Отделение оркестровых инструментов. Методические разработки.

«Работа с ансамблем скрипачей в ДМШ»

Преподаватель оркестрового отдела Кадырбаева А.Р.

Ведущим принципом деятельности преподавателей ДМШ является развитие творческой активности учащихся  средствами музыкального воспитания и образования. Одно из наиболее эффективных средств – коллективные формы музицирования.

Как утверждают историки, совместная игра на музыкальных инструментах существовала с древнейших времён и возникла на ранних ступенях развития человечества. Тогда люди применяли примитивные инструменты, с помощью которых извлекались звуки, не имеющие ни точно фиксированной высоты, ни строго упорядоченного ритма.

Литературные и изобразительные памятники древности различных славянских народов позволяют относить возникновение у них инструментальных ансамблей к периоду доклассового общества. Есть основания полагать, что восточные славяне подошли к моменту образования у них государственности с достаточно развитыми навыками ансамблевого музицирования.

Славянские народы всегда отличались необычайной музыкальностью. Это известно из истории развития культуры и богатого фольклорного наследия. Музыка всегда была неотъемлемой составной частью жизни народа, поскольку сопровождала его везде: в поле и горах, степях и на море, в мирное время и бурные годы.

Музыка всегда была неистощимым источником вдохновения.

Элементы, связанные с ансамблевым музицированием, обнаруживают себя при изучении исполнительской традиции почти каждого народного инструмента: трещоток, колоколов, пастушьих рожков, свирели, скрипок. На Украине особой популярностью пользовались «троїсті музики», а наиболее известные ранние примеры скрипичного ансамблевого музицирования принадлежат ансамблю смоленских скрипачей, где участвовали две партии: верхи – солирующая, выполняющая мелодическую функцию, и втора – аккомпанирующая, являющаяся гармонической основой.

При расширении европейской культуры на восток вместе с ансамблями народных инструментов стали возникать и развиваться также классичекие формы коллективного музицирования: симфонические, духовые, камерные оркестры, трио, квартеты.

Вплоть до эпохи романтизма – времени преимущественно сольного исполнительства – наибольший вес имели камерные жанры и способность музыканта играть в ансамбле.

Понятие «ансамбль» (от франц. ensemble, букв.— вместе, сразу) означает стройное сочетание различных элементов и применяется в архитектуре, градостроительстве, во всех областях искусства: живописи, скульптуре, в театре, и, конечно, в музыке.

В музыке ансамбль помимо частных определений (интонационный, ритмический, хоровой и т. д.) – это группа из двух и более музыкантов, исполняющая музыкальное произведение. Определение «хороший ансамбль» означает согласованность, слаженность совместного исполнения и единство творческих устремлений участников, а выражение «чувство ансамбля» -- способность музыкантов к совместной игре и навыки ансамблевой игры.

Участие в ансамбле даёт возможность ученику ощутить результат работы – широкий общественно-значимый резонанс выступлений, а непосредственные живые контакты со слушателями имеют большую педагогическую ценность. Именно благодаря первым успехам перед массовой аудиторией юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремлённость, работоспособность в овладении исполнительским мастерством.  предстают перед учеником приобретённые в классе по специальности и приобретаемые в ансамбле профессиональные навыки.

Обучение для него становится более интересным, интенсивным и целенаправленным.

Ансамбль прививает чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, ответственность за порученное дело.

Знакомясь с новыми, не звучащими в классе специальности произведениями, юный участник ансамбля обогащает свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая, таким образом, уровень своего общего развития.

Участие в ансамбле – это хорошая проверка правильности ведения индивидуальных занятий в классе по специальности. Оно как в зеркале отражает рациональность методов преподавания: насколько прочно усваивается постановка, закреплены навыки, приёмы игры, уделяется ли педагогом должное внимание развитию самостоятельности, контроля и самоконтроля ученика, формированию навыков чтения с листа, аппликатурного мышления, профессионального отношения к исполняемому – динамика, выразительность штрихов, и т. п.

Не оспаривая важности ансамблевого музицирования в развитии учащихся любых возрастных групп, необходимо подчеркнуть, что исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определёнными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию, как виду совместной деятельности. Устойчивый интерес к игре в ансамбле позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствует активизации занятий и стабильности публичных выступлений скрипача. Методика работы с ансамблем имеет свои закономерности и специфику. В то же время она во многом идентична методике работы с учащимися в специальных классах, так как на занятиях ансамбля ведётся та же тщательная работа над интонацией, ритмом, динамикой, музыкальной фразой, текстом.

Работая над произведениями следует добиваться:

  • синхронности при взятии звука;
  • чистоты интонации (мелодической, гармонической);
  • единства штрихов и аппликатуры;
  • воспитывать ощущение единой ритмической пульсации;
  • равновесия в звучании;
  • вырабатывать умение вести и передавать мелодическую линию от партии к партии.

К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнёра», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

Основой ансамблевого исполнительства является умение слышать общее звучание всех партий.

Технически грамотное ансамблевое исполнение предусматривает:

  • синхронное звучание всех партий (единство темпа и ритма партнёров);
  • уравновешенность в силе звучания всех партий (единство динамики);
  • согласованность штрихов всех партий (единство приёмов фразирования).

Слушать себя, партнёра – это проявление разной настроенности внимания, необходимое не только в ансамбле, но и в сольном музицировании с концертмейстером-пианистом. Однако скрипач-ансамблист должен иметь не только необходимую ловкость в быстром изменении фокусировки слуха, но и уметь слушать ансамбль в пределах необходимого контроля – себя в ансамбле, партнёра в ансамбле.

Единство динамики при игре в ансамбле требует от каждого скрипача пересмотра привычных представлений о силе и тембре звучания. Динамика ансамбля всегда шире и богаче динамики сольного исполнения.

Своеобразие условий унисонного интонирования предъявляет к исполнителю требование большой подвижности в применении игровых приёмов не только в сфере действия нервно-мышечного аппарата и аппликатурного мышления, но и в сфере слышания и предслышания. Поэтому игра в ансамбле – важное средство для развития навыков чистого интонирования.

Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приёмов звукоизвлечения, умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани – именно эти требования способствуют совместной игре в ансамбле и выработке, так называемой ансамблевой культуры.

Особенностью работы с ансамблем является воспитание чувства ответственности за качество освоения своей партии: достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихов, динамике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа произведения.

Важнейшим условием успешного развития коллектива является правильно организованные самостоятельные занятия. Требования к работе ансамблистов: самостоятельное изучение партий дома, полное внимание и работа в классе. Во время занятий преподаватель - руководитель проверяет качество выполненного задания, указывает на ошибки, добивается их исправления, дает новые задания. Наилучшая форма работы - это сочетание словесного объяснения с методом показа-иллюстрирования.

Важными факторами, способствующими правильной организации учебного процесса в классе ансамбля и направленными на индивидуальное развитие каждого скрипача в ансамбле являются комплектация коллектива и подбор учебно-педагогического репертуара.

Практика показывает, что в группу I-х скрипок не следует зачислять только сильных учащихся, а в группы II-х и III-х соответственно более слабых или формировать группы по возрастному принципу. В каждой группе должны быть более сильные ученики, которые смогли бы вести за собой более слабых. Дети обычно не любят играть в группах II-х и III-х скрипок, считая это для себя унизительным. Необходимо разъяснить, что все группы ансамбля по своему значению равны между собой, что в ансамбле нет групп более важных и менее важных, и что партия II-х скрипок часто бывает значительно труднее, чем партия I-х. Здесь следует учитывать психологию детей и стараться создать такую атмосферу, чтоб каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива.

Репертуар ансамбля продумывается с учётом индивидуальных способностей, музыкально-технических возможностей и вкуса учащихся. Основные критерии – художественная ценность, педагогическая направленность, воспитательное значение. Необходимо включать в репертуар лучшие образцы классической музыки, обработки народной музыки, произведения зарубежных авторов.

Произведения, включённые в репертуар, могут быть условно поделены на три группы: первая должна отвечать исполнительским возможностям коллектива, вторая – опережать эти возможности, третья – быть легче достигнутого уровня.

Исполнение в ансамбле музыкальных произведений доставляет большое эстетическое удовлетворение, как слушателям, так и самим исполнителям.

Список литературы:

  1. Григорьев В. «Методика обучения игре на скрипке». М.: Классика XXI, 2006 г.
  2. Мордкович Л. «Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы» (на примере ансамбля скрипачей), «Вопросы музыкальной педагогики» вып. 6, М.:1986 г.
  3. Свирская Т. «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля», «Вопросы музыкальной педагогики» вып. 2, М.: 1980 г.
  4. Благой Д. «Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования», «Педагогика и исполнительство». М.: 1996 г.

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация