Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Креативное обучение в ДМШ

Степанова Лариса Леонидовна

Доклад подготовлен на материале приложения к российскому специализированному журналу «Проблемы музыкальной науки», которое так и называется: «Креативное обучение в ДМШ». Издается оно  Лабораторией музыкальной семантики Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова (г.Уфа, Башкортостан)

Современная музыкальная педагогика проявляет значительный интерес к инновационным – нетрадиционным, креативным формам обучения. Целью новых методик становится воспитание личности музыканта, обладающей высоким потенциалом, ярким художественным воображением, креативными качествами.

Предлагаемые методы призваны обеспечить комплексное развитие слуха, ритма, памяти, воображения, мышления учащегося в творчески активных формах: заранее продуманных и предусмотренных для этой цели заданиях. Такие задания являются типичными формами межпредметной связи и могут быть с успехом использованы в любых предметах, где применяется нотный текст. В том числе, и в качестве иллюстрации на уроках музыкальной литературы или слушания музыки, в условиях чтения с листа нотного текста на уроках фортепиано или ансамбля и, конечно же, на уроках сольфеджио.

Одно из важнейших универсальных правил в работе с музыкальным текстом можно сформулировать следующим образом: “Музыкальное содержание первоначального (первичного) композиторского текста не может полностью совпадать с содержанием вторичного текста, который творит (интерпретирует) исполнитель”. Как правило, при изучении музыкального произведения педагоги акцентируют внимание на его грамматической стороне, т.е. при разборе традиционно опираются на обозначения грамматики нотного текста: тональность, размер, динамика, темп, знаки артикуляции, а на сольфеджио – интервал, аккорд, тональность, ступень лада, длительность, ритмическая фигура. Но фактура произведения, его нотная графическая запись и даже заголовок часто вводят в заблуждение “читающего” нотный текст исполнителя.

Музыкальная семантика и музыкальная поэтика открывают пути для понимания содержания музыкального текста и обеспечивают творческие отношения с ним исполнителей – педагога и ученика.

Семантика – это изучение смысловых структур музыкального текста. В основе музыкальной семантики и семантического анализа лежит общение исполнителя не просто с нотным текстом, а с текстом музыкальным. Их отличие заключается в том, что нотный текст включает в себя элементы грамматики и графики, а музыкальный содержит смысловые структуры, устойчивые интонационные обороты с закреплёнными значениями. Такие структуры называются ключевыми интонациями. Они легко узнаются учащимися в разных текстах и помогают юным исполнителям конкретизировать содержание музыкального произведения. Здесь можно использовать сравнение с литературным текстом, по отношению к которому актуально понятие “читать между строк”. Такие области, как музыкальная поэтика и семантика помогают видеть “смысл между строк” в графике (лексикографии) нотного текста, разбираться в структуре содержания, уметь обнаруживать “текст и подтекст” сочинения, грамотно анализировать его смысловую организацию. Ключевые интонации могут быть явными и скрытымиЯвные интонации легко обнаруживаются в тексте. Скрытые интонации завуалированы в мелодическом и ритмическом рисунке произведения, их необходимо предварительно выявить.

Целью музыкальной семантики является воспитание культуры творческого отношения юного исполнителя к музыкальному тексту, а также воспитание элементарных навыков композиторского творчества. Так, на основе связи звука со смыслом, а темы с музыкальным образом, ученик-исполнитель включается в проблемные ситуации сюжетного действия и учится произносить музыкальный текст в разных вариантах. Ученик-композитор учится его преобразованию. Ученик-слушатель задумывается над содержанием и смыслом, изучает интонационный словарь. Ученик-режиссёр создаёт собственные версии и новые композиции.

Содержание музыкального произведения раскрывается и с помощью понятий музыкальной поэтики. Поэтика – это смысловая организацияхудожественного текста. Категориями поэтики являются: герой, персонаж, диалог, реплика, сюжет. Герои и персонажи являются участниками событий и включаются в музыкальные диалоги, где находятся в ситуации речевого высказывания или сюжетного действия. Семантический анализ помогает обнаружить и структурно обозначить границы реплик героев, которых трудно выявить при традиционном анализе синтаксических структур.

Знакомство с категориями семантики и поэтики происходит в форме интонационного этюда. Интонационный этюд – это результат преобразования первоначального музыкального текста на основе смысловой расшифровки ключевых интонаций произведения с последующим его исполнением. Форма интонационного этюда позволяет моделировать множество проблемных ситуаций, благодаря которым музыкант учится осмысленно исполнять музыкальный текст: осознанно воспринимать регистровые краски и динамические оттенки, постепенно осваивает навыки артикуляции на интонационно-образной основе.

Интонационный этюд предполагает организацию ролевых игр с разделением музыкального материала на реплики и вариантным их произнесением “от лица” разных героев, персонажей. В игровой форме учащиеся знакомятся с терминами поэтики (сюжет, реплика, диалог), которые способствуют пониманию содержания музыкального произведения. Форма интонационного этюда уже с первых шагов нацеливает юного исполнителя на приобретение навыков варьирования, аранжировки преобразования нотного текста. Перед учеником открывается возможность оказаться за пределами композиторского текста и создать собственный вариант музыкального сочинения. Всё это развивает творческое мышление ученика, способствует приобретению начальных импровизационных навыков, позволяет сделать процесс обучения увлекательным.

Благодаря этому методу преподаватель может ставить перед учеником разные задачи: художественные (создать сюжет, придумать название), исполнительские (интонирование на интонационно-образной основе), творческие (преобразование музыкального текста).

Таким образом, ученик в игровой форме под руководством учителя узнаёт о том, как устроен музыкальный текст, как обнаружить в нём героя и персонажа, найти диалоги и сюжет, наметить исполнительский сценарий сочинения, и даже поспорить с редактором. Понимание содержания музыкального текста позволяет придумывать варианты исполнения, делать аранжировки, а также учиться грамотной артикуляции текста на основе анализа семантических фигур. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, возникающая в результате совместной деятельности учителя и ученика, раскрепощает учащихся на уроке, развивает личностные качества, позволяет экспериментировать, творить, решать художественные задачи самостоятельно. Это воплощается в нетрадиционной форме ансамблевого музицирования – интонационный этюд, который носит универсальный характер, т.к. может применятся практически в любой учебной дисциплине. Целью применения категорий и понятий музыкальной семантики и поэтики является приобщение исполнителей к таким видам творческой работы с музыкальным текстом, как исполнительская интерпретация, импровизация, композиция и аранжировка.

Например, двухручные пьесы можно переложить для исполнения в 4 руки в виде музыкальных диалогов-сцен с участием двух геро­ев. Роль одного из них сыграет ученик, другого — учитель. Произнесение (ар­тикуляция) реплик от лица конкретных героев или персонажей, принятое в та­ких упражнениях, позволит педагогу чётко ставить художественные задачи, а ученику освоить навыки выразительной артикуляции. Упражнения подобного родаполучили название «интонационные этюды», а раз­личные варианты преобразования текста — «исполнительские сценарии».

ИНТОНАЦИОННЫЙ ЭТЮД «ОСЁЛ И КУКУШКА»

На двух строках фортепианной пьесы расположились главные герои — Осёл и Кукушка. У каждого — своя ключевая интонация. Между ними про­исходит диалог-спор.

В лесу осёл с кукушкой соперничали раз: «Кто лучше и приятней сумеет спеть из нас?»

Ненецкая детская песенка

Вопросы и задания:

1.Познакомьтесь с нотным текстом пьесы и ответьте на вопрос: кому из персонажей стихотворения — Ослу или Кукушке принад­лежит ключевая интонация «ритм шага» (нижняя строка текста) и почему эта ритмическая фигура постоянно повторяется?

2.Перепишите в тетрадь верхнюю строку текста. Какая ее часть под­сказывает нам, что эта реплика принадлежит именно Кукушке? Обозначьте реплику Кукушки в тетради квадратной скобкой.

3.Распределите роли между учеником и учителем и исполните интонаци­онный этюд сначала «близко к тексту», а затем с преобразованием в разных вариантах исполнительских сценариев.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СЦЕНАРИЙ «КТО ПОБЕДИЛ В СПОРЕ?»

Вариант первый: «Осёл-победитель»

Ученик исполнит упрямые реплики Осла-победителя, усиливая звучность к концу спора. Учитель сыграет роль Кукушки (верхнюю строку текста).

Вариант второй: «Кукушка – победитель»

Ученик исполнит роль кукушки с постепенным усилением динамики. Учитель сыграет роль Осла.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СЦЕНАРИЙ «КОНКУРС»

Осёл и Кукушка соревнуются в пении и спорят: «Кто лучше и прият­ней сумеет спеть из нас?» Пьеса исполняется с повторениями (в ансамб­ле) несколько раз, с изменениями текста при помощи приёма регистровки. У Кукушки — с переносом фраз (или мотивов) на октаву вверх, у Ос­ла — с переносом части текста на октаву вниз (по два или по одному такту на выбор)

Авторы издания предлагают различные задания на  активное преобра­зование первичного авторского текста. Такой вид творчества, в отличие от академической «игры по нотам», нацелен на практику выступлений на люби­тельских вечерах и домашних концертах, где всегда были широко распростра­нены ансамблевые формы исполнительства, основанные на переложениях текстов в ансамблевой форме. Освоив универсальную технологию на основе простых и доступных упражнений, ученики, глядя в двухручный текст, смогутпреобразовывать его и играть в 4, 6 и 8 рук (за одним или двумя фортепиано)пьесы любой сложности. Навыки свободного музицирования при всей простоте их освоения демонстрируют вполне современную форму интенсивного обучения. Использование форм переизложения уртекста имеет, по мнению авторов, все основания рассматриваться как один из прогрессивных и современных методов обучения музыкальному языку и стилистике музыкальной речи.

В практике работы предлагается использование принципа «свертывания-развертывания» гармонических схем, предложенных композитором. Учащиеся могут выполнять задания на переизложение авторской фактуры – собрать в вертикаль арпеджированно изложенный авторский текст или переизложить его в различных фактурных вариантах. 

Также предлагаются задания на «оркестровку» исполняемых на фортепиано произведений. В тексте любой пьесы могут скрываться несколько разных текстов, а ин­струмент фортепиано в некоторых из них звучит как настоящий оркестр. На­пример, пьеса И. Кригера называется «Менуэт», но она может прозвучать и как инструментальная пьеса с участием воображаемого ансамбля инструмен­тов, потому что танец всегда сопровождается музыкой.

И.Кригер «Менуэт»

 

Вопросы и задания:

  1. На каких музыкальных инструментах (из числа перечисленных в скоб­ках) могла бы прозвучать мелодия, расположенная в верхней строке текста (флейта, скрипка, виолончель)?
  2. Выберите нужный оркестровый инструмент и изобразите его звучание на фортепиано. Украсьте долгие звуки мелодии мордентом.

3.       В первом такте нижней строчки композитор «подсказывает»
исполнителю, сколько инструментов участвует в сюжете. Сделайте дублировку — сыграйте нижнюю строку двумя руками в ролевой игре «А  как бы это прозвучало на двух виолончелях», разделив между ними звуки 1-го такта и удвоив в октаву звуки 2-го такта. Подумайте, какой звук нужно добавить к звуку «соль» в правой руке в такте 3 (аналогично пер­вому такту)?

4. Сыграйте обе строки в ансамбле с учителем в ролевой игре «Звучит ста­ринный оркестр».

Таким образом, авторы издания понимают креативную работу с музыкальным текстом как работу, ведущуюся в двух направлениях:

  1. Обучение навыкам чтения  и интерпретации первичного авторского текста, разработке исполнительского сценария (вторичного текста), которое производится на основе анализа смысловых структур текста и описания их в категориях музыкальной поэтики и семантики.
  2. Обучение навыкам преобразования первичного текста в условиях изучения академического музыкального инструмента (аранжировки, обработки, вариации, транскрипции, прелюдирования, импровизации).

Список используемой литературы.

  1. Грошева, С. Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио: учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ / С.Грошева. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2005. – 67 с.
  2. Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио (в 4-х выпусках); отв. ред.-соств. Л.Шаймухаметова / УГАИ. – Уфа: РИЦ УГАИ. Вып. 1-4. Тухватуллина Н. Интонационные этюды и ролевые игры: методическая разработка / Н.Тухватуллина. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 1998. – 16 с.
  3. Креативное обучение в Детской музыкальной школе: Научно-методический вестник Лаборатории музыкальной семантики // Приложение к российскому специализированному журналу “Проблема музыкальной науки” / Автор и руководитель проекта Л.Шаймухаметова. – Уфа, 2008. – №1-2; 2010 - №3(9); 2013 - №1(19)-2(20).
  4. Шаймухаметова Л.Н., Кириченко П.В. Интонационные этюды в классе фортепиано. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ. – РИЦ УГАИ, 2002. – 126