Отделение теоретических дисциплин. Методические разработки.

Методика изучения ступеней лада 

(на основе анализа учебной литературы)

Жильцова Е.В.

 

Каждый музыкант должен понимать и слышать музыку. Если он играет или поет, не осознав законов лада, метроритма, гармонии, музыкальнойформы, и других элементов музыкального языка, значит, он предоставляет все дела только слуху и интуиции. Конечно, хороший музыкальный слух и интуиция выручают способного ученика, но кто же не согласится с тем, что он еще лучше поймет музыку, если изучит ее закономерности. Воспитание музыкального слуха – это важнейшее звено музыкального образования.

Воспитание ладового слуха это длительный целенаправленный процесс, не прекращающийся на протяжении всех лет обучения, особенно важный на первых этапах работы, когда закладывается фундамент для всего дальнейшего музыкального развития учащихся.

Лад – это взаимосвязь музыкальных звуков, которые мы  ощущаем как единое целое. Каждый звук нами воспринимается как часть целого, имеющая определенную функцию в данном ладу. Ладовое чувство заложено в каждом человеке, и оно складывается под воздействием музыкального сознания. Задача урока «Сольфеджио» - научить понимать и осознавать все свойства данного лада. Хорошо развитый (воспитанный) ладовый слух является основой грамотного, осмысленного и выразительного пения

Изучение лада с опорой на интервал. Способ изучения лада с опорой на интервал является распространенным. В этой системе при переходе от одной ступени к другой (по горизонтали) учащиеся должны опираться на диатонические интервалы. Одним из первых учебников, излагающих эту систему, является «Курс сольфеджио» К.Альбрехта.

В разделе «Сольфеджирование» учебник начинается с упражнений. Это мелодические попевки, которые образуют мотивы для секвенций, они построены на интервалах от секунды  до квинты.  Эти попевки автор рекомендует повторять на всех ступенях лада. В рекомендациях К.Альбрехта отмечено что:

1.Повторять мотив следует несколько раз на одной высоте, чтобы его запомнить. Затем, вокализируя на гласную букву, переносить его по слуху на все ступени лада.

2.После пения секвенций по слуху следует его сольминизировать, чтобы осознать пропетое.

3.Только после упражнений в вокализации по слуху и в сознательной сольминизации, можно приступить к исполнению ходов, сольфеджируя каждый звук.

Таким образом, автор предлагает запомнить попевку каждого интервала, затем осознать его и по памяти повторять на каждой ступени лада. После окончания усвоения звучания интервалов на ступенях лада учащиеся должны перейти к сольфеджированию мелодий.

Опираясь на учебник К.Альбрехта, позже, многие музыканты написали пособия по этому принципу. Это: «Учебник сольфеджио» П.Даргомирова, «Первоначальное сольфеджио» М.Климова, «Начальное сольфеджио» В.Соколова, «Сольфеджио» Б.Колмыкова и Г.Фридкина и др.

Изучение лада с опорой на ступени гаммы. Постепенно изучение ступеней. Учебник по сольфеджио с опорой на ступени лада создал Н.М.Ладухин. Он выпустил курс в пяти частях. В первой части учебника «Элементарный курс сольфеджио» даны специальные упражнения, сочиненные автором книги и расположенные исключительно целесообразно. Н.М.Ладухин тщательно разработал порядок изучения ступеней лада. Гамма изучается как бы по частям. Сначала даются только 2 первые ступени гаммы, опираясь на тонику. Затем включаются в упражнение три ступени, далее четыре и т.д. Все мелодии изложены на звуках первой октавы. Изучение мажорного лада заканчивается разделом «Упражнение» для пения всех ступеней гаммы в различных октавах. Втора часть учебника посвящается параллельному минору. 

Изучение лада с опорой на аккорды и простейшие музыкальные формы.«Методический курс одноголосного сольфеджио» И.И.Дубовского был издан в Москве в 1938 году. В своей работе Дубовский ставит своей целью развитие ладофункционального слуха у учащихся. При изучении курса сольфеджио, он выдвигает на первый план аккорд, т.е. различные соотношения аккордовых созвучий. Кроме того, автор напоминает в своей работе о том, что ладовые соотношения воспринимаются нами в связи с формой данного музыкального произведения. 

Изучение лада с опорой на устойчивые и прилегающие к ним неустойчивые звуки.А.Л.Островский в своих работах, неоднократно, подчеркивал необходимость ладового воспитания слуха. Первый выпуск учебника «Сольфеджио» посвящен именно этому вопросу. При изучении сольфеджио автор опирается на курс элементарной  теории музыки и известную схему устойчивости и неустойчивости звуков в ладу. Каждый раздел учебника имеет свои дополнительные (подготовительные упражнения). 

В 1 разделе приведены упражнений для изучения движений на основе тонической квинты и прилегающей к ней VIст. сверху к звуку «соль» и VIIст. снизу к тонике «до». Лад изучается сначала в мажоре, а затем в миноре по тому же принципу. Во 2 разделе диапазон мелодий расширяется до октавы. В 3 разделе в упражнениях появляются  скачки от более устойчивых ступеней к менее устойчивым.  В 4 разделе появляются скачки как с устойчивых ступеней на неустойчивые, так и наоборот.

Изучение лада с опорой на все ступени гаммы, целостный охват ступеней.«Курс сольфеджио» А.П.Агажанова посвящен изучению диатоники, в ней подробно разрабатывается система освоения ступеней лада. Лад здесь осваивается как система, в которой все семь звуков гаммы воспринимаются сразу в их взаимосвязи. Для осознания каждого звука в ладу, его высотного положения по отношению к тонике применяются попевки, направленные к тонике.

Литература:

1.Воспитание музыкального слуха: Мет.пособие\ Сост.А.Агаханова.- М., Музыка, 1985

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация