Главная

О школе

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Воркутинская детская музыкальная школа открыта приказом №53 от 23.07.1952 г. Управлением по делам искусств при Совете Министров Коми АССР. 

Переименована в Воркутинскую городскую детскую музыкальную школу приказом №172 от 18.09.1959г. по Отделу Культуры Воркутинского Горисполкома с 25.09.1959 года.

Переименована в Муниципальную организацию культуры Детская музыкальная школа города Воркуты Постановлением Главы администрации г.Воркуты № 935.7 от 28.09.1995 г.

На основании Постановления Главы администрации МО «Город Воркута»  №419 от 14.03.2001г. Муниципальная организация культуры Детская музыкальная школа города Воркуты переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МОУ ДОД «Городская ДМШ»).

Из муниципального образовательного  учреждения дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» путем изменения типа создано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МБОУ ДОД «Городская ДМШ»)  Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 08.12.2011 № 1406.

На основании постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.11.2016г. №1917 переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Городская детская музыкальная школа" (МБУ ДО "Городская ДМШ").

На  основании     Постановления    администрации МО ГО  «Воркута»  № 464  от  25  марта 2020 года  «О  реорганизации  муниципальных  бюджетных  учреждений  дополнительного  образования  в  сфере  культуры  в  форме  присоединения» муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования  «Детская  музыкальная  школа  Шахтерского  района»  было  реорганизовано  в  форме  присоединения   к    муниципальному  бюджетному  учреждению  дополнительного  образования  «Городская  детская  музыкальная  школа». 

Читать далее...

МР ФО Методический разбор пьес кантиленного плана (русских композиторов)

Методический разбор пьес кантиленного плана (русских композиторов)

Преподаватель по классу фортепиано

Степанова Лариса Леонидовна, 2012 г.

 

Что такое кантилена? Для ответа на вопрос обратимся к однокоренным итальянским терминам: cantare – петь; Cantabile, Cаntando – певуче; Canto – пение, напев; Canzone – песня. Общая направленность перечисленных терминов вокальная, ведь певучесть на фортепиано имеет своим образцом пение. Не случайно то, что и Ф.Э. Бах в «дофортепианную» эпоху, и корифей кантилены Антон Рубинштейн в период расцвета фортепианного исполнительства, и многие другие мастера певучей игры призывали учиться пению у певцов.

Певучесть определяется живой интонационной выразительностью, внутренней сопряженностью и соподчиненностью всех звуков мелодии. Пианист пользуется средствами гибкого ритма, чутких динамических нюансов и многообразных тонких штрихов. Тогда и возникает иллюзия пения на фортепиано.

Основой обучения кантиленной игре является воспитание образного восприятия содержания музыки, а также целенаправленное общее развитие ученика, его индивидуальности. Преподавателю необходимо использовать образные сравнения, метафоры, возможно ярче раскрывать содержание произведения, обогащать слуховой опыт учащегося: «Образность – это первый ключ к звуку»… «Образность подсказывает звук, тот звук, который необходим». «Звук пианиста это тон души» (Нейгауз Г.Г. цитата по книге: Горностаева В.В. «Два часа после концерта» с. 38, с. 98).

Вместе с тем обучение кантиленной игре предполагает освоение определенных приемов звукоизвлечения на фортепиано, к числу которых относятся так называемые «пальцевое легато», «влажное легато» и другие виды связной игры.

Можно выделить ряд проблем, которые возникают в процессе изучения кантиленного произведения:

  1. Работа над звуком.
  2. Работа над фразировкой.
  3. Фактурное расслоение звучания.
  4. Педализация.

Один из самых сложных этапов работы - работа над звуком, при которой очень важно чтобы ученик слышал и чувствовал интонацию музыкальной речи, ее смысл и выразительность. Необходимо заострять внимание на умение слышать звук не только в момент взятия, но и его продолжение и переход на другую высоту, с преодолением расстояния между звуками – дотянуться до каждой нотки, а не формальное перемещение пальцев по клавиатуре. Здесь необходимо развивать принцип слияние пальцев с клавиатурой, игре самостоятельными пальцами, при достижении теплого, проникновенного звучания следует играть близко к клавишам, при ярком звучании использовать всю амплитуду маха пальцев, следить, чтобы руки не фиксировали жесткую форму, были пластичными и естественно свободными, все это подчинено слуховому контролю.

Мелодия - душа музыки, раньше всего воспринимаемая, главное услышать ее дыхание, фразу, здесь первостепенное значение имеет развитие внутреннего слуха и как следствие трудоемкого процесса умение петь на инструменте. Наступает момент, когда нельзя забывать о механической природе фортепиано. Инструмент ударно-клавишный, что само исключает пение при быстром угасании звука.  Необходимо создавать ощущение протяженного звучания, поиск нужного тембра, колорита звучания мелодии на гармоническом фоне, этому способствует  уместное использовании педали, основное назначение которой - вдохнуть жизнь в звук.

         В качестве примера приведем Прелюдию и фугу соль мажор “Летним утром на лужайке” Д.Кабалевского, где аккордовый склад фактуры требует выделение прозрачного, протяжного звучания верхнего голоса на фоне дополняющего, гармонического сочетания остальных голосов. Для начала определяем характер и содержание, технический прием помогающий создать образ. Работа поэтапная.

1. Отдельно проучить мелодию верхнего голоса в правой руке, при строгом соблюдении аппликатуры – работа 3, 4, 5 пальцев с глубокой опорой, и дополняющий, облегченный 1 палец, одна рука выполняет функцию двух.

2. Проучить дополняющий мелодию аккордовый фон.

3. При исполнении двумя руками добиваться разделения между мелодией и  дополняющим сопровождением, ощущение воздушного пространства. Стараться выработать навык мягкого, неотрывного касания клавиш при пластичной кисти, естественной свободе и весе рук, не давать клавишам возвращаться в исходное положение после взятия звуков. Обратить внимание на долгие звуки, точно дослушать длину и протяженность нот, в этом случае хорошо помогает подтекстовка, которая рифмуется с интонацией ритмического рисунка: мы, с тобой пойдем гулять ….(как пример). Очень изобразительно звучит тонально-гармонический план, что требует чуткости слуха, реакции на смену красок.                                

Другой пример: этюд As-dur Р.Глиэра.

Красочное, гармоническое   содержание бемольной тональности, требует прозрачного, льющегося звучание в арпеджио, на фоне которого звучит  бархатистая по тембру мелодия. От первого звука до последнего непрерывное дыхание мелодии, объединение минимум 2 тактов - как одна фраза, которые соединяясь меж собой, в целом образуют по форме три раздела, где крайние части на одном материале, середина как разработка. Сложность состоит в том, чтобы в партии правой руки звучало дифференцированное исполнение мелодии  и сопровождения в одновременном сочетании. Все это связано с ощущением гибкой, мелодической линии, фразировки. От исполнителя необходима пластичность рук, чуткое и плотное касание 4, 5 пальцев, корректировать амплитуду взмаха этих пальцев. Особое внимание следует уделить 1 пальцу, следить за его самостоятельной, дополняющей игрой,  В интонации мелодии важно понимать динамику стремления к определенному звуку, что не должно сводиться к формальному исполнению форте и пиано, крещендо и диминуэндо, важны смысл и логика фразы. Соотношение мелодии и аккомпанемента, запаздывающая  педаль - которая имеет огромное значение в работе над звуком, она поддерживает мелодию, создает непрерывное звучание, дает необходимый тембр и колорит. Ученику можно предложить представить звучание - соло  струнного инструмента, на плотно прижатом к струнам смычке, и фон – серебристо льющийся перебор струн арфы.

 В итоге, в процессе работы над кантиленой в произведениях необходимы сочетание: работа над мелодией (фразировка, тембр звука в зависимости от характера произведения), аккомпанементом (бас, фон поддерживающий мелодию) и педалью, образ и замысел композитора раскрывающийся через форму – как содержание целого построения.

               На примере хочется обратиться к творчеству П.И.Чайковского и его циклу “Времена года”.        

Этот цикл – одно из популярнейших произведений русской классики. Его играют исполнители всех рангов, от учащихся музыкальных школ до концертирующих лауреатов. Однако практика показывает - при работе над этим сочинением молодые исполнители испытывают значительные трудности.

Рассмотрим подробнее пьесу Октябрь («Осенняя песнь»), часто исполняемую учащимися старших классов музыкальной школы.

Поэтичная пьеса - как бы исповедь души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном. Речевая выразительность заложена в ритмической структуре мелодии (триоли, синкопированные ноты), а также в разнообразных приемах артикуляции. Это и плавные связные линии, и мягкое non legato, и глубокое звучание нот, подчеркнутых акцентами, черточками tenuto, придающими каждому звуку особую значимость.

Мелодия развивается свободно, импровизационно. Ес­ли в начале песни мы слышим звучание одинокого голоса, то уже с 9-го такта фактура обогащается полифонически, песня продолжается в теноровом регистре, a soprano пред­ставлено в виде подголоска. Исполнитель должен найти вы­разительную и, в то же время, естественную искреннюю ин­тонацию, неяркий проникновенный тембр звука, создающий настроение грусти. Играя синкопированные ноты, следует обратить внимание на их переход в группы восьмых дли­тельностей, сделав его пластичным, без толчка с помощью легкого кистевого движения. Чередуя распевные, длинные звуки и легкие гибкие линии восьмых, спадающие или под­нимающиеся к опорным точкам фразы, исполнитель ловко распределяет вес руки, объединяя одним движением кисти группы восьмых с устремлением руки «в рояль» или «от роя­ля» (в зависимости от направления мелодической линии). Умение переносить вес руки на те или иные пальцы стано­вится необходимым в тактах, где фактура обогащается под­голосками и особенно при наличии двухголосия в партии одной руки. Слушая, как тянется звук «под пальцами», до­биваемся пальцевого legato, филировки звука, гибкой фрази­ровки, используя минимальную педаль (без педальных при­звуков). Сопровождающие мелодию аккорды бережно «про­щупываем» чуткими пальцами, почти не отрывая их от кла­виатуры. Полезно поучить этот раздел совсем без педали, максимально мобилизуя для достижения нужного звучания пальцы, кисть руки и уши.

В средней части пьесы выразительность более откры­тая, взволнованность более непосредственная. Педализиро­вать можно смелее — брать педаль более глубокую на каж­дую четверть такта, отдельно на бас и на верхнюю часть гармонии (лучше, если на 2-й и 4-й четверти будет полупе­даль). На имитациях с басовыми форшлагами педаль подхва­тывает последнюю восьмую триоли перед форшлагом и по­степенно снимается к концу 1-й четверти такта.

В одноголосной заключительной мелодии, подводящей к 3-й части пьесы, необходима речитативная свобода произ­несения интонаций, основанная на точном выполнении ритмического рисунка при непрерывном ощущении триольного пульса.

3-я часть возвращает нас к первоначальному настрое­нию и колориту звучания. Можно предложить иной, по сравнению с 1-й частью, вариант динамики в тактах 5-м и 6-м — diminuendo вместо crescendo: это придаст повторному проведению фразы еще большую проникновенность.

Последние семь тактов музыки построены на непре­рывном чередовании интонаций «вдоха» и «выдоха» (суб­доминантовые и тонические гармонии) в постепенно зати­хающей звучности. При исполнении решающим фактором будет чувство меры в поисках тончайших эмоциональных и динамических нюансов.

Отделение фортепиано

История отделения фортепиано начинается с первых дней организации Городской музыкальной школы. В настоящее время заведующей фортепианным отделением является Рогова Елена Владимировна. Отдел живет насыщенной концертной и конкурсной жизнью. 
Читать далее...

 

Отделение оркестровых инструментов

Оркестровый отдел школы представлен классами струнных инструментов (скрипка, виолончель, контрабас), деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов. 

Гордостью отдела и всей школы является единственный в республике детский струнный оркестр. Немало труда в руководство оркестром вложил Васильев А.А.
Читать далее...

.

Отделение народных инструментов

Отделение народных инструментов Городской детской музыкальной школы – это баян, аккордеон, балалайка, домра и гитара; это ансамбли и два оркестра; это творческий союз преподавателей и учеников, нацеленных на успешное овладение искусством музицирования на народных инструментах.

Руководит отделом Скопина Татьяна Валериевна
Читать далее...

 

Отделение хорового и сольного пения

В 1976 году в школе было открыто хоровое отделение. И вот уже почти 40 лет учащиеся школы прибегают два раза в неделю на занятия хора, чтобы вместе погрузиться в мир музыки и самостоятельного музицирования через самый массовый жанр музыкального исполнительства – хоровое пение. В школе – 5 хоровых коллективов! Дети школы любят хоровые занятия, а прививают им любовь к пению хормейстеры Сорокина Т.А. и Заричная Н.В.
Читать далее...

 

Информация