклицкая «Музыкальные диктанты» 1.4 классы
  2. Ж.Металлиди, А.Перцовская «Музыкальные диктанты для ДМШ»
  3. Г.Фридкин «Музыкальны диктанты»
  4. Т.Огородкова-Духанина «Музыкальные диктанты для младших классов ДМШ»
  5. Г.Ф.Калинина «Занимательные диктанты 1.4 классы»

 

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация