Отделение теоретических дисциплин. Методические разработки.

Анализ элементов музыкального языка в курсе теоретических дисциплин

Жильцова Е.В.

К основным элементам музыкального языка относятся: мелодия, ритм, метр, размер, лад, тональность, темп, динамика, тембр, регистр, интервалы, аккорды, гармония, фактура, форма, мелизмы и другие музыкальные построения.

С основными элементами музыкального языка учащиеся ДМШ знакомятся в курсе изучения теоретических предметов («Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Слушание музыки»). Уже в начале обучения на уроках сольфеджио учащиеся знакомятся с такими понятиями как мелодия, темп, ритм, рад, размер, тональность, фраза, цезура и др. Позднее они узнают об интервалах, аккордах, гармонии.

Анализ элементов музыкального языка необходимо применять во всех формах работы на уроке «Сольфеджио»: чтение с листа, пение интонационных упражнений, написание диктанта, слуховой анализ и др. Это способствует наиболее эффективному развитию музыкального слуха (мелодического и гармонического), чувства лада и чувства метроритма, усвоению теоретического материала.

Практические приемы работы над интонационными упражнениями.Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков. Например, по количеству голосов: одноголосные и многоголосные. По методическому принципу их можно разделить на упражнения в ладу и от отдельно взятого звука, без сопровождения и с гармоническим сопровождением. Все они прорабатываются параллельно.

Формы исполнения упражнений могут быть самыми разными: пение хором, группами, индивидуально, цепочкой, чередуя пение вслух и про себя, сольфеджируя (на гласные, на слоги0, с закрытым ртом, с текстом и т.д. Ритм при  пении упражнений лучше всего выбирать равномерный, темп – спокойный. Для усложнений упражнений можно изменить темп и штрихи, что создаст дополнительные технические трудности и поспособствует лучшему усвоению материала. 

Особенно важно варьировать настройку перед пением. Задачи настройки – помочь войти в сферу тональности и удержать ее в памяти. Варианты настройки в порядке увеличения трудностей:

1.Педагог играет Т53 и учащиеся поют его вместе с педагогом, а затем самостоятельно. 

2.Педагог играет Т53, учащиеся поют гамму, ступени, каденции и т.д.

3.Педлагог дает один звук – тонику, учащиеся пропевают все самостоятельно, без фортепианного сопровождения.

4.Педагог дает начальный звук мелодии, называет ступени, а учащиеся сами отыскивают тонику и настраиваются.

5.Настройка по камертону. Вначале берется группа тональностей, в которых звук ля входит в состав Т53. Затем используются тональности, где звук ля – одна из неустойчивых ступеней.

6.Самостойтельная настройка на произвольной высоте (без фиксации названия тональности), поется на слоги.

7. Перестройка от предыдущей тональности (по памяти)

 

Развитие чувства лада. Воспитание восприятия. Развитие чувства лада происходит с использование следующих упражнений:

1.Допевание тоники в прослушанной незаконченной мелодии.

2.Импровизаци «ответа» к «вопросу»

3.Интуитивное разрешение верхнего звука аккордов (без названия аккорда и нот), главным образом Д7 и его обращений.

4.Понятие тональности:

- петь знакомую мелодию в разных тональностях с сопровождением и без него;

- самостоятельно начать мелодию после данной педагогом настройки;

- импровизировать попевки в настроенной тональности;

- подобрать на фортепиано короткие попевки от разных звуков.

5.Воприятие ладовой окраски мажора и минора:

- пение попевок (I-V) в одноименном мажоре и миноре с названием звуков;

-пение разрешений Д7 в мажоре и миноре.

 

Развитие интонационной точности слуха, изучение интервалов, аккордов от данного звука.При развитии интонационной точности музыкального слуха используются следующие упражнения:

- пение попевок с применением данного интервала;

- пение по нотам с показом интервала (его направления и ширины):

- пение отдельных интервалов от разных звуков вверх и вниз;

- пение аккордов с перемещением (в форме арпеджио);

- пение цепочки интервалов или аккордов (без разрешения) – секвенции.

 

Чтение с листа. Для чтения с листа необходимы теоретические знания (знания элементов музыкального языка), достаточно развитые интонационно-ладовые слух и чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы и логики музыкальной мысли, умение передать ее содержание при исполнении.

Для того, чтобы процесс чтения с листа протекал правильно и давал свои результаты, следует научить учащихся определенному алгоритму действий:

1.Бегло просмотреть пример, обратив внимание на отдельные, кажущиеся трудными обороты.

2.Осознать написанное: проанализировать структуру примера, определить лад, тональность, отметить модуляцию при наличии, характерные ритмические фигуры, линию развития, штрихи, динамику.

3.Настроиься тональности и представить себе нужный  темп.

4.Мысленно представить себе первые такты или, еще лучше, первую фразу. Это дает возможность в процессе пения все время смотреть вперед.

5.Во время пения слушать себя, чувствовать течение мелодии, логику ее развития, петь красиво.

 

Анализ на слух.При анализе элементов музыкального языка для более яркого впечатления при восприятии следует применять контрастные сочетания элементов. Например, при анализе интервалов после секунды брать октаву, после терции септиму. Контрасты по широте и по диссонантности помогут лучше запомнить их звучание. В трезвучиях можно сочетать трезвучие мажорное с минорным, доминанту с тоникой. Интервалы и аккорды играть не только в гармоническом, но и в мелодическом изложении. В качестве материала для анализа на слух отдельных элементов музыкального языка могут быть использованы:

- звукоряды, гаммы, отдельные ступени лада;

- интервалы  - мелодические и гармонические в ладу и от звука, в разных октавах, взятые отдельно или в ряду других интервалов, исполненные на фортепиано или на других инструментах, или голосом.

- аккорды – исполняемые мелодически в тесном расположении, гармонически в ладу, от отдельных звуков и в гармонических последовательностях;

- модуляции - по мелодии, по басу, по наклонению (мажор, минор)

 

Целостный анализ. В отличие от анализа на слух отдельных элементов музыкального языка, в целостном анализе встает новая задача – уметь охватить целое, осознать течение музыки, определить форму, жанр, фактуру. При целостном анализе путь освоения идет от общего к частному.  Материалом для анализа может служить мелодия, одноголосная песня, детские пьесы и любые произведения художественной музыкальной литературы.

 

Музыкальный диктант. Наиболее полной формой слухового анализа является запись музыки – музыкальный диктант. Выделяются следующие формы диктантов:

- показательный диктант. Цель и задача – показать учащимся процесс записи.

- диктант с предварительным устным анализом. Педагог может анализировать не только темп, размер, структуру, но  и некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры, проигрывая или пропевая их.

- диктант эскизный, по частям. Педагог предлагает записать не весь диктант, а только отдельные его части.  Например, только второе предложение или мотив секвенции и т.д

- диктаты на развитие памяти. Пьеса играется 3-4 раза, затем учащийся записывает то, что успел запомнить.

- «самодиктант», или запись знакомой мелодии.

С элементами музыкального языка, такими как, тембр, регистр, фактура, форма и др. учащиеся знакомятся на уроках слушания музыки и музыкальной литературы. О.А.Владимирова в своей рабочей программе по дисциплине «Слушание музыки» предлагает в первый год обучения на 2-ом уроке для определения характера музыки уже знакомить учащихся с темпом, регистром, ладом (грустно, весело), динамикой (громко, тихо) на уровне слухового восприятия, заполняя соответствующую таблицу. Постепенно приучая учащихся, что медленно – темп, низко – регистр и т.д. В теме «Образы животных, птицы, рыбы в музыке» предлагается ввести понятие музыкального штриха. Например, земля – шаги, прыжки, ползание: стаккато, легато, портаменто и т.д. Н.А.Царева в своей программе «Слушание музыки»  в 1 год обучения тоже уже знакомит с высотой звука, длительностью, окраской (тембр), громкостью, регистрами на уровне слухового восприятия, также как и программа О.А.Владимировой.

Все знания, полученные на теоретических дисциплинах, учащиеся должны активно научиться применять и на других предметах. И прежде чем разучивать произведение по специальности, учащийся должен услышать его, определить характер, тональность, размер, форму, динамику и ее изменения, темп и т.д., т.е. сделать анализ музыкального языка произведения. 

Список литературы:

1.Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. –М.: Музыка, 1975

2.Освиця З.Е., Казарина А.С. Музыкальная литература – М. Музыка, 2001

3.Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие. М. РОСМЭН, 2002

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация