Отделение хорового и сольного пения. Методические разработки.

Система оценивания знаний в рамках Федеральных Государственных требований.

Заричная Н.В.,

преподаватель хоровых дисциплин

Образование – это особый социальный институт, в котором государство готовит будущих специалистов и профессионалов. Судить о степени их готовности к той или иной социально значимой деятельности можно только на основании диагностики и оценивания, которые в различных областях социальной жизни принимают различные формы: аттестация, аудит, ревизия, комплексная проверка, системный мониторинг, автоматизированный контроль и пр. Необходимость и целесообразность социально значимой оценки деятельности очевидны, поскольку позволяют выявить степень, уровень, качество готовности конечного результата: архитектурного ансамбля, художественной повести, компетентности специалиста, знаний и умений учащихся и т.д.

Поэтому этап оценивания в учебном процессе нужен и важен. Это понимают педагоги, ученые, которые стремятся осмыслить учение как вид деятельности. Оценка в этом общем значении не сводится просто к неким номинациям – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и пр.; нет, она выполняет определенные функции, т.е. отвечает тем самым общественным ожиданиям, о которых говорилось выше.

Федеральные государственные требования предусматривают создание системы и критериев оценивания в каждом образовательном учреждении. Детально разработанные, подуманные критерии оценивания, учитывают специфику предметов, оформляются согласно определённым требованиям и являются документальной основой при различных видах аттестации учащихся (промежуточной, итоговой и т.д.).

Проблема школьной отметки и альтернативная система оценивания знаний только на первый взгляд может показаться формальной и поверхностной по отношению к процессу учебно-воспитательной работы. Эта проблема во все времена волновала многих педагогов. Различные системы оценивания знаний, наряду с несомненными преимуществами имеют такие недостатки, которые делают их неприемлемыми для повсеместного внедрения. Кроме того системы оценивания, разработанные и апробированные в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях неприемлемы для детских музыкальных школ, т.к. не могут полностью учитывать особую специфику музыкального образования.

На практике сложился сложный характер отношений между отметкой и оценкой знаний. Зачастую под отметкой понимается оценка и наоборот. Понятно, что шкала отметокболее жестка, формализована. Её главная задача установить уровень (степень) усвоения школьниками государственной программы. Она должна быть проста в использовании, понятна всем участникам образовательного процесса, согласовываться с общепринятой шкалой и, что особенно важно, с тем как ставятся отметки на вступительных экзаменах в средне-специальные и высшие учебные заведения, в какой бы форме они не проводились.

Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности, через нее осуществляется связь между преподавателем, учащимся, родителем. Существенны контрольные и корректирующие функции отметки. Несомненен значительный воспитательный потенциал отметки, ее стимулирующе - мотивационная роль.

Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся; установить глубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировки мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад.

Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.Оценка направлена « во внутрь», отметка – обращена «во вне», в социум. Оценка эмоциональна, отметка подчеркнуто формализована. 

К сожалению, как показывает исторический опыт, в реальной практике указанные отличия между отметкой и оценкой учитывались явно недостаточно.

В оценочной системе выделяют определённые «зоны риска»

1. Прежде всего – субъективизм педагога, проявляющийся в оценках и соответствующих суждениях. Учитель – живой человек, и ему далеко не всегда удается избежать проекции своего отношения к личности учащегося на оценивание его ответов и письменных работ. «Плюсы» и «минусы», которыми педагог усиливает или снижает балльную оценку, часто являются свидетельством именно такого, личностно окрашенного отношения. (Собственно, идея тестирования как формы контроля и призвана была как раз разрушить основание для проявлений субъективизма.Такая форма ставит учащихся в изначально равные условия в получении контрольного задания и должна обеспечить независимость и объективность итоговой оценки).

2. Часто та или иная оценка, в системе получаемая учеником, становится краеугольным камнем, начинающим определять его социальный статус: «отличник», «хорошист», «троечник», «двоечник по жизни»… Причем  это случается не только в школьных обстоятельствах, но и в семейных отношениях. Ежедневное сравнение достижений ребенка с некоей нормой и систематическое несоответствие этой норме пагубно сказывается и на родительских ожиданиях и на самооценке школьника, подростка.

3. Недоработанность системы оценок проявляется и в том, что балл есть число, которым стараются измерить разные, в том числе и нравственные, свойства учеников, но они не могут быть выражены числами, т.к. не могут быть измерены. В итоге происходит подмена: оценка работы, продукта деятельности начинает восприниматься как оценка личности школьника – его нравственности, интеллекта, жизненных устремлений: нет прилежания – неудачник, ничего не сможет добиться в жизни. 

4. Со временем оценка может стать своеобразной ловушкой для ученика. Да, он сам порой способствует тому, что такая «клетка» возникает вокруг него, однако, попав в нее однажды, вырваться из ее ограничивающих рамок оказывается чрезвычайно трудно.

Тем не менее, оценивание является естественной составляющей образовательного процесса. Более того, чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Оценка, как элемент контроля, позволяет отслеживать динамику развития учащихся младших классов и выступать в качестве стимула для более прилежного отношения к учёбе. И наоборот, отсутствие оценки может привести к равнодушному отношению к занятиям, необязательности, безответственности. В это связи следует привести пример отсутствия оценок у первоклассников общеобразовательных школ.Такая практика приводит к тому, что во втором классе ученики сталкиваются с неожиданными для себя оценками. Отсутствие внешней оценки в принципе способствует формированию неадекватной самооценки учащихся, поэтому получаемые отметки (особенно вначале учебного года) не соответствуют их ожиданиям. У учеников не устанавливаются причинно-следственные связи относительно оценивания их вложенного труда. В педагогике в этой связи существует термин «кризис второклассника»

Надо признать, что 5-бальная система мало эффективна, по сути, в ДМШ используются всего 3 балла. Хотя для более гибкой оценки деятельности учащегося применяются знаки (+; −).

По этому поводу идут споры, что необходимо совершенствовать оценку, как инструмент измерения качества в сторону увеличения системы баллов. Несомненно, такая система помогает более объективно учитывать уровень знаний, умений навыков учащихся, стимулирует учебный процесс. Учащиеся могут полнее показать свои творческие поиски, устремленность к получению знаний, широту интересов, будучи уверенными, что их успехи будут замечены и по достоинству оценены учителем. Но целесообразно ли вводить такую систему оценивания, если итоговые документы оформляются по 5-балльной системе, и все эти 10, 12, 100 баллов переводятся в общепринятые 3, 4, 5, так как они не согласовываются с общепринятой шкалой (о чём было сказано выше).

Система контроля и оценки – это регулятор отношений ученика и учебной среды.Оценка в ДМШ имеет специфические функции. Она не ограничивается проверкой уровня знаний, умений и навыков, как например, в общеобразовательной школе. Она ставит более важную задачу: развития у учащегося умения самостоятельно проверять, контролировать себя, уметь организовать двигательные, волевые усилия, критически оценивать своё исполнение. Это не считая того, что ученик должен донести тот образ, то интонационное звучание, выдержать форму, тот смысл, стиль, который заложил композитор в свое сочинение. Уметь  творчески пропустить через свое сознание и уже накопленный за годы обучения опыт, справиться с техническими трудностями, показать свои умения во владении звуковыми туше и еще много разных мелких и крупных задач, которые встают перед ним и его наставником-педагогом в процессе работы над каждой пьесой. Оценка учащихся в ДМШ осуществляется в форме цифрового балла или оценочного суждения. Последнее в сфере музыки имеет особо важное значение, так как оценить, напримерисполнение ученика одним баллом, как уже говорилось выше, практически невозможно. Особенностью словесной оценки является ее развернутость, содержательность, она включает в себя анализ работы учащегося и его результаты. Оценочное суждение должно сопровождать любую оценку в качестве заключения по существу работы, раскрывая как положительные, так и отрицательные ее стороны, способы устранения недочетов и ошибок. Словесная оценка позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его творческой деятельности, проанализировать его возможности.

При выставлении итоговой оценки (переводной) необходимо учитывать следующее:

•        оценка годовой работы учащегося, определяемая по динамике его роста;

•        оценка учащегося по результатам выступлений на контрольных уроках и академических концертах;

•        другие выступления в течении года;

•        оценка итогового переводного прослушивания.

 Ещё одна особенность, требующая специального присталного рассмотрения в том, что современная учебная программа ДМШ решает две основные задачи: общеэстетического развития детей и профессиональной подготовки исполнителя начального звена. Сочетание двух этих задач музыкальной школы предполагает дифференцированный подход в работе с учащимися, обладающими различными музыкальными способностями. Обычно адаптированные учебные программы в ДМШ содержат требования трех уровней сложности: для детей со слабыми музыкальными способностями, со средними и для учащихся с высокими способностями. Существование в рамках одной школы такой дифференциации, предполагает и различный подход к оценке учащихся, следовательно, создается возможность оценивать одинаковым баллом детей с разными возможностями и объяснять существование такого понятия как «индивидуальная оценка».

Ведь одинаковый балл, выставляемый ученикам различным по способностям, не может в полной мере отразить уровень исполнения каждого из них. Слабый учащийся выступил в полную силу и получил отличную оценку, а сильный, по какой-либо причине, не выполнил всех установок преподавателя и, несмотря на то, что его игра превосходила достижения менее способного ученика, был оценен ниже. 

Таким образом, новая, хорошо продуманная, система оценивания знаний, умений, навыков, учитывающая уровень способностей учащихся, чётко сформулированные критерии оценивания, подробно классифицирующие, за что ставится определённая отметка, должныслужить основанием для оценивания, доступным и грамотным объяснением определённой отметки для участников образовательного процесса.

В качестве примера, образца прилагаются копии следующих документов:

ПОЛОЖЕНИЕ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНИВАНИЯ в МБОУДОД «ДШИп. Калья»

Положение о промежуточной аттестации обучающихся  при реализации предпрофессиональных общеобразовательтных программ в области искусств в МБОУДОД «ДШИ п. Калья» 

Список используемой литературы:

1.    ДаниловаЕ., канд. психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО,  педагог-психолог школы № 520, г. Москва«Второклассники»Статья  адресована родителям учеников второго класса.

2.     Бурцева Валентина Викторовна, заведующая филиалом и преподаватель по классу синтезатора,Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Детская музыкальная школа №3» г.Серпухов Московской области. Доклад «Федеральные государственные требования- залог повышения  качества образования в детской музыкальной школе»

3.      Терентьева Н.А. «Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности» Санкт-Петербург 1997г.

 

Утверждаю:
Директор МБОУДОД «ДШИ п. Калья»
________________________________
Можеванова Е.А.
(приказ №______от_________)
Положение о промежуточной аттестации обучающихся  при реализации предпрофессиональных общеобразовательтных программ в области искусств в МБОУДОД «ДШИ п. Калья»  
I. Общие положения
1.  Настоящее положение разработано в соответствии с Уставом МБОУДОД «ДШИ п. Калья» (далее ДШИ), в соответствии с Федеральным законом от 17 июня 2013г №145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образования», методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации «О реализации дополнительных предпрофессиональных  общеобразовательных программ в области искусств, Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 26.06.2012г и на основании федеральных государственных требований. 
2. ДШИ  самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, при этом формы и периодичность промежуточной аттестации определяются учебным планом по каждой из реализуемых предпрофессиональных программ. 
3. Положение о  промежуточной аттестации обучающихся является локальным нормативным актом ДШИ, который принимается органом самоуправления ДШИ (советом ДШИ, методическим советом и др.) и утверждается руководителем ДШИ. 
2. Система и критерии оценок
промежуточной аттестации обучающихся.
2.1. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусств (далее по тексту – предпрофессиональные программы).
2.2.  Оценка результатов учебной деятельности обучающихся  осуществляться  по окончании каждой четверти. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся  во втором полугодии – по каждому учебному предмету.  
2.3.  Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок:
• Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. 
• Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. 
2.4. Реализация предпрофессиональных программ предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению педагогического совета или методического совета. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени ДШИ в объеме, установленном ФГТ. 
2.5.  В соответствии с ФГТ экзамены, контрольные уроки, зачеты   проходят в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, просмотров, выставок, творческих показов, театральных постановок, письменных работ, устных опросов. 
2.6. В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более четырех экзаменов и шести зачетов. 
2.7.По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация обучающихся проводится в форме экзамена в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации или зачета в рамках промежуточной аттестации с обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. 
2.8. По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию обучающихся (выпускные экзамены), в выпускном классе по окончании учебного года рекомендуется по данным предметам применять в качестве формы промежуточной аттестации зачет с выставлением оценки, которая будет отражена в свидетельстве об окончании ДШИ. 
2.9. Содержание и критерии оценок промежуточной аттестации обучающихся разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании ФГТ. 
2.10. Для аттестации обучающихся ДШИ разрабатываются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные обучающимися знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств утверждаются методическим советом ДШИ. 
2.11. Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам предпрофессиональной программы и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков. 
2.12. С целью обеспечения подготовки обучающихся к промежуточной (экзаменационной) аттестации путем проведения консультаций по соответствующим учебным предметам, рекомендуется в учебном году использовать резервное время после окончания учебных занятий. 
2.13. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения: 
- качества реализации образовательного процесса; 
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; 
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения. 
3. Планирование промежуточной аттестации 
3.1. При планировании промежуточной аттестации по учебным предметам обязательной и вариативной частей учебного плана необходимо, чтобы по каждому учебному предмету в каждом учебном полугодии была предусмотрена та или иная форма промежуточной аттестации. 
3.2. При выборе учебного предмета для экзамена ДШИ может руководствоваться: 
- значимостью учебного предмета в образовательном процессе; 
- завершенностью изучения учебного предмета; 
- завершенностью значимого раздела в учебном предмете. 
В случае особой значимости учебного предмета, изучаемого более одного учебного года, возможно проведение экзаменов по данному учебному предмету в конце каждого учебного года. 
3.3. Проведение зачетов или контрольных уроков может быть продиктовано спецификой учебного предмета (направленностью содержания на общее эстетическое воспитание детей: например, по образовательным программам в области музыкального искусства – учебный предмет «ритмика»), а также необходимостью контроля качества освоения какого-либо раздела учебного материала учебного предмета (например – проведение технического зачета).

4. Подготовка и проведение зачета и контрольного урока 
по учебным предметам 
4.1. Условия, процедура подготовки и проведения зачета и контрольного урока по учебным предметам в рамках промежуточной аттестации и их содержание самостоятельно разрабатываются ДШИ. Зачет и контрольный урок проводятся в конце полугодий (возможно и четверти) в счет объема времени, отводимого на изучение учебных предметов. 
4.2. При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетных ведомостях словом «зачет». При проведении промежуточной аттестации, а так же дифференцированного зачета и контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по десятибальной шкале: 10-9-8 (отлично), 7-6-5 (хорошо), 4-3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).      
 В случае окончания реализации учебного предмета качество его освоения оценивается по пятибалльной системе. 
5. Подготовка и проведение экзамена по учебному предмету 
5.1. Экзамены проводятся в период промежуточной (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На каждую промежуточную (экзаменационную) аттестацию составляется утверждаемое руководителем ДШИ расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не менее чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации. 
5.2. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году. 
5.3. При составлении расписания экзаменов следует учитывать, что для обучающегося в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами для обучающегося должен быть не менее двух-трех календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день промежуточной (экзаменационной) аттестации. 
5.4. Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень составляются на основе программы учебного предмета и охватывают ее наиболее актуальные разделы, темы, или те или иные требования к уровню навыков и умений обучающегося. Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень должны полно отражать объем проверяемых теоретических знаний, практических умений и навыков. Содержание экзаменационных материалов и/или репертуарные перечни разрабатываются преподавателем соответствующего учебного предмета, обсуждаются на заседаниях отделов (отделений) и/или методического совета и утверждаются заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации. 
5.5. При проведении экзамена по теоретическим или историческим учебным предметам могут быть применены вопросы, практические задания, тестовые задания. При этом формулировки вопросов и тестовых заданий должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. До экзамена содержание экзаменационных заданий обучающимся не сообщается. 
5.6. В начале соответствующего учебного полугодия обучающимся сообщается вид проведения экзамена по учебному предмету (академический концерт, исполнение концертных программ, просмотр, выставка, творческий показ, театральная постановка, письменная работа, устный опрос). 
5.7. Основные условия подготовки к экзамену: 
а) ДШИ определяет перечень учебно-методических материалов, нотных изданий, наглядных пособий, материалов справочного характера и др., которые рекомендованы методическим советом ДШИ к использованию на экзамене; 
б) к началу экзамена должны быть подготовлены те или иные документы: 
- репертуарные перечни; 
- экзаменационные билеты; 
- практические задания; 
- наглядные пособия, материалы справочного характера, рекомендованные к использованию на экзамене методическим советом;
- экзаменационная ведомость. 
5.8. Экзамен принимается завучем и двумя преподавателями соответствующего отдела (отделения), в том числе преподавателем, который вел учебный предмет, кандидатурыкоторых были согласованы с методическим советом и утверждены руководителем ДШИ. 
5.9. На выполнение задания по билету обучающимся отводится заранее запланированный объем времени (по теоретическим и историческим учебным предметам – не более одного академического часа). 
5.10. Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить: 
- определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету; 
- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач; 
- оценить обоснованность изложения ответа. 
5.11. Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 10-9-8 (отлично), 7-6-5(хорошо), 4-3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). 
 Выставления оценок на завершающем этапе освоения учебных предметов проходит по пятибалльной системе оценок: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3(удовлетворительно); 2(неудовлетворительно).

5.12. Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная). 
5.13. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.  

6. Условия пересдачи и повторной сдачи экзаменов.

6.1. Сроки  проведения пересдачи и повторной сдачи экзаменов согласовываются с педагогическим или методическим советом и утверждаются директором ДШИ.

6.2.Сроки проведения пересдачи могут  быть перенесены  на осень.

6.3. В случае неудовлетворительной оценки при пересдачи, педагогический совет ставит в известность родителей (законных представителей) обучающихся и предлагает прейти на другую ОП
 с оплатой стоимости обучения на договорной основе.

 

(Приказ № 110 от 03.06.2013г) 
ПОЛОЖЕНИЕ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНИВАНИЯ в МБОУДОД «ДШИ п. Калья»

1.Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Уставом МБОУДОД «ДШИ п. Калья» (далее ДШИ), в соответствии с Федеральным законом от 17 июня 2013г № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании», методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации « О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 26.06.2012г и на основании федеральных государственных требований. 

1.2.ДШИ самостоятельна в выборе как системы оценок, так и критериев оценивания.

1.3.Положение о критериях оценивания в МБОУДОД «ДШИ п. Калья» является локальным нормативным актом ДШИ, который принимается органом самоуправления ДШИ (советом ДШИ, методическим советом и др.) и утверждается руководителем ДШИ.

1.4.Оценивание обучающегося проходит по дифференцированной системе.
При оценивании все обучающиеся могут быть условно разделены на Ш группы:
- Обучающиеся с хорошими данными
- Обучающиеся со средними данными
- Обучающиеся со слабыми данными
1.7. При оценивании учитывается качество домашней работы, заинтересованность и активное участие в концертной работе школы.

2.Критерии оценивания по предмету «Слушание музыки»

2.1.Оценка «Отлично» (по десятибалльной -10б,9б,8Б)
-умение определить характер и образный строй произведения
-умение выявить выразительные средства музыки
-узнавать тембры музыкальных инструментов
-понимать стиль музыки и знать основные музыкальные жанры
-различать основные типы музыкальной фактуры и музыкальной формы (от периода до сложной трехчастной формы)

2.2.Оценка «Хорошо» (по десятибалльной -7б,6б,5Б)
-нечеткое определение характера и образного строя произведения
-неполное выявление выразительных средств музыки
-знание основных музыкальных жанров не в полной мере
-недостаточное представление о звучании того или иного тембра музыкального инструмента

2.3.Оценка «Удовлетворительно»(по десятибалльной -4б,3б)
-плохое выявление выразительных средств музыки
-плохое узнавание тембров музыкальных инструментов
-отсутствие навыка в понимании стиля музыки и узнавании основных музыкальных жанров
-слабое выявление основных типов музыкальной фактуры и музыкальной формы

3.Критерии оценивания по предмету «Коллективное музицирование» (ансамбли, оркестры, хоры) 

3.1.Оценка «Отлично» (по десятибалльной -10б,9б,8Б)
Продемонстрирована согласованность работы всех групп и солирующих инструментов, выступление яркое, текст оркестровой партитуры исполнен точно, есть звуковой баланс и взаимопонимание участников коллектива и его руководителя 

3.2.Оценка «Хорошо» (по десятибалльной -7б,6б,5Б)
Хорошее исполнение с ясным художественно-музыкальным намерением, не все технически проработано, есть определенное количество погрешнос­тей. Есть предположение, что репетиционный период был недостаточно основательным. 

3.3. Оценка «Удовлетворительно» (по десятибалльной -4б,3б)

Слабое, невыразительное выступление, технически вялое. Есть серьезные погрешности в тексте отдельных партий, звуковой баланс не соблюден, есть расхождения в темпах между отдельными партиями.

4. Критерии оценивания по предмету «Инструментальные классы»

4.1.ПЕРВАЯ ГРУППА:

4.1.1 Оценка «Отлично» (подесятибалльной -10б,9б,8Б)
Предполагает хорошее репертуарное продвижение и хорошее качество испо­лнения. Количество и трудность произведений соответствует уровню клас­са или может быть выше его.
Качество означает:
- понимание стиля произведения
- понимание формы произведения, осмысленность исполнения 
- владение звукоизвлечением, плавное легато, ровное звучание в технике
-выразительность исполнения, владение интонированием
-артистичность, сценическая выдержка.

4.1.2 Оценка «Хорошо» (по десятибалльной -7б,6б,5Б)
Репертуарное продвижение должно соответствовать классу, как и количество проходимого материала.
Допустимы более умеренные темпы, менее яркие выступления, но качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно. Оценку «хорошо» может получить яркий ученик, выступивший менее удачно. Снижается оценка за стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения.
4.1.3 Оценка «Удовлетворительно» (по десятибалльной -4б,3б)
-недостаточное репертуарное продвижение (трудность произведения)
-погрешности в качестве исполнения: неровная, замедленная техника, зажатость в аппарате, отсутствие пластики, некачественное легато, отсутствие ин­тонирования, плохая артикуляция
-непонимание формы, характера исполняемого произведения - жесткое звукоизвлечение, грубая динамика

4.2.ВТОРАЯ ГРУППА:
4.2.1 Оценка «Отлично» (по десятибалльной -10б,9б,8Б)
Допускается более облегченный репертуар, разрешаются более спокойные темпы исполняемого произведения, но качество исполнения должно соответ­ствовать требованиям для 1-ой группы обучающихся.
Особо нужно учитывать трудолюбие, заинтересованность ученика в заняти­ях, его понимание и его личный эмоциональный отклик на исполняемую музыку.

4.2.2 Оценка «Хорошо» (по десятибалльной -7б,6б,5Б)
Более легкий по объему материал, более доступный по содержанию, фактуре, техническим задачам. Требования к качеству исполнения и отработке навы­ков сохраняются, должно быть, понимание музыкальной мысли и характера произведения.

4.2.3 Оценка «Удовлетворительно» (по десятибалльной -4б,3б)
-облегченный репертуар
-отсутствие эмоциональности и музыкального мышления
-ошибки в нотном тексте, связанные с недоработкой

4.3.ТРЕТЬЯ ГРУППА:
Учащиеся выучивают тот репертуар, с которым могут справиться технически и осмыслить его.

4.3.1 Оценка «Отлично» (по десятибалльной -10б,9б,8Б)
-грамотно выученный текст
-эмоциональность
-заинтересованность и активное участие в концертах класса, музыкальных вечерах

4.3.2 Оценка «Хорошо» (по десятибалльной -7б,6б,5Б)
-грамотно выученный текст
-наличие основных навыков, ровное легато, четкая артикуляция, мягкие окончания фраз, владение динамикой, понимание характера музыкального произведения
-возможны умеренные темпы

4.3.3 Оценка «Удовлетворительно» (по десятибалльной -4б,3б)
-слабое владение нотным текстом и игровыми навыками
-непонимание смысла произведения
-отсутствие отношения к исполняемому произведению
5. Критерии оценивания по теоретическим предметам «Сольфеджио»

5.1. Диктант

5.1.1.Оценка «Отлично» (по десятибалльной -10б,9б,8Б)
-Диктант написан полностью, без единой ошибки. 

5.1.2.Оценка «Хорошо» (по десятибалльной -7б,6б,5Б)
-Диктант написан в целом. Имеются некоторые небольшие неточности: отсутствует случайный знак; или (и) имеются две-три неверные ноты; или несколько ритмических неточностей.

5.1.3.Оценка «Удовлетворительно» (по десятибалльной -4б,3б)
-Имеется большое количество неточностей: треть неправильных нот, отсутствуют случайные знаки; ритм в целом написан неверно.

5.2.Чтение номера с листа, пение выученного заранее номера

5.2.1. Оценка «Отлично» (по десятибалльной -10б,9б,8Б)
-Точное интонирование, правильный ритм, легкий дирижерский жест.

5.2.2.Оценка «Хорошо» (по десятибалльной -7б,6б,5Б)
-Номер спет в целом хорошо, но имеется ряд неточностей в интонировании, в ритмическом рисунке а также в дирижировании.

5.2.3.Оценка «Удовлетворительно» (по десятибалльной -4б,3б)
-Слабое интонирование; неправильный ритмический рисунок; отсутствует четкость в дирижерском жесте.


5.3.Слуховой анализ

5.3.1. Оценка «Отлично» (по десятибалльной -10б,9б,8Б)
-Определены все отклонения и модуляции (тональный план) - для старших классов.
-Выявлены все гармонические обороты - в целом и (отдельные) аккорды (интервалы) - в частности.
-Правильно определена форма музыкального отрывка, его характера.

5.3.2.Оценка «Хорошо» (по десятибалльной -7б,6б,5Б)
-Определен тональный план в общих чертах.
-Выявлены практически все гармонические обороты, ряд аккордов (интервалов).
-Небольшие неточности в определении формы музыкального отрывка, его характера.

5.2.3.Оценка «Удовлетворительно» (по десятибалльной -4б,3б)
-Непонимание формы музыкального произведения, его характера.
-Не определен тональный план, не выявлены отклонения и модуляции.
-Выявлены несколько гармонических оборотов, отдельные аккорды (интервалы).

5.4.Теоретические сведения

5.4.1. Оценка «Отлично» (по десятибалльной -10б,9б,8Б)
-Свободное владение теоретическими сведениями.
-Умение безошибочно и быстро выполнить предложенное педагогом задание

5.4.2.Оценка «Хорошо» (по десятибалльной -7б,6б,5Б)
-Некоторые ошибки в теоретических знаниях
-Неточное выполнение предложенного педагогом задания 

5.4.3.Оценка «Удовлетворительно» (по десятибалльной -4б,3б)
-Плохая ориентация в элементарной теории.
-Неумение выполнить в полном объеме предложенное задание

5.5.Музыкальная литература

5.5.1. Оценка «Отлично» (по десятибалльной -10б,9б,8Б)
-Свободное владение теоретическими сведениями: характеристика эпохи, биография композитора, музыкальные термины, принципы построения формы.
-Свободное владение пройденным музыкальным материалом.

5.5.2.Оценка «Хорошо» (по десятибалльной -7б,6б,5Б)
-Менее полное овладение сведениями о эпохе, жизненном и творческом пути композитора
-ошибки в определении музыкальной формы.
-Неточности в узнавании музыкального материала.

5.5.3.Оценка «Удовлетворительно» (по десятибалльной -4б,3б)
-Отсутствие полных знаний и четких представлений: об эпохе, композиторе, рассматриваемом произведении
-незнание музыкальных терминов
-плохая ориентации в построении музыкальной формы.
-Плохое владение музыкальным материалом.

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ

Информация