Отделение оркестровых инструментов. Методические разработки.

«Основные принципы выбора аппликатуры в классе скрипки»

Преподаватель оркестрового отдела Кадырбаева А.Р.

Аппликатура существует с самого зарождения скрипичного искусства, обогащаясь от поколения к поколению, она дошла до нас в том виде, в котором мы привыкли её видеть.

Первоначально аппликатура была ограничена 3 верхними струнами (струна соль использовалась только эпизодически) и 1 позицией. Шейка и гриф скрипки были значительно короче и шире современных, а сам инструмент держали, опирая о левую сторону груди, поэтому левая рука несла функцию дополнительной точки опоры, что значительно ограничивало технические возможности исполнителя. Расширение диапазона применявшихся звуков и постепенное развитие игры в позициях привело к тому, что потребовалось освобождение левой руки от неподвижного состояния. Скрипку стали держать на плече. Революционнее преобразования внес Н. Паганини, в связи с необходимостью новой художественной выразительности, виртуозно-романтическим стилем игры (внепозиционное движение, игра одним пальцем, сверхрастяжки). Также большое значение имело изобретенный Л. Шпором в 1820 году подбородник.

Аппликатура (от ит. applicare – прикладывать, приставлять) — это определенная система приемов исполнения музыкального текста, связанная с тем или иным расположением и движением (последовательным или одновременным) пальцев на струнах, направленная на выразительное интонирование и воплощение художественного замысла.

В целом, аппликатура — это организация действий левой руки при игре на инструменте. В определении той или иной аппликатуры исполнитель обязательно учитывает требования рациональности и экономности движений.

Аппликатура обозначается поставленными над нотами цифрами, указывающими, каким пальцем эта нота берется. Выбор аппликатуры при игре на скрипке подчиняется требованиям фразировки, динамики, звучания и ритма, неразрывно связан с индивидуальной интерпретацией произведения исполнителем и особенностью строение руки музыканта — ширина ладони, длинные сила пальцев, их гибкость и т.п.

Главное художественное качество — отчетливость. Выполнение этой задачи возможно лишь при рациональной аппликатуре. Например, нецелесообразно из-за одной ноты переходить на другую струну. Верный и рациональный выбор аппликатуры развивает свободу ориентировки на грифе, способствует чистоте интонации, облегчает преодоление трудностей, что в свою очередь помогает при чтении с листа. Также важным аспектом является выработка специфического «аппликатурного мышления», развитию которого зачастую не уделяется должного внимания. Ю. Янкелевич всегда поощрял аппликатуры поиски учеников, он говорил, что они, конечно, не всегда находят лучшее решение, но собственный, отражающий возможности ученика вариант стоит оставлять. «Главное — это качество игры». К. Флеш писал: «…для артиста существует только один-единственный вариант, в наибольшей степени отвечающий как его музыкальному вкусу, таки особенностям индивидуальной техники. Эта так называемая «лучшая» аппликатура ‹…› определяется путем проб и ошибок. Поэтому глубочайшую истину заключает в себе следующее, на первый взгляд парадоксальное утверждение: каждому звуковому последованию соответствует единственно возможная для данного индивида «лучшая» аппликатура».

По направлению перемещения левой руки и пальцев выделяются линейная и поперечная аппликатуры. В линейной движения разворачиваются вдоль грифа (например, гамма), в поперечной кисть и пальцы перемещаются поперек грифа, например, в аккордах.

Есть три вида расположения пальцев на грифе: естественное, суженное и расширенное.

При естественном расположении пальцы от первого до четвёртого образуют кварту, при суженом охватывают меньше кварты, такое расположение используется при игре в полупозиции и хроматических гамм. При расширенном расположении пальцы образуют кварту или квинту в низких позициях, а наверху может дойти и до септимы ( применяется при игре фингерзацев, делим, при использовании растяжек и т.д.).

Довольно часто различные расположения пальцев на грифе, обуславливаемые, с одной стороны, природой инструмента, а с другой - фактурой музыкального произведения, находящихся между собой в противоречии, создают для исполнителя определённые технические неудобства. Отсюда - распространённость различных исполнительских редакций одного и того же произведения, подчас сильно отличающихся от первоначального варианта. По сути это не что иное, как приспособление уже написанного произведения к техническим возможностям инструмента или индивидуальным особенностям игры редактора-исполнителя. Некоторые же произведения писались в расчёте на исполнительские возможности того или иного крупного артиста. К таким примерам относятся: «Испанская симфония» Лало; третий концерт, «Хаванез», «Интродукция и Рондо каприччиозо» К.Сен-Санса. Они были сочинены специально для Сарасате. Знаменитый испанский скрипач обладал маленькими руками, с трудом брал октаву, почти не применял игру двойными нотами. Отсюда преобладание в этих произведениях мелкой, «жемчужной» техники.

На скрипке, как и на любом другом струнно-смычковом инструменте, изменение аппликатуры одного и того же звука обычно влечёт за собой существенное изменение его тембра и силы, вне зависимости от характера ведения смычка. Это можно объяснить тем, что на скрипке один и тот же звук может быть взят на разных струнах и изменение тембра в данном случае обуславливается разной толщиной струн.

Отбор аппликатурных приемов определяется многими причинами, среди которых: учет естественного расположения пальцев; фактура фразы, структура фигурация; необходимые границы темпа и динамики. В условиях достаточно быстрых темпов и сложных исполнительских задач важную роль играет достижение комплексности движения, что предопределяет необходимость его ритмической организации. Такая аппликатура называется пассажной или ритмической. Ритмическая аппликатура позволяет преодолеть тяжеловесность звучания. Она заключается в том, что переход (соединение позиций) совершается на сильную или относительно сильную долю. Тяжеловесность перехода совпадает с более громким звучанием доли, он как бы подчеркивает сильную долю. От этого приема техника выигрывает — мы прячем недостаток, превращая его в достоинство.

В «технических местах» художественных произведений важным моментом, облегчающим изучение сложных кусков и пассажей, является применение повторяющейся последовательности одних и тех же пальцев. Рациональность повторяющейся аппликатурной группы заключается в том, что приме применении преодоление трудности заключается только в точности передвижения левой руки в последующие позиции при сохранении однообразной комбинации пальцевых движений во всех позициях. Повторяющая аппликатура группа может быть применена: при нисходящем или восходящем секвенцееобразном ходе; при повторении последовательности одних и тех же звуков на октаву вверх или вниз.

При исполнении произведения кантиленного характера главная задача исполнителя — приблизить звучание скрипки к человеческому голосу,  максимально используя тембр одной струны. Перемена струны  должна быть согласо­вана с общей структурой мелодии.

Аппликатура в кантилене как средство художественной вы­разительности неразрывно связана с фразировкой. В техниче­ском отношении фразировка сводится, главным образом, к пра­вильному ведению смычка и распределению его частей, а также к выбору рациональной аппликатуры в соответствии с ритмом и динамикой данной фразы. Неправильная аппликатура, как и не­верный штрих, нарушает цельность художественной фразировки и приводит к искажению музыкального смысла исполняемого произведения. Если в технических местах нужно принимать во внимание удобство, приносимое той или иной аппликатурой, по­могающей преодолеть быструю смену переходов, скачков и рас­тяжек, то в кантилене возможна ап­пликатура, допускающая большее число переходов в целях вы­разительности звучания. Таким образом, аппликатура, целесо­образная для кантилены в медленном движении, может оказаться непригодной при исполнении этого же отрывка в быстром темпе.

В кантилене нередко применяется аппликатурный прием, связанный с колористическим оттенением одного и того же мелодического материала. Повторение одной и той же мелодической фразы обычно влечет за собой изменение нюанса и аппликатуры, выражаю­щейся большей частью в перемене струны, на которой исполня­ется повторяющаяся фраза. Это придает звучанию повторяющегося отрывка большее раз­нообразие и подчеркивает его значительность.

При повторении в мелодии звука одной и той же высоты подмена пальца на этом звуке, изменяя тембр звучания, уси­ливает его выразительность.

Использование четвертого пальца в кантилене может быть ограничено, так как оно не всегда способствует полноценному звучанию:

  • на очень высоких позициях;
  • в местах, требую­щих большой силы и звучности (особенно на струне соль).

Причиной относительно плохого звучания при использовании четвертого пальца является:

  • относительная физическая его сла­бость;
  • ограниченность вибрационного размаха;
  • не­устойчивость в высоких позициях.

Применение натуральных флажолетов разных октав в кантилене сообщает ей вырази­тельное, смягчающее звучание, особенно в сочетании с приемом portamento в нюансах pianissimo, piano, mezzo forte. Они могут применяться в следующих случаях:

  • во фразах, музыкальный смысл которых требует некото­рой смягченности чувства, прозрачного звучания;
  • в музыке изящного характера.

Еще один выразительный эффект — напряженность высокой тесситуры — это игра в очень высоких позициях, что порождает напряженность тембра.

Итак, у скрипача есть масса выразительных средств. Вся музыка по Б.В. Асафьеву,—это «искусство интонируемого смысла». У исполнителей есть возможность по-разному преподнести одну ту же ноту. Аппликатура как элемент художественного исполнения неотделима от звучания, поэтому различная аппликатура означает различное звучание.Раскрытие идейно-эмоционального содержания музыкального произведения, выявление всего богатства звучания скрипки является одной из главнейших задач, стоящих перед скри­пачом-исполнителем.

Список литературы:

  • В. Руденко. Лекции по методике обучения игре на скрипке. - М.: «Дека-ВС», 2018
    • И. Ямпольский. Основы скрипичной аппликатуры. - М.: «Музыка» 1977
    • К. Флеш. Искусство скрипичной игры. - М.: «Музыка», 1964
    • В. Григорьев Методика обучения игре на скрипке. - М: «Классика-XXI», 2006

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация