Отделение теоретических дисциплин. Методические разработки.

Игровая деятельность на уроке сольфеджио

в младших классах ДМШ

Преподаватель Жильцова Елена Владимировна

     «То, что изучают дети — должно быть им интересно!»

                                                                                     Сухомлинский В.А.

       Все педагоги знают, как важно для детей, только начинающих обучаться  музыке, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим удовольствием, как на праздник.

       Обычные формы учебной деятельности, применяемые на уроках сольфеджио, не всегда позволяют формировать активно-познавательную позицию ученика, поскольку он по умолчанию находится в состоянии учащегося. Поэтому очень актуально использование на уроках нетрадиционных форм и методов обучения, например, игровых. Задача педагога — создать условия для активной самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности, в которой учащиеся будут  чувствовать себя достаточно свободно и комфортно, а также поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. 

     При обучении детей младшего школьного возраста именно игра помогает активизировать их внимание, позволяет снизить утомляемость и стимулирует  интерес к предмету.

    Цель доклада:

- раскрыть природу игровой деятельности с психолого-педагогических позиций и охарактеризовать виды игровой деятельности, используемые на моих занятиях сольфеджио в младших классах ДМШ.

I. Теоретические основы игровой деятельности.

     Игра - это не просто любимое занятие детей, именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие ребенка к учебной деятельности.

     Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Детство без игры и вне игры аномально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его не только «детскости», это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения, осваиваемого опыта жизни, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п.

      Известный советский психолог Д.Б. Эльконин, создавший вместе с В.В. Давыдовым технологию развивающего обучения утверждает, что «игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования».

       Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

     Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов, психологов, но и философов, социологов, искусствоведов, этнографов и биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – это неотъемлемая часть человеческой культуры.

      Зарождение теории игры обычно связывают с именами таких мыслителей XIX века, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вунд. Излагая свои философские, психологические, и эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений, связывая ее происхождение с возникновением искусства.

     Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведения.

     Слово «игра» не является в строгом смысле научным понятием.

     Видный голландский биолог и психолог Ф. Бойтендайк, анализируя этимологию слова «игра», приходит к мнению, что оно означает движение «туда и сюда», спонтанность и свободу, радость и забаву. Понимание «игры» одного народа отличается от понимания ее у другого. Так, у древних греков слово «игра» означала действия, свойственные детям; оно, выражало главным образом то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У евреев слову «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян «игра» означала радость и веселье. У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение маятника, доставляющее большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий.

     Для ребенка игровая деятельность является ведущей. Это игра воображения, которая позволяет в реально совершаемых действиях ребенка выявить отражение каких-то более серьезных жизненных событий.

    Функции игры – это ее разнообразная полезность. В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие  функции:

  • развлекательную – она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.
  • коммуникативную:  в процессе игры ребенок, да и любой играющий осваивает навыки общения с коллективом и отдельными его членами.
  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.
  • диагностическую: игра наиболее объективно раскрывает интеллектуальные способности ребенка, двигательный потенциал, творческие задатки, характер, отношение к другим людям. Наблюдая ребенка в процессе игры, можно составить о нем объективное представление.
  • функцию коррекции: психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

     Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

2. Творческая деятельность,  в значительной мере импровизационная.

3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.

4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

     В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

     В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими
  • игровые действия как средство реализации этих ролей
  • игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными
  • реальные отношения между играющими
  • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

     Классификация педагогических игр:

-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные и другие.

     Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

II. Игровая деятельность на уроках сольфеджио

в младших классах.

    Сольфеджио - обязательная дисциплина в  детской музыкальной школе, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей детей.

     Предмет сольфеджио включает в себя следующие разделы:

  • воспитание вокально – интонационных навыков
  • сольфеджирование и пение с листа
  • воспитание чувства метроритма
  • воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
  • музыкальный диктант
  • воспитание творческих навыков
  • теоретические сведения

      Атмосферу непринужденности на уроках сольфеджио в младших классах помогают создать задания в игровой форме.  Игры желательно применять  на  каждом   занятии. Это могут быть как отдельные игры, например, ролевые, сюжетные игры, игры-конкурсы, игры-соревнования, так и их элементы, а также игровые уроки целиком на усмотрение педагога в зависимости от уровня подготовки группы. Они очень нравятся детям, вызывают большой интерес. Позволяют в живой и непринужденной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять кругозор. 

     Музыкальные и музыкально-дидактические игры (с использованием  карточек), применяемые на уроках сольфеджио, можно разделить на три основных группы:

  1.  Игры на развитие музыкально-слуховых представлений
  2.  Игры на развитие чувства ритма
  3.  Игры на развитие ладового чувства

    Хочется отметить, что учащиеся с лёгкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее – о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует использовать в первую очередь игры, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии. Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше – ниже, длиннее – короче), помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношение звуков по высоте и длительности.           

    Я сегодня хочу рассказать о некоторых музыкальных   и музыкально-дидактических ( с применением карточек) играх, которые я использую на своих уроках  сольфеджио в младших классах.

1. Музыкальные и музыкально - дидактические игры на развитие музыкально-слуховых представлений

  • «Музыкальная лесенка»

Цель. Различать восприятие и различение последовательностей из трёх, четырёх, пяти и восьми ступеней лада, идущих вверх и вниз:

1) до-ре-ми, ми-ре-до;

2) до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до;

3) до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до;

4) до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, до-си-ля-соль-фа-ми- ре-до.

Ступени лада поются со словами:

1) “вверх иду”, “вниз иду”;

2) “вверх я иду”, “вниз я иду”;

3) “вот иду я вверх”, “вот иду я вниз”;

4) “вверх по ступенькам поднимись”, “потом обратно вниз спустись”.

Учащиеся должны знать последовательность звуков и петь их.

Дидактический материал. “Лесенка” из картона.

Методика применения. После ознакомления с попевками-песенками, педагог играет их на фортепиано и предлагает детям определить движение мелодии (вверх, вниз или на одном звуке) и количество ступеней в сыгранной мелодии.

Кто-то из учащихся выходит, и показывает всем, как звучала мелодия: соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки. Одновременно все остальные дети демонстрируют это движением руки.

  • «Куда идёт мелодия»

Цель. Развивать у учащихся умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.

Дидактический материал. Карточки с изображением кружков-ступенек.

Методика применения. После ознакомления с попевками – песенками педагог предлагает узнать, куда идёт мелодия, а затем показать карточку или несколько карточек с соответствующим графическим изображением мелодии.

  • «Подумай и отгадай»

Цель. Развивать у учащихся способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Дидактический материал. Карточки по числу играющих, на которых изображены: на одной птичка (высокий регистр); на другой – зайчик (средний регистр); на третьей – медведь (низкий регистр).

Методика применения. Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах (высокий, средний, низкий). После повторного исполнения каждой из пьес, учащиеся определяют регистр, выбирают нужную карточку и показывают её педагогу.

  • «Угадай-ка «Кто я?»

Цель. Развивать у учащихся способность определять на слух интервалы.

Методика применения. Педагог песенку-загадку «Что за интервал сейчас споёт?». Затем играет песенку любого интервала (я использую собственные сочиненные песенки про интервалы), а учащиеся узнают звучание песенки, определяют название интервала и поют эту песенку.

  • «Живое пианино» (или можно заменить на «Живой ксилофон»)

Цель. Развивать у учащихся умение и навык определять на слух высоту звуков.

Методика применения. Каждый ребенок – это звук гаммы,  педагог играет мелодию, учащиеся определяют ноты, а затем при повторном проигрывании каждый поёт  свою ноту.

  • «Колокольчики»

Цель. Развивать у учащихся умение и навык определять на слух высоту звуков.

Методика применения. Каждому учащемуся раздается колокольчик из набора «Гамма» со звучанием одного звука. Педагог исполняет мелодию,  учащиеся определяют ноты, а затем при повторном проигрывании играют на свою ноту. Эта игра очень нравится детям, но у нее есть один недостаток – строй колокольчиков в До мажоре.

2. Музыкальные и музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма

  • «Ритмохлопы»

Цель. Упражнять детей в различении пяти ритмических рисунков.

Дидактический материал. Карточки-картинки.

Методика применения. В центре нарисован кружочек, а в нём ритмический рисунок тех слов, предметов, которые нарисованы вокруг него. Педагог предлагает учащимся прохлопать и проговорить все слова изображённые на рисунках. А после придумать свои слова к этим ритмам. Далее игра усложняется и дети по ритму, прохлопанному педагогом или любым учащимся, узнают уже сами один из пяти предложенных ритмических рисунков.

  • «Музыкальная мозаика»

Цель. Упражнять детей в воспроизведении ритмических рисунков, и определении направления движения заданных мелодий.

Дидактический материал. Из плотного картона вырезается прямоугольник (30x20). На нем рисуется фломастером или маркером пять линеек – нотный стан, слева - скрипичный ключ. По краям карточки делаются небольшие отверстия сверху и снизу параллельно друг другу. Через отверстия протягивается леска, на которую насаживаются по две небольшие пуговицы – чёрная и белая. Пуговицы могут легко передвигаться по леске вверх и вниз. Пуговицы обозначают длительности: белые - более продолжительные по длительности звуки, черные - более короткие.

Педагог или водящий играет на инструменте ритмический рисунок мелодии.

Методика применения. После ознакомления с попевками – песенками педагог предлагает выложить мелодию. Дети, имея перед собой карточки-пособия, изображают мелодию с помощью пуговиц разного цвета.

  • «Танцуй и пой вместе со мной»

Цель. Развить у учащихся способность определять и воспроизводить ритмический рисунок.

Методика применения.После выучивания песни-танца «Интервалы»(муз. Е Голубевой). Педагог вместе с детьми встает в круг, —  дети повторяют за ним слова и танцевальные движения: «Примой потопали», — все топают на месте в ритме музыки. «Секундой зашагали», — шагают по кругу друг за другом по кругу. «Терцией попрыгали», — перепрыгивают с одной ноги на другую, из стороны в сторону. «Квартой поскакали», — поскакали прямым галопом друг за другом по кругу. «Квинтой покачались» — раскачиваются с ноги на ногу. «Секстой поклонились» — делают русский поясной поклон. «Септимой потянулись» — потягиваются вверх. «Октаву достали» — вытянулись вверх как можно выше.

