Содержание и методы работы в подготовительной группе
Воронкова Е.Н.,
препод. теоретических дисциплин
2020 - 2021 уч.год
Детская музыкальная школа – это важнейшее звено начального музыкального образования. Она призвана широко пропагандировать музыкальную культуру, выявлять и развивать музыкальные способности детей, формировать в них музыкально-эстетический вкус.
Современная психология устанавливает тот факт, что музыкальные способности могут развиваться, но степень интенсивности этого развития удается проследить только в процессе музыкальных занятий. Решению этой задачи способствует организация при детских музыкальных школах подготовительных отделений.
В нашей школе подготовительное отделение существует уже на протяжении ряда лет. Принимаются в нее дети 5-6 лет. Наполняемость групп 10-14 человек. Количество желающих обучаться в детских музыкальных школах достаточно велико, особенно по классу фортепиано, флейты, скрипки. Поэтому важно раскрыть способности и возможности будущих учеников, подготовить их к серьезному процессу обучения, тем самым снизив количество учащихся бросающих обучение в первый год.
Какие формы работы на подготовительном отделении используются в нашей школе. В основном это творческие задания, помогающие развить слух и голос будущего абитуриента: пение, слушание, ритмика, нотная грамота.
Пение – одна из основных форм работе в подгруппе. Задача преподавателя состоит в том, чтобы научить всех детей петь и слышать, понимать и правильно исполнять, уметь петь вслух и «про себя». Репертуар песен должен быть достаточно разнообразным. Можно использовать песни дошкольного репертуара (особенно на начальном этапе) и более сложные в ладово-ритмическом и интонационном отношении произведения.
На первых занятиях проводится индивидуальная проверка вокально-интонационных данных каждого ребенка: чистота интонирования, звуковой диапазон голоса, умение петь без крика. Выявляются плохо поющие дети, а также поющие в очень ограниченной тесситуре. Возможно деление учащихся на 2 группы – поющие более высоким и более низким голосом.
Основной целью работы над развитием певческих навыков в подготовительной группе является выработка у учащихся навыков:
¾ пение своим, естественным голосом без малейшего форсирования звука;
¾ выработки навыка кантилены на коротких фразах;
¾ правильное формирование гласных;
¾ выработка правильного дыхания: спокойный вдох, экономный выдох, дыхание между фразами.
В работе большое значение имеет обучение с голоса. Очень важно уметь петь самому, показывая, как нужно открывать рот, как брать дыхание. Подобная работа позволяет разучить за год достаточное количество произведений и, кроме того, уделять больше времени отработке качества исполнения.
Обычно пение начинается с первого урока. Это исполнение детьми любимых печенок с целью выяснения данных ребенка, то на втором уроке дети начинают петь хором. Сначала это отдельные звуки, чаще всего ми-фа (наиболее близкие по высоте детского голоса). Поется этот звук на какой-нибудь слог, способствующий правильному звукообразованию (ля, на, да). Причем уже с первых уроков необходимо приучить детей к определенной системе: «слушаем» - «поем про себя» - «поем вслух». С самого начала нужно разучить с детьми несколько прибауток на одном звуке. Пение прибауток иметь немаловажное значение: это первая попытка хорового пения. Кроме того, можно использовать пение прибауток для индивидуальной работы (т.е. пение цепочкой). В дальнейшем пение прибауток на одном звуке можно использовать во время распевания, поднимаясь по полутонам или тонам.
Распевание – это очень важный элемент пения. Оно вначале урока организует слуховой и голосовой аппарат детей, сразу настраивает на нужную тему. Для распевания в подготовительной группе наиболее целесообразно использовать пение не отдельных слогов, а конкретных текстов, звукоподражательных слов, например, «ау», «ку-ку». Здесь могут быть использованы песенки-прибаутки на одном звуке, коротенькие попевки, несложные хорошо знакомые песенки. Обычно упражнения для распевания не превышают вначале обучения терцию, а в середине года квинту. Это связано, прежде всего, с малой развитостью голосового аппарат у детей.
Большое значение в развитии голосового и слухового аппарата детей имеет разучивание песен. В подготовительной группе имеет место разучивание только по слуху. Важно, чтобы песни, разучиваемые детьми, были эмоциональные, хорошо исполнены при первом прослушивании. Обычно дети уже после первого исполнения могут сказать о настроении пенсии, разобрать ее содержание и характер. На первом уроке следует исполнить песню, разобрать ее (характер, настроение), разучить 1 куплет, сначала текст, а затем мелодию по фразам. 1 куплет, сначала текст, а затем мелодию по фразам. На следующих уроках разучиваются следующие куплеты, устраняются ошибки, отрабатывается исполнение. При этом важно добиться того, чтобы каждый учащийся мог спеть песню самостоятельно, без поддержки инструмента или голоса.
Неразрывно связано с пением и слушание музыки. Очень важно научить детей внимательно и с интересом слушать музыку. Педагог поет детям новые песни, которые затем поют они сами, играет небольшие пьесы, стремится к тому, чтобы дети запоминали названия инструментальных пьес и их композиторов, отличали бы одну пьесу от другой.
Музыка дл слушания должна быть яркой, запоминающейся, эмоциональной. Лучше всего если такая музыка обладает определенными элементами изобразительности. Хорошо воспринимается также детьми музыка на определенный сюжет: сказки, детские оперы, где поют и действуют знакомые детям персонажи.
Слушание музыки используется для иллюстрации нового материала, например, при разговоре о различных регистрах просто необходимо сыграть детям как чирикает птичка, или идет медведь по лесу, или крадется лиса. Точно также можно проиллюстрировать темп, лад, характер звукоизвлечения.
Дети способны с раннего детства различать общее настроение и характер музыки. Постепенно у них формируется произвольное внимание, умение прислушиваться к музыке. Возникает потребность в ней, появляются любимые произведения, и дети готовы многократно их слушать. При этом они замечают новые, ранее не замеченные ими детали. Появляется известная наблюдательность. Теперь они способны уловить не только общее настроение и характер, но и смену их на протяжении развития музыкального образа. Очень полезно детям слушать произведения с развитием музыкального образа, многохарактерные пьесы. При этом поясняется выразительное назначение отдельных музыкальных средств. Например, слушание пьесы «Камаринская» П.Чайковского начинается с обозначения характера произведения: веселый, задорный танец. При втором прослушивании отмечаем, что музыка сначала спокойная, плавня, затем темп ускоряется, танец становится быстрее, задорнее, «расходится». Затем звучание внезапно стихает, танцор замедляет движение и заканчивает пляску. В беседе отмечаются не только изобразительный характер музыки, но и выразительные свойства динамических оттенков и изображения различных народных инструментов, сопровождающих пляску. При этом проигрываются отдельные эпизоды и музыкальные фразы.
Очень важно в словесных пояснениях постоянно отмечать связь музыки с теми явлениями жизни, которые отражены в ней. Этому помогает художественная литературно-краткий рассказ, сказка, стихотворение. При интерпретации произведений никогда не нужно навязывать свое мнение.
Очень хорошо использовать на уроке грамзапись. Дети по-разному воспринимают исполнение «в живую» и запись одного и того же произведения. Да, общение с исполнителем облегчает восприятие. Но прослушав на фортепиано пьесу в исполнении педагога, дети затем с восхищением воспринимают эту же музыку в оркестровом или камерно-ансамблевом звучании. Благодаря такому методу работы дети получают представление об оркестровых красках и возможностях.
При слушании музыки могут быть применены различные наглядные пособия. Это предметные картинки (идущий человек, бегущий мальчик и т.д.), иллюстрации к сказкам, картины художников. После прослушивания, дети показывают ту или иную картинку. Такая система целесообразна при прослушивании многочастных произведений. Слушая 2-3 частную пьесу со сменой темпа, дети тут же отмечают начало новой части соответствующим символом-картинкой.
Часто при прослушивании музыки дети выполняют определенные движения, помогающие изобразить различные части и фразы произведения, регистры, размеры, ритмы (постукивание, хлопки, поднимание и опускание рук и и.д.).
В музыкальном воспитании учащихся подготовительного отделения большое место занимает ритмика. Она имеет целью развитие музыкальной ритмичности детей, а также способствует первому ознакомления со средствами музыкальной выразительности. Особенностью этих заданий является то, что на ритмике эти цели достигаются в процессе занятия движением.
Основным методом является внимательное прослушивание музыки, активное и эмоциональное ее восприятие, анализ ее содержания и выразительных средств, и отражение их в движении.
Основные задачи обучения:
1.Двигаться в соответствии с характером, темпом, динамическими оттенками музыкального произведения, понятного детям по своему содержанию, сложности, объему.
2.Двигаться в соответствии со строением музыкального произведения, различать вступление к музыке и уметь использовать его как сигнал к движению, указывать музыкальные фразу и части. Начинать и заканчивать движение точно вместе с музыкой.
3.Ощущать и выделять сильные доли такта, на слух определять музыкальный размер 2/4, ¾, уметь дирижировать в этих размерах.
4.Различать длительности (восьмая, четверть, половинная), несложные ритмические рисунки и уметь исполнять их в движении – хлопками, шагами, бегом, прыжками.
5.Указывать верхний и нижний регистры и отмечать их изменение движениями.
6. Легко, правильно и выразительно двигаться.
Ритмические задания являются частью урока и проводятся в середине, когда у детей начинается сказываться усталость. Тем самым таки задания выполняют еще и роль физминуток. Начинается ритмическая работа с движений под музыку. Если упражнение повторяется, то детям предлагают послушать музыку, вспомнить, как называется эта пьеса, что делали под нее. Потом дается усложнение: изменить движение, показать, где можно остановиться и отдохнуть, а когда можно двигаться дальше. Такие упражнения дети выполняют быстро и с удовольствием. На следующих занятиях упражнение закрепляется, проверяется отдельно каждый ученик. Если упражнение разучивается в первые, то дети сначала знакомятся с музыкой, говорят о ее характере, настроении, озвучивают жанр (песня, танец или марш), дают название. После этого преподаватель называет композитора и истинное название произведения.
Среди ритмических заданий рекомендуется включать и первые творческие. Это упражнение «сочинялки». Детям задается ритмический вопрос, часто он исполняется с голосом, которые яснее показывает незаконченность построения. Детям предлагается ответить на вопрос ритмически, и довести ответ до завершения.
Очень развивает чувство ритма упражнение «Ритмическое эхо». Дети повторяют за преподавателем ритмические рисунки. Они могут исполняться и с пением.
Итогом всей работы группы подготовительного отделения является вступительные испытания. Дети, прошедшие обучение, отличаются музыкальной сообразительностью, умение правильно петь, обладают диапазоном в пределах октавы, неплохим ритмическим чувством, лучшей координацией движений. Эти дети уже получили первоначальные теоретические знания, что значительно облегчит им обучение в 1 классе музыкальной школе.
Литература: