Отделение теоретических дисциплин. Методические разработки.

Межпредметные связи – основа построения учебного процесса

Воронкова Е.Н.,

преп. теоретических дисциплин 

2017 - 2018 учебный год

План.

1.Межпредметные связи – основа учебно-воспитательного процесса

2.Чтение с листа – необходимый навык для дальнейшей практической деятельности

3.Подбор по слуху и транспозиция

4.Использование репертуара учащихся на уроках сольфеджио и музыкальной литературы

5.Развитие чувства метроритма

6.Анализ музыкальной формы.

7.Заключение

Своеобразие учебно-воспитательного процесса в музыкальной школе во многом определяется сочетанием различных форм учебной работы. Индивидуальные, групповые и коллективные уроки имеют весьма существенные дидактичсекие различия. Такое разнообразие занятий позволяет сделать обучение и более содержательными в индивидуальном отношении. 

Известно, что учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Это воспитание интереса и любви к музыке, расширение музыкального кругозора, приобщение к разносторонним знаниям о музыке, формирование активных музыкально-слуховых представлений и развитие практических музыкальных навыков – исполнительских, слуховых, аналитических. Единство и взаимосвязь – это музыка, выступающая на всех занятиях и как объект познания и как средство воспитания, а также форма общения с ней (слушании, разбор, исполнение) и довольно широкие возможности применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.

Музыкальная школа призвана всесторонне развить и обогатить интеллектуальный мир ребенка, а не готовить «чемпионов клавиатуры». Поэтому особенно важно осознать, что взаимосвязь между предметами обусловлена единством целей и задач воспитания и развития детей.

В современной педагогике осуществление межпредметных связей рассматривается как один из путей повышения эффективности обучения. Систематичность обучения предполагает наличие связей, не только между отдельными знаниями внутри предмета, но и между предметами.

В настоящее время, когда подход к комплексному воспитанию повсеместно приобрел доминирующее значение, согласованность учебно-воспитательного процесса по всем предметам позволяет полнее учитывать познавательные сил детей и возможность их творческого развития, преодолевать разобщенность в работе преподавателей. Осознание межпредметных связей облегчает учащимся процесс обучения, делает их знания и навыки глубже и прочнее, способствует более быстрому гармоничному развитию не только их музыкальных способностей, но и активизирует развитие интеллекта вообще. Г.Нейгауз, например, всегда связывал успех ученика в овладении игрой на инструменте с тем, насколько успешно развивается слух и осуществляется знакомство с музыкальной литературой. 

Как же на самом деле осуществляются межпредметные связи в ДМШ? Непременным условием для такого взаимодействия должно быть единство педагогического коллектива. Единство не на словах, а на деле: единство целей и задач в воспитании и обучении своих учеников. К сожалению, иногда этого единства нет, и тогда возникают трения и взаимные упреки преподавателей специальных и теоретических дисциплин. Кроме того, преподаватели специальности мало используют знания, полученные учащимися на теоретических дисциплинах. А ведь именно в специальном классе происходит синтез всех знаний ученика. В лучшем случае дело ограничивается определением тональности исполняемого произведения, редко – определением формы, обозначения характера и темпа исполнения. Говорить о фактуре изложения с анализом аккордов и интервалов – вообще говорить не приходится. Иногда темы по теоретическим предметам и навыки, которыми должны уже овладевать по специальности не совпадают. Теоретические предметы не могут и не должны непосредственно следовать за специальными. Их задача - раскрыть и развить музыкальные данные учащихся, дать им ряд практических навыков, научить их слышать, воспринимать и осознавать музыкальное произведение во всем их многообразии, но достигается это своими специфическими средствами. Поэтому отдельные расхождения по вопросам времени прохождения того или иного материала неизбежны и их не следует бояться. Гораздо важнее остановить внимание не на расхождениях, а на точках соприкосновения между предметами. 

В повседневной педагогической практике преподаватели часто сталкиваются с тем, что на различных занятиях им приходится касаться одних и тех же вопросов, заострять внимание на одних и тех же моментах, работать над одними и теми же навыками, наконец, разбирать одни те же аналогичные музыкальные произведения. Эти моменты необходимо использовать. Остановимся на некоторых из них.

Чтение с листа.Одним из важнейших разделов работы, как в творческих, так и в специальных классах, является чтение с листа. Сейчас уже нет необходимости доказывать важность этого навыка для дальнейшей практической деятельности учащихся. Человек, окончивший музыкальную школу, должен уметь сыграть или спеть по нотам несложное произведение, саккомпанировать романс или песню, что, кстати, является обязательным пунктом выпускного экзамена по сольфеджио. Раздел «чтение с листа» вошел в учебные планы и программы всех дисциплин ДМШ. Однако некоторые педагоги еще сало занимаются этой деятельностью, ссылаясь на отсутствие времени, а чтение с листа – это навык, который развивается медленно и требует большой и кропотливой работы. А это значит, что использовать время надо умело, с учетом общих методических положений. Прежде всего, это предварительный анализ , который опирается на ладовое восприятие мелодии, а для этого слух должен быть соответственно подготовлен.  При чтении с листа в нашем сознании одновременно происходят два процесса: первый – это перевоплощение зрительных символов в звуковые образы (ритм, гармонию, мелодию), которые определенным образом звучат в нашем воображении. Второй процесс: превращение звуковых образов в движение, т.е. воспроизведение их на инструменте в реальном звучании. А это значит, необходима последовательность в мышлении: вижу-знаю-слышу-исполняю. 

Что значит воплотить в игровых движениях музыкальные образы, воспринимаемые внутренним слухом, т.е. сыграть то, что звучит в нашем воображении? Это не что иное, как подбор по слуху знакомой музыки.

Подбор мелодии по слухуи транспозиция, как и чтение с листа, имеет большое практическое значение. В самом начале обучения за это горячо берутся как специалисты, так и теоретики, справедливо считая это одной из важных форм работы. Более того, современная педагогика рекомендует строить весь процесс начального обучения на инструменте, на так называемом, слуховом методе. То есть начинать работу  не только с выработки двигательных навыков игры по нотам, а одновременно  с развития музыкального слуха, памяти, путем подбора и транспортировки знакомых, а затем незнакомых мелодий. 

Ведь давно известно, что дети с удовольствием музицируют, даже не зная ни нот, ни способов звукоизвлечения на музыкальном инструменте. Вот тут-то и нужно найти те «струны» общения между учащимися и преподавателем, на уровне творчества. В ведь весь процесс обучения – это творчество учащегося и преподавателя. Обращение к детскому творчеству как средству и методу воспитания – главная потребность музыкальной педагогики. «Для правильного постижения музыки недостаточно только исполнять ее, а нужно также уметь ее сочинять» Ж.Ж.Руссо. К сожалению, в большинстве случаев, как только ученик начинает играть по нотам (в специальном классе) или петь по нотам (в классе сольфеджио), эта работа отходит на второй план, а зачастую прекращается вовсе. Если заниматься этой работой систематически, то можно достигнуть больших успехов. Методика здесь такая же как в чтении с листа. Работу следует начинать с подбора знакомых простейших мелодий в небольшом диапазоне, постепенно расширяя его, добиваться осознанного подбора, т.е. умения слушать направление мелодии, вникать в мелодический рисунок. Вначале надо заниматься подбором от звука, а затем в тональности. Чтобы избежать дублирования, в специальных классах следует больше заниматься транспозицией выученных, знакомых произведений или незнакомых, но более легких произведений по нотам.

В классах сольфеджио работа по подбору и транспозиции мелодий, подбор аккомпанемента, сочинение простейших мелодий на заданный ритм или текст предусматривается программой. Учебник «Сольфеджио» Барабошкиной 1 класса последовательно вводит ученика в процесс подбора выученных мелодий и их транспозицию, с последующим подбором в мелодии баса, используя главные ступени, а затеем и трезвучия главных ступеней. Но теоретик не имеет возможности систематически заниматься с каждым учеником индивидуально. Здесь необходима помощь специалиста, который  может не только прослушать ученика и указать ему на ошибки, но и дать совет в отношении применений той или иной фактуры, подсказать аппликатуру и т.д.

Приступая к изучению интервалов и аккордов в классе сольфеджио, необходимо познакомить учащегося с их звучанием. В практике преподавателя-теоретика есть много примеров из литературы на каждый интервал или аккорд. Но, чтобы учащийся почувствовал, что эти построения не есть нечто отвлеченное, а что из них складывается музыкальное произведение, необходимо найти их в музыкальных произведениях по специальности.  Здесь можно обратиться к методическим рекомендациям В.В.Кирюшина, который превратил интервалы, аккорды, гармонические функции и обороты в увлекательный мир сказки.  Его пособия позволяют активно направлять слух учащихся на восприятие и запоминание всего многообразия музыкального языка.   

На уроках музыкальной литературы также есть возможность использовать произведения, которые учащиеся исполняют на специальности, для  анализа элементов музыкального языка, содержания, формы. Это оживляет ход урока, да и ученикам интересней работать, и чувствуют они себя   увереннее, используя  знакомый репертуар. 

Конечно, нельзя обойти вниманием такой важный вопрос как воспитание чувства метроритма. Каждому человеку присуще чувство метра, собственно человек рождается с ощущением метроритмичности биения своего сердца и, конечно, нужно обязательно использовать это природное ощущение для практического применения при исполнении музыкального произведения. Отсутствие четкого метра означает отсутствие той внутренней пружины, которая направляет течение музыки от одной сильной доли к следующей.  Если учащийся понимает и «слышит» пульсацию, то ритмический рисунок, т.е. чередование длительностей, он может использовать верно. Если вернуться к сказкам В.В.Кирюшина, то в «Острове доброго консонанса», героями которой является Царица – метрическая пульсация и ее подданные – длительности, можно найти хорошую основу для усвоения ритмических рисунков  и с шестнадцатыми, и триолями, и с синкопами. Хорошие результаты дает разбор ритмических рисунков произведений учащихся по специальности   на уроках сольфеджио.  

Анализ музыкальной формы  - важный момент в процессе знакомства с музыкальным произведением. В курсе «Сольфеджио» изучается тема «Членение периода на фразы и предложения». В качестве примеров используют номера из учебника. Продуктивнее, если эти примеры будут из произведений по специальности, с которыми учащиеся уже хорошо знакомы. В процессе обучения в музыкальной школе учащиеся изучают различные музыкальные формы (2х, 3х-частные, рондо, вариации, соната, куплетная и т.д.). В основном изучение их происходит на уроках специальности и музыкальной литературы, причем чаще всего изолировано друг от друга. Многие преподаватели специальности, увлекаясь исполнительскими деталями, опускают вопросы, связанные с формой изучаемых произведений или, в лучшем случае, говорят об этом попутно. А ведь вопрос о форме произведения является одним из важнейших в процессе воспитания грамотного музыканта.

С первого класса мы требуем от ученика осмысленного музыкального исполнения программы. Преподаватель старается доступным ребенку языком пояснить содержание произведения, тщательно работает над техническими деталями, оттенками, фразой. Но к понятию «форма» он ученика не подводит, хотя анализ музыкальных примеров на уроках сольфеджио показывает, что дети 1 класса чутко улавливают границы фразы, ощущают и понимают, что такое предложение, период, куплетная и даже 2х и 3х частная форма. 

Наряду с сольфеджио, музыкальной литературой, такие дисциплины как хор, оркестр, ансамбль также играют немаловажную роль в учебном процессе. Со специальностью их связывают исполнительские задачи, возникающие в процессе работы над музыкальным произведением, с сольфеджио и музыкальной литературой – умение читать листа, слышать интервалы и аккорды в живом звучании, разбираются стилистические особенности и форма музыкального произведения. Нередко одни и те же музыкальные произведения или подобные на разных этапах обучения, в разных аспектах помогают учащимся полнее осознать взаимосвязь всех дисциплин ДМШ.

Итак, для выполнения одной из основных задач ДМШ – воспитания и формирования будущего музыканта-любителя или профессионала, пропагандиста музыкальной культуры, необходима единая направленность в работе педагогов всех специальностей, нужна связь между преподавателями специальных и теоретических дисциплин. Для осуществления этой связи необходимо, чтобы преподаватели-теоретики чаще обращались к произведениям из музыкальной практики учащихся, а педагоги-специалисты не ограничивались обучением игре на инструменте, а всесторонне развивали учащихся, опираясь на их знания, полученные на других предметах. 

Б.В.Асафьев в 1926 году писал: «Музыкальный педагог в музыкальной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть теоретиком и регентом, и в тоже время музыкальным историком, музыкальным этнографом и исполнителем, владеющим инструментом… Главное же, он должен знать музыкальную литературу, т.е. музыкальные произведения в возможно большем количестве». Только осознание того, что межпредметные связи играют наиважнейшую роль в построении учебного процесса, может принести ощутимый результат.

Литература:

  1. «О взаимосвязи уроков музыкальной литературы и сольфеджио», Мет. рек-ции для преп. ДМШ и ДШИ, М., 1999 
  2. В.Лагутин Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ, М., 2002
  3. Г.И.Шатковский «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования» 
  4. В.В.Кирюшин Пособие для детей и родителей для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти.

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация