Отделение теоретических дисциплин. Методические разработки.

РЕСПУБЛИКА КОМИ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение

 

«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

НА УРОКАХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин – А.С. Скалова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воркута
30.10.2023

 

Музыкальное движение

 

Задача музыкального движения — воспитывать у детей умение слу­шать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и люби­телей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, про­буждать в них художников.

Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей.

Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности — чувствовать музыкальный образ.

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого челове­ка моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые усло­вия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и вообра­жение.

На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У детей развивается «умение слушать музыку, как логичное и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами вклю­чаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.

Творческая активность проявляется по-разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприя­тие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнение с заданными движениями, но придают им выра­зительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы — от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых2. Сопоставление конкретных музыкальных обра­зов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцатель­ных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.

Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Следует всегда обра­щать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.

Преобладание в репертуаре танцевальной, так называемой моторной, музыки с маловыразительной мелодией и неглубоким содержанием может воспитать у детей умение легко отвечать движением на ее метроритмический характер, но не даст им разных художественных переживаний.

Упражнения, игры и танцы: все они одновременно помогают воспи­тывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направ­ляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т. п.).

Дети обычно приходят на первый урок полные интереса и ожидания. Многие из них уже не раз встреча­лись с музыкой — все они, конечно, охотно прыгали, скакали, бегали, как это свойственно всем детям. Но далеко не все из них учились соединять музыку с движением, что могло бы им дать и новое ощущение музыки, и новое качество движения.

Преподаватель должен сразу овладеть вниманием детей, как непроиз­вольным (вызванным интересом к занятиям), так и произвольным (целе­направленным) .

На нервом же уроке надо добиться внимания к каж­дому своему слову и серьезного отношения к основным правилам работы и поведения: не шуметь, не разговаривать во время звучания музыки, не отвлекаться, двигаться бесшумно — «не мешать музыке» (проходить на занятия следует в легкой, свободной и опрятной одежде, в тапочках на мягкой подошве).

Если на первом уроке допустить несобранность внимания, нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, про­падет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия потеряют вся­кий смысл.

С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые музыкально-двигательные навыки: они привыкают внимательно слушать музыку во время движения — начинать или оканчивать движение, сменять одно движение другим.

Все эти «команды» дает музыка; без внимания к ней музыкальное дви­жение невозможно и неинтересно.

Внимание к музыке еще более обостряется тем, что предварительного прослушивания и обсуждения музыки нового упражнения (игры, танца) не проводится.

Разъяснив детям содержание упражнения и его структуру, педагог пре­дупреждает детей, чтобы они приготовились к движению с началом музы­ки, а затем предоставляет им выполнять задание так, как они его поня­ли, как им подскажет музыка.

Одновременно педагог для развития у детей музыкально-двигательной памяти спрашивает: «Что мы делали в прошлый раз под эту музыку?» — или предоставляет им самим начинать упражнение, услышав знакомую музыку. Так у детей воспитывается непрерывное и заинтересованное вни­мание к музыке, с которой связаны их действия, игры; первоначально про­извольное, оно постепенно превращается в послепроизвольное — дети при­выкают следить за музыкальным рассказом так же, как они слушают сти­хи, сказку.

С первых занятий у детей должны активизироваться связи между му­зыкой и движением. Необходимо возбудить у ребят желание двигаться, когда звучит музыка, сделать для них связь музыки с движением привыч­ной, естественной. Дети должны получать радость от движений и музыки; движения усиливают их эмоциональный отклик на музыку.

Для этого надо включать в первые уроки простые интересные упраж­нения, не предоставляющие особых затруднений для их восприятия и вы­полнения.

Вначале многие дети не обращают внимания на музыку, ее характер, не умеют подчиняться ее темпу и ритму.

Поэтому не следует сразу предъявлять слишком больших требований к четкости, выразительности их движений. Повторяя упражнение, можно помочь детям вопросами, например: «Это музыка веселая или грустная?», «Медленная или быстрая?», предложить им двигаться в соответствии с ха­рактером музыки.

Эти первые музыкально-двигательные впечатления и навыки детей слу­жат залогом успеха всей дальнейшей работы.

Развитие творческой активности детей

 

С первых уроков детям надо предоставлять возможность самостоятель­но отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сде­лать это весьма трудно.

Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях. Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, покачиваться, двигать руками и т. п.). Такие движения отражают лишь общий характер музыки, но они усиливают ее эмоцио­нальное воздействие.

Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети на­чинают отвечать на музыку движениями, более точно и детализованно пе­редающими их индивидуальное восприятие.

Вначале большинство ребят стесняются самостоятельно двигаться под музыку. Педагог должен подводить их к этому постепенно и незаметно. Например, если в знакомой игре где они в соответствии со звуками мар­ша привыкли ходить, педагог неожиданно заменит марш музыкой другого характера, темпа, ритма, под которую ходить нельзя (неудобно), дети, подчиняясь музыке, невольно начнут искать другое движение (бег, поско­ки). Позднее дети осваивают игры и упражнения с элементами импро­визации.

Импровизируя, дети двигаются свободно, так, как им подсказывает музыка. Преподаватель только следит, чтобы дети все время слушали музы­ку, чтобы их движения передавали ее характер — прежде всего в смысле эмоциональной окраски и динамической напряженности, чтобы все сразу включились в движение с началом музыки и останавливались с ее окон­чанием. Никакого предварительного прослушивания музыки не проводит­ся, дети находят нужные движения под непосредственным ее воздействи­ем. Объясняя задание, руководитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить «будете двигаться», а не «бегать», «скакать» и т. п.).

При повторении музыки часть группы выполняет прежнее движение, другая, более активная, находит новые варианты, также отвечающие об­щему характеру восприятия; не следует мешать детям свободно импрови­зировать.

На этом этапе работы не рекомендуется отмечать более успевающих, иначе все дети начинают перенимать их движения.

Руководитель должен всегда следить, чтобы дети не придумывали дви­жений, не связанных с музыкой. Нередко дети, особенно девочки, сразу же делятся на пары и начинают комбинировать общераспространенные эле­менты парных (детских и народных) танцев (главным образом полек), кое-как связывая их со структурой музыки, мальчики увлекаются приду­мыванием сложных, недоступных им технически движений. Все это, ко­нечно, не имеет никакого отношения к развитию у детей музыкально­двигательного творчества: Такие импровизации недопустимы. Педагог должен тактично направить внимание ребят на восприятие подлинного характера музыки.

Связь музыки и движения

 

Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.

Приемы ознакомления детей с новым материалом разнообразны. Но независимо от того, пользуется ли педагог в данном случае объяснением или показом, дети сразу начинают двигаться, одновременно вникая в му­зыку и осваивая движение. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.

У детей надо воспитывать восприятие целостности каждого музы­кального произведения. Естественный путь для этого — развитие вос­приятия мелодии как главной носительницы содержания музыки. Разумеется, в единстве со всеми другими средствами музыкальной выра­зительности.

Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслуши­ваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про Себя. Мело­дия — основа музыкально-двигательного образа. В упражнениях, играх, танцах она помогает им следовать за развертывающимся содержанием му­зыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли (устремле­ние к тонике).

Вначале идет материал, построенный на простейших одночастных му­зыкальных произведениях. В таких упражнениях простой музыкальный образ передается одним несложным действием (движением). Это дейст­вие начинается и заканчивается в соответствии с развертыванием и завер­шением музыкальной мысли.

Для детей должно стать естественным точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли — и после ходьбы или бега, и в упражнениях, исполняемых на месте; продолжать движение, пока но затихнут последние звуки напевной музыки; четко прекращать его, если музыка заканчивается коротким громким аккордом.

Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают ее логиче­ское заключение, но еще не могут вовремя остановиться: им мешает пло­хая координация движений, над улучшением которой необходимо система­тически работать.

Упражнения, в которых окончание музыки подчеркивается интерес­ным игровым моментом, помогают детям на первых этапах обучения вни­мательнее следить за развитием мелодии, чувствовать ее устремление к тонике.

Постепенное усложнение музыкально-двигательного материала разви­вает способность воспринимать музыку с более развернутым содержанием и более сложной формой (двумя-тремя частями, членением мелодии на отдельные предложения, фразы и т. п.) как музыкальный рассказ.

Упражнения, в которых это содержание передается связанными и ос­мысленными действиями, раскрывают целостность и логичность всего му­зыкального произведения.

Когда дети в общем познакомились с определенным упражнением, пе­дагог постепенно углубляет их восприятие звучащей при этом музыки и уточняет выразительность движений.

На всех этапах у детей необходимо развивать умение вслушиваться в музыку, постигать ее язык. Во время работы с детьми над музыкально­-двигательным образом неоднократно следует давать им послушать музы­ку, остановить их внимание на музыкальных моментах, которые они недо­статочно ярко воспринимают и не передают в движении. Педагог будит воображение детей, подсказывает им детали образа (действий, движений), вытекающие из особенностей музыки. Музыкальный рассказ оживает, и дети создают яркий музыкально-двигательный образ. Слушание музыки не должно отрываться от образа, над которым дети работают. Иногда по­лезно просто сосредоточенно послушать музыку вместе с детьми, а потом спросить, соответствует ли она их движениям, действиям. Все это помо­гает воспитывать любовь к самой музыке, желание и умение ее слушать. И хорошо, когда дети просят сыграть еще раз, радуются: «Какая краси­вая музыка!» От этого их движения делаются выразительнее и одухо­твореннее.

Необходимо развивать у детей чуткость к элементам музыкальной выразительности. Это достигается путем работы над музыкальными про­изведениями, в которых тот или иной элемент (динамика, ритм, регистро­вая окраска и т. д.) является ведущим — определяет характер и основное эмоциональное содержание музыки и движения. Но при этом нельзя ис­кусственно обособлять элементы музыкальной выразительности, нарушая восприятие целостного музыкального образа. Так, развитие чувства му­зыкального ритма и ритмичности движения не отделяется и не обособ­ляется от воспитания целостного восприятия музыки. Нельзя уточнять ритмичность движений детей в отрыве от музыки, например громким сче­том или непрерывными хлопками, — и то и другое мешает детям слушать и воспринимать музыку, подменяет ощущение музыкального ритма ариф­метическим счетом, воспитывает привычку механически согласовывать свои движения с музыкой.

Не следует также в работу по воспитанию чувства метроритма при­вносить элементы музыкальной грамоты (понятие такта, сильных и сла­бых его долей, длительностей, счета и т. д.). Это только путает детей, от­влекает их активное внимание от самой музыки, от ее целостного логиче­ского содержания, а иногда даже мешает непосредственному восприятию и выражению ритмического характера музыки.

Для воспитания четкой ритмичности движения большое значение имеют также упражнения, которые дети выполняют сообща — или держась за руки, или воплощая коллективный образ. Детей захватывает общий ритм, и их движения четко согласуются с музыкой.

Обычно дети сами находят правильный темп и ритм своих движений; в более сложных случаях им помогает педагог объяснением или показом.

В музыкально-двигательном материале темп, протяженность, ритм движений определяются всем характером музыки, а не только ее времен­ной организацией. Например, не всякой польке соответствует движение в ритме «полечного» шага: на одну дети отвечают бегом, а на другую — по­скоками, хотя счет 2\4 в обоих случаях. Три очень сходные по ритмическо­му рисунку мелодии в зависимости от обработки рождают: одна — бег по восьмым, другая — прыжки по четвертям, третья — движение по половин­ным нотам.

Но если в музыкальном произведении или какой-то его части ритмиче­ский рисунок является ведущим образно-выразительным средством, то он обязательно должен отразиться в движении. Поэтому необходимо сосредо­точить на нем внимание детей, учить их чувствовать его выразительность. Это легче всего сделать на примерах плясовой народной музыки, в которой заключение музыкальной мысли часто подчеркивается характерной рит­мической фигурой (две восьмых и четверть), которую ребята обычно от­ражают тремя задорными притопами и хлопками.

Затем ребята знакомятся с музыкой, в которой постоянный ритмиче­ский рисунок в течение целой части играет ведущую роль.

Вначале не все дети чувствуют ритмический рисунок, а следовательно, и не передают его. Педагог может помочь им осмыслить его (ритмической подговорочкой, подпеванием, а иногда и показом).

Надо, чтобы дети могли определять ритм своих движений. Если их ин­дивидуальное решение соответствует характеру музыкально-двигательно­го образа, то не следует добиваться, чтобы все дети передавали ритмиче­ский рисунок совершенно одинаково (см., например, игру в камушки, со­бирание ягод и т. п.).

Необходимо развивать восприимчивость к динамической окраске му­зыки. Следует воспитывать устойчивую связь между увеличением или уменьшением силы звучания музыки и изменением степени мышечного напряжения (чем громче, сильнее музыка, тем сильнее, энергичней дви­жения). Яркий динамический контраст сильно воздействует на детей и непосредственно выявляется в их моторной реакции. Руководитель должен следить, чтобы всегда исполнялось ими сильно, с полной нагрузкой, а на р движения не заглушали музыку.

Но сама по себе моторная реакция на громкие или тихие звуки еще не всегда свидетельствует о переживании выразительного значения музы­кальных fили р. С первых уроков динамический контраст должен быть услышан и передан детьми как изменение в характере музыки, как изме­нение ее эмоциональной окраски.

 

Совершенствование движений

 

Для того чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на му­зыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движе­ния, дать им ряд двигательных навыков. Движения в упражнениях, играх, танцах просты и естественны: это основные движения человеческого тела (ходьба, бег, поскоки, прыжки, сгибания — разгибания, повороты в раз­личных суставах); простейшие элементы танцев и русской пляски; дви­жения подражательные и изобразительные (образы человеческой деятель­ности, повадки зверей, особенности предметов и т. п.). Широко использо­ваны движения, которыми дети естественно выражают свои чувства. Форма и выразительность всех этих движений в каждом упражнении, игре, танце зависит от данного музыкально-двигательного образа; со сменой его меняется и характер движения. Дети должны научиться понимать язык движений. Музыкальное движение — всегда средство для воплоще­ния музыкально-двигательного образа. Недопустимо разучивание движе­ний без музыки, под счет.

Целостный эмоциональный музыкальный образ воплощается в движе­ниях, охватывающих все тело.

Отвечать на музыку движением детям мешает заторможенность. Пси­хическая заторможенность снимается, как сказано выше, в работе над ув­лекающими детей музыкально-двигательными заданиями. Но, кроме того, под влиянием различных причин у них возникает физическая заторможен­ность — множество разнообразных зажимов, неправильных привычек, образующихся в результате долгого сидения в классе («непослушные мышцы»). Чтобы научить детей управлять своими движениями, надо раз­вивать у них мышечное чувство — умение различать напряженное и не­напряженное состояние мышц, воспитывать ощущение своей позы и на­правления движения.

Преподаватель должен постоянно следить за основным исходным поло­жением детей в каждом упражнении, игре, танце, тщательно отрабатывать все его детали, добиваться естественного и сознательного выполнения за­дания. Дети должны уметь приготовиться к движению.

Двигательные принципы, на которых построена основная стойка, дол­жны соблюдаться и в движении. Выполняя упражнение, дети нередко теряют ту свободу, которая уже приобретена ими в исходном положении. Например, наклоняясь вперед или в стороны, они переносят тяжесть тела на пятки и втягивают колени, ноги их делаются неподвижными, вырази­тельность образа и целостность движения нарушаются. При беге с лентой у детей часто напрягается рука в локте, поднимается плечо, от чего все движение делается неестественным и неловким. Исправлять такие ошибки надо, систематически развивая у детей умение чувствовать свое дви­жение.

 

1 Разучивание движений без музыки, под счет, тем более разучивание стандарти­зованных форм движений, оторванных от конкретного музыкально-двигательного об­раза, в музыкальном движении не допускается.

 

При сохранении правильной стойки во время исполнения упражнений на месте ярко выявляется перемещение центра тяжести тела. Перемеще­ние корпуса вперед перед началом ходьбы, бега, поскоков и других движе­ний — это навык, который также связан с правильной стойкой и который необходимо настойчиво воспитывать у детей с самого начала. Это предва­рительное движение перемещает центр тяжести тела вперед, что является естественным стимулом для начала движения. Такой прием придает ходьбе, бегу, поскокам устремленность, динамичность и эмоциональную выразительность.