  • «Испорченный телефон»

Цель. Развить у учащихся умение определять и воспроизводить  заданный ритм.

Методика применения. Все дети выстраиваются друг за другом. Ребенок (или педагог), оказавшийся в этом ряду последним, тихонько выстукивает заданный ритмический рисунок пальцем по плечу впереди стоящего. Дети по очереди передают его до первого ребенка, а тот, в свою очередь, громко прохлопывает его всем участникам. Тот, кто путает ритм, выходит из игры (как вариант — переходит в конец ряда). Затем игра повторяется. Или еще другой вариант: последний участник записывает ритм на доске.

3. Музыкальные и музыкально-дидактические игры на развитие ладового чувства

  • «Солнышко и тучка»

Цель. Развивать у учащихся представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Дидактический материал. Три карточки из картона с изображением: на одной -  сияющего солнышка; на другой – солнышко, чуть прикрытое тучкой; на третьей – тучка с дождём.

Методика применения. Число участников определяется количеством комплектов пособия. Учащимся раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать музыкальные произведения. Учащиеся поочерёдно определяют характер каждого из них и поднимают нужную карточку.

  • «Цветочки»

Цель. Развивать у учащихся представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Методика применения. Педагог играет мелодию в мажоре, - учащиеся раскрывают кисти рук, как цветущие бутоны, если в миноре – руки прячутся в кулачки, как закрывшиеся бутоны цветов.

4. Музыкальные и музыкально-дидактические игры на закрепление пройденного материала

  • «Сколько нас поёт?»

Цель. Закреплять восприятие, развивать музыкальную память учащихся. Упражнять их в различении сочетания одного, двух, трёх звуков.

Дидактический материал. Карточки по числу играющих, с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое).

Методика применения. В игре участвуют любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Учащиеся определяют количество исполненных на фортепиано педагогом звуков и должны в своём наборе найти карточку, соответствующую данному звучанию.

  •  «Динамический поезд»

Цель: Закреплять умение в различении шести динамических оттенков музыки.

Дидактический материал. Плакат.

Методика применения. Учащимся раздаются карточки, и объясняется их назначение. Педагог исполняет музыкальную пьесу, где динамические оттенки изменяются последовательно. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают в нужной последовательности динамические оттенки.

     Кроме того, игровые приемы можно вводить при изучении любого  теоретического материала, и формировании различных музыкальных умений и навыков. Например, при пении гаммы каноном можно сказать учащимся: «Вам сейчас нужно спеть гамму, а я вас буду перебивать. Интересно, смогу я вам помешать   или нет?» И учащиеся начинают очень  старательно петь, только чтоб мне не проиграть. И только после такой игры дается определение канона.

    Или при определении на слух интервалов, учащимся предлагается узнать кто сейчас с нами разговаривает добрый волшебник Консонанс или злой волшебник Диссонанс. И только после этого определять название интервала.

   И таких приемов можно придумать великое множество

   Ситуацию игры каждый педагог сольфеджио может создавать на любом занятии. Все зависит от желания педагога проявлять свои творческие навыки с целью успешного обучения своих учащихся.

     В настоящее время существует огромное количество пособий с музыкальными и музыкально - дидактическими играми, которые педагог может применять на своих уроках.  И каждый педагог сам определяет игры, который он будет применять на том или ином уроке в зависимости от поставленной цели.

Заключение

    Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что игровая деятельность на уроках сольфеджио в младших классах  ДМШ имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей. И именно игра способствует:

  1. освоению изучаемого материала и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации;
  2. активизации внимания учащихся;
  3. развитию воображения и фантазии детей, способности к познанию, переживанию, активному действию;
  4. творческому вхождению в музыкальную реальность, созданию возможностей для самовыражения;
  5. даёт простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в работе, как традиционные методы обучения, так и более передовые.

На своих уроках я вижу, что в музыкальные игры дети играют с огромным удовольствием и постоянно сами предлагают поиграть в них. Очень часто в трудных учебных ситуациях, когда дети не могут ответить на вопрос или определить на слух, они сами вспоминают пример из игры, которая помогает им справится с затруднением.

Но, даже не смотря на то, что игра побуждает интерес младших школьников к обучению, конечно, игровая деятельность не должна являться доминирующей  на уроке сольфеджио  и не должна преобладать над традиционными видами  деятельности. 

Список литературы

1. Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова. Часть-1.-Мн.: Книжный дом, 1999.

2. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио // Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ. – Ленинград: Музыка, 1989.

3. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио // Методическое пособие для ДМШ. – М.: Советский композитор, 1987.

4. Москалькова И, Рейни М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1998.

5. Фролова Ю. Музыкальные диктанты. Учимся писать легко, быстро и правильно. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация