Главная

О школе

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Воркутинская детская музыкальная школа открыта приказом №53 от 23.07.1952 г. Управлением по делам искусств при Совете Министров Коми АССР. 

Переименована в Воркутинскую городскую детскую музыкальную школу приказом №172 от 18.09.1959г. по Отделу Культуры Воркутинского Горисполкома с 25.09.1959 года.

Переименована в Муниципальную организацию культуры Детская музыкальная школа города Воркуты Постановлением Главы администрации г.Воркуты № 935.7 от 28.09.1995 г.

На основании Постановления Главы администрации МО «Город Воркута»  №419 от 14.03.2001г. Муниципальная организация культуры Детская музыкальная школа города Воркуты переименована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МОУ ДОД «Городская ДМШ»).

Из муниципального образовательного  учреждения дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» путем изменения типа создано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская детская музыкальная школа» (МБОУ ДОД «Городская ДМШ»)  Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 08.12.2011 № 1406.

На основании постановления администрации МО ГО "Воркута" от 24.11.2016г. №1917 переименована в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Городская детская музыкальная школа" (МБУ ДО "Городская ДМШ").

На  основании     Постановления    администрации МО ГО  «Воркута»  № 464  от  25  марта 2020 года  «О  реорганизации  муниципальных  бюджетных  учреждений  дополнительного  образования  в  сфере  культуры  в  форме  присоединения» муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования  «Детская  музыкальная  школа  Шахтерского  района»  было  реорганизовано  в  форме  присоединения   к    муниципальному  бюджетному  учреждению  дополнительного  образования  «Городская  детская  музыкальная  школа». 

Читать далее...

МР ОО Музыкант и его руки(формирование оптимальной осанки)

 Музыкант  и его руки (формирование оптимальной осанки)     

Саладина И.Г.,

преподаватель по классу виолончели   

Создав  человека высоко мыслящим существом, природа частично подавила его двигательную интуицию. Как правило, все двигательные процессы тела связаны с нерациональным расходом  энергии. В результате в мышечных группах разнонаправленного действия – антагонистах – отсутствует автоматическое регулирование напряжения и расслабления. Нерациональный расход энергии в мышечных группах приводит к увеличению процессов напряжения, а процессы расслабления, наоборот, сокращаются. Мышечные группы, окружающие наиболее подвижные суставы, особенно подвержены перенапряжению. При этом суставы травмируются, нарушается их природная гибкость. Неизбежной становится деформация мышц, уменьшается их эластичность и подвижность.

Может ли человек научиться управлять мышечными группами, добиваясь четкости их действий? Безусловно может. Однако, для того чтобы человек свободно руководил действиями руки, она должна быть полностью подвластна его воле, беспрепятственно выполнять все приказы мозга, быть предельно управляемой. Для ряда профессий точность действий рук является показателем уровня профессионализма - его основой. К их числу относятся музыканты, врачи – хирурги, художники – ювелиры и др. Благодаря действиям руки человек зримо видит или слышит результат своей профессиональной деятельности. Однако, наслаждаясь созидательной деятельностью, человек часто забывает, что руки, выполняющие творческие функции, являются неотъемлемой и весьма уязвимой частью его организма. Человек, выполняющий различного рода работы и пренебрегающий физиологическими особенностями рук, обрекает себя на многочисленные физические страдания.                   

Мышечное напряжение – это нормальное состояние активно функционирующих мышечных групп. Они управляемы, поддаются необходимой коррекции и активному расслаблению. Перенапряжения с трудом поддаются коррекции и практически не управляемы. Самым опасным является то, что находящиеся долго в перенапряженном состоянии мышцы любой части тела неизбежно переносят свое перенапряженное состояние на область спины – позвоночника. В шейном отделе возникает деформация позвоночника, нарушение кровообращения, кровь не поступает  в  область головного мозга. Неслучайно люди, страдающие явно выраженной зажатостью мышц плечевого пояса, постоянно жалуются на головную боль. Проблемы, связанные с нарушениями действий рук и приводящие к зажатостям, возникают уже в раннем детстве.

