РЕСПУБЛИКА КОМИ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Методическое сообщение
«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
НА УРОКАХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ»
Подготовила:
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин – А.С. Скалова
Воркута
30.10.2023
Музыкальное движение
Задача музыкального движения — воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.
Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей.
Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности — чувствовать музыкальный образ.
Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.
На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У детей развивается «умение слушать музыку, как логичное и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.
Творческая активность проявляется по-разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнение с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.
В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы — от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых2. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.
Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.
Преобладание в репертуаре танцевальной, так называемой моторной, музыки с маловыразительной мелодией и неглубоким содержанием может воспитать у детей умение легко отвечать движением на ее метроритмический характер, но не даст им разных художественных переживаний.
Упражнения, игры и танцы: все они одновременно помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т. п.).
Дети обычно приходят на первый урок полные интереса и ожидания. Многие из них уже не раз встречались с музыкой — все они, конечно, охотно прыгали, скакали, бегали, как это свойственно всем детям. Но далеко не все из них учились соединять музыку с движением, что могло бы им дать и новое ощущение музыки, и новое качество движения.
Преподаватель должен сразу овладеть вниманием детей, как непроизвольным (вызванным интересом к занятиям), так и произвольным (целенаправленным) .
На нервом же уроке надо добиться внимания к каждому своему слову и серьезного отношения к основным правилам работы и поведения: не шуметь, не разговаривать во время звучания музыки, не отвлекаться, двигаться бесшумно — «не мешать музыке» (проходить на занятия следует в легкой, свободной и опрятной одежде, в тапочках на мягкой подошве).
Если на первом уроке допустить несобранность внимания, нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.
С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые музыкально-двигательные навыки: они привыкают внимательно слушать музыку во время движения — начинать или оканчивать движение, сменять одно движение другим.
Все эти «команды» дает музыка; без внимания к ней музыкальное движение невозможно и неинтересно.
Внимание к музыке еще более обостряется тем, что предварительного прослушивания и обсуждения музыки нового упражнения (игры, танца) не проводится.
Разъяснив детям содержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает детей, чтобы они приготовились к движению с началом музыки, а затем предоставляет им выполнять задание так, как они его поняли, как им подскажет музыка.
Одновременно педагог для развития у детей музыкально-двигательной памяти спрашивает: «Что мы делали в прошлый раз под эту музыку?» — или предоставляет им самим начинать упражнение, услышав знакомую музыку. Так у детей воспитывается непрерывное и заинтересованное внимание к музыке, с которой связаны их действия, игры; первоначально произвольное, оно постепенно превращается в послепроизвольное — дети привыкают следить за музыкальным рассказом так же, как они слушают стихи, сказку.
С первых занятий у детей должны активизироваться связи между музыкой и движением. Необходимо возбудить у ребят желание двигаться, когда звучит музыка, сделать для них связь музыки с движением привычной, естественной. Дети должны получать радость от движений и музыки; движения усиливают их эмоциональный отклик на музыку.
Для этого надо включать в первые уроки простые интересные упражнения, не предоставляющие особых затруднений для их восприятия и выполнения.
Вначале многие дети не обращают внимания на музыку, ее характер, не умеют подчиняться ее темпу и ритму.
Поэтому не следует сразу предъявлять слишком больших требований к четкости, выразительности их движений. Повторяя упражнение, можно помочь детям вопросами, например: «Это музыка веселая или грустная?», «Медленная или быстрая?», предложить им двигаться в соответствии с характером музыки.
Эти первые музыкально-двигательные впечатления и навыки детей служат залогом успеха всей дальнейшей работы.
Развитие творческой активности детей
С первых уроков детям надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это весьма трудно.
Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях. Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, покачиваться, двигать руками и т. п.). Такие движения отражают лишь общий характер музыки, но они усиливают ее эмоциональное воздействие.
Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно и детализованно передающими их индивидуальное восприятие.
Вначале большинство ребят стесняются самостоятельно двигаться под музыку. Педагог должен подводить их к этому постепенно и незаметно. Например, если в знакомой игре где они в соответствии со звуками марша привыкли ходить, педагог неожиданно заменит марш музыкой другого характера, темпа, ритма, под которую ходить нельзя (неудобно), дети, подчиняясь музыке, невольно начнут искать другое движение (бег, поскоки). Позднее дети осваивают игры и упражнения с элементами импровизации.
Импровизируя, дети двигаются свободно, так, как им подсказывает музыка. Преподаватель только следит, чтобы дети все время слушали музыку, чтобы их движения передавали ее характер — прежде всего в смысле эмоциональной окраски и динамической напряженности, чтобы все сразу включились в движение с началом музыки и останавливались с ее окончанием. Никакого предварительного прослушивания музыки не проводится, дети находят нужные движения под непосредственным ее воздействием. Объясняя задание, руководитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить «будете двигаться», а не «бегать», «скакать» и т. п.).
При повторении музыки часть группы выполняет прежнее движение, другая, более активная, находит новые варианты, также отвечающие общему характеру восприятия; не следует мешать детям свободно импровизировать.
На этом этапе работы не рекомендуется отмечать более успевающих, иначе все дети начинают перенимать их движения.
Руководитель должен всегда следить, чтобы дети не придумывали движений, не связанных с музыкой. Нередко дети, особенно девочки, сразу же делятся на пары и начинают комбинировать общераспространенные элементы парных (детских и народных) танцев (главным образом полек), кое-как связывая их со структурой музыки, мальчики увлекаются придумыванием сложных, недоступных им технически движений. Все это, конечно, не имеет никакого отношения к развитию у детей музыкальнодвигательного творчества: Такие импровизации недопустимы. Педагог должен тактично направить внимание ребят на восприятие подлинного характера музыки.
Связь музыки и движения
Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.
Приемы ознакомления детей с новым материалом разнообразны. Но независимо от того, пользуется ли педагог в данном случае объяснением или показом, дети сразу начинают двигаться, одновременно вникая в музыку и осваивая движение. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.
У детей надо воспитывать восприятие целостности каждого музыкального произведения. Естественный путь для этого — развитие восприятия мелодии как главной носительницы содержания музыки. Разумеется, в единстве со всеми другими средствами музыкальной выразительности.
Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про Себя. Мелодия — основа музыкально-двигательного образа. В упражнениях, играх, танцах она помогает им следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли (устремление к тонике).
Вначале идет материал, построенный на простейших одночастных музыкальных произведениях. В таких упражнениях простой музыкальный образ передается одним несложным действием (движением). Это действие начинается и заканчивается в соответствии с развертыванием и завершением музыкальной мысли.
Для детей должно стать естественным точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли — и после ходьбы или бега, и в упражнениях, исполняемых на месте; продолжать движение, пока но затихнут последние звуки напевной музыки; четко прекращать его, если музыка заканчивается коротким громким аккордом.
Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают ее логическое заключение, но еще не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, над улучшением которой необходимо систематически работать.
Упражнения, в которых окончание музыки подчеркивается интересным игровым моментом, помогают детям на первых этапах обучения внимательнее следить за развитием мелодии, чувствовать ее устремление к тонике.
Постепенное усложнение музыкально-двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более развернутым содержанием и более сложной формой (двумя-тремя частями, членением мелодии на отдельные предложения, фразы и т. п.) как музыкальный рассказ.
Упражнения, в которых это содержание передается связанными и осмысленными действиями, раскрывают целостность и логичность всего музыкального произведения.
Когда дети в общем познакомились с определенным упражнением, педагог постепенно углубляет их восприятие звучащей при этом музыки и уточняет выразительность движений.
На всех этапах у детей необходимо развивать умение вслушиваться в музыку, постигать ее язык. Во время работы с детьми над музыкально-двигательным образом неоднократно следует давать им послушать музыку, остановить их внимание на музыкальных моментах, которые они недостаточно ярко воспринимают и не передают в движении. Педагог будит воображение детей, подсказывает им детали образа (действий, движений), вытекающие из особенностей музыки. Музыкальный рассказ оживает, и дети создают яркий музыкально-двигательный образ. Слушание музыки не должно отрываться от образа, над которым дети работают. Иногда полезно просто сосредоточенно послушать музыку вместе с детьми, а потом спросить, соответствует ли она их движениям, действиям. Все это помогает воспитывать любовь к самой музыке, желание и умение ее слушать. И хорошо, когда дети просят сыграть еще раз, радуются: «Какая красивая музыка!» От этого их движения делаются выразительнее и одухотвореннее.
Необходимо развивать у детей чуткость к элементам музыкальной выразительности. Это достигается путем работы над музыкальными произведениями, в которых тот или иной элемент (динамика, ритм, регистровая окраска и т. д.) является ведущим — определяет характер и основное эмоциональное содержание музыки и движения. Но при этом нельзя искусственно обособлять элементы музыкальной выразительности, нарушая восприятие целостного музыкального образа. Так, развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения не отделяется и не обособляется от воспитания целостного восприятия музыки. Нельзя уточнять ритмичность движений детей в отрыве от музыки, например громким счетом или непрерывными хлопками, — и то и другое мешает детям слушать и воспринимать музыку, подменяет ощущение музыкального ритма арифметическим счетом, воспитывает привычку механически согласовывать свои движения с музыкой.
Не следует также в работу по воспитанию чувства метроритма привносить элементы музыкальной грамоты (понятие такта, сильных и слабых его долей, длительностей, счета и т. д.). Это только путает детей, отвлекает их активное внимание от самой музыки, от ее целостного логического содержания, а иногда даже мешает непосредственному восприятию и выражению ритмического характера музыки.
Для воспитания четкой ритмичности движения большое значение имеют также упражнения, которые дети выполняют сообща — или держась за руки, или воплощая коллективный образ. Детей захватывает общий ритм, и их движения четко согласуются с музыкой.
Обычно дети сами находят правильный темп и ритм своих движений; в более сложных случаях им помогает педагог объяснением или показом.
В музыкально-двигательном материале темп, протяженность, ритм движений определяются всем характером музыки, а не только ее временной организацией. Например, не всякой польке соответствует движение в ритме «полечного» шага: на одну дети отвечают бегом, а на другую — поскоками, хотя счет 2\4 в обоих случаях. Три очень сходные по ритмическому рисунку мелодии в зависимости от обработки рождают: одна — бег по восьмым, другая — прыжки по четвертям, третья — движение по половинным нотам.
Но если в музыкальном произведении или какой-то его части ритмический рисунок является ведущим образно-выразительным средством, то он обязательно должен отразиться в движении. Поэтому необходимо сосредоточить на нем внимание детей, учить их чувствовать его выразительность. Это легче всего сделать на примерах плясовой народной музыки, в которой заключение музыкальной мысли часто подчеркивается характерной ритмической фигурой (две восьмых и четверть), которую ребята обычно отражают тремя задорными притопами и хлопками.
Затем ребята знакомятся с музыкой, в которой постоянный ритмический рисунок в течение целой части играет ведущую роль.
Вначале не все дети чувствуют ритмический рисунок, а следовательно, и не передают его. Педагог может помочь им осмыслить его (ритмической подговорочкой, подпеванием, а иногда и показом).
Надо, чтобы дети могли определять ритм своих движений. Если их индивидуальное решение соответствует характеру музыкально-двигательного образа, то не следует добиваться, чтобы все дети передавали ритмический рисунок совершенно одинаково (см., например, игру в камушки, собирание ягод и т. п.).
Необходимо развивать восприимчивость к динамической окраске музыки. Следует воспитывать устойчивую связь между увеличением или уменьшением силы звучания музыки и изменением степени мышечного напряжения (чем громче, сильнее музыка, тем сильнее, энергичней движения). Яркий динамический контраст сильно воздействует на детей и непосредственно выявляется в их моторной реакции. Руководитель должен следить, чтобы всегда исполнялось ими сильно, с полной нагрузкой, а на р движения не заглушали музыку.
Но сама по себе моторная реакция на громкие или тихие звуки еще не всегда свидетельствует о переживании выразительного значения музыкальных fили р. С первых уроков динамический контраст должен быть услышан и передан детьми как изменение в характере музыки, как изменение ее эмоциональной окраски.
Совершенствование движений
Для того чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд двигательных навыков. Движения в упражнениях, играх, танцах просты и естественны: это основные движения человеческого тела (ходьба, бег, поскоки, прыжки, сгибания — разгибания, повороты в различных суставах); простейшие элементы танцев и русской пляски; движения подражательные и изобразительные (образы человеческой деятельности, повадки зверей, особенности предметов и т. п.). Широко использованы движения, которыми дети естественно выражают свои чувства. Форма и выразительность всех этих движений в каждом упражнении, игре, танце зависит от данного музыкально-двигательного образа; со сменой его меняется и характер движения. Дети должны научиться понимать язык движений. Музыкальное движение — всегда средство для воплощения музыкально-двигательного образа. Недопустимо разучивание движений без музыки, под счет.
Целостный эмоциональный музыкальный образ воплощается в движениях, охватывающих все тело.
Отвечать на музыку движением детям мешает заторможенность. Психическая заторможенность снимается, как сказано выше, в работе над увлекающими детей музыкально-двигательными заданиями. Но, кроме того, под влиянием различных причин у них возникает физическая заторможенность — множество разнообразных зажимов, неправильных привычек, образующихся в результате долгого сидения в классе («непослушные мышцы»). Чтобы научить детей управлять своими движениями, надо развивать у них мышечное чувство — умение различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, воспитывать ощущение своей позы и направления движения.
