О фортепианной поддержки сольфеджирования

Е.Н.Воронкова

2018 - 2019 уч.год

            Вопросы фортепианной поддержки сольфеджирования на уроках стоит очень остро. Одни педагоги считают, что ребенок сам, без помощи, должен допеть музыкальный фрагмент. Другие уверяют, что педагог может «поддержать» ученика, направив его слух в нужное русло, голосом  либо игрой на инструменте.

            Л.Островский в своей методике дает следующее разъяснение: «Фортепиано следует привлекать в момент настройки в тональности, а также для корректировки пения; это корректирование надо выполнять чутко, бережно, без назойливого вмешательства, добиваясь самостоятельности и активности слуха учащегося, гибкого исправления допущенных им ошибок в тексте или строе».

            Напоминание о тонике, своевременная поддержка гармонией трудного мелодического момента – основные задачи обращения к фортепиано во время пения; при этом обращение должно иметь характер мягкого певучего касания, недопустимо выстукивание аккомпанемента, вредны удары по клавишам, которые имеют целью выправить нарушение строя, а в действительности лишь нервируют учащегося, ничуть не помогая почувствовать и осознать допущенную ошибку и добиться внутренней верной настройки.

            Одновременно надо избегать того, чтобы подыгрывание на фортепиано становилось для учащегося привычкой, без которой он не мог бы обойтись. Такое отношение к фортепианному сопровождению лишает учащегося активности, самостоятельности. Отсутствие аккомпанемента в данном случает лишает уверенности, интонация становится неустойчивой, и чистота строя попадает в зависимость от фортепиано.

            «Не приходится скрывать и того, что иногда педагог подбирает малохудожественное сопровождение или неподходящую гармонию, мешающую пению и стилистически чуждую данной мелодике. Вредным является неумелое подыгрывание случайно подобранными аккордами при сольфеджировании, например, народной песни. Фортепианное сопровождение к техническим упражнениям должно содействовать воспитанию и укреплению ладового и ритмического чувства: оно не должно быть вычурным, искусственно притянутым».

            Что касается сопровождения в музыкальном произведении гомофонного склада, например в романсе, то здесь желательно пользоваться авторским сопровождением, если не в полной фактурном изложении, то с сохранением гармонии автора. Аккомпанемент не должен быть громким, стучащим, назойливым, мешающим учащемуся слушать себя. Если педагог не владеет фортепиано в такой мере, чтобы музыкально выполнить партию сопровождения или аккордовый фон, лучше ему отказаться от сопровождения.

            Полезно также при сольфеджировании подыгрывать на фортепиано гармонический басовый голос, который, однако, не должен заглушать пение, а лишь гармонически поддерживать исполняемый голос, содействуя чистоте строя и создавая известную гармоническую перспективу интонирования одного или двух голосов. В таких пособиях, как  сборник двухголосного сольфеджио Н.Ладухина, оба голоса развиты мелодически и вполне самостоятельны, что допускает пение одного из голосов в сопровождении другого на фортепиано. Желательно, однако, чтобы в пособиях по сольфеджио хотя бы часть примеров сопровождалась специальным голосом для исполнения на фортепиано. Этот голос должен состоять из гармонических звуков, выдержанных басовых тонов, исполнение его не требует большой фортепиано техники и будет доступно педагогу и самому учащемуся. Такой голос служил бы хорошей поддержкой при  пении и вполне заменял бы аккордовой сопровождение при занятиях по сольфеджио.

            А.Рубец в своих сборниках приводит одноголосное сопровождение для левой руки при гармонизации гамм и в двухголосии (3-й и 5-й сборники). Хорошо было бы в сборнике, составленном на ином интонационном материале, воспользоваться этим полезным приемом сопровождения в виде гармонического голоса, простого подголоска, выдержанных звуков – органных пунктов и т.п.

            Многоголосную музыку, как правило, надо сольфеджировать без фортепианного сопровождения. На занятиях с продвинутыми учащимися фортепиано может быть использовано при исполнении хоровой партии одним учащимся: исполняя голосом порученную ему партию, он остальные партии играет на фортепиано. Для таких занятий с успехом может быть использован сборник В.Соколова «Многоголосное сольфеджио». Этот вид занятий требует мягкого, певучего исполнения голосов на фортепиано в ровном темпе, при возможно более полном слиянии напеваемого голоса с остальными.

            Убедившись на практике о желательности избежать назойливого вмешательства фортепиано в процесс сольфеджирования, автору, хочется сделать небольшое дополнение: в работе с вокалистами, привыкшими к пению с сопровождением фортепиано, умная поддержка педагога, несомненно, способствует преодолению ряда ладово-ритмических трудностей. Не освобождая вокалистов от необходимости овладения самостоятельными навыками интонирования музыкального текста, надо все же предоставить им возможность проверять себя и в привычных, «естественных» условиях. Речь идет, разумеется, только об исполнении произведений гомофонно-гармонического склада.