Главная

О школе

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Воркутинская детская музыкальная школа открыта приказом №53 от 23.07.1952 г. Управлением по делам искусств при Совете Министров Коми АССР. 

Переименована в Воркутинскую городскую детскую музыкальную школу приказом №172 от 18.09.1959г. по Отделу Культуры Воркутинского Горисполкома с 25.09.1959 года.

Переименована в Муниципальную организацию культуры Детская музыкальная школа города Воркуты Постановлением Главы администрации г.Воркуты № 935.7 от 28.09.1995 г.

На основании Постановления Главы администрации МО «Город Воркута»  №419 от 14.03.2001г. Муниципальная организация культуры Детская музыкальная школа города Воркуты переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МОУ ДОД «Городская ДМШ»).

Из муниципального образовательного  учреждения дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» путем изменения типа создано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МБОУ ДОД «Городская ДМШ»)  Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 08.12.2011 № 1406.

На основании постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.11.2016г. №1917 переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Городская детская музыкальная школа" (МБУ ДО "Городская ДМШ").

На  основании     Постановления    администрации МО ГО  «Воркута»  № 464  от  25  марта 2020 года  «О  реорганизации  муниципальных  бюджетных  учреждений  дополнительного  образования  в  сфере  культуры  в  форме  присоединения» муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования  «Детская  музыкальная  школа  Шахтерского  района»  было  реорганизовано  в  форме  присоединения   к    муниципальному  бюджетному  учреждению  дополнительного  образования  «Городская  детская  музыкальная  школа». 

Читать далее...

МР ОО Методические рекомендации к техничекому зачету в классе виолончели

Методические рекомендации к техническому зачету

в классе виолончели

Саладина И.Н.,

преподаватель виолончели

Техническая оснащенность виолончелиста является одним из важных компонентов в обучении игре на этом инструменте. Виолончель – инструмент, для игры на котором от исполнителя требуется владение навыками выполнения сложнокоординированных движений, работа над развитием которых ведется, практически, с самого начала обучения ребенка в музыкальной школе. Для контроля за динамикой и степенью развития у учащихся технических навыков, в образовательных учреждениях дополнительного образования в сфере культуры и искусства периодически, раз в год проводятся контрольные мероприятия – технические зачеты. Согласно планам учебной работы детских музыкальных школ, зачеты для проверки уровня владения техническими навыками игры на инструменте имеют следующую структуру: 

  • у учащихся проверяются умения исполнять гаммы определенными ритмическими рисунками и в заданных темпах;
  • проводятся прослушивания нескольких этюдов на конкретные виды техники, в зависимости от требований, изложенных в рабочих программах. 

Вопросы выбора этюдов на сегодняшний день стоят уже не столь остро как ранее, так как из печати выходят новые хрестоматии и методические пособия, содержащие богатый инструктивный материал различного уровня сложности. Однако не стоит забывать о том, что художественное содержание этюдов должно подвергаться педагогами тщательному анализу, так как техническое совершенствование исполнителя всегда должно развиваться вместе с музыкально-эстетическим вкусом и творческо-стилистическим мышлением.

Как было сказано выше, наряду с этюдами от учащихся требуется исполнение гамм. Как это ни странно, но данный вопрос практически не разработан в современной методической литературе по обучению игре на виолончели. Виды гамм, способы их исполнения, аппликатура, в основном выбираются преподавателями самостоятельно и зачастую, конечный итог их исполнения представляется им не очень отчетливо, но несомненно, что предполагаемой целью освоения этого инструктивного материала служит развитие исполнительской техники.

Гаммы во все времена были одним из важнейших инструментов технического развития музыканта-исполнителя любой специальности. Техника игры виолончелиста не является исключением. Практически во всех учебных пособиях по игре на виолончели можно обнаружить гаммы с различными видами аппликатуры. В свою очередь, поиски рациональной аппликатуры в гаммах существенно отодвинули на задний план главный вопрос: для чего же все-таки их играют. Чаще всего ответ звучит так: для развития беглости и техники игры гаммообразных пассажей. Если говорить о первом, то сегодня уже ни для кого не секрет, что беглость - природный дар, который можно развивать при его наличии. Однако вряд ли удастся существенно увеличить скорость движения пальцев, если от природы этого не дано. Однако прежде чем переходить к изучению гамм, необходимо идентифицировать приемы, которыми они исполняются. Проанализировать его сложность и доступность именно ученикам на начальном этапе освоения инструмента. 

Примерные требования к техническому зачету 

 3 класс

1. Гамма двух октавная.

Штрихи: деташе, легато 2-4-8, комбинации деташе и легато; мартле, пунктир.

Арпеджио: трезвучие штрихом деташе.

2. Этюд наизусть.

4 класс

1. Гамма: двух октавная, трех октавная.

Штрихи: деташе, легато2-4-8, комбинации деташе и легато; мартле, пунктир, сотийе. Арпеджио: трезвучие штрихом деташе и 3 легато.

2. Этюд наизусть.

5 класс

1. Гамма: двух октавная, трех октавная.

Штрихи: деташе, легато2-4-8; мартле, пунктир, стаккато, сотийе.

Арпеджио: трезвучие и квартсекстакорд штрихом деташе и легато 3-6 нот.

2. Этюд наизусть.

6 класс

1. Гамма: трех октавная.

Штрихи: деташе, легато 2-4-8-16, мартле, пунктир, сотийе, стаккато.

Арпеджио: 5/3, 6, 6/4 по 3-6-9 нот.

2. Двойные ноты: терции, сексты.

3. Этюд наизусть.

7 класс

1. Гамма: трехоктавная.

Штрихи: деташе, легато 2-4-8-16, мартле, пунктир, сотийе, стаккато.

Арпеджио всех видов.

2. Двойные ноты: терции, сексты, октавы.

3. Этюд наизусть.

Требования к исполнение этюда

  • Правильная посадка и свобода игрового аппарата.
  • Точное знание и  передача авторского текста
  • Грамотное использование приемов игры;
  • Качество звучания  инструмента;
  • Грамотное использование средств музыкальной выразительности;
  • Темповое единство и цельность формы.
  • Техническая свобода исполнения.

Требования к знанию музыкальной терминологии

  • знание название термина на  итальянском языке, соответствующего году обучения  и  его перевод,
  • умение видеть и понимать все обозначения в нотном тексте, особенно в тексте исполняемого этюда
  • умение показать любой штрих или прием игры  на инструменте 

Критерии оценивания выступления обучающихся на техническом зачете

 

Оценка

Наименование 

Критерии оценивания исполнения

 

 

 

 

 

«5»

Технический комплекс.

Этюд

 

Терминология

Динамическая и ритмическая ровность, безукоризненное исполнение нотного текста в темпе Модерато или Аллегретто (в соответствие с техническими требованиями по классам), четкая организация опор, единство темпов во всех исполняемых длительностях.

Динамическая и ритмическая ровность, безукоризненное исполнение нотного текста

Яркое, осмысленное, техничное  исполнение, выразительную динамику. Исполнение нотного текста безукоризненное.  

Безукоризненное знание музыкальной терминологии своего и предыдущих классов.

 

 

«5-»

Технический комплекс

Этюд

Терминология

Грамотное, техничное исполнение с допущением одного недостатка (нарушение посадки, или отклонение от норм постановки рук). 

 

Чёткое знание музыкальных терминов, возможны небольшие недочёты в их произношении.

 

 

 

«4+»

Технический комплекс

Этюд

Терминология

Техничное исполнение,  с допущением небольших недочётов (нарушение посадки, недочёты в исполнении текста, отклонения от постановки рук, ошибки в аппликатуре). 

 

Знание музыкальной терминологии – возможны 1-2 ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

«4»

Технический комплекс

Этюд 

 

Терминология

Динамическая и ритмическая ровность, небольшие погрешности в исполнении нотного текста в темпе Модерато или Аллегретто (в соответствие с техническими требованиями по классам).

Небольшие погрешности в  ритме, в исполнении нотного текста

Исполнение произведения с  ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично».

Знание музыкальной терминологии своего и предыдущих классов с небольшими неточностями в определениях.

 

 

«4-»

Технический комплекс

Этюд

Терминология

Работа формально выполнена, в игре допущены   ошибки текстового плана,  которые переигрываются. Исполнение произведения неуверенное. Качество штрихов отступает от нормы, присутствуют ошибки в аппликатуре.  

 

Незнание половины музыкальных терминов, из предложенных комиссией. Их перевода или обозначений.

 

 

 

«3+»

Технический комплекс

Этюд

Терминология

Учебный материал усвоен не полностью, игра неуверенная, наблюдается суета в исполнении, или наоборот, нелогичные агогические замедления. Нарушения в постановке инструмента, игрового аппарата, неверная аппликатура. 

 

Частичное знание музыкальной терминологии ( как правило меньше половины из положенного).

 

 

 

«3»

Технический комплекс

 Этюд

 

 Терминология

Нет динамической и ритмической ровности, ошибки в  нотном тексте, не соответствие темпов, отсутствие единства темпов.

Нет динамическая и ритмическая ровность, ошибки в  нотном тексте

Средний технический уровень подготовки и исполнения,  определенные проблемы в исполнительском аппарате. 

Неточности в знании терминологии своего класса

 

 

 

«3-»

Технический комплекс

Этюд

Терминология

У обучающегося  наблюдается недостаточная сформированность основных умений и навыков. Характер исполнения теряет целостность из-за многочисленных остановок  и переигрываний. Звукоизвлечение слабое, неточное. 

 

Незнание почти всех музыкальных терминов  из предложенных комиссией.

 

 

 

«2»

Технический комплекс 

Этюд

 

Терминология

Исполнение гамм с частыми остановками, с ошибками в нотном тексте, не соответствие темпов и единства ритмической структуры.

Ошибки в нотном тексте, исполнение с частыми остановками.

Исполнение музыкального произведения с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, с ошибками в нотном тексте.

Не знание терминологии своего класса.

«1»

 

Отказ от выступления по причине невыученности учебной программы.

Отделение фортепиано

История отделения фортепиано начинается с первых дней организации Городской музыкальной школы. В настоящее время заведующей фортепианным отделением является Рогова Елена Владимировна. Отдел живет насыщенной концертной и конкурсной жизнью. 
Читать далее...

 

Отделение оркестровых инструментов

Оркестровый отдел школы представлен классами струнных инструментов (скрипка, виолончель, контрабас), деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов. 

Гордостью отдела и всей школы является единственный в республике детский струнный оркестр. Немало труда в руководство оркестром вложил Васильев А.А.
Читать далее...

.

Отделение народных инструментов

Отделение народных инструментов Городской детской музыкальной школы – это баян, аккордеон, балалайка, домра и гитара; это ансамбли и два оркестра; это творческий союз преподавателей и учеников, нацеленных на успешное овладение искусством музицирования на народных инструментах.

Руководит отделом Скопина Татьяна Валериевна
Читать далее...

 

Отделение хорового и сольного пения

В 1976 году в школе было открыто хоровое отделение. И вот уже почти 40 лет учащиеся школы прибегают два раза в неделю на занятия хора, чтобы вместе погрузиться в мир музыки и самостоятельного музицирования через самый массовый жанр музыкального исполнительства – хоровое пение. В школе – 5 хоровых коллективов! Дети школы любят хоровые занятия, а прививают им любовь к пению хормейстеры Сорокина Т.А. и Заричная Н.В.
Читать далее...

 

Информация