Отделение фортепиано. Методические разработки.

 

Составитель:

 

                                                             Геворкян А.В.,

 концертмейстер

 МБОУ ДОД «ГДМШ»

Воркута, 2014г.

 

И.ГОФФМАН "ФОРТЕПИАННАЯ ИГРА"

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ О ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЕ.

                Йозеф Гофман (1876-1957) – один из крупнейших пианистов начала XX века, чье имя наряду с именами А.Корто, Ф.Бузони, Л.Годовского, А.Шнабеля, С.Рахманинова составляет славу исполнительского искусства. Особо важны мысли Гофмана об «умственной технике» - необходимости начинать разбор пьесы с анализа формы и фактуры; далее, в процессе разбора, каждый пассаж «должен быть совершенно готов мысленно прежде, чем он будет испытан на фортепиано». Когда учащийся-пианист вполне овладеет материальной стороной, т.е. техникой, перед ним открывается безграничный простор – широкое поле художественной интерпретации.

            Учащийся должен учиться постигать то невидимое, что объединяет на первый взгляд отдельные группы нот, периоды, разделы и части, проникать духовным взглядом в это невидимое, т.е. «чтение между строк». Техника для пианиста – это неотъемлемо необходимая часть его снаряжения. Позвольте дать один полезный совет. Хорошенько следите за тем, чтобы вы действительно слышали каждый извлекаемый вами звук. Всякий пропавший звук отразиться пятном на вашей фотографической пластинке в мозгу. Каждая нота должна быть услышана физически, а этому категорическому требованию всегда должна быть подчинена и самая высшая беглость.

            Приготовьте палец к удару большой силы, вообразите звук сильным, а затем ударьте – умеренно. В основном я советую во время занятий играть со сдержанной силой. Играйте всегда пальцами, т.е. как можно меньше  двигайте руками, которые – как и плечевые мышцы – должны быть совершенно свободными. Руки следует держат почти горизонтально, с небольшим наклоном от локтей клавиатуры. Старайтесь ударять клавиши посередине, кончиками слегка согнутых пальцев. Это придает игре точность; ваши пальцы «обретут зрение».

            Об употреблении педали. Остерегайтесь слишком частого, продолжительного употребления педали, это -  смертельный враг ясности. Педалью следует пользоваться разумно.

            Правильная посадка за фортепиано. Сидите за фортепиано прямо, без напряжения. Держите обе ноги на педалях. Начиная фразу, дайте кисти упасть вместе со всей рукой на клавиши и соблюдайте во всех движениях округленность.

            Правильное туше и техника. При игре legato пальцы не поднимаются высоко над клавишами, а скользят в сторону, направо или налево, почти не теряя соприкосновения с клавиатурой. Как выполняется настоящее legato? Посредством скользящего движения и нажатия прежде, чем палец игравший последним, покинет свою клавишу. В то время как пальцы находятся в действии, рука должна двигаться, во избежание «дырок» между следующими друг за другом звуками, что приводит не только к разрыву из взаимной связи, но и к  снижению беглости. Перенос руки должен иметь место лишь тогда, когда палец уже коснется следующей клавиши.

Правильная аппликатура. Это та аппликатура, которая позволяет дольше всего применять без перерыва естественную последовательность пальцев.

Точность. Другая сторона пальцевой техники – тесно связано с чувством аккуратности у играющего. Умственная техника предполагает способность составить себе ясное внутреннее представление о пассаже, не прибегая вовсе к помощи пальцев. Всякое действие пальца определяется сначала в уме.

Под «стильным» исполнением музыкальной пьесы понимается такое исполнение, при котором способ выражения абсолютно соответствует ее содержанию. Первым делом нудно стремиться выявить индивидуальные особенности данной пьесы, чем композитора вообще. Зачем искать пути к правильному пониманию пьесы, где бы то ни было, кроме  самой пьесы? Надо вслушиваться в ее специфический язык. Обязанность художника-исполнителя состоит в том, чтобы извлечь духовную сущность и передать ее своим слушателям. Рубинштейн часто говорил: «Сначала сыграйте то, что написано, потом если вам захочется что-нибудь добавить или изменить, что ж, делайте это». Изучайте же язык музыки посредством точного чтения с нот. Надо играть ее в точности, так как написано.

Что необходимо для пианистического успеха? «Музыкальное дарование». Нужен самый дорогой учитель – основательный, внимательный, добросовестный, бдительный и опытный. Упражняться, упражняться и еще раз упражняться – в этом секрет ранних успехов в тренировке ума и рук. Техника, как средство выражения, должна с самого начала идти рука об руку с подлинным музыкальным развитием. Учащийся не должен  никогда пытаться ослепить своего слушателя чисто техническим блеском; нужно стараться радовать его сердце, возвышать его чувства, донося до его сознания благородные музыкальные мысли.

Техника – это общее понятие, включая гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, октавы, всевозможные туше, legato и различные виды staccato, а также динамические оттенки. Техника пианиста – это материальная част его художественного имущества, это его капитал. Играйте всегда пьесы чуть труднее тех, которыми вы полнее овладели. Художественность зависит всегда от этого «как».

Положение корпуса. Не поднимайте сиденье стула слишком высоко. Как правило, я не рекомендую высокую посадку за роялем, т.к. это влечет за собой применение скорее руки и плеча, чем пальцев, что очень вредит  технике. Что же касается точной высоты сиденья, то вы должны сами на собственном опыте установить, на какой высоте вы можете играть дольше с наименьшим утомлением.

Положение руки. Наклон руки при игре гамм. Как надо держать руку при игре гамм – с наклоном к большому пальцу или мизинцу?  Мне кажется, что наклон к мизинцу – естественная тенденция руки. Как только вы почувствовали полную уверенность, что ваши пальцы работают ровно, если вы стремитесь больше к беглости, чем к силе; беглость не терпит напряжения, в то время как сила требует его.

            Положение пальцев. Главное результаты, а не методы. Рубинштейн говорил: «играйте хоть носом, но добейтесь хорошего звучания, и я признаю, что вы владеете инструментом». Я рекомендую свободное  и непринужденное положение кисти и пальцев, т.к. только при максимальной свободе может быть сохранена их эластичность.

            Певучие места. Как следует играть певучие места – высоко поднимая пальцы или пользуясь тяжестью руки? В некоторых пьесах встречаются эпизоды, требующие высокого подъема пальцев, причем подъем пальцев должен возрастать пропорционально силе нарастания звука. Когда силы у пальцев достаточно, чтобы эффект нарастания был получен путем нажима, а не удара, всегда предпочтительнее нажим. Я являюсь сторонником свободно, без напряжения висящей руки, тяжестью которой и рекомендую пользоваться при игре cantabile.

            Свободное запястье. Нужно следить, чтобы запястье не напрягались бессознательно. Следует держать руку так, чтобы запястье было на одной линии с предплечьем, без прогиба, мысленно сосредоточиться на передаче всей силы в кончике пальцев вместо того, чтобы удерживать напряжение в руке.

            Играйте аккорды всей рукой. Пусть рука взмахнет кистью над клавишами, а затем вместе с кистью тяжело упадет на них пальцами, приготовленными к попаданию на соответствующие клавиши еще в воздухе, а не после падения вниз, как делают многие.

Большой палец. При игре гамм, при подкладывании большого пальца проблема корениться в запоздалом его переносе. Обычно большой палец ждет до того самого момента, когда в нем возникает нужда, и тут прыгает на соответствующую клавишу вместо того, чтобы двинуться направленно к ней сразу же, как только становится возможным отпустить последнюю взятую им  клавишу. Путем переноса большого пальца под ладонью с таким расчетом, чтобы образовалась связь между  нотами сыгранными и теми, которые должны быть сыграны. Перенос большого пальца вызывает изменение кисти по направлению к последующим клавишам, этот сдвиг не должен совпадать с прохождением большого пальца, иначе произойдет толчок. Положение кисти по отношению к клавишам не должно изменяться. Оно должно оставаться тем же до тех пор, пока большой палец не ударит новую клавишу. До этого момента не должно быть никакого сдвига руки. Большой палец надо держать вблизи указательного пальца. Большой и средний пальцы – два заговорщика против точной пальцевой техники. Необходимо следить, чтобы при нажиме клавиши этими пальцами не приходила в движение вся кисть  тем более рука.

4-й и 5-й пальцы. При тренировке 4 и 5 пальцев держите кисть  и руку как можно более свободно. 5-й палец никогда не должен ударять боком. Его  всегда нужно держать в нормальном согнутом положении и выпрямлять при ударе только в тех случаях, когда его сила оказывается недостаточной и требуется помощь запястья и руки. Чтобы слабые пальцы укрепились, они должны действовать. При игре трели различным туше, надо следить чтобы 5 палец ударял кончиком, а не боком.

Staccato. Что надо сделать для того, чтобы научиться играть  очень быстрое кистевое стаккато, не утомляя руки? Сменяйте ненадолго кистевое staccatoна пальцевое или от руки, что дает пальцам кисти возможность отдохнуть и восстановить свои  силы. staccato пальцевое прием очень похожий на обычную репетицию, т.е. когда пальцы не падают перпендикулярно на клавиши, а скорее делают такое движение, как будто стирают кончиками пятна с клавиши, и быстро отдергиваются к ладони. Рука не  принимает в этом участия.

Legato. Преимущество Legato или staccato. Чему следует отдавать предпочтение при тренировке? Отдавайте предпочтение legato, т.к. оно  дает настоящую фортепианную звучность и развивает технику пальцев, в то время как staccato всегда имеет тенденцию вовлечь в работу всю руку. Для приобретения настоящего legato неоценимы произведения Шопена, которые никаким иным туше, кроме legato, не исполнимы. Он писал их исходя из возможностей своей собственной руки, а его legato совершенно, может служить образцом для  кого угодно. Как выработать хорошее legato? Наилучшее звучание легатного характера получается всегда в результате «прилипчивого и певучего скольжения пальцев по клавишам». Конечно надо следить за туше для того, чтобы ваше  «прилипание» не превратилось в «невнятность», а «скольжение» в «смазывание». Высокий замах пальцев следует применять скорее для некоторых специальных характерных эффектов, чем в качестве общего принципа. 

Плотное и прозрачное legato. Legato означает «увязанное вместе», взамен чего мы употребляем слово «взаимосвязанное». Два звука могут быть или взаимосвязаны или не связаны. Под legato на фортепиано я понимаю связание звуков друг с другом посредством пальцев.  Палец, извлекший звук, не должен покидать своей клавиши до тех пор, пока звук, воспроизводимый следующим пальцем, не будет услышан. Это руководящее правило при исполнении мелодий и медленных пассажей.

Пальцы, применяющиеся для исполнения мордента. Выбор пальцев для исполнения мордента всегда зависит от предыдущих нот или клавиш. Подмена пальцев в морденте редко приносит какую-либо пользу, каждому пальцу присущ свой собственный характер звука.

Glissando. При исполнении glissandо правой рукой  употребляйте указательный палец, когда идете вверх, большой, когда идете вниз. В левой руке – где glissandо почти никогда не встречается – применяется средний палец в обоих направлениях, или указательный        палец при движении вниз.

Октавы. В легких октавах пользуйтесь кистью, в более тяжелых – полагайтесь больше на всю руку. Для кистевых октав рекомендую низкое положение руки, для октав, играемых всей рукой, - высокое. При игре быстрых октав держите руки и кисти лишь слегка напряженными и при малейшей усталости меняйте положение кисти с высокого на низкое и наоборот. Ваш стул у рояля не должен быть слишком низким. Пройдите первую тетрадь «октавной школы» Куллака. Одну кисть следует употреблять только в легких, грациозных местах.

Репетиционная техника. Трудность исполнения повторяющихся нот. Запястье должно быть свободным, пальцы должны  падать на клавиши не перпендикулярно, а таким движением, как будто вы что-то смахиваете с клавиш кончиками пальцев, т.е. быстро согнув каждый сустав, живо отдергивайте их по направлению к ладони. Надо стремиться к «музыкальной» технике, т.е. к технике живой, многокрасочной, способной выражать музыкальные мысли и чувства.

 

Наша школа

Родителям

Гостевая

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Независимая оценка качества работы организации

Персонифицированное дополнительное образование

Информационная безопасность детей