Преподаватель должен постоянно следить за основным исходным положением детей в каждом упражнении, игре, танце, тщательно отрабатывать все его детали, добиваться естественного и сознательного выполнения задания. Дети должны уметь приготовиться к движению.
Двигательные принципы, на которых построена основная стойка, должны соблюдаться и в движении. Выполняя упражнение, дети нередко теряют ту свободу, которая уже приобретена ими в исходном положении. Например, наклоняясь вперед или в стороны, они переносят тяжесть тела на пятки и втягивают колени, ноги их делаются неподвижными, выразительность образа и целостность движения нарушаются. При беге с лентой у детей часто напрягается рука в локте, поднимается плечо, от чего все движение делается неестественным и неловким. Исправлять такие ошибки надо, систематически развивая у детей умение чувствовать свое движение.
1 Разучивание движений без музыки, под счет, тем более разучивание стандартизованных форм движений, оторванных от конкретного музыкально-двигательного образа, в музыкальном движении не допускается.
При сохранении правильной стойки во время исполнения упражнений на месте ярко выявляется перемещение центра тяжести тела. Перемещение корпуса вперед перед началом ходьбы, бега, поскоков и других движений — это навык, который также связан с правильной стойкой и который необходимо настойчиво воспитывать у детей с самого начала. Это предварительное движение перемещает центр тяжести тела вперед, что является естественным стимулом для начала движения. Такой прием придает ходьбе, бегу, поскокам устремленность, динамичность и эмоциональную выразительность.
Чтобы передавать бесконечное разнообразие музыкального содержания, все его нюансы, нужно уметь изменять характер самой мышечной работы — ее темп, ритм, интенсивность. Одно и то же движение в зависимости от музыки исполняют по-разному: напрягая мышцы быстро, внезапно или медленно, постепенно; сохраняя напряженное состояние мышц или расслабляя их, оставляя одни суставы без движения во время активной работы других и т. п., т. е. надо уметь пользоваться различными приемами движения (см. методические пояснения к первому разделу).
Детям часто мешает двигаться плохая координация движений. Иногда ритмичность и координация движений нарушаются у тех детей, которые еще не умеют непосредственно отдаться музыке и движению — игре, танцу, упражнению — и пытаются выполнять задание по внешним его признакам, а не по содержанию: они стараются механически копировать движения педагога или товарищей, формально согласовывать их с музыкой и т. п. Таких детей нельзя торопить и упрекать за ошибки, надо посоветовать им не смотреть на товарищей и педагога, а двигаться самим, слушая музыку.
Некоординированность и неритмичность движений зависят иногда от чрезмерного возбуждения, нервозности детей. В таких случаях надо подбирать музыкальный материал более спокойного характера. Следует отметить, что дети, страдающие излишней возбудимостью, неуравновешенностью (особенно мальчики), очень любят упражнения с лиричными, задумчивыми или просто успокаивающими образами.
Особое внимание надо обращать на детей, которым мешает правильно координировать движения и ритмично двигаться недостаточная общая активность, вялость мышц. Таким детям необходимо давать специальные упражнения, учить их делать движения с полной амплитудой, четко, быстро и до предела напрягать мышцы.
Прежде всего вялость мышц преодолевается с помощью воздействия резких динамических контрастов в музыке. Нетрудно заметить, насколько энергичнее, активнее, ритмичнее идут дети «высоким» шагом после того, как они шли «тихим». Очень яркая динамически и ритмически музыка в упражнениях с увлекательным содержанием увеличивает активность детей, делает их движения особо энергичными. Некоторые дети при этом затрачивают чрезмерно большие мышечные усилия, от чего перестают владеть своим движением и начинают двигаться неритмично.
При повторении упражнения следует объяснять детям, что такие усилия не соответствуют характеру музыки, попросить их делать движения спокойнее.
Нередко у детей недостаточно развиты некоторые группы мышц, что мешает четкости и выразительности их движений. Например, у мальчиков часто слабо развиты мелкие мышцы стопы, и потому они тяжело и неловко выполняют пружинные движения (пружинки, бег, подпрыгивание, поскоки и т. д.). Следует помочь им соответствующими упражнениями.
Практические указания
Работа над упражнениями, играми, танцами
Знакомя детей с музыкой и движением в их единстве, руководитель для каждого упражнения, игры, танца определяет, как он будет объяснять детям данное музыкально-двигательное задание. Выбор приема зависит как от педагогической направленности самого материала, так и от тех задач, которые ставит перед собой педагог.
Перед упражнениями, играми, танцами, в которых дети должны самостоятельно найти движения, выражающие музыкальные образы, руководитель либо ограничивается кратким изложением содержания, либо проводит небольшую беседу, направляющую воображение детей, оживляющую их эмоциональную память, но ни в коем случае он не должен подсказывать им движений. Если материал построен на основных движениях, на подражательных движениях или уже освоенных детьми элементах танца, пляски, руководитель называет эти движения и предоставляет детям действовать — соответственно характеру музыки они сами придают движению нужную выразительность.
Если нужно, чтобы дети сразу поняли и почувствовали точную форму упражнения первого раздела, руководитель выразительно и четко показывает его детям; затем они сами исполняют его, окрашивая своим пониманием музыки.
Желая дать детям повеселиться под незатейливую радостную музыку, преподаватель может просто исполнить танец в паре с одним из учеников, а затем предложить танцевать всем детям.
При работе с детьми над новым материалом одинаково важны как словесные объяснения, так и показ движений.
Словесные объяснения должны быть кратки, точны, образны и конкретны. Недопустимо путать термины или искажать значения слов. Например, говоря о галопе, надо сказать «скакать галопом», а не «бегать галопом»; нельзя называть колонну шеренгой и т. п. Развивая у детей «мышечное чувство», надо учить их четко различать значения слов «ронять» и «бросать» (руки»): первое означает пассивное, а второе — активное действие и т. п. Дети должны привыкать к терминам и условным выражениям; неправильное или небрежное их употребление мешает образованию связи между словом и движением.
Особенно осторожно и вдумчиво надо говорить о музыке. Нельзя упрощенно, формально определять ее особенности, например характеризовать музыку как громкую или тихую, быструю или медленную, не упоминая о ее эмоциональной окраске: громкая музыка может быть и веселой, и энергичной, и грозной, тихая — спокойной, задумчивой, грустной, нежной и т. д.
Говорить о содержании музыкально-двигательного материала и особенностях движения надо всегда образно, активизируя воображение детей. Хорошо сопровождать слова отдельными движениями, выразительными жестами. Например, чтобы дети легко и непринужденно бежали с лентами, руководитель показывает правильное положение руки, объясняет, что «лента будет так же легко виться по воздуху, как звучит музыка», если плечи опущены и рука в локте не выпрямлена
Показ играет в работе над движением огромную роль. Он необходим при освоении технических навыков, подготовительных упражнений.
Показ музыкально-двигательных упражнений и танцев в целом (или отдельных движений) необходим во всем процессе работы над ними. Дети должны увидеть художественное воплощение музыкально-двигательного образа — это будит их воображение.
Рекомендуется иногда показывать движение всей группе в исполнении одного-двух успевающих учеников. Школьники легче схватывают и понимают движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Такой прием учит видеть и оценивать хорошее исполнение.
В некоторых случаях, особенно в начале работы, преподаватель может выполнять упражнение вместе с детьми, чтобы вовлечь детей в движение и усилить их эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Например, во время ходьбы бодрым шагом настроение ребят сразу поднимается, движение их делается активнее, выразительнее, когда преподаватель идет внутри круга детей, подчеркивая энергичный, веселый характер марша.
Во всех случаях, показывая, педагог должен двигаться с полной эмоциональной выразительностью, в полном единстве с музыкой, правильно и точно исполняя движение. Показывать детям движение схематично, формально, вполсилы нельзя — это не только не помогает детям лучше чувствовать и понимать движение и музыку, но и вредит им: дети перестают воспринимать музыку, движения у них делаются пустыми, неполноценными.
Конечно, не все дети и не во все время урока одинаково активны и эмоциональны, но надо добиваться, чтобы в группе не было равнодушных и безучастных. Тут важен пример преподавателя, который должен все время как бы участвовать в играх, танцах, упражнениях вместе с детьми. Для этого ему необходимо воспитать в себе привычку во время движения (своего и детей) петь про себя мелодию, знать ее наизусть.
Нередко бывает, что упражнение, игра, танец вначале исполняются детьми живо, эмоционально, а затем, по мере работы, интерес к ним ослабевает. Так случается, если ребятам еще не по силам четкое и детализованное выполнение: им неинтересно работать над не вполне понятным образом и технически не удающимися движениями. В таком случае лучше временно прекратить работу над этим заданием и вернуться к ней позднее, когда группа будет лучше подготовлена.
В других случаях педагог должен поддерживать интерес у детей, постепенно внося в задание занимательные элементы, будить воображение, возбуждать творческую фантазию. Так, например, совсем новым и интересным кажется упражнение, в котором движения, исполнявшиеся прежде просто по кругу, вдруг превращаются в красивое коллективное действие, игру, по-новому раскрывающие эмоциональное содержание музыки.
В работе над материалом не следует торопить детей, опережая возможности их восприятия.