Позвоночник – важнейшая часть центральной нервной системы. Благодаря значительной протяженности он контактирует со всеми внутренними органами и системами. Особенно велика его роль в регулировании движений человека. Перенапряжения мышечной сферы человека, вызываемые самыми разными причинами в том числе работой в неудобной позе, хроническим переутомлением и неправильными движениями частей тела, особенно рук, проецируются в первую очередь на область спины, позвоночника. Из – за этого позвонки вдавливаются, их диски деформируются, что приводит к постоянному или периодическому защемлению выходящих из позвоночного канала нервных стволов (корешков) Что в свою очередь приводит к возникновению болевых ощущений. Сколиоз в детском возрасте является основной причиной многих дальнейших негативных изменений в области позвоночника.

Одна из главных причин, вызывающих  искривление  позвоночника – это неправильная посадка ребенка. Если у ребенка не воспитаны ощущения правильной посадки – то попытки педагога и родителей выровнять верхнюю часть его корпуса за счет постоянных окриков “сядь прямо” мало эффективны. Необходимо научить ребенка правильно сидеть, так чтобы это стало для него жизненной необходимостью.

Рука является самой подвижной частью тела. Вес руки относительно корпуса весьма незначителен. Учитывая эти особенности, все ее движения должны совершаться в полной гармонии с действиями всего корпуса и не входить с ним в противоречие. Анатомо – физиологическое строение руки достаточно сложно. Рука состоит из 17 суставов, большая часть из которых приходится на кисть – наиболее слабую часть руки. Началом руки является область лопатки, служащая  эпицентром всех силовых действий. На это обстоятельство следует обратить особое внимание, ибо подавляющее большинство педагогов считает, что рука начинается от плеча (плечевого сустава).

В результате ученикам прививаются неправильные, физиологически необоснованные двигательные навыки, неправильные методы игры на инструментах. Каждому суставу свойственна определенная степень не контролируемой сознанием естественной подвижности в пределах некоей минимальной амплитуды. Движения, выходящие за пределы естественной подвижности, требуют дополнительной физической силы. Применение подобной силы должно быть строго целесообразно. Очень опасны крайние положения суставов, особенно выходящие за пределы их двигательных возможностей. В большей степени это относится к суставам, окруженным слабыми мышечными группами – особенно к кистевому. Его крайние положения и чрезмерное движение в двух взаимоперпендикулярных плоскостях вызывают перенапряжение окружающих мышечных групп. Очень опасны также крайние положения шейного отдела позвоночника, особенно связанные с изолированным наклоном головы вперед. Суставы в силу своей большой подвижности очень подвержены патологическим изменениям. Одна из главных причин возникающей деформации суставов – постоянное перенапряжение в мышечных группах, окружающих их. Организация движений в каждом суставе, то есть указание направления и скорости действия, должна происходить на основе волевого приказа, идущего т соответствующего мозгового центра на определенные локальные мышечные группы. Если мышца выполняет движение в физиологически естественном направлении, она напрягается минимально. Если движения противоестественные, мышечные группы перенапрягаются. Следовательно, заставляя суставы двигаться в физиологически неоправданном направлении, человек сам провоцирует перенапряжение в зоне мышечных групп, окружающих суставы. Необходимо всегда помнить, что перенапряжения в мышцах не появляются самопроизвольно, их провоцируют неправильные движения.

Мышечные группы руки различаются по своим физическим возможностям. Одни способны выдерживать сильные нагрузки, другие – очень слабые. Плечевая часть – физически наиболее выносливая и самая подвижная в системе руки. Ей отводится ведущая роль в организации всех активных движений. Постоянное ощущение плечевой части как ведущей, своеобразного “мотора” руки является основным условие работы руки как единой двигательной системы. Более того, сосредоточение ученика на действии плечевой части позволяет ему отвлечься от исполнительной части руки. Таким образом кисти и пальцам обеспечивается оптимальная свобода, а во всей руке появляется ощущение веса. Необходимое для работы в поднятом положении. Предплечье – относительно сильная часть руки, начало исполнительной зоны.                                                                              Задача предплечья – беспрепятственно пропускать импульсы. Идущие от силовой зоны руки на кисть и пальцы. Действия предплечья не должны отличаться чрезмерной активностью. Исключительное значение в системе руки имеет ощущение локтя. Именно в области локтевого сустава активные силовые импульсы передаются на исполнительную зону, трансформируясь в двигательные импульсы. 

