МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Воронкова Е.Н.,

преподаватель теоретических дисциплин

2017 - 2018 учебный год 

Диктант является одной из сложных форм работе в курсе обучения сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному  восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанные мелодии.

В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введение этой формы работы, а некоторое время заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. 

В первом полугодии первого класса учащиеся поют на нейтральный слог или с текстом небольшие фразы без предварительного пропевания. Также они записывают ритмические диктанты (четверть, две восьмые, половинные) или поют мелодии с рифмослогом, обозначающие различные длительности. 

При изучении тональности необходимо проводить устные диктанты в изучаемой тональности с включением в мелодию различных вариантов устойчивых и неустойчивых ступеней объемом 2-4 такта, с тактированием или без него.

В первом классе необходимо выработать навык быстрого и красивого нотного письма, хороший ориентации в нотном пространстве. Для этого нотные примеры пропеваются преподавателем с названием нот. При этом учащиеся должны записать высоту названного звука. Объем таких диктантов – октава. Записываются только сами ноты без указания длительностей.

В конце первого года обучения в качестве диктанта можно записывать знакомые, ранее выученные мелодии, мелодии предварительно спетые с названием звуков. 

Во втором классе расширяется круг тональностей, используемых для пения и чтения с листа, появляются новые длительности (целая, четверть с точкой шестнадцатая, четыре шестнадцатых), используются паузы: половинные и четвертные. Поэтому подготовительные упражнения не теряют своей актуальности. Чаще применяется диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерности развития мелодии. Затем приступают к записи мелодии. На предварительный разбор должно уходить не более 5-20 минут.

Диктант без предварительного разбора проводится не часто, только на основе уже хорошо выученных оборотов и сочетаний ступеней лада. Объем таких диктантов во 2 классе – 4-8 тактов в размерах 2/4,3/4,4/4. 

В третьем классе кроме диктантов с предварительным анализом большое место уделяется различным формам устного диктанта. Он помогает осознанному восприятию учащихся отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память. В диктанты для 3 класса включаются ритмические группы: четыре шестнадцатых, восьмая 2 шестнадцатых, четверть с точкой восьмая; простые затакты: одно восьмая, две восьмых, три восьмых, а также восьмые паузы.

Запись выученных мелодий как диктант на уроке или самодиктант – выученная на уроке мелодия записывается дома в родной тональности или в транспорте.

В 3 классе для расширения круга слушания полезно писать тембровые диктанты, исполняемые на различных инструментах. Записи этих  диктантов имеются в школьной фонотеке, но можно пригласить и старшеклассника для его исполнения или учащегося из 3 класса инструментального отделения.

Для работы над диктантом в младших классах можно использовать следующие пособия:

  1. Е.Быкова, Т.Стоклицкая «Музыкальные диктанты» 1.4 классы
  2. Ж.Металлиди, А.Перцовская «Музыкальные диктанты для ДМШ»
  3. Г.Фридкин «Музыкальны диктанты»
  4. Т.Огородкова-Духанина «Музыкальные диктанты для младших классов ДМШ»
  5. Г.Ф.Калинина «Занимательные диктанты 1.4 классы»