Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Методический доклад

преподавателя теоретических дисциплин

МБОУ ДОД «Городская ДМШ» г.Воркуты

Макейчук Виктории Андреевны

на тему:

РАБОТА С ИНТЕРВАЛАМИ

НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В МЛАДШИХ КЛАССАХ 

          Работа с интервалами на уроках сольфеджио преследует одну общую цель, стоящую в основе изучения курса предмета «Сольфеджио», в рамках дополнительного образования в ДМШ и ДШИ – развитие музыкального слуха. Изучение данной темы включает поэтапное освоение, касающееся различных сторон интервала. От общих теоретических сведений, переходя к конкретным слуховым представлениям в практической работе с интервалами, осуществляется приобретение интонационных навыков в воспроизведении, умение применять знания в работе с музыкальными произведениями на уроках по специальности, написании диктантов, пении с листа на уроках сольфеджио. При изучении темы «интервал», происходит активное действие в работе над развитием музыкального слуха учащегося, но важно, чтобы этот процесс был строго разграничен на постепенное усвоение материала. Для этого нужно грамотно ставить задачи и цели в изучении данной темы.

          Развитие музыкального слуха невозможно без долгой и кропотливой работы над интервалами, начинающейся уже в подготовительном или 1 классе ДМШ, ДШИ и продолжающейся на протяжении всех лет занятий по курсу предмета «Сольфеджио», потому что роль интервала, его выразительных возможностей в музыке огромна. Как говорил американский композитор, пианист и дирижер Леонард Бернстайн: «Интервал составляет сердце и душу музыки», а Г. Виноградов утверждал: «Интервал - это поистине живая клеточка музыки. В нем часто заключена самая соль гармонии».

          Б.В. Асафьев писал о роли интервалов в музыке: «Всюду, где речь идет об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал – одна из первичных форм музыки… Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов».

          Поэтому следует работать над двумя основными сторонами в освоении этого элемента музыкального языка: первая должна быть направлена на изучение гармонического свойства  интервала как основы «фонизма», одновременного звучания двух звуков и их выразительных свойствах консонантности и диссонантности; а вторая – на изучение мелодического свойства интервала – основы строения, выразительности мелодической линии. Поэтому при изучении и освоении мелодического и гармонического интервала необходимо ставить следующие задачи:

1)     Гармонический интервал трактовать как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и тембрового слуха;

2)     Мелодический интервал изучать «как интонацию, как наименьшую выразительную ячейку», «измеритель эмоционального строя звукопроизнесения» (Б. Асафьев).

Умение слышать гармонический интервал дает возможность впоследствии структурировать аккорды, а умение воспроизводить, слышать мелодические интервалы открывает возможность точного, осмысленного воспроизведения мелодии.

Работа над интервалами позволяет одновременно активизировать многие процессы слухового, зрительного, голосового, тактильного, образного восприятия. Умение правильно пользоваться полученными знаниями по этой теме дает возможность приобретения, развития интервального слуха, то есть осознанных интервальных представлений. Следует сказать, что развитие интервального слуха – результат развития относительного слухового восприятия. Ведь далеко не все обучающиеся в ДМШ и ДШИ на первом этапе знакомства с музыкой имеют развитые музыкальные способности. Большинство имеют средние и слабо развитые музыкальные данные, поэтому основой изучения для преподавателя на начальном этапе курса «сольфеджио» является ладовое чувство. По словам П.Бережанского: «Известно, что ладовое чувство подразделяется на два самостоятельных вида. В одном случае усваивается каждый отдельный звук сам по себе  как элемент лада по характеру устойчивости или неустойчивости, степени напряжения, направлению тяготения и разрешения в тонику. При этом воспринимается ступеневое качество звука, формируется индивидуальный ступеневый «портрет» каждого отдельного звука лада и в дальнейшем – его ступеневое представление. В другом случае усваивается соотношение между предшествующим и последующим звуками. При этом воспринимается интервальное качество отношений звуков, формируется индивидуальный «портрет» интервала и в дальнейшем – интервальные представления».

