Психологические особенности Эстрадного состояния исполнителя
Если ты, выходя на эстраду, не ощущаешь ватных ног
И розового тумана перед глазами –
В тебе погиб артист.
Д.Ойстрах
Сложное, мало изученное состояние организма и психики музыканта-исполнителя, связанное с участием в концертном выступлении, обычно называется стрессом. Это не совсем верно, ибо отождествлять реакцию человеческого организма на чрезвычайное событие и творческое состояние музыканта, решающего художественную задачу интерпретации музыки, не вполне правомерно.
Действительно, одна из сторон такого состояния связана со стрессом – особым психофизическим состоянием подавленности, испуга, тревоги, возникающих при экстремальных воздействиях, угрозе благоприятному исходу деятельности. Стресс бывает информационным, когда существует дефицит информации и сознание не успевает принимать необходимые решения в ситуации повышенной ответственности. Например, при чтении нот с листа, при игре пассажей технически трудных эпизодов и в других подобных случаях.
Стресс бывает эмоциональным, граничащим с паникой. При этом исполнитель испытывает отрицательные эмоции, что в свою очередь может привести к нарушению работы памяти и всей двигательной сферы, утере выразительности исполнения. Стресс может оказывать не только отрицательное воздействие, но и положительное, включающее защитные механизмы, которые пробуждают скрытые творческие силы человека. Наилучшей защитой от стресса является выработка навыков владения собой в экстремальных ситуациях, достижение наибольшей информированности о процессе исполнения на концертной площадке, приобретения соответствующего опыта выступлений на эстраде.
Другая сторона стрессового состояния вызвана фрустрацией – дезорганизацией работы сознания. Такое состояние может быть вызвано объективными причинами, к примеру, серьезными трудностями технического и художественного порядка. Повлиять на его возникновение могут и субъективные факторы, в частности, завышенная планка исполнительского идеала и недооценка своих возможностей его осуществления.
Защитой от фрустрации может быть игра сочинений, технически более доступных, с яркой образной задачей, что позволяет включать в исполнение музыкальную фантазию. Полезно использовать средства психологической защиты, во время игры использовать метод отвлечения внимания.
Третья сторона эстрадного состояния связана с внутриличностным конфликтом – переживанием невозможности уклониться от обязательной необходимости выйти на концертную площадку и играть там. Суть конфликта заключена в разрыве между своими завышенными претензиями и реальными возможностями. Защититься от конфликта можно путем достижения определенного компромиса, с помощью выработки умения реально соотносить свои претензии и способности, путем построения педагогического процесса подготовки сочинения с точным прицелом на особенности исполнения на сцене.
Существует еще одна сторона состояния исполнителя – кризис. Для него типична ситуация, когда возникают противоречия между желаемой целью и невозможностью ее достойно реализовать как из-за отсутствия необходимых способностей, или по причине психологических срывов. Из подобного кризиса могут быть различные выходы. Один из них связан с изменением своих намерений, например, - отказ от сольной деятельности и переход к ансамблевой. Другой – с принятием новой жизненной стратегии: отказ от концертных выступлений и переход к преподавательской деятельности. В современных условиях отказаться полностью от исполнительской практики невозможно. После длительного кризиса вернулись на сцену гениальные пианисты Яков Флиер и Святослав Рихтер. Обращение к опытному психотерапевту помогло справиться с кризисом Сергею Рахманинову.
Общим для этих четырех состояний является высокий уровень напряженности, нарушение привычных норм жизнедеятельности. Переживание этих состояний приводит к их повторному возникновению при очередных выступлениях. Для предотвращения их появления важно знать отличительные черты исполнительских состояний дома, в классе и на сцене. Известный музыковед и педагог В.Ю. Григорьев разработал таблицу, в которой сведены соответствующие признаки и порождающие их причины.
Место исполнения |
Дома |
В классе |
В зале |
Адресат исполнения |
Для себя |
Для педагога и немногих присутствующих |
Для слушателей, публики |
Акустические условия |
Акустика небольшой комнаты, хорошо знакомого пространства |
Акустика класса иная, но вполне привычная |
Непривычная акустика концертного зала, во много раз превышающего размеры комнаты и класса |
Технические установки |
Ошибки исправляются. Свобода остановок, повторений |
Ошибки исправляются на ходу. Материал дробится мало, бывают остановки |
Установка на высокий технический уровень и недопустимость ошибок. Единственное цельное исполнение |
Художественно-исполнительские задачи |
Ставятся в ограниченной мере |
Их поле несколько расширенно |
Стремление максимально воплотить художественную концепцию и исполнительские задачи произведения |
Психофизиологическое состояние |
Волнения, тревожности, стресса, и заметных психофизиологических перемен нет |
Есть некоторое волнение, тревожность, но существенные перемены исполнительского состояния незаметны |
Сильное волнение, стресс Значительные психофизиологические изменения с состоянии и поведении |
Внимание |
Единое, широкое малодифференцированное, слабого уровня |
Раздвоено на игру и реакцию педагога, сужено |
Раздвоено и максимально сужено |
Память |
Работает стабильно |
Боязнь забыть выражена слабо |
Сильно тревожит опасность забыть, фактические срывы памяти |
Сознание и воля |
Активно включены в игровой процесс |
Функционируют умеренно |
Действуют очень слабо |
Интуиция и вдохновение |
Не включено в исполнительский процесс |
Интуиция включается редко, вдохновения практически нет |
Возможность включения максимальная |
Энергетика |
Низкая |
Средняя |
Очень высокая |
Оценочный фактор |
Самооценка слабая |
Оценка педагога и самооценка порой не совпадают |
Оценка публики, оценка критиков и самооценка могут значительно расходиться |
Социально-культурная ответственность исполнителя |
Отсутствует |
Ограничена мнением педагога и немногих слушателей |
Присутствует в максимально возможной степени |
Многие параметры, приведенных в таблице позиций, принципиально различны, так как исполнитель находится в трех разных художественных, акустических, психофизических и других условий, далеко отстоящих друг от друга по своим целевым устремлениям. Следовательно, исполнитель оказывается перед необходимой задачей формирования системы, которая позволяла бы адаптироваться к экстремальным условиям, освоить приемы саморегуляции исполнительских состояний. Эта система должна обеспечивать не только сохранение достоинств игры, достигнутых в подготовительном периоде, но и призвана формировать новые качества исполнителя, раскрывать скрытые резервы его творческих способностей. Система должна использоваться не только перед выступлением, но и на протяжении всего периода подготовки. Стать частью и сложного процесса исполнительского образования музыканта.(см. таблицу).
Основываясь на выше сказанном, можно считать занятия дома, работу в классе, репетицию и концертное выступление связанными друг с другом ступенями приближения к высшей цели – исполнению музыкальных произведения для слушателей. И каждая последующая ступень должна быть выше по энергетике и сосредоточенности музыканта, быть активнее в плане обогащения вариантов художественных и технологических решений. При восхождении с уровня на уровень более естественно происходит переход в рациональное эстрадное состояние. На предварительном этапе используются приемы концентрации энергии и активизации физических сил, вырабатываются механизмы управления состояниями напряжения и расслабления, формируется умение грамотно работать над художественной интерпретацией сочинения.
С другой стороны, необходимо научиться распознавать степень напряжения и зажатости мышц, особенно в условиях концертного волнения. Нужно уметь расслаблять их, достигая для исполнения на сцене активного состояния всей мышечной системы организма. Индикатором сильного мышечного напряжения служит тремор рук, высокая степень зажатости мышц тела и лица. При этом существует закономерность: если расслабить одну мышцу, то процесс рефлекторно влечет за собой снижение излишнего тонуса других мышц. Станиславский К.С. неоднократно подчеркивал, что умение расслаблять мышцы на сцене должно у актера войти в привычку. Само понятие «расслабление» нужно понимать как освобождение от перенапряжения мешающих свободе игровых движений. Реальный игровой тонус мышц на концертном выступлении из-за включения большой энергетики должен быть выше, чем при обычных занятиях на фортепиано.
На сцене у музыканта-исполнителя главную роль играет не физическая (мышечная), а интеллектуальная, творческая и созидательная сторона деятельности. Однако и здесь необходимо определенное расслабление психической стороны процесса.
Два полюса можно дифференцировать в реагировании исполнителя на сцену. Один из них связан с полным представлением о сущности волнения и методах его преодоления. Другой полюс – отсутствие знаний специфики и условий исполнения. Дети, особенно до одиннадцати лет, привыкли действовать цельно, активно включаясь в предлагаемую ситуацию. У них нет разграничения умственной деятельности и сенсорики, слаба оценка собственных действий, что приводит к относительно спокойному и уверенному поведению на сцене даже при отсутствии опыта концертных выступлений. Нельзя считать верным, что юный исполнитель не испытывает волнения при выступлении. Волнение ребенка проявляется в иных формах и с другой интенсивностью по сравнению с опытными музыкантами. Ребенок обладает большой энергетикой, а автоматизация игрового процесса, целостность восприятия и работа памяти – устойчивее и менее зависят от внешних факторов. Ребенок теснее связан с естественным механизмом копирования действий других людей. Эту закономерность можно использовать в ходе подготовки ученика к концерту. Важно, чтобы учащийся прошел через все стадии подготовительного процесса: сначала он видел своих друзей-музыкантов на сцене, потом выходил на сцену в качестве участника небольшого ансамбля, и уже в последствии, становился солистом.
Именно так знаменитые педагоги-музыканты П.Столярский и А.Ямпольский формировали у своих учеников навыки исполнительского поведения на концертах.
В борьбе со стрессом мне помогла работа по созданию методического сообщения, составленного на основе трудов профессора, заслуженного деятеля искусств России Юрия Григорьева. Методические материалы я активно использую в своей концертмейстерской практике.
Я не встречала музыкантов, у которых не было волнения перед концертом. Участникам семинара предлагаю несколько практических советов борьбы со стрессами из опыта моей работы.
Поддержка хорошей пианистической формы для концертмейстера – это необходимое условие выполнения своих прямых обязанностей. Концертмейстеры разучивают и исполняют произведения любого уровня сложности в классе, в конкурсной и концертной деятельности. Для поддержания хорошей формы надо самостоятельно заниматься на фортепиано, и активно работать в классе на уроках с солистами и коллективами.
Один из способов преодоления стрессов – пополнение теоретического багажа, постоянное самообразование. Для меня наиболее полезными стали очные семинары, мастер-классы и курсы повышения квалификации, проводимые на многих очных конкурсах. (Межрегиональный конкурс «Юные дарования» г. Сыктывкар). На очных мастер-классах опытные преподаватели, в процессе практической работы с учащимися, раскрывают секреты исполнительского искусства. На конкретных примерах показывают приемы работы над кантиленой и сложными в техническими отношении эпизодами, работают над стилевыми особенностями исполнения музыкальных произведений.
Концертмейстерам необходимо готовить нотный материал, грамотно скомпоновать его для удобства игры в классе и на сцене. Не рекомендуется менять расположение нотных страниц накануне концерта, т.к. и глаза и руки привыкают к определенному расположению нотного текста. Любые изменения темпа, агогики, динамики, сделанные в последний момент, приводят к стрессовой ситуации на сцене. Из-за этого бывают потери текста и ошибки и у солиста, и у концертмейстера. Во избежание этих проблем все творческие нововведения необходимо продумывать заранее, воплощать новые идеи и менять трактовку произведений в процессе разучивания и репетиций.
Очень важно для всех музыкантов- исполнителей соблюдение предконцертного режима. Накануне концерта необходимо быть в спокойном состоянии, не напрягаться, хорошо выспаться. В день концерта следует избегать сложных конфликтных ситуаций, беречь силы. Как правило, концерты проводятся после учебных занятий в вечернее время. Не рекомендуется много заниматься на фортепиано накануне и в день концерта, так как это сильно снижает энергетику и забирает физические и эмоциональные силы исполнителя. Репетиция с солистом обязательна, играть концертные произведения целиком не более двух раз. Непосредственно перед концертом солисту и концертмейстеру нельзя проучивать отдельные эпизоды, работать над сложными в техническими плане пассажами. Такая работа может нарушить цельность произведения на сцене. Ободряющие слова и улыбка прекрасно работают в этой ситуации. Надо настраивать себя и солиста на позитивный лад, моделировать ситуацию успеха.