«Работа преподавателя

музыкальной школы с родителями

по эстетическому воспитанию»

преподаватель теоретических дисциплин,

Левончук Виктория Андреевна

Воспитание есть процесс социальный

в самом широком смысле. Воспитывает всё:

люди, вещи, явления, но прежде всего и

больше всего – люди. Из них на первом месте –

родители и педагоги.

А.С. Макаренко

 

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и детей более младшего возраста.

Ещё далеко не все отцы и матери в полной мере сознают свою родительскую ответственность и тем более проявляют её на деле. В беседах с родителями учащихся нередко приходится слышать такое: «Для нас главное – накормить и одеть ребёнка да проследить за выполнением школьных заданий». Несомненно, что наряду с другими причинами, подобное отношение родителей к детям играет определённую роль в росте среди школьников негативных явлений – таких, как потребительство, равнодушие, нигилизм, жестокость и другое.

Об актуальности дальнейшего повышения ответственности родителей за подготовку нового поколения говорят допускаемые ими ошибки в семейном воспитании.  Причём об этих ошибках говорят сами отцы и матери, сознавая их, и, тем не менее, мирясь с ними. Преодолению ошибок препятствует именно недостаточное осознание родителями своей ответственности за подготовку подрастающего поколения.

Семья обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей столку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание - один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающих развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания, можно условно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи приобщения:

Нельзя говорить об эстетическом воспитании всего народа без учёта возрастного развития человека. С раннего детства у ребёнка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребёнок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатываются определённые отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, ребёнок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет именно искусство: общение с ним определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от художественных произведений (будь то музыка, живопись, литература и т.д.), ребенок перерабатывает и реализует в собственном художественном творчестве. Детское художественное творчество – средство самовыражения и самоутверждения. Искусство развивает способности ребенка к художественному творчеству. Оно широко используется ребенком в учении, труде, игровой деятельности. Искусство заполняет свободное время школьника социально ценным содержанием, удовлетворяет эстетические потребности ребенка и способствует их всестороннему развитию. Искусство, кроме того, осуществляет своеобразную психотерапию, способствует снятию напряжения от учебы, труда и спорта.

Задачи современного искусства состоят в том, чтобы, во-первых, всесторонне осветить жизнь современного общества, раскрыть героику народа в труде и стремлении к миру в художественных образах. Во-вторых, влиять посредством художественных произведений искусства на чувства и мышления людей, воздействовать на их взгляды, отношение к окружающему, воспитывать их мировоззрение.

Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой стороны средством воспитания.

Всеобщность эстетического воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый человек соприкасается с эстетическими явлениями духовной жизни, труда, искусства, природы. Поэтому эстетическое образование каждого ребенка является важнейшим условием формирования с детства социально активной личности.

Семья представляет собой своего рода социальный «микрокосм», который с первых лет жизни приобщает ребенка к достижениям общечеловеческой культуры, поэтапно расширяет его кругозор, обогащает опыт. Успешность этого процесса напрямую связана с такими факторами родительской семьи, как возрастной состав, профессиональная подготовка и личностные предпочтения окружающих ребенка взрослых. Именно в семье благодаря заботе родителей о духовной жизни проявляются и реализуются интеллектуальные и эмоциональные возможности ребенка. Его привязанность к близким, доверие к ним определяют глубокое условие их взглядов, отношения к искусству, ценностных установок.  Подражательность младших школьников приводит к тому, что их эстетические предпочтения, как правило, совпадают с аналогичными предпочтениями родителей.

Естественно, что под влиянием семьи первоначально формируются интересы и эстетический вкус ребенка. При этом, чем более значимым в личностном отношении является взрослый, тем успешнее происходит присвоение малышом его эстетических пристрастий.

Семья регулирует художественное творчество младшего школьника, поддерживая или отвергая его интересы. Трудно предположить, что ребенок, который с дошкольного возраста не имеет других предметов для рисования, кроме шариковой ручки и обрывков тетрадей, сохранит желание рисовать и будет в дальнейшем с удовольствием этим заниматься. Ведь его рисунки никто не берег: не складывал в папку, не прикалывал к обоям, не показывал друзьям, не предлагал подарить в день рождения бабушкам-дедушкам, друзьям-приятелям. Никто не всматривался в эти рисунки. Они содержат много разнообразной информации. Используя их, психологи «заглядывают» во внутренний мир ребенка, выявляют проблему, подбирают пригодные для данного ребенка пути их решения.

Можно выделить несколько типов родительского отношения к эстетическому воспитанию ребенка.

Тип первый. Родители убеждены, что ребенку уготована судьба профессионала: музыканта, художника, актера, скульптора и т.д. Вопреки суждению педагогов о том, что для данного ребенка нецелесообразно планировать профессиональную карьеру, другие интересы и потребности малыша приносятся в жертву родительских амбициям. В этом случае неизбежно «силовое давление» на ребенка, а это в конечном итоге может привести к утрате теплоты и заинтересованности, без которой невозможны плодотворные взаимоотношения между детьми и их родителями.

Тип второй. Родители считают, что в наш суровый век искусство не может «прокормить» человека, тем более семейного. А поэтому, вопреки желанию ребенка, его занятия художественным творчеством вытесняются более практичными делами: иностранные языки, компьютер, экономика…

Тип третий. Родители, которые считают эстетическое образование необходимым направлением формирования интеллигентного человека.

Но и эти родители не всегда могут самостоятельно «выстроить стратегию» эстетического развития своего ребенка. Им полезно, например, узнать, что младший школьный возраст очень плодотворен для музыкального развития. В это время закладываются основы музыкальной восприимчивости. Яркость, свежесть эмоциональных впечатлений детей, их отзывчивость на явления жизни, расположенность к усвоению новых знаний позволяют использовать простые и естественные, а значит практически доступные каждой семье приемы.

Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Музыка является величайшим источником эстетического и духовного наслаждения. 

Музыка в нашей стране вошла в каждый дом. Музыку слушают взрослые и дети – классическую, народную, духовную, серьёзную и развлекательную.

Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого содержания. И всё потому, что в детские годы в семье не уделялось должного внимания музыкальному воспитанию.

Музыкальное искусство, непосредственно  и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка постоянный спутник человека во всей его жизни. Она по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживание его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе  особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. «Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира молодёжи, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной и личной жизни человека».

Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Интерес и любовь к музыке, вызванные в детстве, оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствует образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и эмоционально отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно - творческих способностей детей.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.

Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Ярко свидетельствуют результаты различных социально-психологических исследований о том, что семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготавливает почву для его формирования.

Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей.

Как организовать работу с родителями по обучению в области музыке, как привлечь родителей к совместной работе со школой, какую помощь оказать им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?

Проблема интереса к музыке у детей в семье принадлежит к числу наиболее важных для практической педагогики. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают, что интерес содействует общему психическому и умственному развитию ребёнка, расширению его кругозора. Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, они могут, с большим успехом использованы в самых разнообразных условиях. Увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний. Под его влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится активной, творческой, радостной, углублённой.

Музыкальная педагогика придаёт пробуждению желания заниматься музыкой огромное значение. Его наличие - это залог подлинного музыкального воспитания, а вместе с тем и формирование творческой личности.

Семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготовки для его формирования. Результаты различных социально-психологических исследований показывают, что очень многие ребята полюбили её благодаря родителям.

Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьёй М.И.Глинка, А.Г. и Н.Г.Рубенштейны, А.С.Даргомыжский, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.

Музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху Петра, во второй половине XVIII в., оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, умение владеть каким-либо музыкальным инструментом становится почти обязательным. Известный в то время композитор М.И.Бернарди в 1844 г. отмечает, что  в России каждая девица учится играть на фортепьяно.

Домашние музицирование, которое начиналось обычно ещё до поступления в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям, играло значительную роль в приобщении к музыке молодых людей XIX и начала XX в., воспитывало у них любовь к искусству.

Русская теоретическая мысль уделяла вопросам семейного музыкального воспитания большое внимание Д.И. Писарев, Н.В. Шемунов, В.П. Острогорский, А.П.Юдин, В.В. Демьянский сделали ряд выводов, интересных и полезных для современной практике домашнего музыкального воспитания:

а) домашнее музыкальное воспитание не должно сводится лишь к обучению игре на музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделять воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию их творческих способностей, формированию социальных чувств и стремлений;

б) Полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство со стороны родителей;

в) в домашнем музыкальном воспитании, как и воспитании вообще, очень важен учёт возрастных особенностей детей.

В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребёнка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это, прежде всего, связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда ещё музыка не была столь доступна во всём своём многообразии буквально каждому.

Широкое распространение телевизоров, магнитофонов, компьютеров сместило акцент в потреблении музыки на индивидуальные формы. Это в определённой мере благотворно влияет на развитие личности, повышая систематичность восприятия музыки и увеличивая избирательность к производителям искусства. Но, однако, не следует забывать и об отрицательных сторонах этого процесса. Содержание домашнего слушанья музыки, его интенсивность и качеств, в отличие от общественного, в гораздо меньшей степени подвергается контролю и регулированию. Кроме того, учитывая данные социологов о превалировании в музыкальной продукции произведений развлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то, домашнее потребление музыки в ряде случаев может и не привести к действительному развитию личности.

Во  избежание формирования потребительского отношения к искусству и односторонности развития музыкальных предпочтений подрастающего поколения, семье необходимо активно включатся в воспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение этой задачи, во многом новой и сложной для современных родителей, требует от них определённой педагогической подготовленности.

Основные усилия в наделении родителей музыкально-педагогическими знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом, в котором работают профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.

Задачи\аспекты деятельности педагога:

-    информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;
-    привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Родители и преподаватель-музыкант партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог → родители → дети;

-    создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;

-    приобщение родителей к музыкальному искусству;

-    понимание родителями о значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке, к этому источнику радости и вдохновения;

-    понимание ответственности родителей за подготовку подрастающего поколения.

Если педагог-музыкант в своей работе с родителями по эстетическому воспитанию будет использовать такие формы работы, как: совместные концерты учащихся и родителей; лекции, семинарские занятия, педагогические практикумы; встречи с артистами, певцами, композиторами; музыкально-педагогическое самообразование (чтение книг о музыке, чтение музыкальных журналов); домашние концерты; совместные походы в театр, филармонию, то предполагается, что  родители передадут свой опыт детям и эстетическое воспитание детей будет более эффективным.

         Методы работы.

Отправной момент музыкального воспитания – восприятие музыки. Оно лежит в основе всех видов музыкальной деятельности: слушания, исполнения, сочинительства. Наиболее доступным для каждого человека является слушание. Оно расширяет музыкальный кругозор, благо, что дома с помощью распространения ИКТ можно слушать разную музыку.

Обдумывая, как помочь ребенку научиться слушать музыку, родители нередко обнаруживают, что сами этим умением не обладают. Что же делать? Ответ один – учиться вместе со своим ребенком. А ему наиболее доступны произведения, отражающие жизнь детей, сказочные образы, героические сюжеты, картины природы. В этом случае роль взрослого сводится к тому, чтобы настроить маленького слушателя. При этом решающим фактором успеха становится увлеченность и заинтересованность близких.

Смолкли последние звуки. О чем спросить ребенка? Понравилась ли ему музыка. Какая она: веселая или грустная, торжественная или игривая, быстрая или медленная… А может быть, ему удалось узнать прозвучавшие музыкальные инструменты. Как видите, ни о регистрах, ни о мелодической линии, темпе, динамике речь не идет.

Многократное прослушивание помогает ребенку глубже проникнуть в музыкальный образ, уточнить какие-то особенности, на которые при предыдущих прослушиваниях ребенок не обратил внимания. Есть и другие приемы, которые повышают активность восприятия ребенком музыкального произведения: движение под музыку, хлопки, ходьба, бег, танцевальные па, движения рук. Можно использовать игровые приемы, которые внесут дополнительный эмоциональный настрой и закрепят интерес ребенка к музыке. Такие задания могут обыгрывать разные ситуации: «на уроке» (учитель – ребенок), «на концерте» (ребенок выступает в роли лектора). Задача – помочь ребенку поделиться своими впечатлениями о музыке, сформулировать мысли, оценить чувства, которые эта музыка у него вызвала.

Ребенок – фантазер с большим удовольствием возьмется сочинять сказку, отдельные события которой можно проиллюстрировать фрагментами знакомых музыкальных произведений. Если дать прослушать такую «музыкальную» сказку его друзьям-приятелям, может возникнуть новая возможность: рисование картинок к сказке. Так один вид творческой деятельности ребенка будет стимулировать другой.

Заметное влияние на эстетическое развитие младших школьников оказывает слушание программной музыки. Рассмотрим эти возможности на примере общеизвестного произведения П.И.Чайковского «Детский альбом». Одни пьесы больше нравятся мальчикам («Марш деревянных солдатиков»), другие привлекут и растрогают девочек («Новая кукла», «Болезнь куклы», «Похороны куклы»), третьи дадут мощный толчок фантазии тех и других.

К чему сводится роль взрослого? Краткими пояснениями следует дать первоначальный толчок эмоциям, несколькими фразами и выразительными движениями рук помочь ребенку уловить ритм и обозначить словами характер музыки.

Следующий этап – иллюстрирование музыки. Здесь огромную роль играет не техника рисунка («умение рисовать»), а материалы, при помощи которых можно добиваться большей выразительности и яркости иллюстраций.

Непрограммная музыка может служить фоном для фантазирования. Не хочешь рисовать, полистай альбом с цветными репродукциями. Подбор             иллюстраций к музыке увлекает ребенка. Как показывает опыт, с работой прекрасно справляются даже воспитанники детских садов – детишки пяти-шести лет.

С первого класса детям доступен жанр оперы. Это вовсе не значит, что семилетнего пора тащить в Большой театр на «Хованщину». Нужны произведения, доступные по содержанию и музыкальному языку. К ним относятся «Мой до дыр» Ю. Левитина, «Красная шапочка» М. Раухвергера, «Алиса в стране чудес» Геворкяна. Прекрасно воспринимаются младшими школьниками музыкально-литературные композиции по балетам П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Широкое распространение ИКТ приближает искусство к семье, живущей в любом уголке мира.

Особую роль следует отвести музыкально-педагогическому лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определённой группы, конкретными задачами музыкального воспитания. На таких лекториях родители должны узнать, что, прежде всего, необходимо подготовить почву для воспитания музыкального интереса своим вниманием к музыкальным занятиям и успехам детей, уместными советами и собственным участием в этих занятиях.

Не менее важно создание дома благоприятного музыкального климата: родители должны показать детям, что их любимые музыкальные произведения доставляют им радость, удовольствие, вызывают бодрость, желание делать большие, хорошие дела улучшают настроение.

На лекториях целесообразно раскрыть значение активной музыкальной деятельности, в процессе которой развивается и закрепляется интерес к музыке. Родителей следует учить, что педагогически целесообразно организовывать домашнее музицирование ребёнка (пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку).

Они должны знать, что у детей формирование вокальных мышц начинается только к 7-8 годам, а заканчивается лишь в 12-13 лет. Младшие школьники поют за счёт натяжения голосовых связок. Поэтому родителям важно обратить внимание, прежде всего на охрану детского голоса, т.е. на то, чтобы ребёнок не пел слишком громко, не переходил во время пения на крик. Хорошо, если взрослые будут петь, но и постоянно стимулировать его желание проникнуть в содержание исполняемого.

Музыкально-педагогическое самообразование родителей.

На  восприимчивую психику детей очень большое влияние
оказывают яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг и рассказов о жизни музыкантов, их творчестве, отдельных музыкальных произведений, просмотр передач на музыкальную тематику (канал «Культура») помогут улучшить интерес детей к музыкальному искусству.

Делом престижа в современном обществе стало посещение концертов в филармонии. Как ни обидно бывает порой за нынешнюю филармоническую публику, а все же слушает-то она Моцарта и Вагнера, Мусоргского и Свиридова, а от этого еще никто не становился хуже… Опыт визитов на концерты с младшими школьниками показывает, что ярчайшие страницы в летописи музыкальных впечатлений (кстати, и у ребят, и у взрослых) открываются именно при совместных визитах в филармонию. Следует заметить, что девочки и при этом, как правило, прекрасны, а мальчишки даже элегантны, как никогда.

При посещении театра большое внимание следует уделить подготовительному этапу, методика которого может быть такой: краткая беседа о театре, оперном или балетном жанре; знакомство с музыкально-литературной композицией; ознакомление с образами литературы и изобразительного искусства, близкого спектаклю по теме и идее; зарисовка отдельных эпизодов будущего спектакля. На этом этапе важно создать у детей определённый настрой, радостное ожидание, сделать эту радость «перспективной».

Особое внимание следует уделять посещению родителями мероприятий (концертов, спектаклей, лекций и т.п.) с участием их детей. Эмоциональная поддержка перед выступлением, моральная во время выступления и одобряющая реакция после – это самая ценная нить, соединяющая все аспекты, как в воспитании, так и во взаимоотношениях в целом. Безусловно, после выступления, когда эмоции перевозбуждения и волнения утихнут, необходимо его обсудить. Здесь в случае необходимости родителю обязательно нужно очень тонко и осторожно найти подходящие слова для критики, которые, несомненно, должны быть подкреплены идеями для дальнейшей работы над собой и душевной поддержкой.

Встречи.

Очень интересными, полезными и радостными являются встречи с артистами театра, с композиторами и певцами. К каждой встрече нужно готовиться заранее. Родители и дети готовят самые интересующие их вопросы о творчестве, о жизни музыканта, который должен быть на встрече. Гость в свою очередь готовит небольшой рассказ о своей жизни, как он стал музыкантом. Исполняет свои произведения (если он композитор), а если исполнитель, то показывает свой репертуар.

Очень действенны индивидуальные формы работы, к ним можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.

Преподавателю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее обговорены и спланированы), необходимо готовиться.

Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, педагог-музыкант лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту формы работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.

Во время беседы-консультации в школе появляются дополнительные возможности для рекомендации психолого-педагогической литературы с демонстрацией некоторых публикаций, для совместного прослушивания аудиозаписей с выступлениями современных учёных-педагогов.

Также эффективны родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Одна из главных задач педагога-музыканта – это способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Суть взаимодействия педагога-музыканта и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет и педагогу,  и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы педагога-музыканта, которое, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

Можно ещё добавить, что общее и специальное музыкальное образование школьников всегда было, и остаётся неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Музыкальное воспитание формирует творческую личность, способную пережить и перестрадать то, о чём думал, что пережил и воплотил в образах художник, и способную создать свои художественные произведения.

Семья является благодатной почвой для формирования и подготовки ребёнка к музыкальному воспитанию, следовательно, для формирования творческой личности.

Напомню основные методы работы     педагога – музыканта по эстетическому воспитанию:

- систематические занятия музыкально педагогического лектория (лекции, педагогические практикумы, семинарские занятия, тематические вечера, встречи с артистами театра и филармонии).

- музыкально – педагогическое самообразование родителей силами детей

- индивидуальные консультации с родителями

- организация концертов для родителей силами детей

- посещение театров, концертов, филармоний.

В работе с родителями и их детьми постоянно затрагивается такой важный вопрос, как культура поведения школьников. В процессе занятий музыкой искусством  в ребятах происходят  серьёзные изменения, не обратить внимания на которые ошибочно. Искусство выступает здесь как фактор, формирующий такие стороны поведения человека, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру речевого общения с окружающими (манеру говорить, слушать, чистоту языка), внешний облик, умение и желание разумно и интересно проводить свой досуг, следить за собой.

Современная работа школы и семьи необычно обогатила процесс познания музыки ребятами, способствовала развитию устойчивого интереса к ней. Мнение родителей в совместных знаниях искусством являются документами, которые ещё раз подтверждают ценности и важность эстетического фактора в воспитании современного подростка.
Работа в области музыкально эстетического развития подрастающего поколения показывает, что на её эффективность большое влияние оказывает семья. Те знания и впечатления, которые ребята получают в школе, по- разному преломляются в каждом из них. Там, где действие совпадает с действиями семьи, эффект будет наибольший.

 Список рекомендуемой литературы:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат,1982г.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Издательство Казанского университета, 1998 г.

4. Антонов А.И., Борисов А.Л., Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1990 г.

5. Аришина Н.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983 г.

8. Вопросы эстетического воспитания учащихся (из опыта работы школ Татарской АССР). Издательство Казанского университета, 1972г.

9. Зацепин В.И.  Молодая семья. – Киев, 1991г.

10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос», 2000г.

12. Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989г.

13. Искуство и школа: Книга для учителя/ составил А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 1981г.

15. Коненков С.Т. Беседы об искусстве. – М.; 1954г.

18. Лёвшин И.С. Как воспринимаются произведения искуства (из опыта социологических исследований). – М.: Знание, 1983г.

20. Лихачёв Б.Г. Эстетика воспитания. – М., «Педагогика», 1972г.

21. Мантейчек Зденяк. Родители и дети. – М., 1992г.

22. Минтоян А.А. Потребительское поведение семьи. – М.; 1990г.

23. Мудрость воспитания: книга для родителей – М.,1998г.

25. Нефёдов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. – Минск, 1971г.

26. Никитин Б.П. Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки – М.,1989г.

27. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова,Л.П.Барышникова и др.,; Под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение,1986г.

28. Основы  эстетического воспитания. Учеб. Пособие. Под ред. А.Кдрёмова.- М., Высшая школа», 1975г.

29. Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс. Пособие для 30. Отец в семье: Книга для родителей. – М. 1970г.

32. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов высш. и сред. Пед. учеб. Заведений /С.А. Смирнов, И.б. Котова/; - М.; Издательский центр «Академия»,2000г.

33. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. Курсов: В 2кн. – М.: Впадос, 1999г.

34. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. – М.,1987г.

36. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика, - М.;1977г.

40. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими /пер с анг. –М.,1993г.

42. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности.-М.,1948г.

43. Эстетика и современность. Книга для учителя. Под ред. С.Е. Можнягуна. – М., «Просвящение»,1978г

Журналы:

1. Ванслов Об отражении действительности в музыке // Вопросы философии-1950г. – №3.

2. Лаврентьев В.В. Семья и школа //Классный руководитель. – 2000г. №3 с 86-88 стр.

3. Крупнина И. Педагогическое просвещение родителей. // Воспитание школьников. – 2001г. №1 – с 18-20 стр.