    «Для лиц, не имеющих абсолютного слуха, отдельные звуковысотные ступени сами по себе не имеют никакой индивидуальности. Эта индивидуальность присуща только отношению между звуками, то есть интервалам», - верно отмечал Б.М. Теплов, потому что «Интервальное ладовое чувство и интервальные ладовые представления служат основой относительного слуха. Это обусловлено тем, что один и тот же интервал может быть образован разными ступенями лада, а значит, абсолютное качество интервала не закрепляется в восприятии за составляющими его звуками». «С одной стороны, интервал узнается слухом как таковой, независимо от того, в каком ладовом значении он выступает. С другой же стороны, фактически существует столько разных интервальных представлений и впечатлений для одного и того же интервала музыкальной системы, сколько различных ладовых вариантов <…> может приобретать в музыке этот интервал», - отмечал Е.В.Назайкинский.

    Таким образом, «Каждый звук имеет два значении, - писал А.П.Агажанов, - первое – его местоположение в общей системе звуков, употребляемых в музыке, второе – роль данного звука, его функция в конкретной тональности».

    Задача педагога научить учащихся точно и осмысленно воспроизводить голосом скачки на любые интервалы, в любом направлении, в любых метроритмических условиях; суметь услышать, определить любой интервал, как в мелодическом, так и в гармоническом звучании в ладу, учитывая его функциональность, и вне лада, опираясь на акустическую природу.

    При изучении темы «интервал» следует сначала подготовить учащихся. На этом этапе они уже должны знать понятия «тон», «полутон»: здесь полезным будет упражнение на тактильность и зрительную память – показывать на трафарете-клавиатуре все существующие тоны, полутоны от белых и черных клавиш по порядку, в восходящем и нисходящем движении. Постепенно приобретается умение быстро находить их расстояние на клавиатуре от разных звуков со знаками и без них, проигрывать на инструменте фортепиано, а также считать от любого предложенного звука любую тоновую величину. Когда учащиеся научатся быстро и легко считать определенную заданную тоновую величину в восходящем и нисходящем порядке, от заданной ноты, можно переходить к объяснению темы «интервал», «построение интервалов». Первое знакомство с темой «интервал» как правило, общее, нужно кратко и понятно дать определение этому важному элементу музыкального языка, имеющего нижний звук – основание и верхний – вершину. С теоретической точки зрения познакомить с названиями, их обозначениями, за основу которых взяты арабские цифры, то есть рассмотреть в интервалах количественное свойство, и объяснить, как с этим связаны названия интервалов. Затем переходить к построению: учащиеся должны научиться считать заданное количество звуков в интервале в нужном направлении, таким образом, добиться быстрого нахождения на клавиатуре заданного интервала от белых клавиш вверх и вниз. При построении, проигрывании конкретных интервалов нужно обращать внимание учащихся на зрительное запоминание расположений звуков, особенно таких интервалов как прима, секунда, терция, октава, где наглядно быстро и легко удается их узнавать по расположению звуков по отношению друг к другу. Например, звуки примы можно назвать «близнецами», «двойняшками», по видимому повторению одного и того же звука, секунду «ступеньками», так как звуки в ней расположены рядом, по порядку друг за другом, терцию ассоциируют со «столбиком», у которого пропущен один звук. В практической части важно разделить интервалы на освоение в мелодическом и гармоническом звучании, а по гармоническим свойствам на типы консонантности и диссонантности. Качественная сторона интервалов, деление интервалов по их окраске звучания, требует еще более внимательного, постепенного подхода. Некоторые преподаватели советуют сначала знакомить учащихся только с чистыми интервалами, а затем с малыми и большими, но освоение в другом порядке тоже возможно, это в первую очередь зависит от возраста и уровня способностей учащихся в группе.

    На начальном этапе, при первом знакомстве с конкретным интервалом важно дать яркое, детальное и понятное объяснение. Для этого на раннем этапе изучения, что происходит в младших, подготовительных классах, многие преподаватели используют образно-зрительную систему ассоциаций. Такую методику разработал музыкант, преподаватель Владимир Викторович Кирюшин. У него есть сказка «О длинной и глупой жирафе Октаве и других интервалах», она создана для того, чтобы объяснить детям название и строение основных музыкальных интервалов, дать им эмоциональные характеристики. Данная книга является одной из серии музыкальных мифов-сказок, в которых детям самого разного возраста даются основные понятия из области теории музыки. Она предназначена для того, чтобы дать понятия основных интервалов посредством их образно-эмоциональной характеристики. При чтении, знакомстве с новым героем, можно одновременно проигрывать интервалы на фортепиано, для наиболее яркого представления образа героя-интервала. В приложении книги даны задания, вопросы, а также помещены графические рисунки клавиатуры фортепиано, которые помогут объяснить строение каждого интервала, аккорда, лада и прочих «премудростей» музыкального языка. По словам В. Кирюшина, толчок к развитию его художественно-образной системы дали сами дети. «Так, схватывая суть, дети находили в звучании секунды что-то ядовитое, колючее, хрюкающее, что в целом определило секунду как существо, похожее на ежа, поросенка, крысу разом с двумя большими иглами (поскольку, секунда в переводе с латинского – два). Терция же для детей – это что-то нежное, мягкое, отсюда – пушистые зверьки, похожие на зайчиков, у которых было 3 ушка, 3 лапки, 3 хвостика (поскольку, терция в переводе в латинского – три)». Но здесь следует отметить, что любая методика требует индивидуального подхода и понимания, учитывая возраст и интересы учащихся. На первых уроках немаловажно усвоить гармоническую и мелодическую природу звучания интервала через конкретный пример, образ, который будет доступен для учащихся данного возраста. Педагог на этом этапе должен вести диалог с учениками, спрашивать и учитывать их мнения об ассоциациях, связанных со звучанием гармонического «фонизма» интервала. В мелодическом освоении помогут краткие песенки-попевки, сочиненные на каждый интервал или заимствованные из пособий других сольфеджистов, музыковедов. Важно, чтобы эти песенки были яркими, легко доступными, запоминающимися в мелодическом и ритмическом плане, для того, чтобы учащийся мог самостоятельно проиграть ее на музыкальном инструменте, выучить наизусть, а в последствии подбирать от других звуков. Желательно, чтобы в мелодии песенок использовалось как восходящее, так и нисходящее движение на данный интервал. Самостоятельно работая над данным упражнением, при проигрывании его на фортепиано, у учащегося активизируется и развивается память как слуховая, образная, так и тактильная. Сочиняя или заимствуя, песенки-попевки из пособий других музыковедов, нужно учитывать возраст учащихся. Например, есть замечательное пособие у Л.Н.Лёхиной «Путешествие в страну интервалов», Т.Сиротиной «Музыкальная азбука», С. Белецкого «Азбука музыки», где на каждый интервал дана выразительная песенка про персонажа-животного, сказочного героя, вызывающая конкретный образ у учащегося. Такие пособия подойдут для учащихся подготовительных или 1-2 классов по семилетнему курсу обучения, для учащихся 1-2 классов пятилетнего срока обучения эти песенки кажутся «детскими», в силу возрастных ограничений. Более того, у ребят этого возраста возникают стеснения, и даже нежелание исполнять подобные песенки-попевки. Поэтому с учащимися народных, духовых отделений по пятилетнему сроку обучения следует выбирать подходящую для них тематику образов, советоваться с ними, сочинять, подбирать те примеры, которые им будут интересны. Возможно, подобрать отрывки из знакомых с детства кинофильмов, мультфильмов, современных песен (приложение 1). Но песенки-попевки, отрывки должны быть простыми в исполнении, чтобы каждый из учащихся, вне зависимости от своих способностей мог проиграть их самостоятельно на инструменте, желательно конечно, на фортепиано. На первых уроках, при знакомстве с названиями интервалов можно выучить простую песенку-правило из пособия Т.Сиротиной «Интервалы», она поможет учащимся быстро запомнить порядок интервалов и наглядно в мелодии, тактильно при проигрывании прочувствовать разное расстояние между звуками в момент пропевания конкретного интервала. С подготовительными группами или 1 классом семилетнего срока обучения можно разучить песенку-танец «Интервалы» из пособия Л.Алексеевой «От примы до октавы» (стр.44). В сборнике Л.Алексеевой нет песенок-попевок, она предлагает свою методику освоения данной темы. Знакомство с данными элементами музыкального языка автор представляет в звукоподражательных и музыкально-речевых интонациях.  Автор на примерах ярких песен, пьес других авторов, заимствованных из профессиональной, народной музыки, создает определенные образные ассоциации у учащихся, позволяющие легко и быстро запомнить мелодию и характер звучания интервала. Цель пособия: развить интервальный слух и ассоциативное мышление при восприятии интервалов, обучить элементарной импровизации. Например, Л. Алексеева предлагает осваивать примы и секунды в народных песнях-прибаутках «Андрей-воробей», «Тетка богатка», «Сорока-сорока», «Дон-дон». Затем предлагается прослушать произведение, в мелодии которого будет неоднократно встречаться интервал, например секунда, являясь основным выразительным элементом мелодии в изображении данного образа («Быстрый ручеек» Ф.Бейера стр.47). В пособии есть интересные слуховые задания-загадки: учащиеся при проигрывании произведения должны угадать, какого персонажа хотел изобразить в своем произведении композитор, и при помощи каких интервалов.

    Для хорового, вокального отделений учащихся семилетнего срока обучения можно использовать песенки более сложные, с более широким диапазоном, так как у учащихся этих отделений быстрее развивается голосовой аппарат.

    Также в некоторых пособиях имеются песенки-упражнения, сочиненные на определенный интервал, в которых нет конкретных образов-персонажей, их героями являются сами интервалы (приложение 2). Мелодии песенок просты, интересны, легко запоминаются, они построены на интонациях одного интервала звучащего как в восходящем, так и в нисходящем порядке, что дает возможность учащимся усваивать интонационные особенности интервала в двух направлениях.

    Существуют и варианты более сложные по ритмическому рисунку, размерам, но от этого не менее интересные и познавательные, ведь их зачастую можно назвать «песенками-правилами», так как в тексте песен звучит тоновая величина интервалов (приложение 3).

    Впоследствии выбранные или выученные песенки-попевки учащиеся должны проигрывать самостоятельно дома, подбирать на слух от других белых клавиш, а при слуховом анализе, обязательно пропевать от основания к вершине, анализировать характер звучания данного интервала, вспоминать, подбирать по памяти подходящую, знакомую песенку, затем отгадывать. Пропевая расстояние в интервале между звуками, у учащихся происходит запоминание на уровне ощущений голосового аппарата – связок, со временем они понимают, что широкий интервал петь сложнее, расстояние и диапазон увеличиваются и соответственно определить его можно по этому дополнительному признаку.

    Но со временем песенки забываются, поэтому важно учащихся научить давать правильную и точную характеристику звучания каждого интервала, ведь при систематических занятиях, у каждого создается свой образ, ассоциации. Нужно, чтобы для них основным методом слухового анализа являлось определение точного «звукового образа», через внутреннее интонирование, а также обращение к «памяти» голосовых связок. При проигрывании интервалов нужно все время активизировать внимание учащихся, например, поставить задачу «из шести проигранных интервалов определить, сколько прозвучало малых секунд, или диссонансов, или сколько прозвучало интервалов в мелодическом расположении в восходящем порядке, затем спросить какие и тд.»

    Уместно приучать учащихся находить самим выразительные элементы в музыкальных примерах: скачки, движение мелодии по изучаемым интервалам, или роли его в аккомпанементе, рассуждать о его выразительном свойстве, значении в данном произведении, жанре. Ведь интервальный слух – способность точно оценить интервал как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством. Прежде всего, необходимо различать выразительность интервала в гармонической форме от того же интервала в его мелодической форме.

Решающее значение для выразительности гармонического интервала имеет степень сложности одновременного сочетания его звуков, его консонантность и диссонантность. Поэтому при выполнении слухового анализа гармонических интервалов, следует направить внимание учащихся на три пункта:

1)    определить по звучанию консонанс и диссонанс;

2)    определить, пропевая от основания к вершине расстоянии между звуками – узкий интервал или широкий;

3)    определить окраску интервала – мажорный, минорный или пустой, без ладовой характеристики.

Для мелодического интервала решающее значение имеет направление (восходящее или нисходящее), который интервал образуется.

Для обеих сторон интервалов в равной мере большое значение имеют величина интервала, ладовое значение составляющих его ступеней, а также ритм, тембр, характер исполнения. Для выразительности интервала имеет значение место в музыкальной фразе или музыкальном предложении, в котором он появляется: в начале, середине, в момент кульминации, цезуры, в кадансе, участвует ли он в повторных мотивах, в секвенции и т.д.

В целом, слуховые восприятия интервалов можно записать в ниже предложенной таблице.

Таблица слухового восприятия интервалов.

интервал

Гармоническая характеристика

Мелодическая характеристика

ч.1

Повторение одного и того же звука

м.2

 

 

Узкий, близкий, жалобный диссонанс, резкий, «фальшивый»

Разрешение в восходящем порядке; скорбь, плачь в нисходящем

б.2

 

 

Узкий, светлый, уверенный, твердый диссонанс

 

Похож на начало гаммы в восходящем порядке, на окончание гаммы в нисходящем

м.3

 

 

Узкий, мягкий, нежный, грустный консонанс

 

Ласковый, певучий, покачивающийся, начало минорного трезвучия

б.3

 

Узкий, светлый, веселый, мягкий консонанс

Бодрый, веселый, певучий, начало мажорного трезвучия

ч.4

 

Гордый, уверенный, твердый, яркий консонанс

Интонация гимна, фанфар, призыва

ч.5

 

Пустой, холодный, спокойный консонанс

Крайние звуки трезвучия

 

м.6

 

 

Широкий, мягкий, нежный, грустный консонанс, обращение терции

Певучий, ласковый

 

 

б.6

 

 

Широкий, светлый, веселый, мягкий консонанс, обращение терции

Певучий, размашистый, уверенный

 

м.7

 

 

Широкий, мягкий диссонанс, хочется разрешить вниз, обращение секунды

Требует разрешения, допевания, неустойчивое звучание

 

б.7

Широкий, резкий, острый диссонанс, хочется разрешить вверх, в октаву, обращение секунды

Далекий, требует разрешения, допевания, ярко выраженное неустойчивое звучание.

 

ч.8

Широкий консонанс, слитное звучание одного звука на разной высоте

          Для запоминания количества тонов в интервалах можно пользоваться наглядным пособием-таблицей «Интервалы». В различных пособиях встречаются разные подобные таблицы, у Л.С.Синяевой есть наглядное пособие «Интервалы, ступеневая и тоновая величина», но как показывает практика педагогов – учащимся младших классов мало понятна запись десятичных обозначений тонов, поэтому удобнее в таких таблицах указывать двойное обозначение. Например в малой терции 1 тон + полутон. Цель: понятно и доступно обозначить для понимания на данном этапе обучения количество тонов в интервалах, имеющих в своем составе полутон. Со временем учащиеся запоминают и десятичное обозначение, благодаря двойному наглядному обозначению (приложение 4).

          Важным этапом при изучении темы «интервал» является работа над интонированием в ладу. Одним из эффективных упражнений здесь является пение ломаной гаммы. Сначала при пении в восходящем порядке гаммы возвращаться к тонике в первой октаве, если в До мажоре, то к ноту до первой октавы, а при пении в нисходящем порядке – возвращаться к тонике во второй октаве. Можно учащихся разделить на две группы, одна поет все время тонику, а другая – остальные ступени. При этом учащимся приходится внимательно слушать друг друга, чтобы спеть продолжение. Таким образом, происходит сначала неосознанное интонирование интервалов в ладу, а затем преподаватель спрашивает учащихся о том, какие здесь задействованы расстояния между звуками и какие интервалы в этой мелодии спрятались. Более сложным заданием является задание «удержать тонику», чтобы она «не сбежала». Предлагается одному учащемуся петь тонику и тянуть ее, а второму спеть, подстроить к ней другую ступень на нужный интервал. В таком упражнении происходит освоение гармонического звучания интервала в двухголосии.

          Затем предлагается учащимся выписать получившиеся интервалы при пении ломаной гаммы отдельно в восходящем порядке и подписать их. Потом проинтонировать уже осознанно в ладу, как движение от тоники к нужной ступени, анализируя скачок на нужный интервал при пении в восходящем порядке, как движение вверх от устойчивой тоники:

ко II ступени, лежащей рядом, неустойчивой, близкой, «аккуратной»;

к III – как начальное движение по устойчивым звукам тонического трезвучия;

к IV – как уверенно сигнальное движение, или движение от тонической к субдоминантовой функции;

к V – движение к устойчивому, опорному звуку, доминантовому тону;

к VI – движение от тоники к неустойчивой светлой, мягкой в мажоре и печальной, грустной в миноре, требующей разрешения;

к VII – движение к вводному тону, острому, стремящемуся разрешиться в тонику в восходящем движении;

к I ступени во второй октаве – как повторение тоники на разной высоте.

Затем выписать интервалы, получившиеся при пении ломаной гаммы в нисходящем порядке, определить и проинтонировать уже осознанно в ладу, как нисходящее движение от тоники к нужной ступени, при этом анализировать движение, скачок  на нужный интервал, как движение вниз от устойчивой тоники:

к VII – нисходящее движение к вводному тону, жалобная полутоновая интонация в натуральном мажоре и гармоническом виде минора, VII ступень интонируется обычно близко по отношению к тонике во второй октаве;

к VI – нисходящее движение к светлой в мажоре и нежной, грустной в миноре, но в обоих вариантах мягкой, неустойчивой ступени, исполняется осторожно;

к V – нисходящее движение к устойчивой ступени, воспринимается и усваивается как движение от I к V ступени, квартовый нисходящий ход от тонической к доминантовой функции;

к IV – нисходящее движение к неустойчивой ступени, но звучащей тяжело, уверенно, требующей допевания, разрешения в устойчивую III ступень;

к III – нисходящее движение в мажоре на опорный, устойчивый светлый звук, в миноре на опорный, устойчивый грустный, печальный звук;

ко II – нисходящее движение от тоники второй октавы к этой ступени воспринимается как допевание гаммы сверху вниз, так же следует петь осторожно, заранее думая о звучании тоники;

к I – нисходящее октавное движение от тоники к тонике воспринимается как повторение одного и того же звука на разной высоте.

          Таким образом, при пении данного упражнения участвует ладовое взаимоотношение ступеней, тяготений неустойчивых к устойчивым. Но при анализе получившихся расстояний между ступенями, они воспринимаются и как интервалы в мелодическом положении. При пении такого упражнения нужно следить за тем, чтобы учащиеся старались осознанно воспроизводить движение, скачок на данный интервал, а после, например, в игровой форме слушали мнения преподавателя или учащихся, которые могут быть «экспертами» и теперь должны помочь ему, если у него не совсем получилось, правильно проинтонировать нужный интервал. Такие задания активизируют работу учащихся на уроке, развивают музыкальный интервальный слух, способствуют осознанному, правильному интонированию интервалов в ладу. Таким образом, ладовое чувство и ладовые представления: умение представлять, чисто интонировать в конкретной тональности устойчивые и неустойчивые ступени, слышать их взаимодействия, тяготения, будут играть важную роль в интонировании интервалов в ладу, и выполнять один из важных этапов в освоении этой работы.

          И.П.Гейнрихс отмечает, что «ступеневые представления формируются значительно легче и быстрее, чем интервальные, и при образовании интервальных выполняют роль некоего корректора их точности. Практика показывает, что чем лучше развиты у учащихся ступеневые представления, тем точнее ими воспроизводятся соотношения интервальные и тем легче развиваются интервальные слуховые представления. Формирование и развитие ступеневых представлений является поэтому основой развития ладового чувства и, следовательно, музыкального слуха».

          П.Ф.Вейс, исследователь систем абсолютной и относительной сольмизации, восклицает: «Немало написано о музыкальных слуховых представлениях. Но до сих пор не является общепризнанным то положение, что важнейшее качество развитых музыкально-слуховых представлений – их расчлененность, что их ядром должны быть представления ладовых ступеней».

          Е.В.Назайкинский, исследуя взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений, считает, что возможен подход, при котором «умение строить интервалы, слышать и определять их ограничивается определением ступеней лада». И далее: «…Исследование ладовых функций ступеней дало бы ценный материал не только для теории лада, но и для практики воспитания музыкального слуха».

          Итак, опираясь на ладовую систему в работе с интервалами, следует начинать с наиболее удобных, простых ступеневых взаимоотношений. Интервалы на устойчивых ступенях: от I вверх – ч.5, ч.8, б.3 в мажоре, м.3 в миноре; от V вверх – ч.4, б.3 в натуральном мажоре, гармоническом виде минора; от III вниз – б.3 в мажоре, м.3 в миноре, м.6 вверх в мажоре, б.6 в миноре; от неустойчивых ступеней сначала проще освоить интонацию м.2 вверх от VII, интонацию м.3 от VII вверх или от II вниз, интонацию б.6 от II вверх и т.д.

          В пособии Т.Сиротиной «Музыкальная азбука» на каждый интервал сочинены упражнения в ладу, даны секвенции, что позволяет активизировать ладовые представления. Целью в создании такого пособия было систематическое, поэтапное освоение материала, опирающегося на программу по сольфеджио в ДМШ. Целесообразно пропевать интервальные последовательности двухголосно, гармонически, дуэтом или разделив класс по группам, при таком задании развивается гармоническое мышление, способность слушать одновременное звучание голосов, следить за своим голосом.

          Методическое пособие Т.А.Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио» по сравнению с предыдущими, выше перечисленными, появилось не так давно и было специально разработано для подготовительных групп и 1-2 классов семилетнего курса обучения в ДМШ и ДШИ. В нем обобщен опыт работы над интервалами на начальном этапе обучения, основанный на ассоциативно-образном опыте детей с использованием пластических и графических символов интервалов. Данный метод требует более детального изучения и подхода к освоению. В пособии даны интересные задания и примеры, применяемые в данной методике. Индивидуальность образа интервала здесь выражена не только в множественных словесных характеристиках, а также в пластических ручных символах, и графических обозначениях, позволяющих наглядно изобразить нужный интервал.

          В заключении хочется сделать несколько обобщений. При освоении темы «Интервал» и в работе над данными элементами музыкального языка, можно использовать разные приемы и методы из разных источников, пособий. Не обязательно использовать материал только одного автора, можно его варьировать, дополнять другими примерами, или же осуществлять свой собственный подход к данной теме. Главной целью должно быть желание педагога заинтересовать, доступным образом донести материал в интересной форме для учащихся данного возраста, отделения при обучении предмету «Сольфеджио». На начальном этапе ознакомления с данной темой для облегчения усвоения материала использовать образно-ассоциативный метод характеристик: наглядные пособия в виде рисунков, сказок, стихов, загадок. Подбирать яркие музыкальные примеры и анализировать, рассуждать о роли интервала в музыке. В работе в ладу – опираться на ладовые взаимосвязи, ступеневые представления и их взаимодействия, влияния, чередования. Умение осознанно пользоваться полученными навыками в интонировании интервалов при чтении с листа, написании диктантов, пении вне лада, быстро и точно определять их в заданиях по слуховому анализу, является результатом трудоемкой работы преподавателя и ученика. Кропотливый и многомасштабный труд в освоении интонационной мелодической «ячейки» интервала, гармонической основы «фонизма», взаимоотношений функциональных связей звуков в ладу является ступенью к достижению главной цели – разностороннее развитие грамотного музыкального слуха.

Приложение 1

Примеры песенок из мультфильмов, популярные произведения. 

м.2: Л.Бетховен «К Элизе»; «Песенка Крокодила Гены» из м/ф «Чебурашка»; «Песенка Водяного» из м/ф «Летучий корабль» (припев)

б.2: Муз. Б.Флиса, сл. Ф.В.Готтера «Спи, моя радость, усни»; «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»; песенка из м/ «Про антошку»

м.3: «Добрый жук» из к/ф «Золушка»; «Маленькой елочке холодно зимой»; «Песенка Мамонтенка»; колыбельная «Спят усталые игрушки»

б.3: попевка на мелодию песенки «Чижик-пыжик»

ч.4: «В траве сидел кузнечик»; гимн РФ

ч.5: русская народная песня «По малину в сад пойдем»

м.6: «Прекрасное далеко» из к/ф «Гостья из будущего»

б.6: «В лесу родилась елочка»

ч.8: «Кабы не было зимы» из м/ф «Зима в Простоквашино»

Приложение 4

Т а б л и ц а    и н т е р в а л о в

Название интервала

Обозначение

интервала

Количество тонов

в интервале

прима

ч.1

0 тонов

секунда

м.2

0,5 тона (полутон)

б.2

1 тон

терция

м.3

1,5 тона (тон+полутон)

б.3

2 тона

кварта

ч.4

2,5 тона (2 тона+полутон)

кварта

ув.4

3 тона

квинта

ум.5

3 тона

квинта

ч.5

3,5 тона (3 тона+полутон)

секста

м.6

4 тона

б.6

4,5 тона (4 тона+полутон)

септима

м.7

5 тонов

б.7

5,5 тонов (5 тонов+полутон)

октава

ч.8

6 тонов