Чтобы передавать бесконечное разнообразие музыкального содержания, все его нюансы, нужно уметь изменять характер самой мышечной рабо­ты — ее темп, ритм, интенсивность. Одно и то же движение в зависимости от музыки исполняют по-разному: напрягая мышцы быстро, внезапно или медленно, постепенно; сохраняя напряженное состояние мышц или рас­слабляя их, оставляя одни суставы без движения во время активной ра­боты других и т. п., т. е. надо уметь пользоваться различными приемами движения (см. методические пояснения к первому разделу).

Детям часто мешает двигаться плохая координация движений. Иногда ритмичность и координация движений нарушаются у тех детей, которые еще не умеют непосредственно отдаться музыке и движению — игре, тан­цу, упражнению — и пытаются выполнять задание по внешним его приз­накам, а не по содержанию: они стараются механически копировать дви­жения педагога или товарищей, формально согласовывать их с музыкой и т. п. Таких детей нельзя торопить и упрекать за ошибки, надо посовето­вать им не смотреть на товарищей и педагога, а двигаться самим, слушая музыку.

Некоординированность и неритмичность движений зависят иногда от чрезмерного возбуждения, нервозности детей. В таких случаях надо подби­рать музыкальный материал более спокойного характера. Следует отме­тить, что дети, страдающие излишней возбудимостью, неуравновешенно­стью (особенно мальчики), очень любят упражнения с лиричными, за­думчивыми или просто успокаивающими образами.

Особое внимание надо обращать на детей, которым мешает правильно координировать движения и ритмично двигаться недостаточная общая ак­тивность, вялость мышц. Таким детям необходимо давать специальные упражнения, учить их делать движения с полной амплитудой, четко, быст­ро и до предела напрягать мышцы.

Прежде всего вялость мышц преодолевается с помощью воздействия резких динамических контрастов в музыке. Нетрудно заметить, насколько энергичнее, активнее, ритмичнее идут дети «высоким» шагом после того, как они шли «тихим». Очень яркая динамически и ритмически музыка в упражнениях с увлекательным содержанием увеличивает активность детей, делает их движения особо энергичными. Некоторые дети при этом затрачивают чрезмерно большие мышечные усилия, от чего перестают владеть своим движением и начинают двигаться неритмично.

При повторении упражнения следует объяснять детям, что такие уси­лия не соответствуют характеру музыки, попросить их делать движения спокойнее.

Нередко у детей недостаточно развиты некоторые группы мышц, что мешает четкости и выразительности их движений. Например, у мальчиков часто слабо развиты мелкие мышцы стопы, и потому они тяжело и неловко выполняют пружинные движения (пружинки, бег, подпрыгивание, поско­ки и т. д.). Следует помочь им соответствующими упражнениями.

 

 

 

 

Практические указания

Работа над упражнениями, играми, танцами

 

Знакомя детей с музыкой и движением в их единстве, руководитель для каждого упражнения, игры, танца определяет, как он будет объяснять детям данное музыкально-двигательное задание. Выбор приема зависит как от педагогической направленности самого материала, так и от тех за­дач, которые ставит перед собой педагог.

Перед упражнениями, играми, танцами, в которых дети должны само­стоятельно найти движения, выражающие музыкальные образы, руково­дитель либо ограничивается кратким изложением содержания, либо прово­дит небольшую беседу, направляющую воображение детей, оживляющую их эмоциональную память, но ни в коем случае он не должен подсказывать им движений. Если материал построен на основных движениях, на подра­жательных движениях или уже освоенных детьми элементах танца, пляс­ки, руководитель называет эти движения и предоставляет детям действовать — соответственно характеру музыки они сами придают движению нужную выразительность.

Если нужно, чтобы дети сразу поняли и почувствовали точную форму упражнения первого раздела, руководитель выразительно и четко пока­зывает его детям; затем они сами исполняют его, окрашивая своим пони­манием музыки.

Желая дать детям повеселиться под незатейливую радостную музыку, преподаватель  может просто исполнить танец в паре с одним из учеников, а затем предложить танцевать всем детям.

При работе с детьми над новым материалом одинаково важны как сло­весные объяснения, так и показ движений.

Словесные объяснения должны быть кратки, точны, образны и конкрет­ны. Недопустимо путать термины или искажать значения слов. Например, говоря о галопе, надо сказать «скакать галопом», а не «бегать галопом»; нельзя называть колонну шеренгой и т. п. Развивая у детей «мышечное чувство», надо учить их четко различать значения слов «ронять» и «бро­сать» (руки»): первое означает пассивное, а второе — активное действие и т. п. Дети должны привыкать к терминам и условным выражениям; не­правильное или небрежное их употребление мешает образованию связи между словом и движением.

Особенно осторожно и вдумчиво надо говорить о музыке. Нельзя упро­щенно, формально определять ее особенности, например характеризовать музыку как громкую или тихую, быструю или медленную, не упоминая о ее эмоциональной окраске: громкая музыка может быть и веселой, и энер­гичной, и грозной, тихая — спокойной, задумчивой, грустной, нежной и т. д.

Говорить о содержании музыкально-двигательного материала и особен­ностях движения надо всегда образно, активизируя воображение детей. Хорошо сопровождать слова отдельными движениями, выразительными жестами. Например, чтобы дети легко и непринужденно бежали с лентами, руководитель показывает правильное положение руки, объясняет, что «лента будет так же легко виться по воздуху, как звучит музыка», если плечи опущены и рука в локте не выпрямлена

Показ играет в работе над движением огромную роль. Он необходим при освоении технических навыков, подготовительных упражнений.

Показ музыкально-двигательных упражнений и танцев в целом (или отдельных движений) необходим во всем процессе работы над ними. Дети должны увидеть художественное воплощение музыкально-двигательного образа — это будит их воображение.

Рекомендуется иногда показывать движение всей группе в исполнении одного-двух успевающих учеников. Школьники легче схватывают и пони­мают движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Та­кой прием учит видеть и оценивать хорошее исполнение.

В некоторых случаях, особенно в начале работы, преподаватель может выполнять упражнение вместе с детьми, чтобы вовлечь детей в движение и усилить их эмоционально-двигательный ответ на музыку.

Например, во время ходьбы бодрым шагом настроение ребят сразу под­нимается, движение их делается активнее, выразительнее, когда преподаватель идет внутри круга детей, подчеркивая энергичный, веселый харак­тер марша.

Во всех случаях, показывая, педагог должен двигаться с полной эмоциональной выразительностью, в полном единстве с музыкой, правиль­но и точно исполняя движение. Показывать детям движение схематично, формально, вполсилы нельзя — это не только не помогает детям лучше чувствовать и понимать движение и музыку, но и вредит им: дети переста­ют воспринимать музыку, движения у них делаются пустыми, неполно­ценными.

Конечно, не все дети и не во все время урока одинаково активны и эмо­циональны, но надо добиваться, чтобы в группе не было равнодушных и безучастных. Тут важен пример преподавателя, который должен все время как бы участвовать в играх, танцах, упражнениях вместе с детьми. Для этого ему необходимо воспитать в себе привычку во время движения (сво­его и детей) петь про себя мелодию, знать ее наизусть.

Нередко бывает, что упражнение, игра, танец вначале исполняются детьми живо, эмоционально, а затем, по мере работы, интерес к ним осла­бевает. Так случается, если ребятам еще не по силам четкое и детализо­ванное выполнение: им неинтересно работать над не вполне понятным об­разом и технически не удающимися движениями. В таком случае лучше временно прекратить работу над этим заданием и вернуться к ней позднее, когда группа будет лучше подготовлена.

В других случаях педагог должен поддерживать интерес у детей, по­степенно внося в задание занимательные элементы, будить воображение, возбуждать творческую фантазию. Так, например, совсем новым и инте­ресным кажется упражнение, в котором движения, исполнявшиеся пре­жде просто по кругу, вдруг превращаются в красивое коллективное дей­ствие, игру, по-новому раскрывающие эмоциональное содержание музыки.

В работе над материалом не следует торопить детей, опережая возмож­ности их восприятия.

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация