ФОТОГАЛЕРЕЯ

Психологические особенности Эстрадного состояния исполнителя

Если ты, выходя на эстраду, не ощущаешь ватных ног

И розового тумана перед  глазами –

В тебе погиб артист.

Д.Ойстрах

Сложное, мало изученное состояние организма и психики музыканта-исполнителя, связанное с участием в концертном выступлении, обычно называется стрессом. Это не совсем верно, ибо отождествлять реакцию человеческого организма на чрезвычайное событие и творческое состояние музыканта, решающего художественную задачу интерпретации музыки, не вполне правомерно.

Действительно, одна из сторон такого состояния связана со стрессом – особым психофизическим состоянием подавленности, испуга, тревоги, возникающих при экстремальных воздействиях, угрозе благоприятному исходу деятельности. Стресс бывает информационным, когда существует дефицит информации и сознание не успевает принимать необходимые решения в  ситуации повышенной ответственности. Например, при чтении нот с листа, при игре пассажей технически трудных эпизодов и в других подобных случаях.

Стресс бывает эмоциональным, граничащим с паникой. При этом исполнитель испытывает отрицательные эмоции, что в свою очередь может привести к нарушению работы памяти и всей двигательной сферы, утере выразительности исполнения. Стресс может оказывать не только отрицательное воздействие, но и положительное, включающее защитные механизмы, которые пробуждают скрытые творческие силы человека. Наилучшей защитой от стресса является выработка навыков владения собой в экстремальных ситуациях, достижение наибольшей информированности о процессе исполнения на концертной площадке, приобретения соответствующего опыта выступлений на эстраде.

Другая сторона стрессового состояния вызвана фрустрацией – дезорганизацией работы сознания. Такое состояние может быть вызвано объективными причинами, к примеру, серьезными трудностями технического и художественного порядка. Повлиять на его возникновение могут и субъективные факторы, в частности, завышенная планка исполнительского идеала и недооценка своих возможностей его осуществления.

Защитой от фрустрации может быть игра сочинений, технически более доступных, с яркой образной задачей, что позволяет включать в исполнение музыкальную фантазию. Полезно использовать средства психологической защиты, во время игры использовать метод отвлечения внимания.

Третья сторона эстрадного состояния связана с внутриличностным конфликтом – переживанием невозможности уклониться от обязательной необходимости выйти на концертную площадку и играть там. Суть конфликта заключена в  разрыве между своими завышенными претензиями и реальными возможностями. Защититься от конфликта можно путем достижения определенного компромиса, с помощью выработки умения реально соотносить свои претензии и способности, путем построения педагогического процесса подготовки сочинения с точным прицелом на особенности исполнения на сцене.

Существует еще одна сторона состояния исполнителя – кризис. Для него типична ситуация, когда возникают противоречия между желаемой целью и невозможностью ее достойно реализовать как из-за отсутствия необходимых способностей, или по причине психологических срывов. Из подобного кризиса могут быть различные выходы. Один из них связан с изменением своих намерений, например, - отказ от сольной деятельности и переход к ансамблевой. Другой – с принятием новой жизненной стратегии: отказ от концертных выступлений и переход к преподавательской деятельности. В современных условиях отказаться полностью от исполнительской практики невозможно. После длительного кризиса вернулись на сцену гениальные пианисты Яков Флиер и Святослав Рихтер. Обращение к опытному психотерапевту помогло справиться с кризисом Сергею Рахманинову.

Общим для этих четырех состояний является высокий уровень напряженности, нарушение привычных норм жизнедеятельности. Переживание этих состояний приводит к их повторному возникновению при очередных выступлениях. Для предотвращения их появления важно знать отличительные черты исполнительских состояний дома, в классе и на сцене. Известный музыковед и педагог В.Ю. Григорьев разработал таблицу, в которой сведены соответствующие признаки и порождающие их причины.

Место исполнения

Дома

В классе

В зале

Адресат исполнения

Для себя

Для педагога и немногих присутствующих

Для слушателей, публики

Акустические условия

Акустика небольшой комнаты, хорошо знакомого пространства

Акустика класса иная, но вполне привычная

Непривычная акустика концертного зала, во много раз превышающего размеры комнаты и класса

Технические установки

Ошибки исправляются. Свобода остановок, повторений

Ошибки исправляются на ходу. Материал дробится мало, бывают остановки

Установка на высокий технический уровень и недопустимость ошибок. Единственное цельное исполнение

Художественно-исполнительские задачи

Ставятся в ограниченной мере

Их поле несколько расширенно

Стремление максимально воплотить художественную концепцию и исполнительские задачи произведения

Психофизиологическое состояние

Волнения, тревожности, стресса, и заметных психофизиологических перемен нет

Есть некоторое волнение, тревожность, но существенные перемены исполнительского состояния незаметны

Сильное волнение, стресс Значительные психофизиологические изменения с состоянии и поведении

Внимание

Единое, широкое малодифференцированное, слабого уровня

Раздвоено на игру и реакцию педагога, сужено

Раздвоено и максимально сужено

Память

Работает стабильно

Боязнь забыть выражена слабо

Сильно тревожит опасность забыть, фактические срывы памяти

Сознание и воля

Активно включены в игровой процесс

Функционируют умеренно

Действуют очень слабо

Интуиция и вдохновение

Не включено в исполнительский процесс

Интуиция включается редко, вдохновения практически нет

Возможность включения максимальная

Энергетика

Низкая

Средняя

Очень высокая

Оценочный фактор

Самооценка слабая

Оценка педагога и самооценка порой не совпадают

Оценка публики, оценка критиков и самооценка могут значительно расходиться

Социально-культурная ответственность исполнителя

Отсутствует

Ограничена мнением педагога и немногих слушателей

Присутствует в максимально возможной степени

 

Многие параметры, приведенных в таблице позиций, принципиально различны, так как исполнитель находится в трех разных художественных, акустических, психофизических и других условий, далеко отстоящих друг от друга по своим целевым устремлениям. Следовательно, исполнитель оказывается перед необходимой задачей формирования системы, которая позволяла бы адаптироваться к экстремальным условиям, освоить приемы саморегуляции исполнительских состояний. Эта система должна обеспечивать не только сохранение достоинств игры, достигнутых в подготовительном периоде, но и призвана формировать новые качества исполнителя, раскрывать скрытые резервы его творческих способностей. Система должна использоваться не только перед выступлением, но и на протяжении всего периода подготовки. Стать частью и сложного процесса исполнительского образования музыканта.(см. таблицу).

Основываясь на выше сказанном, можно считать занятия дома, работу в классе, репетицию и концертное выступление связанными друг с другом ступенями приближения к высшей цели – исполнению музыкальных произведения для слушателей. И каждая последующая ступень должна быть выше по энергетике и сосредоточенности музыканта, быть активнее в плане обогащения вариантов художественных и технологических решений. При восхождении с уровня на уровень более естественно происходит переход  в рациональное эстрадное состояние. На предварительном этапе используются приемы концентрации энергии и активизации физических сил, вырабатываются механизмы управления состояниями напряжения и расслабления, формируется умение грамотно работать над художественной интерпретацией сочинения.

 С другой стороны, необходимо научиться распознавать степень напряжения и зажатости мышц, особенно в условиях концертного волнения. Нужно уметь расслаблять их,  достигая для исполнения на сцене активного состояния всей мышечной системы организма. Индикатором сильного мышечного напряжения служит тремор рук, высокая степень зажатости мышц тела и лица. При этом существует закономерность: если расслабить одну мышцу, то процесс рефлекторно влечет за собой снижение излишнего тонуса других мышц. Станиславский К.С. неоднократно подчеркивал, что умение расслаблять мышцы на сцене должно у актера войти в привычку. Само понятие «расслабление» нужно понимать как освобождение от перенапряжения мешающих свободе игровых движений. Реальный игровой тонус мышц на концертном выступлении из-за включения большой энергетики должен быть выше, чем при обычных занятиях на фортепиано.

 На сцене у музыканта-исполнителя главную роль играет не физическая  (мышечная), а интеллектуальная, творческая и созидательная сторона деятельности. Однако и здесь необходимо определенное расслабление психической стороны процесса.

Два полюса можно дифференцировать в реагировании исполнителя на сцену. Один из них связан с полным представлением о сущности волнения и методах его преодоления. Другой полюс – отсутствие знаний специфики и условий исполнения. Дети, особенно до одиннадцати лет, привыкли действовать цельно, активно включаясь в предлагаемую ситуацию. У них нет  разграничения умственной деятельности и сенсорики, слаба оценка собственных действий, что приводит к относительно спокойному и уверенному поведению на сцене даже при отсутствии опыта концертных выступлений. Нельзя считать верным, что юный исполнитель не испытывает волнения при выступлении. Волнение ребенка проявляется в иных формах и с другой интенсивностью по сравнению с опытными музыкантами. Ребенок обладает большой энергетикой, а автоматизация игрового процесса, целостность восприятия и работа памяти – устойчивее и менее зависят от внешних факторов. Ребенок теснее связан с естественным механизмом копирования действий других людей. Эту закономерность можно использовать в ходе подготовки ученика к концерту. Важно, чтобы учащийся прошел через все стадии подготовительного процесса: сначала он видел своих друзей-музыкантов на сцене, потом выходил на сцену в качестве участника небольшого ансамбля, и уже в последствии, становился солистом.

Именно так знаменитые педагоги-музыканты П.Столярский и А.Ямпольский формировали у своих учеников навыки исполнительского поведения на концертах.  

В борьбе со стрессом мне помогла работа по созданию методического сообщения, составленного на основе трудов профессора, заслуженного деятеля искусств России Юрия Григорьева. Методические  материалы я активно использую в своей концертмейстерской практике.

Я не встречала музыкантов, у которых не было волнения перед концертом. Участникам семинара предлагаю несколько практических советов борьбы со стрессами из опыта моей работы.

Поддержка хорошей пианистической формы для концертмейстера – это необходимое условие выполнения своих прямых обязанностей. Концертмейстеры разучивают и исполняют произведения любого уровня сложности в классе, в конкурсной и концертной деятельности. Для поддержания хорошей формы надо самостоятельно заниматься на фортепиано, и активно работать в классе на уроках с солистами и коллективами.  

Один из способов преодоления стрессов – пополнение теоретического багажа, постоянное самообразование. Для меня наиболее полезными стали очные семинары, мастер-классы и курсы повышения квалификации, проводимые на многих очных конкурсах. (Межрегиональный конкурс  «Юные дарования» г. Сыктывкар). На очных мастер-классах опытные преподаватели, в процессе практической работы с учащимися, раскрывают секреты исполнительского искусства. На конкретных примерах показывают приемы работы над кантиленой и сложными в техническими отношении эпизодами, работают над стилевыми особенностями исполнения музыкальных произведений.

Концертмейстерам необходимо  готовить нотный материал, грамотно скомпоновать его для удобства игры в классе и на сцене. Не рекомендуется менять расположение нотных страниц накануне концерта, т.к. и глаза  и руки привыкают к определенному расположению нотного текста. Любые изменения темпа, агогики, динамики, сделанные в последний момент, приводят к стрессовой ситуации на  сцене. Из-за этого бывают потери текста и ошибки и у солиста, и у концертмейстера. Во избежание этих проблем все творческие нововведения необходимо продумывать заранее, воплощать новые идеи и менять трактовку произведений в процессе разучивания и репетиций.

Очень важно для всех музыкантов- исполнителей соблюдение предконцертного режима. Накануне концерта необходимо быть в спокойном состоянии, не напрягаться, хорошо выспаться. В день концерта следует избегать сложных конфликтных ситуаций, беречь силы. Как правило, концерты проводятся после учебных занятий в вечернее время. Не рекомендуется много заниматься на фортепиано накануне и в день концерта, так как это сильно снижает энергетику и забирает физические и эмоциональные силы исполнителя. Репетиция с солистом обязательна, играть концертные произведения целиком не более двух раз. Непосредственно перед концертом солисту и концертмейстеру нельзя проучивать отдельные эпизоды, работать над сложными в техническими плане пассажами. Такая работа может нарушить цельность произведения на сцене. Ободряющие слова и улыбка прекрасно работают в этой ситуации. Надо настраивать себя и солиста на позитивный лад, моделировать ситуацию успеха.  

 

Наша школа

Родителям

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Независимая оценка качества работы организации

Информационная безопасность детей

Национальный проект "КУЛЬТУРА"

Главная

Сведения об образовательной организации

Контакты

Противодействие коррупции

ПОСТУПАЮЩИМ