Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

ОТКРЫТЫЙ  УРОК

учащихся подготовительного отделения

преподавателя Обоскаловой О.В.

Тема урока: Работа в классе с учебным пособием – рабочей тетрадью для учащихся подготовительного отделения, автор Обоскалова О.В.

Цели: воспитание в детях любви к музыке, развитие музыкальных способностей, способствовать потребности общения с музыкальным искусством.

Задачи:  целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основы для практических навыков; воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка; формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования; выработка у обучающихся слуховых представлений.

Дата проведения: 19 марта 2014 года

Место проведения: кабинет №14 Городской ДМШ

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-техническое обеспечение: фортепиано

Методическое и дидактическое обеспечение: рабочие тетради, простые и цветные карандаши, магнитная доска с изображением нотного стана и круглыми магнитами-нотами.

Тип урока: Урок применения знаний и умений.

Урок проводится для учащихся подготовительного отделения, возраст 6,5 – 8 лет.

На уроке присутствуют родители учащихся, которые рассаживаются за парты вместе с детьми.

План урока:

    1. Вступительное слово – 5 минут

    2. Выполнение задания на сольмизацию и пение примеров из рабочей   

       тетради – 10 минут

    3. Повторение пройденной на уроке песни «Куры, гуси», разучивание со  

       словами – 5 минут

    4. Знакомство с новым материалом – разучивание песни «Теремок». Игра

      «Найди ошибку» - 10 минут

    5. Творческое задание – 10 минут

Примечание: во время самостоятельного выполнения детьми творческого задания преподаватель обсуждает с родителями организационные вопросы.

Ход урока:

Преподаватель: Добрый день, дорогие дети, уважаемые родители!  Вам хорошо знакомы все формы работы, которые мы используем на наших занятиях. Это вокальное и инструментальное музицирование, освоение нотной грамоты, работа над развитием чувства метроритма. Во многом нам помогают в этом наши учебные пособия – магнитная доска с нотным станом и нотами-магнитами, клавиатура, ритмические карточки и рабочая тетрадь.

       В рабочей содержатся задания для освоения нотного письма, теоретические понятия, предлагаются различные виды практических и творческих заданий. Все это способствует организации занятий не только в классе, но и дома.

    В классе учащиеся выполняют задания под руководством преподавателя (в основном это устная часть заданий), а дома они выполняют большую часть письменных заданий, а также повторяют то, что было пройдено в классе.

   В начале тетради представлена памятка для родителей, которые могут контролировать выполнение заданий своими детьми, а также сами постигать азы музыкальной науки. Это поможет родителям в будущем контролировать освоение детьми такой непростой науки, как сольфеджио, в начальных классах школы.

   Сегодня мы продемонстрируем некоторые формы работы с этой тетрадью, чтобы наши папы и мамы смогли потом с вами заниматься дома. Кстати, уважаемые родители, сегодня вы можете вместе со своими детьми выполнять задания и отвечать на мои вопросы.

     Итак, дети, открываем страницу 20.

Учащиеся открывают нужную страницу в рабочей тетради, на которой представлены письменные и устные задания на освоение ноты «до» первой октавы.

Преподаватель (родителям): Задания в тетради расположены таким образом, чтобы их освоение и выполнение проходило в неразрывной связи с освоением блокфлейты – инструмента, на котором учащиеся учатся играть на занятиях в подгруппе. На сегодняшний день учащимися пройдены все звуки гаммы До мажор, осталась последняя нота – «до» первой октавы. Дети, где пишется наша нота до?

Учащиеся отвечают.

Преподаватель: Дети, посмотрим на задания внизу 20-й страницы. Нужно прочитать в ритме мелодию в первом упражнении. Но прежде ответьте на мои вопросы.

Преподаватель задает вопросы, дети отвечают.

1. С какой ноты начинается мелодия?

2. Какой нотой заканчивается мелодия?

3. Сколько звуков всего использовано в этой мелодии?

4. Как называется ряд из четырех звуков?

5. В каком направлении движется мелодия?

6. Из каких длительностей состоит мелодия?

        После знакомства с мелодией дети хором читают ее в ритме (сольмизируют). Преподаватель делает замечания (если таковые имеются). Далее мелодия после настройки пропевается с названием звуков. Преподаватель обращает внимание на выразительность исполнения, на правильность дыхания, на положение корпуса.

       В данном упражнении представлено 6 различных мелодий объемом 2-4 такта. Каждая разучивается аналогичным способом. Среди вопросов, задаваемых преподавателем, могут встретиться такие: Какой звук в мелодии самый высокий? Самый низкий? Какое созвучие образуют звуки в мелодии? и т.п.

Преподаватель: вы отлично справились с предложенным заданием. А теперь перейдем к странице 21. На ней вы видите две песенки. Одна из них нам уже знакома – мы разучили ее на прошлом уроке с названием звуков. Это песня «Куры, гуси». Давайте сначала ее «прочитаем» нотами, а потом споем.

 Учащиеся выполняют задание, после чего песня разучивается со словами.

Преподаватель: А теперь посмотрим на вторую песенку, она называется «Теремок».

Преподаватель задает вопросы о мелодии, учащиеся отвечают.

Преподаватель: Сейчас мы с вами сыграем в игру «Найди ошибку». Вам она уже знакома – я буду читать ноты этой мелодии и делать в ошибки, ваша задача – сказать «Стоп!», если вы ее обнаружите.  Мы проверим вашу внимательность и  знание нотной грамоты.

Проводится игра.

По ее окончании учащиеся сами читают мелодию с названием звуков, потом поют с названием нот и со словами.

Преподаватель: Мы выполнили все задания, а теперь посмотрите – на странице 21 вам предлагается нарисовать рисунок к любой выученной песне. Выберите для себя, какую песню вы будете иллюстрировать – «Куры, гуси» или «Теремок». Возьмите цветные карандаши и нарисуйте рисунок. Когда справитесь с заданием, прорисуйте в прописях ноту «до» первой октавы на всех строчках.

В то время, когда учащиеся рисуют и прописывают нотные элементы, преподаватель проводит беседу с родителями, обсуждая вопросы вступительного экзамена, формы его проведения, знакомит с образовательными программами, по которым проводится обучение в школе.

Завершается урок проверкой преподавателем заданий в прописях, выставляется оценка.