Область кисти - пальцев является самой незащищенной в системе руки. Она более всего подвержена перенапряжению. Можно утверждать, что эта область  является эпицентром всех напряжений, возникающих в руке. Отдавая должное ведущей созидательной роли области – кисти – пальцев, следует постоянно помнить о вторичном, подчиненном характере всех ее движений. Педагогу, приступающему к работе с маленькими детьми, необходимо уделять особое внимание организации действий кисти и пальцев, всячески беречь их от перенапряжения.  Необходимо избегать чрезмерного сгибания кистевого сустава. Когда запястье согнуто, сухожилия, которые крепят мышцы к пальцам, испытывают определенное трение о выступающие кости предплечья. Происходит также сдавление нервных окончаний. Возникает синдром запястного сустава, который очень плохо поддается лечению. Также следует помнить что мышцы-сгибатели от природы более развиты, чем мышцы-разгибатели. Следовательно, необходимо всемерно развивать мышцы-разгибатели кистевого сустава и основных фаланг пальцев.                                                 Особую роль в работе кисти играет большой палец. Его действия направлены на противопоставление остальным пальцам, что делает кисть совершенным орудием. Однако характер этих противопоставлений может быть как созидательным, так и разрушительным. Созидательный характер усилий большого пальца проявляется в максимальной координации его действий с остальными пальцами. Разрушительный характер усилий большого пальца проявляется во время чрезмерного его давления на остальные пальцы. Иногда это происходит в момент держания какого-либо предмета. Хватательный рефлекс свойствен ребенку с рождения. Рефлекс усугубляется в результате постоянной потребности ребенка держать пальцы сжатыми в кулак, брать в руки предметы, например игрушки, с преувеличенной силой. Постоянная потребность большого пальца сблизиться с остальными пальцами при их сгибаниях усиливает и без того развитые мышечные группы сгибателей.                                                                                                                                                                                                                                                                                        

В основе зажатости не только области кисти-пальцев, но и всей руки лежит хватательный рефлекс. Одним из методов борьбы с проявлениями хватательного рефлекса может служить изменение принципа расположения пальцев при сжатии их в кулак, в частности расположения большого пальца. Большой палец не прижимается к указательному, а вытягивается вдоль ладони по направлению к мизинцу. Это ведет к сближению мышечных групп большого пальца и оснований всех остальных пальцев. Большой палец, лежащий вдоль ладони, служит своего рода амортизатором, предохраняя остальные пальцы от непосредственных силовых контактов с ладонью. Так в значительной степени уравновешиваются действия мышц-сгибателей и разгибателей пальцев. После разжатия кулака между крайними пальцами полностью исчезает зона напряженности. Появляется возможность сохранять ощущение свободы кистевого сустава, эластичности всех пальцев. Охват руки, столь важный для любого музыканта, естественно увеличивается. Рука сама по себе единая двигательная система. Любые нарушения в каком-либо из звеньев системы ведут к нарушениям ее структуры. Непроизвольное перенапряжение руки провоцирует негативные последствия во всей мышечной сфере организма. Воспитание у ребенка стабильных ощущений гармоничных действий руки и корпуса – важнейшая задача детской педагогики.

Библиография:

В. Мазель “Музыкант и его руки” Санкт-Петербург 2005 г.

Отделение фортепиано

История отделения фортепиано начинается с первых дней организации Городской музыкальной школы. В настоящее время заведующей фортепианным отделением является Рогова Елена Владимировна. Отдел живет насыщенной концертной и конкурсной жизнью. 
Читать далее...

 

Отделение оркестровых инструментов

Оркестровый отдел школы представлен классами струнных инструментов (скрипка, виолончель, контрабас), деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов. 

Гордостью отдела и всей школы является единственный в республике детский струнный оркестр. Немало труда в руководство оркестром вложил Васильев А.А.
Читать далее...

.

Отделение народных инструментов

Отделение народных инструментов Городской детской музыкальной школы – это баян, аккордеон, балалайка, домра и гитара; это ансамбли и два оркестра; это творческий союз преподавателей и учеников, нацеленных на успешное овладение искусством музицирования на народных инструментах.

Руководит отделом Скопина Татьяна Валериевна
Читать далее...

 

Отделение хорового и сольного пения

В 1976 году в школе было открыто хоровое отделение. И вот уже почти 40 лет учащиеся школы прибегают два раза в неделю на занятия хора, чтобы вместе погрузиться в мир музыки и самостоятельного музицирования через самый массовый жанр музыкального исполнительства – хоровое пение. В школе – 5 хоровых коллективов! Дети школы любят хоровые занятия, а прививают им любовь к пению хормейстеры Сорокина Т.А. и Заричная Н.В.
Читать далее...

 

Информация