Отделение оркестровых инструментов. Методические разработки.

Личностно-ориентированный подход при оценивании  

учащихся в музыкальной школе

Саладина И.Г.,

преподаватель по классу виолончели

Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников  утвердилась в России еще в начале 19 века. Тогда употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей, если он получал два нуля подряд, то он подвергался телесному наказанию (до 1864 г) Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок, тройку ставили за посредственное прилежание, четыре- когда ученик хорошо исполнил свои обязанности, пять он получал только за отличное знание урока. Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуя только знание заданного на дом урока, и не имел права учитывать внимание или рассеянность учеников во время занятия, а также временное или постоянное прилежание ученика, его возраст и способности. Не смотря на многочисленные попытки реформирования этой системы она сохранилась до нашего времени.  Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний.  Основными из них являются следующие: 

а)  текущая оценка знаний, проводимая в ходе повседневных занятий. 

б)  четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой четверти.                                       

в)  годовая оценка знаний, то есть оценка успеваемости за год.                                     

г)  переводные и выпускные экзамены.                                                                              

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, то есть в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и так далее. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний.  Какова же сущность и дидактические основы использования каждого из этих методов.   Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они  осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.  

Устный опрос     

Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том , что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту их усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

Контрольные работы                                                                                                     

Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо  соблюдать ряд  дидактических требований:      

1) контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. 

2) необходимо заранее предупредить  учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку.                            

3) при проведении контрольных  работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допуская подсказок и списывания.                                                                                     

Проверка домашних работ учащихся                            

Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Комплексный подход к оценке

Выставляя оценку, учитель руководствуется объективностью, однако, элемент субъективности, конечно же, проявляется при оценивании  работы ученика. Преподавательской необходимостью является комплексный подход к оценке – и объективный, и субъективный. Субъективность – это не предвзятость и несправедливость, это творческое восприятие урока. Если у ребенка хорошие музыкальные способности, но несколько уроков подряд не выучивается текст, значит, ученик недостаточно работает дома. И преподаватель обоснованно может поставить тройку, несмотря на активность и продуктивность ученика на уроке.

Поощрительная оценка

Рассмотрим другой пример. У ребенка есть желание заниматься в музыкальной школе, но у него слабые музыкальные способности. Ребенок знает, как реально обстоят дела, видит возможности других учеников, понимает, что учеба – это труд, и получает свою реальную оценку – тройку или четверку. Иногда ребенок качественно выполнил домашнее задание, активно работал на уроке, и тогда преподаватель, желая зафиксировать успех ученика, ставит отличную оценку. Эта оценка носит поощрительный характер. 

Порицательная оценка

Зачастую преподаватели пользуются словесной оценкой. Если ребенок обычно добросовестно готовится к урокам, но пришел с невыученным заданием, преподаватель вправе сказать, что если такое повторится, то будет двойка. А невыученное задание выполняется в классе или задается на следующий урок. Это словесная оценка, но все равно, порицательная. 

Отличие оценки в общеобразовательной и в музыкальной школе

Поурочная оценка в музыкальной школе отличается от поурочной оценки в общеобразовательной школе. Поставить оценку в музыкальной школе труднее. Зачастую, преподаватели отказываются от частых поурочных оценок, используя другие методы привлечения учеников к активной творческой деятельности. Преподаватели и родители учеников должны всячески убеждать детей, что они учатся не ради отметки, а ради знаний и умений. И поэтому в дневнике достаточно будет записи о невыполненном задании. Со временем ребенок отвыкает работать только ради положительной оценки и более творчески подходит к выполнению домашних заданий. Ученик понимает, что главная его оценка будет выставлена на контрольных прослушиваниях. И вся работа на уроке, подготовка домашних заданий – это работа на положительный результат в перспективе.

Воспитательный характер оценки

Преподаватель музыкальной школы всегда должен задумываться о воспитательном эффекте оценки. А для этого необходимо хорошо знать музыкальные способности ученика, его трудоспособность и следует предусмотреть психологическую реакцию на выставленную оценку. И только потом решать, какая отметка должна быть: констатирующая, поощрительная или порицательная.

Поурочная оценка в музыкальной школе, в основном, — субъективное оценивание педагогом успехов ученика, и носит воспитательный характер. Успехи ученика оценивают не столько по оценкам за уроки, сколько по итогам на контрольных прослушиваниях. В учебных программах указывается, что педагог должен всячески поддерживать трудолюбие ученика, и что оценки должны быть доброжелательны и педагогически целесообразны.

Хорошие и отличные оценки могут быть выставлены в равной степени как ученикам с отличными данными, так и ученикам со средними данными. Но обязательное условие – в пределах своих возможностей ученик должен добиться больших успехов.

Основной критерий выставленной оценки – грамотное и осмысленное исполнение произведения. А поэтому, речь идет не об оценке на уроке, а об оценивании готовой работы. И здесь уже потребуется объективное оценивание – грамотное и осмысленное исполнение произведений независимо от степени музыкальной одаренности.

Можно сделать вывод, что поурочная оценка носит воспитательный характер и является средством стимулирования работы ученика. Эта оценка может быть цифровой и словесной, устной и письменной.

Оценки на академических концертах, экзаменах, контрольных уроках – объективный итог обучения учащихся в музыкальной школе. И поэтому, такая система учета успеваемости заставляет работать учеников постоянно и напряженно. Учащиеся понимают, что кропотливая работа дает хороший результат, и что оценка на экзамене – это результат плодотворной и постоянной текущей работы.

Бывает, преподаватели сетуют на срывы на выступлении. Но нужно помнить и учителям, и ученикам, что любой срыв – это провал. А потому, контрольные выступления – это объективная оценка исполнения. На выпускных экзаменах, если произойдет срыв, нужно, конечно, учитывать выступления на предыдущих контрольных мероприятиях. И так как на данных мероприятиях выставлялись объективные оценки, можно понять, был ли это случайный срыв или нет.

При выдаче свидетельства ученику, сорвавшемуся на выпускных экзаменах, комиссия должна учесть не только оценку на самом экзамене, но и на контрольных выступлениях за предыдущие годы. И это не будет отступлением от системы выставления оценок, так как на контрольных выступлениях за прошлые годы выставлялись объективные оценки.

Система выставления объективных оценок даст правильную характеристику нерадивому, но способному ученику, который выпускную программу исполнил на «отлично», поработав усиленно лишь в последнее время. Но если ученик смог за короткий промежуток времени подготовить концертную программу, значит, уровень сложности и объем были недостаточно велики, и ученик был недостаточно загружен работой. Поэтому, учащемуся, который склонен к штурмовщине, нужно дать серьезную нагрузку, соответствующую его возможностям и способностям. Другая причина штурмовщины – позднее определение концертной программы.

И поэтому, система выставления объективной оценки на контрольном выступлении позволит выявить способности учащихся и в результате можно будет правильно планировать их нагрузку.

Нужно отметить, что такой подход к выставлению итоговой оценки возможен по специальному классу. По сольфеджио и музыкальной литературе принцип учета успеваемости должен оставаться прежним.

В исполнительских коллективах (хор, оркестр, крупные ансамбли) целесообразно выставлять семестровые итоговые оценки с учетом текущих оценок и концертных выступлений. Малые исполнительские коллективы из-за отсутствия регулярной концертной деятельности нуждаются в четвертной оценке.

Итоговая оценка

Основа итоговой оценки – исполнительские качества ученика и навыки владения инструментом. Такая система оценивания работы ученика не ограничивает инициативу преподавателя. Педагог может выбирать способы стимулирования текущей работы учащегося для того, чтобы было качественное выступление на контрольном прослушивании.

Успех выступления ученика во многом зависит от правильного подбора преподавателем программы. Это должны быть яркие, разнохарактерные произведения, исполняя которые, ученик мог бы проявить технические возможности и музыкальные способности.

Оценки на академических и контрольных прослушиваниях, полученные учеником, дают возможность преподавателю сделать выбор в определении годовой оценки, если эти оценки неоднородны.

Оценка при переводе ученика в следующий класс

Для перевода в следующий класс нужно, чтобы ученик успевал по всем дисциплинам. Годовая оценка выставляется, исходя из оценок за контрольные прослушивания в учебном году.

Обязательные контрольные прослушивания, на которых должен выступить ученик музыкальной школы:

— академические концерты

— контрольные уроки

— технические зачеты

— экзамены (если предусмотрены учебным планом)

Если ребенок не выступал на академическом концерте по уважительной причине, но занятия посещал, итоговая оценка выводится исходя из текущих оценок.

Данная система оценивания соединяет в себе контроль успеваемости учащегося и решает задачи по всестороннему музыкальному развитию ребенка.

Система контрольных прослушиваний способствует регулярной отчетности учащегося и лучшему освоению учеником учебного плана.

Рассмотрим тему — объективность оценки, выставленной в музыкальной школе на экзамене и  академическом концерте. Есть два взгляда на процесс обучения в музыкальной школе. Кто-то считает музыкальную школу дополнительным обучением к общеобразовательной школе: это важное, но необязательное занятие. Дети загружены, их нужно поощрять, не отбить желание учиться. И поэтому появляются завышенные оценки.

Другие утверждают: музыкальная школа – государственное учебное заведение с определенными задачами: общее музыкальное образование и отбор одаренных детей с целью подготовки к профессиональному обучению музыке.

Наличие учащихся с различными способностями влечет за собой разные требования к выполнению учебной программы.

При первом подходе завышенные оценки на контрольных прослушиваниях появляются уже с младших классов. Преподаватели хотят стимулировать ученика и делают скидку на возраст ребенка. Такой подход стал уже традицией в музыкальной школе. Оценка выступает в роли аванса за будущую работу. Ученики не могут реально оценить свое выступление, и считают, что это объективная оценка, и что они заслужили и заработали эту оценку.

Требования к исполнительскому мастерству для старшеклассников возрастают, и происходит несоответствие оценки реальной и представлением ученика об оценке. И на этом этапе уже сложно привести их в соответствие.

Так как в музыкальной школе обучаются дети с разными способностями, к ним выдвигаются разные требования. В этом и заключается метод дифференцированного подхода к ученикам.

Оценка и учебная программа 

Подбирая учебную программу, нужно учитывать способности учеников. Программа может состоять из произведений, соответствующих классу обучения, а может быть на класс завышена или занижена.

Учебная программа может изменяться в пределах трех ступеней обучения. Нужно помнить: учебная программа не является категоричной и окончательной. Программа – это ориентир, в который заложены черты рекомендательного характера. И поэтому нет необходимости ставить вопрос о строгом соблюдении учебной программы.

Требования к выполнению учебного плана в музыкальной школе относительны и зависят от способностей ученика и мастерства преподавателя. Завышение и особенно занижение программы обсуждается преподавателями на заседаниях отдела, выносится решение и записывается в книге протоколов заседаний отдела.

Ученик, не способный заниматься по программе своего класса, но имеющий большое желание, может обучаться и закончить музыкальную школу по заниженной программе. Это позволит сократить отсев учащихся из школы.

Если оценка в музыкальной школе выставляется ученику за его способности, а не за достижения, то это тормозит развитие учащегося. Подход к оцениванию успеха ученика должен быть единым для всех, потому что в индивидуальном подходе к выбору произведений преподаватель уже учел степень музыкальных способности детей. Ученик получает посильное задание, с которым к должен справиться. На прослушиваниях необходимо предъявлять высокие требования ко всем учащимся в одинаковой мере.

Ставить хорошую оценку лишь за труд, если ученик не достиг успехов, неправильно. Поурочная оценка может носить поощрительный характер, выступать в роли морального стимула, может быть цифровой или словесной.

Экзаменационная оценка

Экзаменационная оценка должна выставляться за реальные творческие достижения.

Из сказанного выше следует: ученикам необходимо предъявлять строгие требования и объективно оценивать выступления на контрольных прослушиваниях. В таких случаях у учеников вырабатывается ответственность к учебному процессу и понимание, что в оценке за академический концерт заложен итог текущей работы.

Оценка за академический концерт больше основана на музыкальном восприятии исполнения учащегося. Из-за этого и возникают спорные моменты и сопоставление игры разных учеников. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно систематизировать требования к выступлению, объединив субъективное восприятие и объективность показателей. Оценка – это показатель творческих достижений и творческого отношения учащегося к труду.

Сгруппируем требования к экзаменационным выступлениям:

1. Организационные вопросы выступления:

— сценическая культура (выход, уход со сцены, поклон),

— сценическая свобода и артистичность

— умение мобилизоваться ( сосредоточенность, волевые качества, целостное исполнение произведения)

— демонстрация завершенности в работе над программой

2. Качество исполнения:

— текст, соответствующий указаниям автора

— исполнение преподавательских требований

— непрерывное и завершенное исполнение

— музыкальность: динамика, чувство ритма, эмоциональное исполнение, восприятие и преподнесение слушателям произведения, владение таким понятием, как «слушание себя», звуковедение и так далее).

Ошибки, чаще всего допускаемые исполнителями на концертах: 

— текстовые неточности

— ученик недостаточно профессионально владеет инструментом: использование педали, неточность в  аппликатуре, для баянистов — работа мехом, у вокалистов и духовиков — проблемы с дыханием

— слабое владение штрихами

— неверная организация и владение игровым аппаратом (руки, корпус)

— неверная интерпретация произведения, искажающая смысл исполняемой пьесы

Проанализировав выступление ученика по этим требованиям, можно определиться с реальной оценкой. Отличная оценка выставляется за безукоризненное исполнение и выполнение всех требований.

Если не выполнено одно-два из требований или произведение исполнено формально правильно, но не музыкально, оценку следует снизить на балл.

Если нарушены три-четыре пункта этих групп, и если нарушения характерны для игры ученика, происходит снижение на два балла.

В практике музыкальных школ встречается желание преподавателя поставить своему ученику более высокую оценку за то, что он хорошо работал на уроках и исполняет программу повышенной сложности, а не за качество исполнения.

Однако, на академконцерте необходимо исполнять посильные произведения, основанные на приобретенных ранее игровых навыках ученика, чтобы можно было продемонстрировать законченность работы над произведением. А более сложную программу можно играть на уроке и на контрольном уроке.

Практика показывает, что на контрольных прослушиваниях учащиеся играют хуже, нежели на уроках. Причин этому много, одна из них – отсутствие технического резерва и волевых возможностей ученика.

Для устранения этого недостатка необходимо не только правильно подобрать программу академического концерта, но и довести работу над этой программой до состояния завершенности.

Список литературы:   

  1. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. А. К. Влеченко.  
  2. «Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся» Е. М. Королёва.    
  3. «Критерии оценки в музыкальной школе» И.Н. Анищенко.

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация