Основные функции аппликатуры. Смена позиций при игре на домре.
(методическая разработка урока)
(Стрелец Т.В., преподаватель по классу домры)
Цель урока: развитие аппликатурного и компактного музыкального мышления ученика, т.е. способности грамотно использовать аппликатурные приемы и выстраивать позицию пальцев при игре на инструменте; способности мыслить не отдельными звуками, а целостными музыкальными оборотами.
Задачи урока:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Урок проводится в нетрадиционной, групповой форме с ученицами 3 и 4 класса.
По типологии – это урок коллективной познавательной деятельности.
Длительность занятия – 60 минут
Ход урока:
1. Актуализация знаний учащихся.
Значение понятия аппликатура многогранно. Оно охватывает в процессе обучение практически все стороны исполнительской деятельности, начиная с формирования основ исполнительских движений левой руки и заканчивая творческим поиском аппликатурных вариантов при исполнении художественного музыкального произведения. В связи с этим понятие аппликатуры следует трактовать более широко, чем это обозначено: «.. способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте». С понятием «аппликатура» тесно связано и другое понятие – «позиция».
Вопрос учителя: «Что такое позиция»?
Ответы учениц:
- Положение левой руки на инструменте, которое определяется по расположению 1 пальца.
- Если 1 палец левой руки находится на 1 или 2 ладах, то это – 1 позиция; если палец расположен на 2 или 3 ладах, то это – 2 позиция и т.д.
Вопрос учителя: « Для чего необходимо использование позиций»?
Ответы учениц:
- В произведениях часто встречаются пассажи, которые невозможно исполнить только на одной струне или в одной позиции.
- Чтобы добиться более певучего звучания мелодии.
Учитель: Ваши ответы верны. Действительно, часто мы используем позиции при перемещении по грифу в гаммах, гаммообразных пассажах, секвенционных построениях. Давайте сейчас вспомним гаммы, которые мы с вами начали изучать в этом полугодии. Гаммы нам нужны не только для понимания основных закономерностей аппликатуры, но и для технического освоения смены позиций.
Поочередное исполнение гамм ученицами. При смене позиций перемещение руки по грифу должно осуществляться беззвучно. Чтобы избежать возможного мышечного напряжения, я вам советую делать следующие подготовительные движения:
- в момент перехода в более высокую позицию кисть слегка прогибается в сторону грифа, затем делает бросок вверх в направлении нужной позиции, выпрямляясь во время движения;
- при переходе из более высокой в более низкую позицию кисть слегка прогибается в другую сторону, то есть от грифа, после чего происходит бросок кисти вниз с выпрямлением.
Попробуйте сейчас снова исполнить гаммы в медленном темпе, помня о подготовительных движениях левой руки, прислушивайтесь к своим мышечным ощущениям.
2. Изучение нового материала
Освоение технологии смены позиций:
- Сейчас мы с вами попробуем исполнить гаммы необычной аппликатурой, используя
сочетания только двух пальцев.
Каждой ученице выдается нотный пример с обозначением аппликатуры в гамме. Следует исполнение гамм (на одной струне) ученицами модифицированной аппликатурой В. Мироманова, отрабатывается техника скольжения пальца по струне.
Завершая работу на гаммами, хочу подчеркнуть, что в случае, когда мы говорим о назначении аппликатуры, чтобы обеспечить удобство для левой руки, мы имеем ввиду её техническую функцию.Основные правила смены позиций я сейчас вам объясню на примере обработки р.н.п «Ивушка» Ушакова.
Следует исполнение произведения преподавателем, затем дается анализ варианта аппликатуры в вариациях, выбранной редактором (В.С. Чуниным) и предлагается новый вариант. В процессе подробного разбора аппликатурных приемов формулируются основные аппликатурные приемы и правила смены позиций:
• для того чтобы избежать «обратного штриха» при переходе со струны на струну следует помнить о принципе четности – переход со струны на струну производится только после проигрывания четного количества звуков (2,4,6,8): лучше - ♪♪♪♪ + ♪♪ ; ♪♪♪♪ + ♪♪♪♪ и т.п.; нельзя - ♪♪♪+ ♪ и наоборот.
• этот же принцип используется при переходе из позиции в позицию на одной струне;
• при перемещении из одной позиции в другую однотипные музыкальные построения (секвенции) желательно исполнять одинаковой аппликатурой;
• аппликатуру всегда необходимо согласовывать со штрихами.
Помимо технических задач необходимо рассмотреть возможности аппликатуры как средства выразительности, Если аппликатура используется как средство выразительности, помогающее подчеркнуть какие-либо нюансы при исполнении музыки, или как сказала нам К., «чтобы добиться большей певучести», тогда мы говорим о художественной функцииаппликатуры.
Довольно часто используется термин «фразировочная аппликатура», смысл которого сводится к использованию позиционной аппликатуры (игра на одной струне) в течение фразы, мотива с целью большей связности. В этом случае часто простой вариант приходится заменять более сложным. Все решает, в конечном счете, выразительное произношение музыкальной интонации.
Аппликатурные приемы зависят от различных выразительных средств: артикуляционных, динамических, тембровых. Вариант аппликатуры может быть различным, например, при изменении штрихов:
• легато требует игры на одной струне, стаккато может допустить свободный выбор струн.
• При изменении динамики на более сильное звучание желательно пользоваться 1-й и 2-й струнами, на более слабое- 2-й и 3-й. Такая корректировка необходима и при поиске новых вариантов тембрового сочетания звуков.
• Подчеркивание границ однотипных ритмических построений или границ других, но обязательно секвенционных групп, может быть усилено особым аппликатурным приемом – портаменто, т.е. соединение смежных (пограничных) звуков скольжением одного пальца. Выразительное значение этого приема особенно заметно в медленных темпах. Следует демонстрация ученицей фрагмента из пьесы Каччини «Ave Maria».
• Необычным приемом является репетиция пальцев при исполнении повторяющейся несколько раз ноты при штрихе легато.
Следует исполнение ученицей р.н.п. «Как по морю, морю синему».
Вопрос учителя: «Катя, как ты считаешь, чего позволило добиться использование такой необычной аппликатуры»?
Ответ: «Мелодия прозвучала певуче, но в то же время повторяющиеся ноты не слились в один звук».
Комментарии учителя: «Совершенно верно. Этот тип смены позиции получил широкое применение в кантиленных произведениях и является особым средством выразительности, родственным вокальному приему, поскольку позволяет добиться певучести, не нарушая законы артикуляции».
Вопрос учителя: «Какой вывод мы можем сделать об использовании аппликатуры с художественной точки зрения»?
Ответ учениц: «Выбор аппликатуры в произведении зависит от его характера, от выбранных выразительных средств».
3. Закрепление полученных знаний.
Закрепление материала на примере «Контрданса» Л. Бетховена.
После исполнения фрагмента пьесы ученицам предлагается в каждом мотиве проанализировать вариант аппликатуры, проставленный редактором. Дается задание подобрать собственный аппликатурный вариант и обосновать его. Каждый вариант комментируется учениками и учителем, в результате совместного поиска определяется наиболее удобный и рациональный.
4. Контроль усвоения материала.
Задания для самостоятельной работы:
Сравнивается и обсуждается каждый из вариантов, предложенных ученицами.
5. Обобщение результатов работы.
В конце урока давайте теперь вместе обобщим полученные новые знания, подведем итоги работы и определим направления дальнейшей работы по освоению техники смены позиций.
Вопросы учителя:
- Какие функции аппликатуры мы сегодня изучили?
- От каких выразительных средств может зависеть выбор аппликатуры?
- Какой принцип следует учитывать при определении аппликатуры в пассажах или переходе со струны на струну?
- На ваш взгляд, какие приёмы позволяют добиться большей певучести мелодии?
6. В конце урока комментируется домашнее задание: отработка техники смены позиций в гаммах типовой аппликатурой (осваемые на данном этапе учащимся), в гаммах модифицированной аппликатурой В. Мироманова, упражнениях, подготовленных преподавателем для каждого учащегося. Поскольку информационная часть урока довольно уплотнена, то вследствие временных ограничений часть 4 этапа урока можно использовать в качестве домашнего задания или использовать аналогичные примеры.